6 ноября 2011 г.

Плата за прогресс. Пора вернуть самих себя




Разговоры о всеобщем кризисе ведутся давным-давно, еще с конца XIX века.
Вроде бы человеку, живущему в условиях современной высокоорганизованной цивилизации и волноваться то не о чем: чума, проказа и многие другие ужасные болезни побеждены, строятся великолепные города (перед которыми даже грандиозный Древний Рим кажется захолустной деревней), дома со всеми мыслимыми и немыслимыми удобствами. Можно быстро добраться в любую точку планеты Земля и даже туристом побывать в космосе. Информация обо всем и вся стремительно поступает через глобальную Сеть в СМИ. Ребенка с рождения (если достаточно денег, конечно) окружают памперсы, сникерсы, чупа-чупсы и киндер-сюрпризы с готовыми шоколадными завтраками...
Рай, да и только! Лучше рая! Круче рая! В раю ведь айфонов не было...


Но что-то неладно в королевстве Датском!
Нечто неимоверно жуткое давит на человеческую психику. Бешеными темпами растет количество больных шизофренией, психопаты разных мастей бродят по улицам и заглядывают в детские песочницы. Самоубийство в развитых и не очень странах стало обыденным явлением. Немотивированная агрессивность выросла в разы. Похоже, что человек с мобильником стал гораздо страшнее человека с мечом...
Большие города - "каменные джунгли" заставляют человека замыкаться в своей уютной норке-квартирке, одиночество процветает: часто даже соседи не знают, как зовут людей, проживающих рядом, на одной с ними лестничной площадке.
Мегаполисы порождают, и особый вид экологической напасти. Отходы утилизируются с величайшими трудностями, вследствие чего растут огромные свалки, в мусорных глубинах которых разве что атомную бомбу не найдешь.
Ради потребностей городов-гигантов работают сверхмощные заводы, отравляющие воздух, воду и землю. Миллионы деревьев вырубаются для успешного производства мебели и туалетной бумаги. И все идет под лозунгами гуманизма и расширения прав на потребление отдельных народов и наций!
Ачто человек делает с животными?
Оставим "дикий мир" в стороне, обратимся к домашним спутникам человека.
Сколько известно случаев, когда животное превращается в объект бестолковой любви чокнутого человека. Кошечки и собачки лишаются даже права спокойно пописать под забором, ибо на прогулку на них напяливают штанишки и кафтанчики.
А, как лелеют их хозяева! Строго определенная еда, богатая кальцием и минералами! Обязательный и сверстанный по гороскопам режим жизни! Кошечки, хомячки, обязьяночки, собачки, паучки, змеюшки и крокодилятки ценятся людьми выше... людей. Тетенька иногда бывает, готова за один только косой взгляд на ее милашку-песика убить чужую девочку.
Чем больше собак и кошечек именуют "мальчиками и девочками", тем больше детей называют "щенками и зверёнышами"!
Слава Моральному Прогрессу!
Однако, это всего лишь верхушечка эгоистического айсберга по отношению к животным! Ученые мужи, желающие любой ценой приобрести капитал, как денежный, так и научный, научились выводить породы, подобные живым игрушкам и абсолютно не приспособленные к нормальному существованию (например, кошки, коими можно играть как мячиком, с очень короткими ногами выведены в конце прошлого столетия в США). Чтобы ублажить господина Потребителя возможны генетические эксперименты с совершенно непредсказуемые последствиями!
Экологический, экономический и иные кризисы напрямую связаны с кризисом духовным.
Наверняка можно преодолеть экологические беды, но еще никто не открыл новомодного способа предотвратить загаживание человеческих душ и умов. От старых рецептов отказались, да вот современные выписывают "врачи"-недоучки с дипломами и без дипломов, обладающими апломбом и самомнением выше вершин Гималаев.
Человек живет и трудится в постоянной суете - происходит автоматизация его обыденной деятельности. В сущности, возникает своеобразный конвейер на производстве стандартных человеков: умеренно образованных и умеренно воспитанных.
За последние сто лет в обществе произошло опошление всего того, на чем всегда держалось "самостоянье человека, залог величия его". И самое святое - долг и любовь к Богу и Родине, к природе, честь и ценности культуры не вызывают особых эмоций. Зато визги восторга раздаются при каждой покупке "суперсовременного" пылесоса или "электрической поповытералки".
Школа во всех "цивилизованных государствах" ныне испытывает жестокий кризис и даже ЕГЭ (и его достославные аналоги) иногда играет отнюдь не ведущую роль.
В школе восторжествовали так называемые демократические принципы  и подходы (отягощенные ювенальной юстицией), об опасности внедрения которых лет 40-50 тому назад заставлял задуматься известный английский писатель и публицист Клайв Стейплз Льюис: "Нынешнее образование стоит на том, что тупиц и лентяев нельзя унижать, другими словами, – нельзя, чтобы они догадались, что хоть в чем-то отличаются от умных и прилежных. Какое  бы то ни было отличие надо скрывать. Как? На разных уровнях – по-разному. На выпускных экзаменах в университете вопросы ставят так, чтобы ответил каждый. На вступительных – так, чтобы каждый мог поступить в университет, независимо от того, намерен ли он пользоваться высшим образованием. Школьникам, которым не по уму грамматика или арифметика, позволяют заниматься тем, чем они занимались дома, скажем, лепить куличики и называть это «моделированием»… В общем, дурак имеет право учиться вместе с ровесниками, а мальчик, способный понять Эсхила или Данте, пусть слушает, как он читает по складам: «Кош-ка си-дит на о-кош-ке».
Короче говоря, когда демократический принцип («Я не хуже…») внедрится как следует, можно рассчитывать на то, что образования вообще не будет. Исчезнут все резоны учиться и страх прослыть неученым. Тех немногих, кто все-таки жаждет знаний, поставят на место, чтобы не высовывались. Да и учителям (точнее, нянькам) будет не до них – сколько кретинов надо подбодрить, сколько тупиц утешить!..
Демократия в низшем  смысле слова (так называемый  «демократический» дух») создает нацию без великих, нацию недоучек, неустойчивых нравственно. Так как их еще в детстве распустили, начисто лишенных воли, так как с ними всю жизнь носятся, и чрезвычайно самоуверенных (невежество + лесть)… Когда такая нация столкнется с другой, где дети в школе трудились, дарование вознаграждалось, невеждам слова не давали, может выйти только одно…"
Родители, открыто балующие своих чад, не отказывающие им ни в каком капризе, невольно подготавливают почву для горестей, которые их настигнут их семьи в будущем. Они и не могут помыслить, что, таким образом, на отлично выполняют заказ чужих лиц, безразличных к их радостям и печалям.
Наш замечательный ученый-математик, немало поработавший заграницей,  ученик великого Колмогорова – В. И. Арнольд пишет: "Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране – сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни – вот они и стремятся не допустить культурности и образованности…"
И проблемы развития культуры тоже привязаны к школьным мытарствам. Прав, ох и был прав, великий сербский православный подвижник Иустин (Попович): "Наша школа планомерно сужает человека, умаляет его, снижает, потому что систематически  изгоняет из него все вечное, все  символизирующее бесконечность и бессмертие, все носящее в себе глубину и высоту, и поэтому наш интеллигент превратился в человечка, в человека ущербного, ущемленного,  неполного  и отчаянно  неподготовленного.  Явно  прилагаются  все старания Аргуса, чтобы замуровать человека во временное и преходящее, в посюстороннее,  в  то,  что  досягаемо  для  чувств,  а  все  прочее  изгнать  из человека  в ту страну, откуда не возвращаются.  Потому наш интеллигент и стал временным и тленным, потому и мысли у него недальновидные,  и чувства  болезненные,  и  желания  безжизненные.  Разлил  он  душу  по  местам мелким, где излияния души не могут не застояться ".
Теперь представим себе, что избалованные люди, исповедующие ценности, навязанные им опустошенной интеллигенцией, считающие, что весь свет создан для удовлетворения их личных потребностей столкнуться с другими, где воспитание и образование строилось на иных постулатах, где чтятся свои культурные и религиозные традиции... Что произойдет - это же ясно! Кстати, у восточных границ Российской Федерации эти другие и живут! Пока русская армия и в Чечне, и в Косово, и в Боснии, и в Южной Осетии опровергает негативные прогнозы. Но боюсь только пока, ведь те, кто родился в 90-е годы, еще лишь начинают приходить в ряды ВС России.
Как не вспомнить горькую фразу Льва Шестова: "...Пьяный илот, как идеал! До чего мы дожили! Не лучше ли было оставаться при старых законах Ликурга? Не слишком ли дорого мы заплатили за наш прогресс?"
От себя добавлю: "Не пора ли вернуть свою империю, свое образование, свою культуру и самих себя, наконец!"


Источник: odnako.org.

1 комментарий:

  1. Пора, ой как пора. Потерявший себя теряет и разум. Когда Бог хочет уничтожить человека, он лишает его разума - народная примета.

    ОтветитьУдалить

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".