Меню блога

3 ноября 2011 г.

Автомат Калашникова: вместо отставки идет на повышение

Недавнее сообщение о том, что Минобороны России отказалось от закупок АК-74, стало одной из самых заметных военных сенсаций последнего времени. Но чем она вызвана?
Какое оружие придет нак смену легендарному «калашу»? На эти и другие вопросы военного обозревателя «КП» Виктора БАРАНЦА отвечают оборонщики - гендиректор ОАО «НПО «Ижмаш» Максим КУЗЮК и главный конструктор – директор стрелково-пушечного направления ОАО «Концерн «Ижмаш» Владимир ЗЛОБИН.


ЛОЖНАЯ ТРЕВОГА


КП: - Как руководство завода отнеслось к невеселой новости о прекращении закупок АК-74?

Максим КУЗЮК (МК): - Мы спокойно отнеслись. Ведь этот автомат уже 20 лет мы не производим. И у нас он не приобретается. Но в данной ситуации надо четко разделять само заявление Минобороны, и то, во что оно позже трансформировалось в целом ряде СМИ. Это принципиально важно для понимания сути вопроса.

КП: - И в чем же получился разнобой? МК: - Представитель Минобороны сказал, что будут прекращены закупки автомата АК-74 из-за уже имеющегося на складах большого его количества. Но после этого в течение нескольких дней мы слышали в СМИ, в том числе и зарубежных, информацию о том, что армия в принципе отказалась от автомата Калашникова. После этого к нам стали обращаться наши коллеги, контрагенты, просто люди, которым небезразлична судьба АК, - просили разъяснить, как же ситуация обстоит на самом деле. Для людей вести о полном отказе от автомата Калашникова – это, конечно, был шок. Особенно для сотрудников и ветеранов завода, для жителей нашего города Ижевска, а также для военных и сотрудников правоохранительных органов, которые прошли не одну войну с этим оружием. Приходилось давать разъяснения, что эта информация не соответствует действительности.

КП: - А в чем конкретно не соответствует?

- МК: - Здесь надо понимать, что автомат Калашникова АК-74 – это третье поколение автоматов семейства Калашникова (первым был сам АК-47, вторым АКМ). Завод производил его с 1974-го и до 1991 года. После этого АК-74 на «Ижмаше» уже не выпускался. Ему на смену пришли новые, более современные, превосходящие его по своим характеристикам автоматы, - АК-74М, АК «сотой» серии. «Сотая» серия стала четвертым поколением семейства АК, и именно ее сейчас и производит «Ижмаш». Разрабатывается новое, пятое поколение АК. Хочу сказать самое главное: от автомата Калашникова не отказываются, он остается.

СТВОЛЫ И РУБЛИ

КП: - Отказ Минобороны от закупок АК-74 сильно ударит по экономическому состоянию завода? МК: - На экономическое состояние завода это не повлияет никак. Во-первых, как это уже было сказано, АК-74 мы не производим уже двадцать лет. Во-вторых, Минобороны уже примерно с середины 1990-х годов не является нашим основным заказчиком стрелкового оружия. Поэтому в своем заявлении оно просто констатировало факт. Им закупаются достаточно небольшие партии. Эта ситуация, кстати, касается не только нашего предприятия, но и всех других заводов, производящих стрелковое оружие. Сегодня наши основные заказчики по стрелковому направлению – это специальные службы (МВД, ФСБ, погранвойска ФСБ и др.), а также армии и правоохранительные органы иностранных государств. Им мы поставляем автоматы «сотой» серии, и оценка этого оружия всегда очень высока.

КП: - Минобороны свой отказ от дальнейших закупок АК-74 мотивирует двумя причинами. Первая – сверхизбыточные запасы АК-74 на складах (аж 17 млн. сволов). Вторая – АК-74 уже «не отвечает современным требованиям». Как Вы относитесь к таким обоснованиям?

Владимир ЗЛОБИН (ВЗ): - Говорить о количестве запасов оружия и его необходимости – это компетенция Минобороны. А насчет того, что АК-74 «не отвечает современным требованиям»… Здесь рассуждать можно долго, даже у каждого бойца может быть на этот счет свое мнение. Но если начать следовать нормативным формулировкам, то АК-74 не может не отвечать современным требованиям просто-напросто по одной причине: до сих пор у нас нет официально сформулированных требований модернизации автомата. Автомат все время совершенствовался, для того чтобы быть современным и эффективным. Даже конструкции образцов еще первого АК, изготовленных в Коврове, на мотозаводе в Ижевске и на Ижевском машиностроительном заводе, уже отличались друг от друга. И в настоящее время мы совершенствуем автомат, не имея официальных требований – в пер
вую очередь на основе анализа ведения современных боевых действий и пожеланий бойцов.

ЧЕГО ХОЧЕТ ЗАКАЗЧИК?

КП: - А что значит «официальных требований» Минобороны?

ВВЗ: - Официальные требования – это требования Министерства обороны к модернизации автомата Калашникова, изложенные в тактико-техническом задании. Поэтому говорить о том, что АК устарел… С этим мы не согласны. Как мы говорил, и официально сформулированных требований заказчика к нему сейчас нет. Есть широкая картина пожеланий от сотрудников спецподразделений, но это не массовая армия – у них более жесткие и специфичные требования к оружию. Автомат же выпускается под среднестатистического бойца. Из АК может эффективно стрелять любой солдат независимо от роста, комплекции и подготовки.

КП: - АК можно модернизировать за счет новых «обвесов» - различных приспособлений к нему? ВЗ: - Да, особенно автомат не «обвесишь». Но нужно отметить, что даже на ту боковую планку, которая предусмотрена, разработано мало отечественных прицелов – только по несколько оптических и ночных. Поскольку опять же такой задачи перед оптико-механическими заводами официально не ставилось. То же самое можно сказать и про дополнительную «обвеску»: фонари, целеуказатели, рукоятки. Поэтому АК если и устарел морально, то не как автомат, а как носитель дополнительного оборудования, которое расширяет возможности этого оружия. Но это все учтено нами при разработке нового поколения АК.

КП: - Я Вас правильно понимаю: завод готов учесть любые требования заказчика к автомату, но такие требования что - не ставились перед вашим предприятием?

ВЗ: - Да, «Ижмаш» готов учесть любые реальные требования заказчика к автомату. Но, потворюсь, требования к модернизации автомата официально не выставлялись.




В 2007 году легендарный российский конструктор, Герой Соцтруда генерал-лейтенант Михаил Калашников принял участие в торжествах по случаю 60-летия создания автомата Калашникова.

ПАТРИАРХ И НАСЛЕДНИКИ

КП: - Ижмаш в свое время модернизировал АК-74. Появился АК-74М. Чем именно модернизированный автомат стал лучше «старого»? И если он стал лучше, то почему АК-74М все равно не устраивает Минобороны? Как и АК «сотой» и других серий?

ВЗ: - АК-74М был разработан как автомат с улучшенной эргономикой, вобравший в себя все лучшее, что было в автоматах калибра 5,45 мм: постоянная боковая база, ударопрочная пластмасса, складывающийся пластмассовый приклад (потому что металлический вызывал нарекания). Автоматы «сотой» серии – это попытка развить на базе существующего автомата и имеющейся технологии оружие другого калибра, опять же по тактико-техническим заданиям (ТТЗ) Гланого ракетно-артиллерийского управления, но по инициативе завода.

КП: - Почему же это оружие «не пошло» в армию?

ВЗ: - На этот вопрос ответ должно дать Минобороны. АК-74М появился в 1991 году, который предшествовал экономическому кризису в стране. Наверное, это было в то время одной из причин того, что он «пришел» в армию позже. По поводу АК «сотой» серии – их активно закупают наши спецслужбы и иностранные государства, но в Российскую армию они массово не поставляются.



Президент Венесуэлы Уго Чавес - один из преданных поклонников лучшего русского автомата.

РЯДОМ С КОНКУРЕНТАМИ

КП: - Как, на Ваш взгляд, наш легендарный «калаш» самой новой серии выглядит в сравнении с нашим автоматом АН-94, с лучшими аналогичными образцами стрелкового автоматического оружия армий США, Германии, Англии, Китая?

ВЗ: Автомат АН-94 «Абакан» со смещенным импульсом отдачи – это очень интересная конструкция, которая еще скажет свое слово. Но это более сложное оружие, поэтому таким массовым, как автомат Калашникова, оно, наверное, не станет. Хотя имеет высокие отзывы от бойцов спецподразделений. Проведенные испытания показали, что «Абакан» проигрывает штатным автоматам по одиночному огню и огню длинными очередями. В режиме же коротких очередей и стрельбы «двойкой» АН-94 обстреливает АК в разы. АН-94 «Абакан» был принят армией на вооружение, но заказа на серийное производство от военных не поступило: из-за более сложной конструкции. Что касается сравнения АК с иностранными образцами. Здесь нужно говорить не об автомате Калашникова отдельно, а о комплексе «автомат-патрон». Даже заказчики признают, что сравнительные испытания АК проигрывает не из-за своих характеристик, а из-за характеристик отечественного патрона. С патроном 7,62х39 финского производства даже АКМ работает до двух раз кучнее. АК-101 с патроном СС109 5,56 мм имеет равные или даже лучшие характеристики в сравнении с американской винтовкой М-4.

КП: - АК модно сравнивать с М-16-А1 или М-16-А2...

ВЗ: - Но это не совсем корректное сравнение, потому что ствол этих винтовок длиннее, и соответственно, длиннее и прицельная линия. Благодаря такому стволу и диоптрическому прицелу кучность одиночного огня у винтовок при стрельбе по точечной неподвижной цели лучше, чем у АК, а вот автоматическим огнем АК-74 их превосходит.




КП: - А если сравнивать наш автомат с М-4 или с немецкой винтовкой G-36, у которых ствол по длине сравним со стволом АК?

ВЗ: - Например, АК-101 – оружие того же уровня кучности. По совокупности же характеристик АК-101 их превосходит, поскольку в нем сохранена надежность, присущая АК вообще. С целью получения сравнительных характеристик были проведены определенные «мероприятия», и они эти данные подтверждают. Конечно, часто приходится слышать, что автомат Калашникова уступает иностранным по параметрам точности и кучности. Но качество стрельбы во многом зависит от боеприпаса. Например, отстрел американских образцов производится целевыми патронами (специально разработанными патронами, которые дают возможность проверить истинную кучность образца), а для наших образцов таких патронов нет. Без глубокой модернизации такие параметры, как кучность, сегодня не изменить.

САМЫЙ НАДЕЖНЫЙ

КП: - И что же делать?

ВЗ: - Необходимо создавать комплекс «автомат-патрон». И при этом улучшать качество боеприпасов – разрабатывать новые пороха, изменять технологию изготовления гильз, капсюлей, самих пуль, технологию сборки. Автомат Калашникова именно как автомат, а не как комплекс «автомат-патрон» проигрывает иностранным образцом в другом – в массе. Масса АК все-таки немного выше. Но здесь мы связаны системой военных нормативных документов (стандартов). Эта система определяет, какие испытания стрелковое оружие и комплектующие должны выдержать. АК известен во всем мире как самое надежное и эффективное стрелковое оружие именно благодаря той системе испытаний, которая существует на «Ижмаше». И чтобы обеспечить эти испытания, АК вынужден конструктивно иметь такую массу.




КП: - Что именно Вы имеете в виду?

ВЗ: - Для бойца масса автомата включает в себя и массу носимого боезапаса, и ремней (вспомогательных элементов). В западном варианте носимый боезапас меньше. А там, где у нас используется брезент, в иностранных образцах применяются более легкие синтетические ткани. Их можно применять и у нас, – но, получив некоторое преимущество по массе, солдат столкнется и с рядом проблем. Например – на морозе этот синтетический ремень замерзает и рвется. Или представим, что он прижался к горячему стволу, оплавился – и опять порвался...

КП: - Что для Вас важнее всего в автомате?

ВЗ: - Для нас важнее всего - мнение бойцов, которым АК действительно спасает жизнь. По их мнению, это лучший автомат для боевых действий. Конечно, для нас это не значит, что нужно стоять на месте. Мы постоянно работаем над тем, чтобы совершенствовать характеристики оружия.

КП: - Если на армейских складах накопились «сверхизбыточные» запасы АК-74, то нельзя ли их модернизировать так, чтобы значительно улучшить ТТХ, или АК-74 уже окончательно исчерпал себя?

МК: - Модернизировать АК-74 до уровня АК-74М, безусловно, возможно – более того, «Ижмаш» делает это уже давно. Конструкторами была разработана документация на капитальный ремонт АК-74, которая была утверждена ГРАУ. АК-74 доводится до уровня АК-74М: устанавливается боковая планка, складывающийся приклад, деревянные части переводятся в пластик. Мы периодически проводим такую модернизацию по заказам МВД, погранвойск ФСБ. Заказывало и Минобороны – но совсем незначительное количество. Нами также разработана документация о модернизации автомата АКМ до уровня АК-103 – но заказчиками она даже не рассматривалась.

НОВАЯ ЭРА АК

КП: - Уже давно известно, что ижмашевцы, как говорится, «с нуля» хотят создать новое автоматическое оружие на универсальной платформе. Значит ли это, что эра АК прошла?

МК: - О том, что «эра АК» прошла, мы периодически слышим уже давно. На самом деле, все наоборот. Можно сказать, что наступает новая «эра АК». Мы изучаем современное иностранное оружие, и вывод только один: во всем мире постепенно приходят к той схеме, которая была использована в автомате Калашникова. В качестве примеров можно назвать американское, немецкое, израильское оружие. Более надежного и эффективного в этом классе оружия пока не придумали. Разработка нового автоматического оружия нами тоже ведется. Но вряд ли это будет массовое оружие – скорее автомат для спецслужб. Одновременно мы ведем и работу по дальнейшему совершенствованию АК – разработке автоматов пятого поколения.

КП: - Не сильно ли рискует «Ижмаш», пообещавший к концу этого года показать Минобороны принципиально новое оружие? Чем оно будет отличаться от АК-74М, от автоматов «сотой» и других серий? ВЗ: - Армия ждет предложений от промышленности, при этом не формулируя свои требования. А требования всегда подкрепляются официальным заказом, за которым стоит государственное финансирование: договор на выполнение, сроки, деньги, строгая отчетность, контроль представителя заказчика – все то, что определено ГОСТами. Тем не менее до конца года «Ижмаш» планирует показать первый макетный образец нового автомата. Его рабочее название – АК-12. В нем сохранится все лучшее от автоматов АК-74 и АК-74М: высочайшая надежность, простота конструкции и эксплуатации, высокая кучность стрельбы и невысокая стоимость изготовления. Это оружие с регулируемой эргономикой и адаптированное под правшей и левшей. Конечно, в нем предусмотрены планки для установки современных прицелов и аксессуаров.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОРЫВА

КП: - Для разработки самого современного типа оружия «Ижмашу» потребуются и новое оборудование, и новые технологии, и новые материалы. Проблемы есть?

МК: - Определенное отставание в технологиях было, но эта проблема решается. На «Ижмаше» проводится программа масштабного технического перевооружения: прежде всего на оружейное производство закупаются современные многофункциональные высокопроизводительные обрабатывающие центры. Уже сейчас эта программа приносит свои результаты – как по производительности труда, так и по качеству. Кроме того, сегодня мы совершенствуем систему контроля качества на заводе. На «Ижмаше» также создан Центр новых технологий, - чтобы внедрять инновационные технологии в существующее производство. Он эти задачи уже сейчас решает. В частности, нами внедряются новые технологии покрытий.

КП: - А в чем суть этих технологий?

МК: - Сегодня существует целый ряд технологий по модификации поверхностей металлов и других материалов. Эти технологии позволяют упрочнить, снизить трение или адгезию, что в свою очередь, позволяет решить целый ряд конструкторских и технологических задач, например: уменьшение размеров и массы движущихся частей, увеличение ресурса деталей, облегчение чистки оружия и т.д. Мы так же расширяем использование современных методов механической обработки для снижения трудоемкости, что дает снижение себестоимости, а так же повышения точности изготовления и чистоты поверхностей, что позволяет повысить качество конечного изделия и улучшить его эстетическое восприятие.

КП:- Создавая новое оружие, в какой государственной помощи нуждается «Ижмаш»? Или Вы рассчитываете сами выплыть к нужному берегу в бушующем море рынка? МК: - Лучшая поддержка - это полное или частичное финансирование опытно-конструкторских работ, особенно на этапе, когда потребуется проводить интенсивные испытания, а это затраты на изготовление образцов и на закупку патронов. «Ижмаш» готов сам профинансировать первый этап разработки и показать опытный образец, но потом расходы на разработку существенно вырастают.

КП: - А если новый образец «пойдет», будет принят на вооружение?

МК: - То потребуются средства на освоение в производстве. Затраты будут делиться на две части: закупка современного оборудования и закупку оснастки и разработку технологических процессов, а это самые большие затраты. «Ижмаш» подал заявку на финансирование технологического перевооружения стрелкового направления в рамках Федеральной целевой программы. В рамках этой программы будет дополнительно закуплено современное оборудование, которое позволит не только осуществить освоение производства новых образцов в кратчайшие сроки, но и значительно повысит эффективность самого производства, т.е. обеспечит его конкурентоспособность. Ускорение выделения средств по данному направлению является для «Ижмаша» приоритетом.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

За последние 60 лет было выпущено более 70 млн. автоматов Калашникова различных модификаций. Они состоят на вооружении 50 иностранных армий.

Главный соперник АКМ - американская автоматическая винтовка М-16 - была произведена «тиражом» около 10 млн. единиц и состоит на вооружении 27 армий мира.

ТТХ российских и иностранных автоматов


Примечания:
*с магазином без патронов, штык-ножа, шомпола и принадлежностей
** + есть возможность, - нет возможности
Первоисточник http://vrn.kp.ru 

1 comments :

  1. АН-94 имеет калибр 5.56? Вы серьёзно считаете, что оружие для наших спецов создавалось под иной, не калашовский патрон?

    ОтветитьУдалить

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях