Меню блога

28 июня 2013 г.

Религиозные убеждения не могут быть причиной войны

Поводом для беседы с Галымом Жусипбеком, доцентом заведующим кафедрой международных отношений факультета экономики Университета имени Сулеймана Демиреля, послужила резня, которую устроил в этом уходящем месяце мужчина в Британии в местной мечети. Почему люди отождествляют ислам с терроризмом и кому это выгодно? Допустимо ли насилие в исламе? Почему в современном мире появляется исламофобия? Кто призывает строить исламское государство? Профессор ответил на эти и другие актуальные вопросы.

– Галым, в современном мире исламизм часто отождествляется с терроризмом, поэтому у людей начинает появляться исламофобия. Имеют ли эти понятия нечто общее между собой?

– Отождествлять исламизм с терроризмом, строить прямые параллели между этими двумя совершенно разными понятиями в корне неверно, исламизм и терроризм не одно и то же. Ни в кой мере. Исламизм – это политический ислам. Точнее, политический ислам часто ошибочно называют исламизмом.


– Давайте сразу уточним, что такое политический ислам.

– Политический ислам – это инструментализация, или использование учения ислама ради достижения определенных политических целей, но никак не терроризм. Если исламизм – комплексный, многогранный феномен, где доминирует стремление мирно решать политические, социально-экономические кризисы и проблемы мусульманских обществ, то терроризм является политикой, основанной на систематическом применении насилия, устрашения, то есть террора.

– А что вы скажете по поводу призывов некоторых "исламистов" построить исламское государство, привести к власти исламское правление?

– Дискуссии о создании исламского государства – также сравнительно новый феномен в исламской истории. Ислам – это религия, а не политическая идеология и необходимо уметь различать эти понятия. К сожалению, в последние годы на Западе некоторые мусульмане, ученые и политики представляют ислам в качестве некой идеологии, некого собрания политических, социологических и экономических канонов. Относительно этого непонимания современный исламский ученый Нурси отметил, что "99 процентов вопросов и тем, охватываемых шариатом, касаются основ веры, совершения поклонений, морали и личности человека, и только один процент касается политики, но об этом пусть позаботятся ваши руководители".

Более того, суннитская доктрина ислама, представители которой составляют почти 90 процентов всех мусульман мира, в отличие от доктрины иранского шиизма и маргинальной секты хариджиты" или "нео-хариджиты", никак не ставит цели построения так называемого исламского государства. В Коране нигде не говорится, стройте исламское государство, и Пророк Мухаммед не оставлял подобного завещания.

Другими словами, ни в Коране, ни в Сунне не говорится об определенном типе государственного устройства, так называемом исламском государстве, а говорится о качествах хороших и плохих руководителей, о справедливости. То есть в исламе нет призыва привести к власти исламское правление, установить шариат, которые являются модернистскими толкованиями ислама.

Более того, на протяжении всей исламской истории, почти все великие ученые руководствовались принципами, изложенными в хадисах "Каковы вы – таковы и ваши правители", "Если вы будете набожными и праведными, то и Всевышний сделает ваших руководителей мягкими к вам, изменит их в лучшую сторону". И они не только не вмешивались в политику, а считали это большим заблуждением.

– Как бы вы прокомментировали мнение, что отождествление ислама с терроризмом выгодно тем силам, которые ищут образы новых врагов вместо канувшего в лету Восточного Блока?

– Если провести всесторонний и объективный анализ, то можно увидеть, что почти все феномены, как, например, исламский фундаментализм, международный терроризм, джихадизм, "неуловимый Бен Ладен" и так далее, являются порождением последнего времени. Среди некоторых аналитиков можно встретить пишущих о "Гладио" – тайных полувоенных подразделениях НАТО, которые должны были быть использованы с целью подрывной деятельности в ходе войны с Восточным Блоком, об идеологии страха и манипуляции сознанием. Как пишет известная газета Christian Science Monitor, принадлежащая религиозной организации "Первая Церковь Христа", довольно странно, что никто иной, как именно западные спецслужбы впервые ввели в обиход такие термины как "аль-Каида", джихадизм.

Также не стоит забывать о факторе использования психотропных средств для зомбирования людей. Сегодня существует множество препаратов и специальных психологических методик, с помощью которых из любого здорового человека за короткое время можно сделать зомби, человека-робота, готового выполнять любые задания своих хозяев.

– Как вы думаете, можно ли найти какие-нибудь доказательства оправдания актов насилия в исламских источниках?

– Как я уже сказал, ключевыми компонентами терроризма являются насилие, устрашение и причинение вреда невинным людям. Но мировоззрение ислама, как и других мировых традиционных религий, строится исключительно на доброй воле, искренности, гуманности и справедливости. Следовательно, утверждение, гласящее, что убийство невинных людей ради достижения каких-то целей или запугивание общества (составные элементы терроризма) допустимы в исламе – полностью неверное. Как не раз отмечал турецкий мыслитель Ф. Гюлен, "мусульманин не может быть террористом, а террорист не может быть мусульманином". Коротко и ясно. Мировоззрение ислама, как и любое другое религиозное мировоззрение, зиждется на цели достижения довольства Бога. Так, согласно религиозному мировоззрению ислама, отсутствие искренности, доброй воли, вероломство и насилие являются показателями лицемерия, что, согласно учению ислама, хуже любого неверия и безбожия.

Истинно исламское сознание не позволяет человеку быть экстремистом, а тем более, террористом. По исламу, жизнь и воля человека – священны. Жизнь, душа, физическое тело, да и весь окружающий мир – все дано Всевышним во временное пользование, а истинный хозяин всего – Творец.

Ислам признает каждого таким, какой он есть и не приемлет насилия в вопросах веры, образа жизни и взглядов, ибо любое насилие по исламу означает неприятие замысла Творца, даровавшего человеку разум и силу воли. В исламе основа основ – благое намерение верующего. То, что сделано насильно, для показухи, без чистого намерения не воздастся благом. Не зря один из наиболее объективных исследователей ислама Монтгомери Уотт отметил, что европейское представление об исламе, гласящее, что ислам якобы религия меча и насилия, далеко от истины, на самом деле выбор между исламом и мечом не ставился ни перед иудеями, ни перед христианами, ни перед представителями других традиционных религий.

Согласно нормам исламского права, нельзя убивать даже явного, но безоружного врага, раненного, не говоря о невинных, не участвующих в открытых военных действиях людей. Один из мусульманских мыслителей заметил, что исламская цивилизация, базирующаяся на классическом понимании Корана и Сунны, не смогла бы придумать атомную бомбу, химическое оружие и так далее. По исламу, массовое убийство людей – грубейшее нарушение божественных норм.

– Почему же тогда идут войны, военные действия?

– Учение ислама проповедует, что война и военные действия являются исключением, к которому прибегают только тогда, когда все мирные средства исчерпаны. В исламе мирное сосуществование представителей различных религий является правилом. Пророк Мухаммед завещал: "О люди! Не желайте встречи (войны) с врагом. Просите у Аллаха благополучия".

Согласно ханафитскому мазхабу (проповедуемому в Казахстане), представители которого составляют большинство мусульман-суннитов, неверие не может служить причиной войны. То есть одни лишь религиозные убеждения не могут быть причиной объявления войны, ведения военных действий. Условием вступления в вооруженное столкновение является агрессия или, как минимум, объявление войны. Ислам категорически не приемлет ни убийства безвинных людей, ни проявлений анархизма, самосуда и линчевания, ибо согласно исламскому праву, только уполномоченный легитимный орган может придать суду и привести в действие наказание, назначенное судом. Словом, в исламе в отношении человека неприемлемо никакое насилие, ни духовное, ни физическое. Ни под каким предлогом. Даже такие виды спорта, как, например, бокс, где человеку причиняется боль, несовместимы с исламом.

По большому счету, терроризм, с которым хотят связать ислам и мусульман, ничего не дает ни исламу, ни мусульманам. Во время терактов страдают, в том числе и сами мусульмане, именно мусульмане подпадают под подозрение и подвергаются всяческим проверкам, а то и дискриминации. Теракты вызывают у немусульманского населения явное отвращение к исламу и мусульманам.

– Некоторые утверждают, что ислам призывает убивать вероотступников…

– Действительно, есть клише, гласящее, что источники ислама якобы приказывают убивать человека за вероотступничество. О ненаказуемости перехода из ислама в другие религии в наше время говорят крупные современные богословы, например, Верховный муфтий Египта Али Джума, турецкий факих Хайратдин Караман и другие. Вера является делом личных отношений между человеком и Всевышним, в Коране ясно говорится: "Нет принуждения в вере. Уже [давно] истинный путь различился от ложного".

В прошлом мирское наказание давалось вовсе не из-за того, что человек поменял веру и вышел из ислама, а давалось, во-первых, за деяния, представляющие прямую угрозу людям, обществу, общественному порядку. Например, за убийство, нанесение серьезного вреда здоровью, непризнание законной власти, поднятие мятежа, за отказ выплачивать налоги и так далее.

Во-вторых, за предательство родины, дезертирство в военное время. Как поясняют ученые-факихи, единичные хадисы, сказанные Пророком насчет убийства вероотступников, относятся ко временам войны с мекканскими язычниками, когда измена исламу была равносильна государственной измене или дезертирству. Поэтому это был приговор не за выбор другой веры, а приговор за государственную измену.

Подобная ситуация была и во времена первого халифа Абу Бакра, когда понятия религии и лояльности к государству были совмещены. Война халифа с вероотступниками преследовала цель подавить антигосударственные мятежи. В средние века в период военного времени открытый переход из ислама в другие религии также расценивался как государственная измена, дезертирство. То есть это не было "всего лишь вопросом отказа от веры", поэтому правоведы того периода предписывали суровое наказание для вероотступников.

Сейчас нельзя клеймить своих родственников, соседей, коллег и всех окружающих, далеких от исламского образа жизни, как вероотступников. Это является великим грехом, полным непониманием мировоззрения ислама и попиранием прав этих людей.

– Гаке, сейчас пошла мода как бы "оправдывать" человека. Мол, терроризм имеет социальные корни, социальное происхождение, и тот, кто на это пошел, беден, голоден, необразован, бездомен… То есть не от хорошей жизни он пошел на теракт, он был вынужден это сделать.

– Вы знаете, верующий человек, воспринявший ислам всем своим сердцем и душой, имеющий истинно религиозное сознание, никогда не встанет на тропу терроризма, в каких бы тяжелых материальных условиях он не находился.

– Как вы думаете, что нужно предпринять, чтобы решить проблему терроризма и экстремизма в мусульманском мире и мусульманских обществах?

– Окончательно решить проблему терроризма и экстремизма в мусульманских обществах можно тогда, когда люди, причисляющие себя к исламу, обретут мировоззрение, верное духу Корана и Сунны, характеризуемое всеохватностью и милосердием, благонравием, принятием каждого таким, какой он есть и совершенной справедливостью. В исламе делается установка на становление высоконравственной, законопослушной и добропорядочной личности, поэтому ведущий российский ученый, специалист по фикху Леонид Сюкияйнен подчеркивает, что мощным оружием против терроризма являются истинные исламские ценности и правильно понимаемый шариат. А со стороны остального мира требуются добрая воля, справедливость и объективность.

Следовательно, с экстремизмом и нетерпимостью, возникающим в среде мусульман, следует бороться не путем запретов и репрессий, а предоставлением для желающих надлежащего религиозного образования, культивирующего в первую очередь высокую духовность, мораль и благонравие. По результатам недавно проведенного исследования относительно причин появления радикальных течений среди мусульман, живущих в разных уголках мира, в частности, в Египте (с традиционным укладом жизни), Великобритании (развитая страна), Узбекистане (страна, пережившая атеистическую и тоталитарную систему), главную роль играет здесь отсутствие надлежащего религиозного образования и просвещения, а не политические и социально-экономические факторы.

Во-вторых, с экстремизмом и радикализмом следует бороться предоставлением такого светского образования и просвещения, которое воспитывало бы в людях этические качества и способность принимать жизненно-стилевой и идеологический плюрализм. В-третьих, важное значение имеет усиление института семьи, дабы родители и близкие окружали своим вниманием и любовью детей, молодое поколение, тем самым, нейтрализуя жестокость, воровские понятия и так далее.

И последнее. Правоохранительным и силовым органам следует быть предельно бдительными и объективными, помнить, что терроризм служит хорошим прикрытием и маскировкой для некоторых внешних и внутренних сил, которые, вызвав паранойю в обществе, преследуют достижение своих целей, в ходе чего некоторые мусульмане становятся просто разменной монетой.


Галым Жусипбек: Зав. Кафедры "Международные отношения и экономика",
Факультет Экономики, СДУ Алматы

Торгын НУРСЕИТОВА

Источник

0 коммент. :

Отправить комментарий

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях