Международный валютный фонд (МВФ) предложил странам-участникам фонда увеличить кредитные ресурсы организации на триллион долларов. По данным агентства Bloomberg, деньги МВФ будет просить в основном у стран, которые экспортируют нефть и газ, а также у крупных развивающихся государств с большими валютными резервами — Китая, Бразилии, России, Индии. Кроме того, значительную сумму МВФ планирует получить у Японии. Пока что о планах по привлечению триллиона долларов сообщается лишь неофициально. Ожидается, что переговоры по этому вопросу пройдут на встрече министров финансов «большой двадцатки» пройдет 25-26 февраля в Мехико.
Во время прошлой встречи, в ноябре 2011 года, чиновники «двадцатки» заявили, что готовы предоставить дополнительные средства МВФ, если такая необходимость возникнет. И 19 декабря эта договорённость была зафиксирована на бумаге. Правда, тогда речь шла лишь о 150 миллиардах евро, что составляет примерно 195 миллиардов долларов. Ещё 60-70 миллиардов долларов обещали предоставить страны, не использующие евро. Поскольку сейчас в фондах МВФ осталось около 385 миллиардов долларов, требуется привлечь не 195 -250, а, по-крайней мере, 600 миллиардов долларов дополнительно.
Естественно, сразу же возникает вопрос — где взять подобную сумму. Вопроса, куда её потратить нет и быть не может — основной статьёй расходов ещё не сформированного триллионного резерва будет Европа, которая гарантированно поглотит все возможные ресурсы. Как заявила на днях директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, средства, которыми располагает фонд в настоящее время для выдачи кредитов проблемным странам, «меркнут» в сравнении с потенциальными потребностями государств, стоящих в очереди за денежной помощью.
На первом месте стоит Италия. Рим в нынешнем году планирует привлечь 550 миллиардов долларов для рефинансирования долгов. И, как нетрудно догадаться, рефинансирование отнюдь не даёт гарантий того, что в будущем Италии не понадобятся новые вливания. Учитывая то, что государственные облигации Италии сейчас вынуждены обещать достаточно высокие, порядка 6,8-7, проценты — привлечение подобной суммы и её последующая выплата, скорее всего повлияет как на восстановление самой экономики, так и на стоимость дальнейших заимствований. До 100 миллиардов, по разным оценкам, потребует экономика Греции. В том, конечно, случае, если её будет решено продолжать спасать вопреки очевидному. Ведь точка зрения, согласно которой дефолт Греции объявлять всё же придётся, понемногу становится всё более приемлемой для массового сознания. Существует и альтернатива — списать греческие долги. Частично — сообщается о 50% списании — или же полностью, что позволит Афинам начать финансовую жизнь с практически чистого листа. Но при этом придётся до какой-то степени компенсировать затраты французским банкам, которые долгое время вливали средства в греческую экономику.
Кредиты потребуются Португалии, Испании, Венгрии, которая после согласия пересмотреть свою «нетолерантную» конституцию вновь получила возможность продолжить переговоры о кредитах. Ведутся переговоры о выделении 3 миллиардов долларов Египту. Таким образом, куда потратить деньги — понятно, неясно лишь, где их взять. Тем более, что Европа, не имеющая, подобно США, возможности печатать ничем не обеспеченные деньги, выглядит сегодня чёрным пятном на финансовом глобусе мира. Эту грустную картину чиновники ЕС пытаются раскрасить пафосной риторикой. МВФ несет «уникальную системную ответственность» перед всеми своими членами, а не только перед европейскими, заявил официальный представитель Европейской комиссии Амадеу Тардиу в ответ на вопрос, каким образом ЕС намеревается участвовать в инициативе МВФ по увеличению ресурсов фонда на 600 миллиардов долларов.
«Нужен коллективный подход, чтобы обеспечить стабильность и позволить экономике восстановиться и развиваться дальше», — сказал представитель Еврокомиссии. Он указал также на то, что нет региона, который бы не испытал последствий долгового кризиса в Европе. И потому необходимо дать «ясный сигнал рынку» о способности МВФ справиться со своими обязательствами. Представители ЕС позиционируют бремя спасения Старого Света из петли долгового кризиса как неизбежное «зло» для всего мира. Которое, как уже говорилось выше, предлагается осуществить в первую очередь за счёт «развивающихся» стран. Ведь в самой Европе свободных ресурсов не так уже и много.
Как заявил премьер-министр Чехии Петр Нечас, Прага намерена пересмотреть сумму своего дополнительного взноса в МВФ, который, по предварительным договорённостям, составлял 3,5 миллиарда долларов. Глава кабинета министров посетовал на то, что взнос Чехии в два с половиной раза превышает взнос соседней Польши и сказал, что перечисление изначальной суммы «практически исключено», взнос должен быть намного меньше. Британское правительство, занимающее во всех переговорах, связанных с необходимостью жертвовать деньги, несколько отстранённую позицию, заявило о том, что готово дополнительно финансировать МВФ и европейские институты только после того, как Евросоюз разработает новый план реформ.
Соединенные Штаты, основной вкладчик МВФ, твёрдой позиции пока не имеют. За последние месяцы Вашингтон заявлял как о своем желании выделять дополнительные средства фонду, так и своих сомнениях в целесообразности этого шага. Некоторые американские законодатели даже предложили отозвать внесенный в МВФ в 2009 г. $100-миллиардный заем, для погашения этими деньгами собственных издержек. Поскольку мир — замкнутая система, финансовые трудности Европы «тормозят» процессы, связанные с европейскими делами достаточно опосредовано. Так, центральный банк Германии настаивает на дозированных и мягких санкциях против центробанка Ирана на том основании, что Иран должен Германии 2,5 миллиарда евро. Которые, естественно, после ввода санкций Тегеран возвращать не будет.
В этой ситуации особо интенсивной психологической обработке подвергаются страны БРИКС. По словам бывшего топ-менеджера МВФ Эсвара Прасада, преподающего экономику в Университете Корнеля, развивающиеся страны должны признать необходимость дополнительных вливаний в МВФ, так как европейский долговой кризис начинает сокращать объемы их экспорта. Вдобавок «растущие волнения инвесторов относительно возможного дефолта по европейским облигациям заставляют их прятать средства в «тихие гавани», что уменьшает приток инвестиций в развивающиеся рынки». В последнем рассуждении, правда, обнаруживается некая логическая «дырка». Ведь «тихими гаванями» зачастую являются те самые развивающиеся страны, которые призывают спасать Европу.
И что будет, если развивающиеся страны решат последовать примеру Китая, который постепенно снижает зависимость от внешних рынков, развивая рынок внутренний, и предпочитает не вкладывать деньги в разнообразные фонды, которые потом уйдут на условную «Грецию» и с большой вероятностью будут списаны? Пекин, как известно, не разбрасывается деньгами и следует тактике точечной скупки технологий, предприятий, и ресурсов.
Прямые инвестиции Китая в Европу в 2011 году составили 4,61 миллиарда долларов, что является 50% ростом по отношению к 2010 году. Инвестиции непосредственно в страны ЕС составили 4,3 миллиарда, что также превышает показатели 2010 года вдвое. 37% от этого числа — расходы на слияние и поглощение европейских компаний китайскими. Эти инвестиции в основном были направлены в сферы горнодобывающей, обрабатывающей промышленности, производства и поставок электроэнергии, транспортных перевозок, оптовой и розничной торговли, авто-, судо- и авиастроения. Ранее, глава Министерства коммерции КНР Чэнь Дэмин сообщил о том, что Китай планирует отправить делегацию специалистов для подробного изучения возможностей инвестирования в ЕС, и надеется получить в свои руки ценные активы в регионе, страдающем от нехватки средств. Одновременно с этим заявлением, глава крупнейшего инвестиционного фонда Китая сообщил о том, что Пекин хотел бы прикупить объекты инфраструктуры Европы, а именно в Великобритании.
Помимо скупки предприятий, Китай делает ставку и на экспорт трудовых ресурсов. Так, в 2011 году Китай направил 450 000 человек в другие страны для осуществления проектов по сотрудничеству в области предоставления рабочей силы, что на 10% больше показателя 2010 г. По состоянию на конец декабря 2011 за рубежом в качестве рабочей силы работали 820 000 китайцев. Кроме того, Китай наверняка будет «жертвовать» МВФ с оглядкой на свои давние требования относительно статуса юаня и поведение международного сообщества в контексте санкций против Ирана и связанных с ним китайских компаний. Так, МИД Китая возмутился санкциями, которые Вашингтон ввёл против торгующей с Ираном компании Zhuhai Zhenrong, товарооборот которой с Тегераном составлял порядка одного миллиарда долларов в год.
Таким образом, наполнить расширение ресурсов МВФ до одного триллиона долларов теоретически возможно. Но с практической реализуемостью этого плана возможны проблемы. Ведь достаточных для аппетитов Европы резервов, которые можно было бы отправить на помощь, нет ни у кого, кроме Китая, который явно предпочитает тратить их иным способом.
Со своей стороны, Россия делает спасения ЕС все, что в ее силах. Помимо прямых кредитов Кипру, Россия согласилась пополнить фонды МВФ на 10 миллиардов долларов. Учитывая то, что в МВФ входит больше 180 стран, а Фонду, по его словам, нужно собрать 600 миллиардов, взнос Москвы выглядит весьма значительным вкладом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".