Цитата из ресурса TomDispatch: Поражение выглядит именно так
Скаут: NetGeo, Переводчик: Анна, Редактор: BadgerS
Страна: США
Издание: The American Conservative
Автор: Том Энгельгардт
Дата опубликования статьи: 08 ноября 2011 года
Как насчет минуты молчания в память о почившей Американской Мечте? (Покойся с миром на пролитой ради тебя крови).
Нет, я имею в виду не старую мечту о возможности, например, купить собственный дом, найти работу лучше, чем у родителей, получать достойную пенсию и о прочих вещах, таких «вчерашних», таких размытых, таких близких движению «Захватим Уолл-Стрит». Я говорю о мечте, которую мы лелеяли еще совсем недавно, о действительно дерзкой мечте, «унесенной ветром», как и ее предшественница.
Я имею в виду Американскую Мечту Джорджа Буша-младшего. Если здесь есть люди, которые помнят вторжение в Ирак (а многие американцы определенно предпочли бы забыть об этом), то в первую очередь в их памяти всплывают ложные данные разведывательных служб, несуществующий ядерный арсенал Саддама Хусейна, глупые и еще более глупые решения, кровавая гражданская война, мертвые американцы, коррумпированные организации, отданный налогоплательщиками триллион (и даже больше) долларов, спущенный в унитаз... в общем, вы знаете. Лишь немногие помнят, в чем был первоначальный смысл мечты; назовем ее Мечта с большой буквы, ведь, клянусь вам, она была прекрасна!
Американская Мечта
Выглядела она примерно так: в далеком 2003 году у главы администрации Буша-младшего не было сомнений в том, что Ирак Саддама Хусейна, измотанный многолетней войной и наложенными на страну санкциями (например, бесполетная зона), станет «легкой добычей», а армия США, чей образ был идеализирован, беспрепятственно войдет в Багдад. (Сторонники этой идеи из Washington Post использовали для описания американского вторжения словосочетание «проще простого»). И конечно, глава администрации даже не сомневался, что войска США будут встречены как освободители толпами восторженных шиитов, бросающих солдатам цветы (я не шучу и не преувеличиваю).
Как было бы просто тогда установить в Багдаде «демократическую форму правления» (что означало передать власть шииту-автократу Ахмеду Чалаби), построить 4-5 суперсовременных стратегических военных баз (оснащенные самым совершенным оружием небольшие американские городки уже были нанесены на карту Ирака до начала вторжения), и, таким образом, завладеть крупнейшими нефтяными запасами планеты, о чем Великобритания не могла и мечтать даже в период расцвета своей империи. (Да, неоконсерваторы тогда хвастались тем, что мы своим величием превзойдем Римскую и Британскую империи вместе взятые!).
Так как особого сопротивления не последовало, американские войска могли начать покидать Ирак уже осенью 2003 года, оставив в бесконечно благодарной им стране 30-40 тысяч солдат, бойцов ВВС США и разнообразных «шпионов» и контрактников (тогда это называлось «модель Южной Кореи»). Управляемая государством иракская экономика была бы передана в частные руки, а нефтяные «закрома» были бы открыты для мировых гигантов энергетической промышленности, особенно для американских, которые бы восстановили эту промышленность и начали бы выкачивать из иракских запасов миллионы баррелей «черного золота», уменьшая влияние ОПЕК на мировом нефтяном рынке.
И имейте в виду, это не стоило бы ни цента. Ну, в самом худшем и маловероятном случае, это могло бы обойтись в 100-200 млрд. долларов, но так как Ирак, как выразился тогдашний заместитель министра обороны Пол Вульфовиц, «купается в море нефти», большая часть расходов, несомненно, была бы покрыта, в конце концов, это сделали бы сами иракцы.
Ну что, у вас перехватило дыхание от такого путешествия по коридорам памяти? Однако для мечтателей Буша, которые ощущали себя теми самыми детьми из пословицы про магазин сладостей (несмотря на то, что действовали эти мечтатели как слоны в посудной лавке), Ирак был лишь началом. Сирия, зажатая в стратегические клещи между Израилем и американским Ираком, подчинилась бы политической воле США, иранцы, также «взятые в клещи» между американским Ираком и американским Афганистаном, были бы подчинены с тем же успехом, или их просто-напросто завоевали бы, как Ирак, и кто бы хоть слово сказал? (Как иронично отметили тогда неоконсерваторы: «Все хотят в Багдад, и только настоящие мужчины хотят в Тегеран»).
И это было еще не все. Высокопоставленные чиновники администрации Буша были горячими бойцами во времена «холодной войны», еще до того, как США стали «единственной сверхдержавой», и тут они увидели, что Россия снова пытается влезть в старые советские сапоги. Свергнув Аль-Каиду и Талибан в Афганистане, американцы уже строили сеть военных баз и на территории этой страны. («Пусть расцветут тысячи южнокорейских моделей!») Следующим пунктом повестки дня было выдворить русских из их «ближнего зарубежья», то есть бывших советских республик, а теперь независимых государств Центральной Азии.
Вот это триумф! Благодаря ни с чем не сравнимой мощи американских вооруженных сил, Вашингтон мог бы контролировать большую часть Ближнего Востока, от Средиземноморья до китайской границы, не будучи при этом никому ничем обязан. Подумаешь, великие державы! Речь шла о Pax Americana (послевоенная концепция, которая предполагала, что США будут определять судьбу мира, станут международным банкиром, жандармом и хозяином земного шара – прим. редакции), на территории которой всегда сияет солнце. Одновременно существовало много других приятных преимуществ: Белый дом был бы освобожден от своих конституционных уз «единой исполнительной властью», и, следуя закономерности «успех рождает успех», в США на миллионы лет установилась бы Pax Republicana (причем демократическая партия – или, как сами американцы с усмешкой ее называют, «демократы» – повторила бы судьбу Ирана и покорилась бы воле республиканцев).
Американский кошмар
Когда ты просыпаешься в холодном поту, а твое сердце безумно колотится из-за сна, который оказался действительно кошмарным, иногда стоит попытаться вспомнить этот сон до того, как он исчезнет, оставляя после себя лишь чувство опустошенности.
Поэтому задержите воспоминания об Американской Мечте Буша еще на несколько минут в своей памяти и подумайте о тех разрушениях, которые последовали за попытками ее осуществить. Что осталось после Ирака, после этой многотриллионной войны? Экспедиционные американские войска, т.е. 30 тысяч солдат, которые должны были остаться в боевой готовности в этой стране и остаться там навсегда, вместо этого пакуют свои вещички и «уходят за горизонт» этих американских городков с их огромными станциями связи, ресторанами быстрого обслуживания, сувенирными магазинами, пожарными станциями и всем остальным – скоро, вероятно, они превратятся в города-призраки, после разграбления их иракцами.
Безусловно, эти американские зиккураты ((от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры – прим. редакции) поглотили миллиарды долларов, отданных государству налогоплательщиками. Теперь все «творения» США, за исключением громадного посольства-цитадели, на строительство которого правительство Буша потратило три четверти миллиарда долларов, обречены на гибель. Вышеупомянутое здание должно стать жилым помещением 17-ти тысячной миссии Госдепартамента США в Ираке, включающей 5000 наемников, цель которых – не допустить полного искоренения американской глупости в Ираке даже после «вывода войск».
Вы можете думать об этом выводе войск что угодно, но оно все равно останется, в первую очередь, поражением, унижением такого масштаба, какой невозможно было себе представить в 2003 году. В конце концов, американские войска были изгнаны из Ирака… а кем, собственно, они были изгнаны?
А теперь, безусловно, на очереди Афганистан, где до сих пор война ведется с таким энтузиазмом, как будто в американских карманах нет зияющих дыр. Однако неизбежный вывод войск все же ожидается. США все еще несет потери, все еще строит огромные военные базы, все еще тренирует афганские войска (приблизительно 400 тыс. человек) в стране, которая слишком бедна, чтобы оплатить и десятую часть всех этих мероприятий (а значит вкладывать сюда деньги мы должны будем вечно и еще пару лет сверх того).
Вашингтон все еще осуществляет свою программу стимулирования экономики в Кабуле. Дипломаты и высший командный состав США постоянно ездят в Афганистан и Пакистан, пытаясь «помириться» с Талибаном, не смотря на то, что беспилотники ЦРУ уничтожают всех своих врагов вдоль афганской границы и еще где-нибудь по-соседству. Как это однажды произошло в Ираке, военные и Пентагон все еще говорят о каких-то успехах, не обращая внимания на неловкость, которую испытывает Вашингтон из-за войны, о которой каждый теперь хочет официально заявить: «Ее невозможно выиграть».
На самом деле это удивительно: каждый раз вещи, которые, по словам «официальных представителей», идут отлично, в действительности близки к краху. На днях, например, генерал-майор Питер Фулер, управляющий программой подготовки афганских войск, был уволен генералом Джоном Алленом за то, что унизил президента Хамида Карзаи и его генералов. Он назвал их «оторванными от реальности».
Оторванными от реальности? Вот данные США по этому вопросу: только в этом году обучение афганских войск обошлась Вашингтону и налогоплательщикам в 11,6 млрд. долларов, однако после нескольких лет осуществления таких программ «ни одно афганское подразделение не может действовать без помощи американских военных частей или подразделений союзных войск».
Не надо быть ясновидящим, чтобы понять, что это тоже своего рода поражение, даже если враг (как и в случае с Ираком) – это жалкий сброд и бунтари. Тем не менее, тот факт, что американские мечты об Афганистане (равно как и британские, и русские) однажды будут погребены в руинах опустошенной, но не сдавшейся страны, неважно, какие средства выберет Вашингтон, чтобы продолжать безрассудно тратить деньги на попытки достигнуть своей цели – это данность, и ее надо принять.
Проще говоря, это часть общей картины, изображающей поражение империализма.
Просыпаясь на рассвете в холодном поту
Да, мы потерпели поражение в Ираке и теперь терпим поражение в Афганистане. Но если вам нужно небольшое геополитическое «закручивание гаек», которое сможет продемонстрировать «дух времени», господствующий в мире в данный момент, оцените одно из первых заявлений Алмазбека Атамбаева, недавно избранного на пост президента в Киргизии – в стране, о которой вы, скорее всего, не думали ни секунды за всю вашу жизнь.
Помните, что сторонники Буша спешили отбросить русских обратно к границам Москвы. Киргизия – это, конечно же, одна из республик Центральной Азии, входивших ранее в состав СССР, а США вошли в эту страну под прикрытием Афганской войны и арендовали крупную военно-воздушную базу аэропорта Манас, который находится недалеко от Бишкека, столицы Киргизии. В ходе войны эта база стала значимым стратегическим узлом, где можно было пополнить запасы, а кроме того – являлась военной опорной точкой США в регионе.
Теперь Атамбаев объявил, что США придется покинуть Манас в 2014 году, когда срок аренды истечет. В последний раз, когда президент Киргизии прибегал к подобной угрозе, он пытался выпросить в долг у мощнейшей мировой державы 40 млн. долларов. Однако, на этот раз очевидно, что Атамбаев трезво оценил ситуацию в регионе, внимательно присмотрелся к своему возрождающемуся соседу, отметил сокращение американского влияния и сделал свою ставку на русских. Считайте, что это небольшое замечание о том, кто и кого теперь отбрасывает к границам.
Изолированные от реальности? А что тогда говорить об Обаме и его генералах? Конечно, в Вашингтоне предпочитают не признаваться в своих ошибках. Они делают выбор в пользу иллюзий. Им интереснее говорить о выводе войск из Ирака, но они делают это только для того, чтобы распространить американские гарнизоны вокруг Персидского залива с целью освободить регион от «внешнего вмешательства» (как это называет наш госсекретарь) со стороны Ирана. (Удивительно, думают люди, и почему это место называется Персидский, а не Американский залив?)
Они предпочитают говорить об усилении США и распространении американских военных баз в Тихоокеанском регионе, чтобы спасти Азию от… крупнейшего кредитора США – Китая. Им больше нравится думать, что США в ближайшие годы будет лишь укреплять свои позиции, а не сдавать их. Вашингтон любит «успокаивать союзников» и безбожно врать, ну или просто врать.
Конечно, не настолько безбожно, нет-нет, только не сейчас, когда те американские мечтатели – или безумные фантазеры, как вам больше нравится – гастролируют с воодушевляющими речами, получая по 150.000 долларов за каждое выступление, или зарабатывают миллионы, штампуя книжонки со своими воспоминаниями. Администрацию Обамы в свою очередь заполонили не склонные к мечтам администраторы и управляющие, которые унаследовали верховную власть, планету, «утыканную» американскими военными базами, и пустеющую казну. И тогда они решили сыграть в ту же самую игру, хотя и без особой твердой веры в исключительность вооруженной до зубов Америки, и не доверяя слепо военным методам, идущим с ней рука об руку (но упорно пытаясь все это вернуть). Эти люди стараются не поддаваться тем идеям о глобальном переходе энергии, которые будоражили умы их предшественников на политическом поприще. В условиях быстро меняющейся ситуации, административные чиновники оказались не в состоянии задать вопросы, которые открыли бы членам правительства дорогу за пределы того, что можно назвать обычной тактикой (скажем, беспилотники в борьбе против повстанцев).
В этом плане Вашингтон остается (хотя и не в таком масштабе, как это было раньше) безвоздушным и до жути привычным вакуумным пространством. Никто не осмеливается спросить, чем мог бы стать Ближний Восток (который изменяется прямо на наших глазах) без своей «американской тени», без военных баз, флота, беспилотников и всего прочего с этим связанного.
В результате, правительственные чиновники просто продолжают делать свое дело, особенно когда речь заходит о начатой Бушем всемирной борьбе с терроризмом и о финансовом протекционизме в отношении Пентагона (а также милитаризации страны), даже в наступивших тяжелых экономических условиях.
Считайте это особой формой вооруженного отрицания, которое, рано или поздно, заставит США признать свое поражение. Это будет полезно для «обитателей» Вашингтона, которые только начинают привыкать произносить это слово - «поражение». Оно, конечно, пока не стало допустимым элементом американского словарного запаса, хотя более приличное слово «спад» - «наблюдается относительный спад в деятельности США, как международной силы» - уже несколько лет как уютно устроилось в нашем лексиконе и нашей жизни. Когда речь идет о спаде, обычные американцы высказывают свое мнение в рамках социологических опросов. В ходе одного из недавних опросов,69% американцев заявили, что США находится именно в состоянии спада. (Мы не знаем, как бы они ответили, если бы им был предложен вопрос о поражении Америки).
Если вы отрицательно отзываетесь о политике Вашингтона, то слово «поражение» становится приемлемым, но лишь до тех пор, пока речь идет о конкретной войне или о конкретном событии. А окончательный разгром? Полномасштабное поражение? Нет, об этом пока говорить рано.
Вы, конечно, можете снова и снова повторять, что США были и остаются баснословно богатой и мощной страной, что у них есть необходимые средства, чтобы самовосстановиться и справиться с теми несчастьями, которые обрушились на страну в последние годы, и вы, несомненно, будете правы. Но взгляните на Вашингтон, на Уолл-Стрит, на грядущие выборы 2012 года и скажите мне в лицо – да, все так и будет. Вряд ли.
Если вы пойдете на марш с ребятами из движения «Захватим Уолл-Стрит», то вы услышите, как молодежь скандирует: «Вот как выглядит демократия!» Это заразно. Но есть другой возглас, который не менее актуален и явно звучит более агрессивно: «Вот как выглядит поражение!» Надо признать, что эта фраза не так ритмична, но это именно то, что подливает масла в огонь движения «Захватим Уолл-Стрит», что порождает рост числа безработных и частично безработных, тех, чьи дома проданы за долги, детей, которые получают дошкольное и школьное образование в долг (размеры задолженностей превышают 25 тыс. долларов). Все больше людей оказываются за чертой бедности, они чувствуют что-то внутри себя, даже если пока они не могут дать названия этому чувству.
И события на Большом Ближнем Востоке сыграли в этом не последнюю роль. Подумайте об этом вот с какой стороны: если деиндустриализация и монетизация на протяжении последних десятилетий опустошали казну США, то американский метод ведения войн тоже должен быть включен в этот список. Однако эту часть вышеупомянутой тройки обычно игнорируют. Мы не знаем, чем обернутся последствия этого поражения империализма, когда все наши войны закончатся.
Американская Мечта Буша была своеобразным апофеозом мировой власти США и пиком «катастрофы» страны, спасибо той кучке сумасшедших мечтателей, которые перепутали военную силу с глобальной мировой силой и действовали соответственно. Они, также как их союзники неоконсерваторы, обладали волшебной формулой превращения сдающего свои позиции, но еще достаточно сильного империалистического государства, в саморазрушающуюся систему, даже если пока не понятно, кто именно выйдет победителем из всей этой ситуации.
Несмотря на наши военные базы, разбросанные по всему миру, несмотря на арсеналы новейшего оружия (и новые разработки), несмотря на бюджет национальной безопасности, который можно сравнить со стоимостью сети отелей «Ритц», пришло время выбить что-нибудь скорбное на могильном камне, который однажды будет стоять на том месте, где будут зарыты в землю амбиции лидеров нашей страны, веривших, что они действительно могут управлять миром.
У меня даже есть на примете человек, который мог бы это сделать. В 2002 году журналист Рон Саскинд был на встрече с «главным советником» Джорджа Буша-младшего, и то, что этот советник сказал журналисту, можно смело выбивать на могильном камне или памятнике американскому поражению:
«Помощник сказал, что парни вроде меня были “в том, что они называли основанным на действительности обществом”, которое он определил как собрание людей, “верящих в то, что решения изыскиваются путем разумного исследования действительности.… Но в современном мире эта тактика больше не срабатывает… Теперь мы империя, и когда мы действуем, мы создаем свою собственную действительность. И пока вы изучаете действительность самым разумным образом, мы продолжаем действовать, снова и снова создавая новую реальность, которую вы тоже можете исследовать, и так продолжается до бесконечности. Мы лицедеи истории.… А вам, вам всем, останется лишь изучать наши великие дела”».
Кажется, что мы живем в новой эпохе, в которой действительность создает нас, а не мы - действительность. Многие американцы – взять тех же самых участников движения «Захватим Уолл-Стрит» - пытаются привыкнуть к этому и найти другие способы жить в этом мире. Поражение – мерзкая штука, но иногда это, как говориться, именно то, что доктор прописал.
Тем не менее, реальность – это испытание, так что если вы просто проснулись в холодном поту, не стесняйтесь, назовите это кошмарным сном.
Том Энгельгардт – один из основателей книжной серии Проект «Американская Империя», и автор книг «Конец Триумфаторской культуры» и «Американский военный метод: как война Буша стала войной Обамы». Он руководит интернет-изданием TomDispatch.com. Его новая книга «Соединенные Штаты Страха» выходит в этом месяце.
Оригинал статьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".