Меню блога

6 июня 2013 г.

От подводного старта к подледному

Одним из неиспользуемых военных потенциалов России остается северное побережье страны.

Здесь, в устьях северных рек могли бы базироваться и нести боевое дежурство подводные лодки, считает доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный изобретатель РСФСР Юрий Григорьев.

Для этого необходимо использовать возможности подледного старта БРПЛ. Зачатки подледного старта уже были заложены в твердотопливной ракете Р-39, которая оснащалась амортизационной ракетно – стартовой системой (АРСС).



1973 год - СССР и США подписывают Соглашения о предотвращении ядерной войны. Окончание «холодной войны»

В XX веке между двумя главными ядерными державами (СССР и США) обеспечивался стратегический баланс. После ряда договорных сокращений на 1 сентября 1990 года у каждой из Сторон оставалось около 2500 стратегических носителей (МБР, БРПЛ и ТБ) и около 10 000 боезарядов (боеголовок), размещаемых на этих носителях, в то же время по забрасываемому весу у СССР было существенное преимущество (в 2,8 раза).


Забрасываемый вес это важнейший параметр, характеризующий уровень боевой эффективности одной ракеты или группы ракет. Забрасываемый вес для МБР (или БРПЛ) с разделяющейся головной частью (РГЧ) это суммарный вес последней ступени ракеты (боевой ступени), которая осуществляет операцию разведения боеголовок на индивидуальные траектории полета. В забрасываемый вес ракеты входят веса конструкции боевой ступени, боеголовок, комплекса средств преодоления противоракетной обороны (КСП ПРО), двигателей, органов управления, топлива, аппаратуры системы управления. Забрасываемый вес ракет с моноблоком это суммарный вес моноблока и КСП ПРО.


24 мая 2002 года в Москве Президенты РФ и США В. Путин и Дж. Буш подписали «Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов» (Договор о СНП)

Стороны обязались провести дальнейшее снижение ядерных потенциалов и сократить к 31 декабря 2012 года число своих ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц.

И в этом Договоре и во всех предыдущих сокращение морских группировок (ПЛ и БРПЛ) не предусматривалось, просто Стороны для снижения общего числа ядерных боезарядов до заданных величин вынуждены были снимать с развернутых БРПЛ с РГЧ часть боезарядов, что и сделали американцы. Мы поступили по-другому.
Морская группировка России




Российская твердотопливная ракета для АПЛ типа Р-39 с РГЧ

После ликвидации СССР часть наших стратегических вооружений (МБР и ТБ) оказалась за границами России на территории бывших союзных республик, в то же время морская группировка совсем не пострадала, поскольку разработка всех ПЛ и БРПЛ и места их базирования были на территории РСФСР. Поэтому Россия получила от СССР морскую группировку в полной сохранности.

Это были разработанные Государственным ракетным центром (ГРЦ) «КБ им. академика В.П.Макеева»:
  • 120 твердотопливных ракет Р-39 с РГЧ (10 боезарядов, забрасываемый вес 2,55 т), установленных на 6 ПЛ проекта 941 (20 шахт), всего 1200 боезарядов
  • твердотопливная ракета Р-39УТТХ («Барк»), которая вышла на этап летных испытаний с наземного стенда;
  • 96 жидкостных ракет Р-29РМ с РГЧ (4 боезаряда, забрасываемый вес 2,8 т), установленных на 6 ПЛ проекта 667 БДРМ (16 шахт), всего 384 боезаряда


Жидкостная ракета типа Р-29Р с РГЧ

Были еще жидкостные ракеты Р-29Р (3 боезаряда), установленные на ПЛ проекта 667БДР, но эти ракеты уже устарели, а ПЛ практически выработали срок эксплуатации и находились на стадии постепенного вывода из боевого состава ВМФ. К настоящему времени осталось только несколько таких ПЛ, так что учитывать их далее не следует.



Проведенный в 1991 году из подводного положения ПЛ проекта 667БДРМ успешный старт в одном залпе с высокой скорострельностью всего боекомплекта жидкостных ракет Р-29РМ (16 ракет) продемонстрировал всему миру высокую надежность и боевую эффективность этого ракетного комплекса.


В России была создана жидкостная ракета «Синева», способная нести до 10 боезарядов. максимальная дальность стрельбы с уменьшенным числом блоков - 11547 км



Схема житкостной ракеты "Синева": (1) разделяющаяся головная часть (РГЧ); (2) топливные баки 3-й ступени и РГЧ; (3) отсек боевых блоков; (4) двигатель 3-й ступени; (5) топливные баки 2-й ступени; (6) двигатель 2-й ступени; (7) топливные баки 1-й ступени; (8) двигатель 1-й ступени

Позднее на замену ракеты Д-9РМ в ГРЦ была создана жидкостная ракета «Синева», способная нести до 10 боезарядов. максимальная дальность стрельбы с уменьшенным числом блоков - 11547 км. Высокие характеристики этой ракеты были продемонстрированы в 2006 году при старте с борта атомной подлодки проекта 667БДРМ в высоких полярных широтах. «Синева» (ген. конструктор В.Г.Дегтярь) принята на вооружение в 2007 году, позднее была разработана её новейшая модификация - ракета «Лайнер».

Логично было бы ожидать, что в новой России в соответствии с пропагандируемой идеей о превосходстве твердотопливных ракет все внимание должно было бы быть направлено на совершенствование именно той части морской группировки, которая оснащена твердотопливными ракетами, несущими 1200 боезарядов, т.е. 75 % боезарядов всей морской группировки, но все было сделано наоборот.

Вначале было прекращено производство твердотопливных ракет Р-39, а находившиеся на боевом дежурстве ракеты после снятия с них боезарядов уничтожены отстрелом в море. Все шесть ПЛ проекта 941 были просто оставлены без ракет и выведены из боевого состава, к настоящему времени три из них уже утилизированы, а все работы по новейшей твердотопливной ракете Р-39УТТХ («Барк») были прекращены на этапе летных испытаний. Таким образом, вся твердотопливная морская группировка была уничтожена в инициативном порядке.



Подводный крейсер с ракетами Р-29РМ

6 ПЛ проекта 667БДРМ, построенные в 1985-1990 гг., находятся в завершающей стадии эксплуатации. Разумеется, периодически они проходят заводской ремонт, но это не может продолжаться долго, а новых ПЛ под ракеты Р-29РМ, «Синева» и «Лайнер» не строится. Следовательно, жидкостная морская группировка обречена на вымирание естественным путем.

На замену доставшейся от СССР и ликвидируемой в одностороннем порядке морской группировки создается новая российская морская группировка, состоящая из вновь строящихся ПЛ проекта 955 (16 шахт) с твердотопливной ракетой «Булава» (забрасываемый вес 1,15 т), разработанной Московским институтом теплотехники (ген. конструктор Ю.С.Соломонов).



АПЛ проекта 955 (16 шахт) с твердотопливной ракетой «Булава»

Существует такое понятие «Коэффициент оперативного напряжения» (КОН). Это отношение числа ПЛ, находящихся на боевом патрулировании, к общему числу ПЛ, находящихся в боевом составе ВМФ. У США в связи с наличием большого числа зарубежных морских баз, где можно сменить экипаж на новый, доставленный туда самолетами, провести профилактику оборудования, загрузку продовольствия и т.д. КОН достигал 0,6-0,7, а наши ПЛ должны периодически возвращаться для этого на родную базу и подолгу находиться у пирса, где они для нанесения ответного удара непригодны. Из-за этого наш КОН был всегда существенно меньше американского. Поэтому залп даже одной нашей ПЛ, находящейся в океане, должен гарантировать нанесение агрессору существенного ущерба в ответном ударе.

Попробуем сравнить, что было, и что скоро будет. Определим суммарный забрасываемый вес всего залпа одной ПЛ, умножив забрасываемый вес одной ракеты на число шахт (ракет) на этой ПЛ.
  • ПЛ проекта 941 с твердотопливной ракетой Р-39 (2,55x20) - 51 т
  • ПЛ проекта 667БДРМ с жидкостной ракетой Р-29РМ (2,8x16) - 44,8 т
  • ПЛ «Огайо»(США) с твердотопливной ракетой «Трайдент-1»(1,36x24) -32,6 т
  • ПЛ «Огайо»(США) с твердотопливной ракетой «Трайдент-2» (2,8x24)- 67,2 т
  • ПЛ проекта 955 с твердотопливной ракетой «Булава» (1,15x16) - 18,4 т

Результаты у нас по столь ожидаемому будущему, как видим, не утешительные.
О мифе невидимости подводной лодки
Всегда считалось, что ПЛ, находящаяся в океанских просторах, невидима. Но так ли это? Разумеется, если наблюдать за морской поверхностью в бинокль, то подводную лодку, находящуюся на глубине, не заметишь. Но, тем не менее, атомная ПЛ оставляет некие следы, которые можно обнаружить с самолета и даже из космоса с помощью специальной аппаратуры.

Тепловой след, поскольку:
  • при охлаждении внешнего контура ядерного реактора забортной водой насосы выбрасывает за борт горячую воду
  • при продувке балластных цистерн выбрасываемая за борт вода имеет, как правило, температуру, отличающуюся от океанской воды
  • при длительном плавании на малых глубинах в жарких районах лодка может нагреваться солнцем и потом при плавании на большой глубине или ночью будет отдавать тепло с корпуса в воду
  • лопасти и ступица гребного винта от трения о воду нагреваются и излучают тепло в окружающую воду

Радиационный след, создаваемый небольшой остаточной радиацией при работе внешнего контура охлаждения ядерного реактора.

Турбулентный след. ПЛ, двигаясь под водой, вызывает ее турбулентное возмущение, приводящее к изменениям в параметрах морской волны, которые достигают поверхности океана. В зависимости от глубины погружения подлодки и преобладающих океанических условий турбулентное возмущение может приводить к смешиванию различных температурных слоев воды и подъему воды на поверхность.

Геометрический след. При движении ПЛ под водой на небольшой глубине над ней на морской поверхности образуется небольшая выпуклость.

Магнитные и электрические поля, возникающие при движении ПЛ от работы ее механизмов.

Световой след. Морская вода хорошо поглощает свет, но абсолютно прозрачна для световых лучей сине-зеленой части спектра. Это явление может быть использовано путем облучения района возможного нахождения ПЛ сине-зелеными лучами лазера со спутника.

Акустический след от работающих механизмов ПЛ.

Слежение за ПЛ по акустическому следу уже сейчас широко используется, что касается обнаружения ПЛ по другим признакам (следам), то время создания подобных полномасштабных систем обнаружения ещё не наступило. Но это не означает, что такие системы никогда не будут созданы. Наука развивается стремительно, поэтому нужно заранее готовиться к будущим изменениям.
Подледный старт БРПЛ
Выход один: необходимо переходить к подледному старту БРПЛ. Зачатки подледного старта уже были заложены в ракете Р-39, которая оснащалась амортизационной ракетно – стартовой системой (АРСС).

АРСС это многотонная конструкция, которая надевалась на ракету и выполняла несколько функций:
  • обеспечивала амортизацию ракеты в штормовых условиях и при сотрясениях в случае взрыва обычного или ядерного заряда (глубинная бомба, торпеда и т.д.)
  • обеспечивала герметичность шахт с ракетами при открытых крышках шахт, например, при подготовке залповой стрельбы и при различных нештатных ситуациях, в том числе при проваливании ПЛ с открытой крышкой на большую глубину
  • предохраняла ракету на подводном участке старта при столкновении с посторонними предметами (бревнами, льдинами и т.д.)
  • пробивала при старте нетолстый лед

После выхода ракеты из воды срабатывали установленные на АРССе небольшие ракетные двигатели, которые снимали с ракеты АРСС и уводили его в сторону от ракеты и ПЛ.

В дальнейшем предполагалось устанавливать на АРСС небольшие ракеты с взрывным зарядом, которые при подледном старте стартовали бы чуть раньше самой ракеты и пробивали бы для нее полынью. А это уже был бы настоящий подледный старт. И тогда наш природный недостаток – огромное покрытое льдом северное побережье превратилось бы в наше природное преимущество. Наши ПЛ могли бы базироваться в устьях северных рек и находиться на боевом патрулировании подо льдом недалеко от родных берегов, где они были бы действительно невидимыми, а необходимость прорываться в океанские просторы отпала бы сама собой.



Ракета Р39УТТХ с системой АРСС

К сожалению, вся наша созданная ранее твердотопливная морская группировка: ПЛ проекта 941, ракета Р-39, ракета Р39УТТХ ликвидированы нами в инициативном одностороннем порядке, а наши восторженные ожидания сконцентрированы теперь на «Булаве», которая по забрасываемому весу (1,15 т) не дотягивает даже до американского «Трайдента-1» (1,36 т), давно снятого с вооружения. Так что, какой уж там подледный старт. Видимо работы по подледному старту придется начинать заново. Развитие науки и создание новых технологий неизбежно приведут нас к такой необходимости.

Об авторе

Григорьев Юрий Павлович, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный изобретатель РСФСР, автор 79 изобретений и двух научных открытий. 26 лет проработал в КБМ, 1971-1980 гг. – заместитель главного конструктора академика В.П.Макеева по проектированию – руководитель проектного отделения КБМ.

Используемая литература:

1 О СОЗДАНИИ И СОЗДАТЕЛЯХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ МОРСКИХ РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ И БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ СССР И РОССИИ. КБ МАШИНОСТРОЕНИЯ, СКБ-385, ГРЦ «КБ ИМ. АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА. Юбилейное издание. 60 лет КБМ. Под общей редакцией В.Г.Дегтяря. Москва, «Военный Парад» - ГРЦ «КБ им. академика В.П.Макеева, 2007

2. Григорьев Ю.П. Гибель эскадры. ЛУБЯНКА. ИСТОРИКО - ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ. Выпуск 13-14 2011. Издательство Клуба ветеранов Госбезопасности «ВеГа». http://makeyev.msk.ru/pub/NeProhodiMimo/Grigoriev/Gr_gibel_esk.html

3. След атомной лодки в океане http://wap.sovpl.forum24.ru/?1-4-20-00000055-000-0-0-1324459790

МОСКВА , 06 июня 2013 , ОРУЖИЕ РОССИИ , Юрий Григорьев
Источник

4 коммент. :

  1. Обалденно интеллектуальный комментарий. Достойный комментатора.

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный9 июня 2013 г., 0:47

    если бред у тебя случается часто, сходи к врачу.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный9 июня 2013 г., 0:54

    коментатору 6 июня 13:38 -этот бред у тебя с повышенной температурой или хронический?

    ОтветитьУдалить

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях