Меню блога

10 апреля 2012 г.

Архитектура ЕвроПРО: Всего Лишь Защита От Ирана?

Статья «Этапы создания противоракетной обороны США» была посвящена истории создания системы ПРО США до прихода к власти президента-демократа, Барака Обамы. С его назначением на этот пост и связан нынешний, пятый, и, возможно, не последний этап создания системы. Несмотря на изменившееся название концепции – вместо «третьего позиционного района» Джорджа Буша-младшего «ЕвроПРО» Барака Обамы, ее суть не изменилась. Более того, предыдущее название концепции «третий позиционный район» уместно применять и к планам Барака Обамы, имея в виду существование двух позиционных районов ПРО США на Аляске и в Калифорнии. О характеристиках создаваемой системы специально для ИА «Оружие России» рассказывает Валерия Шацкая.



В настоящее время система ПРО США уже включает в себя противоракеты GBI (Ground-Based Interceptor) шахтного базирования в штатах Аляска и Калифорния, для перехвата баллистических ракет (БР) на среднем участке их траектории (к концу 2010 года было развернуто 30 перехватчиков1 противоракеты Patriot PAC-3, а также с 2002 года по конец 2010 года система противоракетной обороны США включала:30 противоракет наземного базирования дальнего действия для защиты своей территории военные корабли с системой ПРО «Иджис» перехватчики «Стандарт-3» для военных кораблей с системой ПРО «Иджис» модернизированный радар «Cobra Dane» на Алеутских островах модернизированные радары раннего обнаружения (в настоящее время база ВВС Биль, Калифорния; Фалингдейлс, Великобритания и Тула, Гренландия)7 мобильных X-band радаров, с одним размещенным в Японии и одним в ИзраилеX-band радар морского базирования, действующий в Тихом океане для обеспечения испытательных пусков и текущих оборонительных операций единую подсистему командования, контроля и боевого управления системы ПРО2.
Стоит также добавить, что в 1998 году на севере Норвегии в г. Вардё был развернут радар раннего предупреждения, который был затем модернизирован. А в 2008 году Агентство по ПРО США планировало, что радар «Глобус-2» в Варде будет работать совместно с радаром в Фалингдейлс (Великобритания) в рамках плана по ПРО для Европы.3


Элементы системы ПРО США


радар Cobra Dane

Радар в Гренландии

Противоракеты GBI

Перехватчик GBI

Радар в Великобритании

Радар в Вардё






























В настоящее время система ПРО США уже включает в себя противоракеты GBI (Ground-Based Interceptor) шахтного базирования в штатах Аляска и Калифорния, для перехвата баллистических ракет (БР) на среднем участке их траектории (к концу 2010 года было развернуто 30 перехватчиков1 противоракеты Patriot PAC-3, а также с 2002 года по конец 2010 года система противоракетной обороны США включала:
30 противоракет наземного базирования дальнего действия для защиты своей территории военные корабли с системой ПРО «Иджис» перехватчики «Стандарт-3» для военных кораблей с системой ПРО «Иджис» модернизированный радар «Cobra Dane» на Алеутских островах модернизированные радары раннего обнаружения (в настоящее время база ВВС Биль, Калифорния; Фалингдейлс, Великобритания и Тула, Гренландия) 7 мобильных X-band радаров, с одним размещенным в Японии и одним в Израиле  X-band радар морского базирования, действующий в Тихом океане для обеспечения испытательных пусков и текущих оборонительных операций единую подсистему командования, контроля и боевого управления системы ПРО2.
  
X-band радар                                                             Подсистему контроля C2BMC
Стоит также добавить, что в 1998 году на севере Норвегии в г. Вардё был развернут радар раннего предупреждения, который был затем модернизирован. А в 2008 году Агентство по ПРО США планировало, что радар «Глобус-2» в Варде будет работать совместно с радаром в Фалингдейлс (Великобритания) в рамках плана по ПРО для Европы.3
Ядерные возможности Ирана с точки зрения США
Эта система должна создаваться в четыре этапа:
В первой фазе до конца 2011 г. предполагалось развертывание ряда противоракетных комплексов для защиты от баллистических ракет малой и средней дальности. Предусматривалось размещение в Средиземном море кораблей, оснащенных многоцелевыми комплексами «Иджис» (Aegis) и ракетами-перехватчиками «Стандарт-3» мод.1А., а также радара ПРО в Европе, предназначенного не только для противоракетных систем, расположенных на кораблях, но и для противоракет США в двух позиционных районах.
Вторая фаза до 2015 г. предусматривает развертывание более совершенного перехватчика СМ-3 мод.1В и дополнительных информационных средств. Эта фаза включает в себя развертывание и наземного противоракетного комплекса на основе ракет «Стандарт-3» на юге Европы в дополнение к системам морского базирования.
Третья фаза к 2018 г. предполагает развертывание на севере Европы еще одного подобного противоракетного комплекса. При этом намечается оснастить наземные и корабельные системы «Иджис» перехватчиками «Стандарт-3» мод.2А, что позволит обеспечить защиту всех европейских союзников Североатлантического Альянса.
Наконец, четвертая фаза до 2020 г. означает достижение дополнительных возможностей по защите территории США от МБР, запускаемых с территории Ближнего Востока. В этот период планируется появление противоракет СМ-3 мод 2В. Кроме того, все фазы включают проведение модернизации связей системы ПРО и структуры боевого управления.4
Однако, по заявлению генерального секретаря НАТО Андерс Фог Расмуссена, уже в 2018 году система ПРО США будет введена в эксплуатацию, но начнет действовать уже в мае 2012 года.5 Очевидно, что новая система отличается мобильностью, что должно позволить системе ПРО США быстро реагировать на возникающие угрозы с любой стороны.
Кроме того, по сравнению с планами Д. Буша заметен больший охват системой ПРО стран Европы, что не может не вызвать опасения. США стремятся создаваемую ЕвроПРО перевести под эгиду НАТО, что объясняется двумя причинами:
Поделить финансовые затраты между всеми участниками ПРО НАТО. Тем самым снизить финансовую нагрузку США или обеспечить финансовую зависимость некоторых стран.
Возможно, поставить развертывание системы ПРО США по контроль международной организации, т.е. НАТО, с тем, чтобы тем самым завуалировать цели США.
Но, не стоит забывать, что именно Вашингтон играет лидирующую роль в НАТО и, по сути, Европа попадает не только в военно-техническую, но и политическую зависимость от США. В ЕС в настоящее время отсутствует единая система коллективной безопасности. Кроме того, ввиду определенных разногласий стороны не могут выстроить общую внешнюю политику и политику в области обороны.
Поэтому НАТО и может служить механизмом для выполнения этих задач, но под руководством США. Возможно, некоторые страны (Франция, Германия) и тяготеют к созданию системы безопасности ЕС, но, например, малые страны заинтересованы в НАТО. В связи с этим система ЕвроПРО служит для США и инструментом воздействия на Европу.
Это своего рода и способ контролирования ЕС. Ведь ПРО НАТО — лишь компонент глобальной ПРО США, которая направлена именно на защиту территории США и войск США. Несмотря на то, что Вашингтон заверяет, что эта система предназначена и для защиты территории союзников, т.е. стран членов НАТО. Европейские партнеры США по НАТО, напротив, в случае возможного конфликта могут оказаться под ударом противника.
Ведь первые удары могут быть нанесены по элементам ПРО, а также по административным, политическим, военным и другим центрам, размещенным в Европе. И даже если США будут в соответствии с договором НАТО защищать территории союзников, в любом случае европейские страны понесут наибольший урон.
К концу 2011 финансового года, архитектура системы ПРО должна состоять из:
23 кораблей с системой ПРО Иджис, способных обнаруживать БР средней и малой дальности и осуществлять наблюдение и отслеживание ракет на больших расстояниях
30 перехватчиков наземного базирования, размещенных на Аляске и в Калифорнии
87 перехватчиков морского базирования Стандарт-3 для перехвата ракет на среднем участке траектории
72 противоракеты морского базирования Стандарт-2 для перехвата на конечном участке траектории
2 комплекса THAAD
18 перехватчиков THAAD
6 радаров AN/TPY-2 (4 передового базирования и 2 THAAD)
56 комплексов PAC-3
903 перехватчика PAC-36
Система «Иджис-ПРО» (Aegis BMD) является компонентом морского базирования системы ПРО Агентства противоракетной обороны США, это ключевой элемент гибкого поэтапного подхода (фазированного адаптивного подхода (ФАП) или европейского поэтапного адаптивного подхода (ЕПАП)) по ПРО. «Иджис-ПРО» строится на: перехватчиках «Стандарт» боевой информационно-управляющей системе (БИУС) «Иджис» системе командования, контроля
ВМФ рассматривает ПРО как основную задачу. «Корабли, оснащенные этой системой патрулируют, обнаруживают и отслеживают баллистические ракеты любой дальности, включая МБР и передают данные слежения системе ПРО».8
При этом данные передаются и на другие сенсоры системы ПРО, перехватчики наземного базирования, расположенные на Аляске, в Калифорнии, и другие элементы системы ПРО снабжаются данными для ведения огня на среднем участке траектории полета.9
По данным Агентства ПРО США, в американском ВМФ насчитывается 24 корабля «Иджис-ПРО», из которых 5 крейсеров и 19 эсминцев. Из 24 кораблей 8 в составе Атлантического флота, а 16 – в составе Тихоокеанского. К концу 2013 года планируется увеличение кораблей до 32 единиц10, а затем и до 41 к концу финансового 2016 года, включая новые конструкции эсминцев.11
А к 2020-2021 финансовым годам США будут иметь 93 корабля, оснащенных системой «Иджис-ПРО». Каждый из них в среднем будет иметь по 100 перехватчиков различных модификаций.12
Ожидаемые возможности ПРО
В будущем планируется также:
-перехват БР большей дальности
-улучшение существующих способностей раннего перехвата
-увеличение перехвата на заключительном участке траектории полета ракет ближней и средней дальности
-развертывание системы ПРО «Иджис» на земле
Планируется, что такая система будет установлена в Румынии к 2015 году, как часть ЕПАП, 2 фаза, для обеспечения защиты Южной Европы от БР.
Затем такая система появится в Польше к 2018 году, как 3 фаза ЕвроПРО, с улучшенной версией системы «Иджис-ПРО» и ракетами SM-3 Block IB и IIA, чтобы обеспечить защиту Северной Европы, и, наконец, в 2020 году система «Иджис» будет модернизирована13, увеличение количества противоракет (ПР) так к 2015 году планируется увеличение развернутых ракет «СМ-3» мод.1А и мод. 1В до 436.
Общее количество всех стратегических и тактических ракет к 2015 году будет составлять 905, не считая «Пэтриот»14 и кораблей, большое вовлечение морских союзников США в систему.15 Кроме того, система «Иджис» является продвинутой системой боевого управления с радаром кругового обзора дальностью до 400 км. Это позволяет автоматически сопровождать и обнаруживать 250-300 целей.
Компьютерный центр позволяет автоматически уничтожать возникающие угрозы и является ядром системы. Оснащение кораблей с системой «Иджис» еще и противоракетами «СМ-3» («Стандарт-3») представляет еще большую опасность. Данные перехватчики осуществляют перехват вражеских боеголовок на высоте 180 км,
т.е. за пределами атмосферы по результатам испытаний.
Известно, что в начале 2008 г. ракета «Стандарт-3», запущенная с корабля, поразила американский разведывательный спутник на высоте 247 км. При этом спутник двигался со скоростью 7, 6 км/сек, т.е. его скорость была близка к скорости межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) . Более того, ракета СМ-3 состоит из 4 ступеней:1 и 2 блоки разгоняют ракету в пределах атмосферы
третья ступень выводит ее в космос
4 — это кинетический перехватчик, поражающий вражескую боеголовку17
По информации компании «Рейтеон» (Raytheon), являющейся одной из разработчиков и поставщиков элементов системы ПРО США, перехватчики «СМ-3» будут разворачиваться для защит от ракет от малой (менее 1000 км) до промежуточной дальности (от 3000 до 5000 км) на среднем участке траектории их полета.
При этом «Рейтеон» поставила более 130 противоракет ВМФ США и Японии заранее назначенного срока и ниже их стоимости. Как известно, усовершенствованная версия ракеты СМ-3, «SM-3 Block IIA», входящая в 3 фазу ЕПАП, является совместной разработкой США и Японии.18 СМ-3 Block IIA будет отличаться большим двигателем и продвинутой кинетической боеголовкой, что позволит увеличить обороняемую территорию, защищая как США, так и их союзников от БР.19
Высоко мобильный противоракетный комплекс наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности (Terminal High Altitude Area Defense (THAAD)) предназначен для быстрого развертывания, перехвата и уничтожения БР как внутри атмосферы, так и за ее пределами на их заключительной фазе полета.
Этот комплекс считается высоко эффективным для борьбы с ассиметричными баллистическими угрозами и использует кинетическую энергию для уничтожения вражеской боеголовки.20
Комплекс THAAD состоит из 4 важных элементов: высоко мобильной ПУ, установленной на мобильную платформу, 8 перехватчиков для каждой ПУ, самого большого в мире X-band радара обнаружения (AN/TPY-2) с возможностью транспортировки по воздуху, и системы управлении пускам
К преимуществам комплекса относятся быстрое развертывание, возможность доставить по воздуху куда-либо в течение нескольких часов, а также возможность перемещения комплекса по морю или суше.21
Самый совершенный перемещаемый мобильный радар (AN/TPY-2) является многофункциональным. Он был создан для поиска, захвата, слежения и распознавания угроз от неугроз.22 Наряду с ним в системе ПРО США функционируют и другие радары.
Усовершенствованный зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) Пэтриот ПАК-3 (PATRIOT Advanced Capability-3 (PAC-3) работает вместе с комплексом THAAD для обнаружения, отслеживания и перехвата БР на заключительной фазе их полета. Комплекс предназначен для перехвата БР малой дальности и крылатых ракет.23
Уже в 2009 году США и Польша договорились о размещении американских зенитно-ракетных комплексов Patriot на территории Польши. В январе 2010 года стало известно, что эти ракеты будут размещены всего в 100 км от российской границы.24 Предполагалось, что в дальнейшем там будут размещены американские ракеты SM-3.
А уже 15 сентября 2011 года в силу вступило соглашение 2008 года с дополнительным протоколом от 2010 года, которое предусматривает размещение к 2018 году базы американских перехватчиков SM-3 на территории Польши.25
Затем 13 сентября 2011 года госсекретарь США Х.Клинтон и министр иностранных дел Румынии Т.Баконски подписали соглашение о размещении на территории Румынии противоракет SM-3.
Размещение перехватчиков должно быть осуществлено к 2015 году как второй этап Европейского поэтапного адаптивного подхода.26 По этому соглашению элементы ПРО США будут расположены на авиабазе Девеселу. 15 декабря 2011 года президент Румынии Т. Бэсеску заявил о подписании законопроекта о ратификации соглашения между США и Румынией.27
По сообщениям СМИ там будут размещены три батареи с 24 пусковыми установками перехватчиков. Кроме того, на территории базы будут находиться ок. 200 американских военнослужащих, но их количество может быть увеличено до 500.28 Согласно договору, США получат исключительное право на проведение операций.29
«Правительство Соединенных Штатов будет нести финансовую ответственность за строительство своего объекта и развертывание, эксплуатацию и обслуживание своей системы противоракетной обороны. Соединенные Штаты также будут нести ответственность за запрашиваемые и получаемые услуги, например, коммунальные услуги».30
Размещение включает, но не ограничивается следующими составными частями: радиолокационной станцией (радаром) на юге Румынии, пусковой установкой (ПУ), командно-контрольным пунктом, всей инфраструктурой по охране, средства связи, хранилище топлива и др., помимо перехватчиков СМ-3.31 14 сентября 2011 года США объявили о согласии Турции на размещение на ее территории радара AN/TPY-2 THAAD в рамках 1 этапа ЕПАП. При этом планировалось введение РЛС в действие до конца 2011 года.32
По заявлению США этот радар должен сообщать о запуске ракет дальнего действия с территории Ирана. В ходе переговоров между США и Турцией турецкая сторона выразила обеспокоенность по поводу передачи данных с турецкого радара Израилю, но американская сторона заверила, что в этом нет необходимости.33 Ведь с 2008 года на территории Израиля действует аналогичный комплекс США X-Band.34
Более того, в Японии развернута эшелонированная система ПРО, состоящая из подобного комплекса для защиты от возможного удара со стороны КНДР35, боевых кораблей с системой Иджис и перехватчиками СМ-3, комплексов «Патриот» ПАК-3 и системы боевого управления.36 Наконец, 5 октября 2011 года бывший премьер-министр Испании Х.Л.Сапатеро объявил об участии Испании в развертывании системы ПРО НАТО.37
Согласно достигнутым договоренностям, с 2013 года Испания предоставляет свою военно-морскую базу для использования ее в качестве порта базирования 4 кораблей с системой «Иджис» и перехватчиками СМ-3.38,39 При этом данное решение было принято после того, как несколько месяцев назад в Средиземное море был отправлен военный корабль USS Monterey, оснащенный радарами, что стало первым этапом развертывания ЕвроПРО.40
Из стран-членов НАТО 6 октября 2011 года также Нидерланды заявили о своем желании присоединиться к развертыванию ПРО НАТО и установить на 4 кораблях своего ВМФ радарные системы Smart-L.41 Тем не менее, в июне 2011 года союзница США, Чехия, отказалась от размещения центра раннего предупреждения о ракетном нападении на своей территории.
Причиной стало недовольство Чехии ее ролью в создаваемой системе ПРО. Однако Чехия полностью не исключала своего участия в ПРО НАТО: «Наше видение будущего сотрудничества несколько более разнообразно, чем одно-два помещения, в которых будут находиться мониторы. Они давали бы нам картинку, но не позволяли бы нам каким-либо образом адекватно реагировать на имеющуюся ситуацию….. Мы хотим, чтобы это имело практическое значение для нас».42
Рассмотренная выше конфигурация ПРО НАТО представляет опасность для стратегических ядерных сил России. По заявлению министра иностранных дел РФ, С.Лаврова, третья-четвертая фаза создаваемой ЕвроПРО будет «в состоянии создавать риски для межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок»43 России. Более того, секретарь Совета Безопасности РФ Н.Патрушев заявил, что ПРО США «явно нацелена против России и Китая».44
Еще в 2006 г. американские политологи К.Либер и Д.Пресс сделали два важных вывода:
1. «Ядерные силы США сегодняшнего и завтрашнего дня, судя по всему, имеют задачей именно нанесение первого обезоруживающего удара по России или Китаю. Кроме того, достижение международного ядерного превосходства полностью соответствует декларируемой США политике усиления своего глобального доминирования».45
2. «Система ПРО в том виде, в котором она, скорее всего, будет развернута, имеет ценность, прежде всего, в наступательном, а не оборонительном контексте, т.е., в том случае, если будет действовать не как отдельный щит, а как дополнение к силам первого удара».46
Этот же тезис подтверждает и аналитики корпорации РЭНД: «к чему запланированная сила больше всего подходит, выходит за нужды традиционного сдерживания. Это упреждающая противосиловая возможность против России и Китая».47 Кроме того, развертывание системы ПРО выгодно США с точки зрения развития новых высоких технологий, т.к. это позволит ускорить развитие наукоемких отраслей экономики США и лоббировать интересы американского ВПК.48
По мнению руководителя отделения геостратегии Академии геополитических проблем, д. т. н., П.Г. Белова, «создаваемая ПРО нужна США для гарантированного прикрытия от возможного ответного удара ….. ничтожно малым числом ракет», которые могут сохраниться у России. « В этой связи принципиально важно признать не саму (гипотетическую) возможность …военного столкновения, а неизбежность перехода США к новой внешней политике, при которой они перестанут с кем-либо считаться. Что касается России, то ресурсная привлекательность делает ее крайне соблазнительной для агрессии: ведь наша территория представляет пока кладезь природных ресурсов, а наметившееся ныне потепление сделает ее (в отличие от других) и кормилицей всей планеты, так как нынешние плодородные сельхозугодья вскоре станут полупустынями и пустынями».50
Считается, что часть кораблей и ПУ США могут быть переоборудованы для целей нападения, т.е. пуска БР. Так, по проекту «Арклайт» планируется разработка БР для доставки гиперзвуковых летательных аппаратов на дальность до 4000 км на основе перехватчика СМ-3 мод.2Б. Эти БР будут загружены в ПУ подводных лодок и кораблей. Также в США ведется НИОКР с целью доработки перехватчика GBI под БР.48
По словам первого вице-президента Академии геополитических проблем, доктора военных наук К. Сивкова, ракеты системы ПРО НАТО не превышают дальность стрельбы 500 км. «А в пределах этого расстояния вокруг Европы не существует ни одного государства, кроме России, которые могли бы представлять для стран альянса угрозу. Таким образом, можно констатировать простой факт, что система ПРО развертывается не против Ирана, или какой-то другой страны, а именно против России, потому что никаких других стран в зоне досягаемости ее ракет просто не существует. В противном случае надо говорить, что система представляет защиту Европы от самих же стран НАТО, а это нонсенс».51
К.Сивков обращает также внимание на то, что развертываемые станции загоризонтного обнаружения, например, в Польше, способны обнаруживать пуски БР РФ. Более того, «можно констатировать, что НАТО и, в первую очередь, США развертывают на постоянной основе в северном и черноморском бассейне группировки кораблей, способных решать задачи борьбы с баллистическими ракетами и оснащенных противоракетами Стандарт-3. В этих районах никаких баллистических, тем более межконтинентальных ракет, кроме российских, также нет. В пределах Норвежского и Баренцева моря находятся районы стратегического патрулирования Северного флота России, а в Черном море, кроме позиций, где расположены российские тактические ракеты, тоже никаких ракет не существует».52
Получается, что исходя из месторасположения развертываемой системы ПРО НАТО, ее характеристик, она направлена против России. Таким образом, развертывание третьего позиционного района нарушает систему международной безопасности и стратегический баланс в российско-американских отношениях. Поскольку третий позиционный район – это лишь компонент направленной на претворение в жизнь своеобразной концепции по мировому лидерству США.
И в первую очередь, это угроза безопасности России, независимо от того, в какой стране будут размещены элементы ПРО США. Поскольку любое размещение объектов ПРО США в Европе означает появление военных баз на границах с Россией. Не говоря уже о том, что развертывание ПРО США может привести к обострению отношений России с США и членами НАТО, в т.ч. включая возможную гонку вооружений.
Складывается впечатление, что США реализуют геополитическую концепцию А. Мэхэна «Петля Анаконды», поскольку создание цепи военных баз вдоль периферии континента и размещение системы ПРО вокруг территории России как раз соответствуют идеям А.Мэхэна.
А. Мэхэн (1840-1914).

 Основные работы: «Влияние морской силы на историю: 1660-1783», «Морская сила и её отношение к войне». Ему принадлежит идея преимущества морской державы над континентальной; требовал не допускать интеграционных процессов у евразийских держав. Их следует удушить в кольцах «анаконды» — сдавливать их за счёт выведенных из-под контроля береговых зон и перекрывать выходы к морю.53

1. Ground-based Midcourse Defense. – Fact sheet MDA. – 2011. – p.1
2. The Ballistic Missile Defense System. – Fact sheet MDA. – 2011. – p.2
3. Lewis, George N.,Postol, Theodore A. The European missile defense folly// Bulletin of the Atomic Scientists. — Vol. 64 Issue 2. — May/Jun2008. — p32-61. (p.35)
4. Обзорный доклад министерства обороны США по программе ПРО: пер. с англ. Кубышкин А.В., Степанов В.М.. – ФГУП «Институт стратегической стабильности», 2008г. – 62 с.
5. НАТО пообещало запустить систему ЕвроПРО в 2018 году [Электронный ресурс] // KM.RU. — URL:
http://www.km.ru/v-mire/2011/10/05/voenno-politicheskii-blok-nato/nato-poobeshchalo-zapustit-sistemu-evropro-v-2018-g (дата обращения 12.12.2011)
6. Missile defense agency program update. – MDA. – August, 2011. – P.6
7. Aegis Ballistic Missile Defense. – Fact sheet MDA. – 2011. – p.1
8. Aegis Ballistic Missile Defense. – Fact sheet MDA. – 2011. – p.1
9. Aegis Ballistic Missile Defense. – Fact sheet MDA. – 2011. – p.1
10. Aegis Ballistic Missile Defense. – Fact sheet MDA. – 2011. – p.1
11. Aegis Ballistic Missile Defense [Электронный ресурс] //MDA. — URL:
http://www.mda.mil/system/aegis_status.html (дата обращения 12.01.2012)
12. Navy Aegis Ballistic Missile Defense Program. Background and Issues for Congress. Congressional Research Service. Washington, April 19, 2011. — p. 2
13. Aegis Ashore. – Fact sheet MDA. – 2011. – p.1
14. Lieutenant General Patrick J.O’Reilly. USA, Director, Missile Defense Agency. Statement before Senate Appropriations Committee. Subcommittee on Defense. April 21, 2010. — Р.5-6
15. Aegis Ballistic Missile Defense. – Fact sheet MDA. – 2011. – p.1
16. Кулагин, В. О новом «Юго-Восточном позиционном районе ПРО» в Европе [Электронный ресурс] // Портал МГИМО — URL:
http://www.mgimo.ru/news/experts/document143190.phtml ( дата обращения 18.12.2011)
17. Эфир программы «Военная тайна» от 29 октября 2011 г.
18. Raytheon awarded $241 million contract for SM-3 Block IIA [Электронный ресурс] // Raytheon — URL:
http://www.raytheon.com/capabilities/products/standard_missile/sm-3/index.html (дата обращения 16.01.2012)
19. Raytheon awarded $241 million contract for SM-3 Block IIA [Электронный ресурс] // Raytheon — URL:
http://www.raytheon.com/capabilities/products/standard_missile/sm-3/index.html (дата обращения 16.01.2012)
20. Terminal High Altitude Area Defense. – Fact sheet MDA. – 2011. – p.1
21.Terminal High Altitude Area Defense. – Fact sheet MDA. – 2011. – P.1
22. Army Navy/Transportable Radar Surveillance (AN/TPY-2)[Электронный ресурс] // Raytheon — URL:
http://www.raytheon.com/businesses/rids/businesses/gis/missile_defense/antpy2/index.html (дата обращения 16.01.2012)
23. PATRIOT Advanced Capability-3. – Fact sheet MDA. – 2010. – p.1
24. Х.Клинтон: США планируют разместить в Польше элементы ПРО [Электронный ресурс] // РБК. — URL:
http://top.rbc.ru/politics/03/03/2011/553522.shtm (дата обращения 12.12.2011)
25. Комментарий МИД России по поводу вступления в силу соглашения между США и Польшей о размещении в Польше американской противоракетной базы [Электронный ресурс] //МИД РФ . — URL:
http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/4b3c695294590c3d432569cf00384929/936af7972a8ee84ec325790e00343c87!OpenDocument (дата обращения 17.12.2011)
26. Информационный бюллетень Госдепартамента: американо-румынское соглашение по ПРО [Электронный ресурс] //IIP Digital . — URL:
http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2011/09/20110914150153?0.921455.html#axzz1gp5j66rZ (дата обращения 17.12.2011)
27. Румыния ратифицировала договор о размещении элементов ПРО США [Электронный ресурс] //РИА Новости . — URL:
http://www.ria.ru/world/20111215/517773301.html (дата обращения 17.12.2011)
28. Румыния ратифицировала договор о размещении элементов ПРО США [Электронный ресурс] //РИА Новости . — URL:
http://www.ria.ru/world/20111215/517773301.html (дата обращения 17.12.2011)
29. Agreement between Romania and the United Sates of America n the deployment of the United States ballistic missile defense system in Romania [Электронный ресурс] //МИД Румынии. — URL:
http://www.mae.ro/sites/default/files/file/tratate/2011.09_scut_en.pdf (дата обращения 17.12.2011)
30. Информационный бюллетень Госдепартамента: американо-румынское соглашение по ПРО [Электронный ресурс] //IIP Digital . — URL:
http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2011/09/20110914150153?0.921455.html#axzz1gp5j66rZ (дата обращения 17.12.2011)
31. Agreement between Romania and the United Sates of America n the deployment of the United States ballistic missile defense system in Romania [Электронный ресурс] //МИД Румынии. — URL:
http://www.mae.ro/sites/default/files/file/tratate/2011.09_scut_en.pdf (дата обращения 17.12.2011)
32 Информационный бюллетень Госдепартамента: американо-румынское соглашение по ПРО [Электронный ресурс] //IIP Digital . — URL:
http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2011/09/20110914150153?0.921455.html#axzz1gp5j66rZ (дата обращения 17.12.2011)
33. США разместят в Турции РЛС для защиты от Ирана [Электронный ресурс] //Defense News — URL:
http://lenta.ru/news/2011/09/02/radar/ (дата обращения 17.12.2011)
34. U.S. missile defense and regional security [Электронный ресурс] //U.S. Department of state — URL:
http://www.state.gov/t/avc/rls/169023.htm (дата обращения 17.12.2011)
35. США разместят в Турции РЛС для защиты от Ирана [Электронный ресурс] //Lenta.ru. — URL:
http://lenta.ru/news/2011/09/02/radar/ (дата обращения 17.12.2011)
36. Обзорный доклад министерства обороны США по программе ПРО: пер. с англ. Кубышкин А.В., Степанов В.М.. – ФГУП «Институт стратегической стабильности», 2008г. – 62 с.
37. Мадрид успокаивает Москву относительно системы ПРО на своей территории [Электронный ресурс] //РИА Новости — URL:
http://ria.ru/world/20111007/451959862.html (дата обращения 17.12.2011)
38. Информационный бюллетень Госдепартамента: американо-румынское соглашение по ПРО [Электронный ресурс] //IIP Digital . — URL:
http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2011/09/20110914150153?0.921455.html#axzz1gp5j66rZ (дата обращения 17.12.2011)
39. Мадрид успокаивает Москву относительно системы ПРО на своей территории [Электронный ресурс] //РИА Новости — URL:
http://ria.ru/world/20111007/451959862.html (дата обращения 17.12.2011)
40. Обама добился размещения кораблей у берегов Испании в рамках системы ПРО [Электронный ресурс] //Росбалтl . — URL:
http://www.rosbalt.ru/main/2011/10/06/897778.html (дата обращения 17.12.2011)
41. Генсек НАТО приветствует решение Нидерландов оснастить судна радарами [Электронный ресурс] //РИА Новости — URL:
http://www.ria.ru/defense_safety/20111006/451093629.html (дата обращения 17.12.2011)
42. Чехия отказалась от американской ПРО [Электронный ресурс] //KM.ru . — URL:
http://www.km.ru/v-mire/2011/06/15/mirovaya-ekspansiya-ssha/chekhiya-otkazalas-ot-amerikanskoi-pro (дата обращения 17.12.2011)
43. Министр иностранных дел России о ПРО и сотрудничестве с Ираном [Электронный ресурс] // Ядерный контроль. — URL:
http://pircenter.org/data/publications/yk17-2011.htm#l3 (дата обращения 10.01.2012)
44. Николай Патрушев назвал основные угрозы для России [Электронный ресурс]//Независимое военное обозрение.- URL:
http://www.ng.ru/nvo/news/2012/02/17/1329451226.html (дата обращения 28.02.12)
45. Иванов,О.П. Военная сила в глобальной стратегии США: монография. – М.: Восток-Запад, 2008. — С.115
46. Иванов,О.П. Военная сила в глобальной стратегии США: монография. – М.: Восток-Запад, 2008. — С.115
47. Иванов,О.П. Военная сила в глобальной стратегии США: монография. – М.: Восток-Запад, 2008. — С.116
48. Иванов,О.П. Военная сила в глобальной стратегии США: монография. – М.: Восток-Запад, 2008. — С.116
49. Белов, П.Г. НАТО и Россия: новые угрозы и вызовы // Безопасность России в современном мире – Клуб «Реалисты», 2012. – С.271
50. Вильданов, М.П. ПРО НАТО сделает из Европы заградительный вал//НВО.- 29 декабря 2011-19 января 2012. — С.1, С.6-7
52. Константин Сивков: Система ПРО НАТО – исключительно против России [Электронный ресурс] //Православный воин. — URL:
http://pravoslav-voin.info/pravvoiny/1226-sistema-pro-nato-isklyuchitelno-protiv-rossii.html (дата обращения 18.12.11)
53. Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на историю, 1660–1783. – М.: ООО “Издательство ACT”; СПб.: Terra Fantastica, 2002. – 634 с.
Источник

0 коммент. :

Отправить комментарий

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях