20 февраля 2012 г.

CACI как инструмент геополитики США

Производство и трафик наркотиков давно превратились в значимый фактор мировой политики. Как и война с международным терроризмом, борьба с наркопроизводством – это эффективный механизм расширения геополитического влияния, которым США с 
успехом пользуются уже не первое десятилетие. В последние годы американцы значительно активизировались на антинаркотическом фронте в регионе Большой Центральной Азии, включающем территории от Сибири до севера Индии,
 Особую остроту вопрос ликвидации наркопроизводства в регионе вокруг Афганистана приобрел с началом операции «Несокрушимая свобода» в 2001 году.
 Вхождение военного контингента коалиции на афганскую территорию сопровождалось резким ростом производства наркотиков: если в 2001 году объем произведенных опиатов составлял 185 тонн, то на следующий год после начала операции НАТО – уже 3400 тонн. По ходу военной операции афганские наркопроизводители, не встречая никакого сопротивления со стороны НАТО, методично расширяли посадки маковых полей, росло количество подпольных заводов. В результате попустительства Альянса к
2011 году объемы производимых наркотиков достигли 5800 тысяч тонн, что практически на 100% покрывает спрос на мировом наркотическом рынке. За 10 лет оккупации Афганистан окончательно утвердился в статусе мировой опиумной житницы.
 Сегодня афганская наркоугроза и способы ее устранения – предмет ожесточенной дискуссии на межгосударственном уровне. Российская сторона выступает за наиболее логичный подход – уничтожение источника наркопроизводства, то есть, в первую очередь, за ликвидацию маковый полей и нарколабораторий в Афганистане. Однако американские партнеры, которые с 2001 года не предпринимают для этого никаких мер, настаивают на том, что усилия мирового сообщества должны концентрироваться в основном на укреплении границ стран, которые страдают от наркотранзита, их техническом оснащении и подготовке наркополицейских.
 Очевидно, что без устранения источника производства наркотиков, на котором настаивает Россия, любые другие меры будут иметь нулевую результативность. Почему же американцы предлагают бороться со следствиями, не устраняя причин?
 Все просто: США под флагом борьбы с афганским наркопроизводством успешно укрепляют свое военное и политическое влияние в регионе Центральной Азии. Именно поэтому американцы совершенно не заинтересованы в ликвидации наркотрафика. Пока наркотики из Афганистана бесперебойно идут по «северному» маршруту через страны Центральной Азии, США могут наращивать там военное присутствие, называя это помощью центральноазиатским государствам в борьбе с наркотрафиком.
 Институциональным оформлением американской активности на ниве антинаркотической борьбы стало создание Центрально-азиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ЦАРИКЦ) под эгидой Управления по наркотикам и преступности ООН (УНП ООН). 9 декабря 2009 года в Алмате состоялось открытие ЦАРИКЦ, членами которого сегодня являются семь стран: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Россия. ЦАРИКЦ по замыслу создателей должен стать основным региональным центром обмена информацией и координатором действий силовых структур стран-членов, связанных с борьбой с наркотрафиком и сопутствующими преступлениями. Основным донором Центра стали США: американское правительство выделило на поддержку развития ЦАРИКЦ около 4 миллионов долларов.
 В качестве наблюдателя при ЦАРИКЦ США активно участвуют в работе Центра, к его развитию с особым вниманием относится и государственный секретарь США Х. Клинтон. Кроме того, в 2010 года при Центре начал работать сотрудник Агентства по борьбе с наркотиками США М. Крэгор, главной задачей которого, как было заявлено, является взаимодействие с компетентными органами стран-участниц ЦАРИКЦ в области пресечения деятельности транснациональных группировок. В техническом обеспечении ЦАРИКЦ также участвует Управление по военному сотрудничеству министерства обороны США.
 Интересен тот факт, что в то время как Афганистан и Пакистан являются наблюдателями при Центре, Иран и Китай, которые страдают от наркопроизводства не меньше соседей, в организацию не включены. Это дает лишний повод задуматься о реальных целях создания ЦАРИКЦ.
 США, которые в качестве наблюдателя имеют доступ ко всей информации, собранной в Центре, упорно настаивают на том, чтобы ЦАРИКЦ выступал координатором всех межгосударственных антинаркотических мероприятий, заменив в этой роли ОДКБ. Надо отметить, что операции ОДКБ по пресечению афганского наркотрафика проходят весьма успешно, особенно ежегодная операция «Канал».
 Однако создание ЦАРИКЦ было лишь подготовкой почвы для внедрения США в Центральную Азию.
 В июне 2011 года США представили антинаркотический план для центральноазиатских республик  под названием «The Central Asian Counternarcotics Initiative» (CACI). Он предполагает создание антинаркотических сил специального назначения в пяти странах Центральной Азии - Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Эти группы будут работать в тесном контакте с соответствующими подразделениями в Афганистане и России. План предлагает производить обмен оперативной информацией, повышать координацию при проведении совместных и трансграничных операций. При этом обучение сотрудников и техническое оснащение будут финансироваться США. Руководящая роль в реализации инициативы, которая начнется уже в этом году, по словам американского посла в Казахстане К. Фэйрфакса, отводится ЦАРИКЦ.
 Американскую контрнаркотическую инициативу заинтересованным сторонам представлял лично помощник госсекретаря США по вопросам международной борьбы с наркотиками и соблюдению законности У.Браунфилд в ходе своего центральноазиатского турне. Господин Браунфилд на встречах с главами Казахстана, Киргизии, Таджикистана и России настаивал на необходимости реализации предложенной формы антинаркотической борьбы и создании целевых антинаркотических подразделений под эгидой США.
 В итоге, на территории Центральной Азии имеется информационный центр, аккумулирующий информацию со всех стран региона, который будет осуществлять руководство специально подготовленными группами наркополицейских. При этом доступ ко всей информации ЦАРИКЦ имеют США (которые, в отличие от России, не являются рынком сбыта для афганских наркотиков), американцы же занимаются подготовкой и оснащением центральноазиатских полицейских. Такой комплексный инструмент позволяет совершенно официально осуществлять проникновение в силовые структуры центральноазиатских государств и одновременно выступает в качестве разведывательного ресурса. Это намного опаснее, чем размещение военных баз, аэродромов и других объектов у российских границ.
 Важно отметить, что американские инициативы в Центральной Азии имеют много общего с антинаркотической политикой США в Латинской Америке. В 1993 году Соединенные штаты создали систему экономической и политической интеграции под названием «Центральноамериканская интеграционная система», а в 2000 году объявили о запуске антинаркотического плана «Колумбия», реализация которого превратила Колумбию в американский военный плацдарм. Более того, как показывает история стран – жертв американской «антинаркотической борьбы», по мере расширения присутствия США производство наркотиков начинает увеличиваться, а никак не наоборот. Что вполне естественно, ведь Штаты заинтересованы в сохранении наркопроизводства в качестве предлога для военного присутствия в стране.
 4,2 млн долларов, которые США планируют вложить в антинаркотическую инициативу, - пустяковая плата за укрепление позиций в центральноазиатском регионе. Для России же допустить реализацию плана CACI – значит позволить США организовать мощную военно-стратегическую площадку в сердце Евразии, которая, учитывая, что Афганистан был и будет в той или иной форме оккупирован американцами, позволит Америке контролировать весь регион.
 В этой связи необходимо отметить победу российской дипломатии, которая смогла заблокировать одобрение американской антинаркотической инициативы на министерской конференции Парижского пакта в Вене несколько дней назад. Однако очевидно, что блокирующих шагов для изменения ситуации в пользу России явно недостаточно. Для эффективного противодействия и афганской наркоугрозе, и амеирканской геополитической угрозе Россия должна возвращаться в Центральную Азию всерьез и на долго - с политикой и программой развития региона на 25 – 50 лет вперед.
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".