Меню блога

4 июля 2013 г.

Что принесет России шельф?

Начало июля ознаменовалось двумя перекрестными событиями в энергетической сфере. Первого числа вступили в силу изменения в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации», направленные, прежде всего, на повышение ответственности нефтяных компаний. В частности, устанавливаются обязанности по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде в ледовых условиях. В тот же день Роснефть начала сейсморазведку на лицензионных участках Лисянский, Кашеваровский и Магадан-1, расположенных в северной части Охотского моря. Эти участки компания получила без конкурса в феврале 2012 года. Здесь Роснефть работает вместе с государственной норвежской компанией Statoil. Планируется выполнение сейсмических исследований в комплексе с набортной гравимагнитометрией. Сбор данных комплексом геофизических методов предполагается проводить одновременно с одного специализированного исследовательского судна «Академик Ферсман». Внушителен планируемый объем работ:10 тысяч погонных километров в полевой сезон 2013 года…

 
Установка флага России на дне Северного Ледовитого океана – очень красочный, но все же не более чем PR-шаг, последствия которого дальше произведенного впечатления не распространяются.
В то же время давно настал момент фундаментально заняться геологией Арктики, географией шельфа. Делать это необходимо основательно, на академическом уровне с применением инновационных методов и разработок, и не только ради разведки месторождений. Но для таких исследований мало интереса одних, пусть и достаточно крупных нефтяных и газовых компаний. Скорее всего, должен быть запрос государства на системное накопление знаний, которые обязательно перейдут в качество научных открытий и создадут благоприятную почву для успешной деятельности россиян в Арктике по всем направлениям.
Сейчас действительно складывается такая ситуация, при которой современными пионерами Арктики выступают крупнейшие нефтегазовые компании. Однако в их продвижении на север кроются и риски, непосредственно с процессом добычи углеводородов не связанные. На днях, выступая на научно-практической конференции в редакции «Российской газеты», вице-премьер Дмитрий Рогозин заметил, что в будущем активное освоение арктического шельфа неизбежно приведет к конфликту интересов между странами, предъявляющими свои претензии на его ресурсы. Оживление Севморпути также не добавит спокойствия в Арктике. В НАТО давно обсуждаются планы усиления военно-морской группировки в Арктике под предлогом обеспечения защиты коммерческого судоходства. Поэтому работы в этом регионе должны учитывать не только отраслевые, но и общегосударственные интересы.
Правда, некоторые эксперты полагают, что еще рано осваивать шельф, когда более 80% неразведанных месторождений приходится на сушу. И вообще, как долго надо ждать отдачи от шельфа, если выход на проектный уровень даже традиционной добычи занимает 7-10 лет?
«Не надо ничего ждать, – уверен председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Юрий Шафраник. – Большая отдача заключается уже в стартовой потребности огромного количества высокотехнологичных рабочих мест. Вдобавок мы получим ускоренный эффект оживления российской промышленности. Кроме того, освоение шельфа умножит наш научный потенциал, особенно в области географии, геологии и океанологии, обеспечит заказами академические институты – конкретными заказами, гарантированными промышленностью, а не для пополнения архивных полок.
Надо понимать, что главной целью ближайших 15-20 лет является не получение от шельфа тонны нефти или кубометра газа, а масштабное обустройство всего шельфового производства. Важно, чтобы не через 15-20 лет, а именно сейчас были четко очерчены основные задачи всех участников «большой арктической игры», чтобы в кратчайшие сроки были определены контуры – не детали – осуществления невиданного мегапроекта. А по этим контурам надо, не затягивая, выбирать подрядчиков, организовывать консорциумы с обязательным привлечением зарубежных партнеров и источников финансирования. Чтобы, например, корабелы или машиностроители не ждали инвестиционной погоды, а как можно скорее приступили к работе по заказам. И тогда будущие тонны и кубометры углеводородов уже в ближайшее время обернутся рождением отечественной индустрии высоких технологий».
Владимир Лесной
Подготовил Станислав Козак,
ТПП-Информ

1 коммент. :

  1. Лиха беда начало)

    Здесь главное, что называется, приступить

    Потом закрутится

    ОтветитьУдалить

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях