21 марта 2012 г.

Война с Ираном: факты против домыслов


Полемика с Борисом Соколовым
Автор: Станислав Хатунцев

Получение ядерного оружия ни в ближайшие год–два, (о чём истерически вещают высокопоставленные политики, прежде всего – из Израиля и чье мнение безмозгло повторяют не только «публицисты», которым это в известной степени простительно, но и люди с высоким уровнем умственного развития, подкрепляемым академическим статусом), ни, по всей вероятности, даже в перспективе  5 – 10 лет Ирану практически не грозит.
Не буду повторять аргументы, изложенные мной в материале, выставленном на Terra America 1 декабря минувшего года, но сошлюсь на статьи, регулярно выкладываемые на сайте Института Ближнего Востока, в частности, на работы такого специалиста и знатока этого региона как Владимира Игоревича Сажина, человека, отнюдь не занимающего проиранской позиции.
Прежде чем публично высказываться о возможности того, что Иран до 6 ноября сего года, то есть до начала очередных выборов президента в США, может произвести испытания ядерного оружия, нужно всё же познакомиться с мнением по этому поводу авторитетных экспертов, а не ангажированных кликуш.
 Вот несколько слов о возможных испытаниях ядерного оружия Ираном. В распоряжении Тегерана находится очень ограниченное количество материалов для возможного создания атомных боеприпасов. Месторождения урана в Исламской республике сравнительно бедны, малы, несерьёзны. Поэтому урановую руду в больших объёмах, необходимых для создания сколько-нибудь заметного и значимого ядерного потенциала, сопоставимого, к примеру, с израильским или же с пакистанским, Иран должен привезти из-за границы морским путём.
 Учитывая режим санкций, в котором перманентно пребывает Тегеран, а также контроль над Мировым океаном, в частности, над Аравийским морем, через акваторию которого только и возможны такого рода поставки[1], а также господство в ней 5-го флота и других военно-морских подразделений США (вместе с кораблями ВМС Британии, Франции), да ещё при трепетном внимании к вопросу Израиля, получение Ираном в ближайшие годы большого количества урановой руды из-за рубежа представляется делом малореальным.
Даже противники Ирана признают, что имеющихся у него обогащённых ядерных материалов хватит на создание лишь 4-х атомных устройств. То есть, даже если все они и будут когда-нибудь, в перспективе, созданы, крайне сомнительно, что Иран пойдёт на то, чтобы свои ядерные возможности «испытать». То есть взорвать одну из четырёх своих бомб, доставшихся ему столь тяжкими усилиями и столь дорогой ценой без особенной надежды на то, чтобы пополнить свой и без того скудный (если не сказать ничтожный) атомный арсенал в сколько-нибудь сжатые сроки.
С эдаким «арсеналом» – разумеется, когда (и если!) он реально появится, крайне глупо, если не абсурдно, мечтать о том, чтобы стереть с лица земли Эрец-Исраэль. Конечно, можно запустить туда все «имеющиеся» (в виртуальном будущем) 4 атомные ракеты, но скорее всего все они до единой будут перехвачены противоракетными системами Америки и «Земли обетованной». В то же время, очевидно, что в ответ на эту бесцельную агрессию Тель-Авив, а вместе с ним, возможно, и Вашингтон отправят на иранские города десятки термоядерных боеголовок – со всеми вытекающими отсюда миллионами жертв.
 Замечу, что даже если из Ирана в Израиль что-то и долетит, то вместе с неисламским его населением погибнут и живущие там арабы (как гибнут они порой от «ракет» из Газы), пострадают палестинцы в его окрестностях, а также ливанцы и иорданцы – «братья по вере», которых так любят (порою – без малейшей взаимности) в Тегеране. После такого события «мусульманская улица» всего мира возненавидит Иран и всех его аятолл сильнее, чем Кондолизу Райс.
Поэтому лишь клинические идиоты могут решиться на ядерную атаку Израиля из Ирана – что бы ни говорили по этому поводу израильский премьер «Биби»-Нетаньяху, министр обороны Эхуд Барак и прочие политики и «политикующие». Но клинических идиотов в Тегеране, как видно, не (то есть, конечно же, есть, но там они находятся не в руководящих креслах, а в спецучреждениях с решётками под охраной).
Меир Даган, бывший начальник знаменитого «Моссада», внешней разведки Израиля, абсолютно справедливо назвал иранскую верхушку «вменяемой и рациональной». Помимо него так считает множество других, не менее компетентных политиков и специалистов.
Едва ли близка к реальности мысль о том, что режим Асада доживает свои последние месяцы. Войска «кровавого алавита» совсем недавно очень даже успешно разбили основные силы исламистских убийц и террористов из «Сирийской свободной армии», и представляется, что местные повстанцы смести его неспособны в принципе. Разве что Асад, прислушавшись к Вашингтону, Дохе, Эр-Рияду, Парижу, Лондону и прочим уйдёт в отставку по собственной воле или же просто не будет переизбран на президентский пост, что, в отличие от первого варианта, неизмеримо ближе к реальности. Но даже последнее, то есть появление в Дамаске нового президента, будет означать не гибель асадовского режима, а его вполне закономерную и ожидаемую трансформацию.
Сравнительно быстро смести асадовский режим в состоянии лишь мощная интервенция, причём силами «демократизаторов» с Запада. Но она, во-первых, требует серьёзных финансов, привлечения больших воинских контингентов, во-вторых,  в отличие от ситуации в Ливии, эти контингенты ждут весьма значительные потери, что Америку с Европою совсем не устраивает. Вторжение же, тем более – успешное, вооружённых сил из арабских стран Персидского Залива – вариант из сферы ненаучной фантастики.
Марокко и Иордания –  суннитские монархии, обладающие армиями, которые могут потягаться в бою с подразделениями Асада, сражаться в Сирии не хотят. Турция, в силу массы причин, в том числе – благодаря курдскому вопросу и позиции Тегерана, открыто воевать с Дамаском также пока не станет, а будет продолжать поддерживать мятежников различными способами. Возможно, но лишь со временем, в перспективе 6 – 12 месяцев, привлечение к войне с Асадом армии стремительно нищающего, но вполне «революционного» Египта, в котором сирийский режим не любят – в том случае, если участие Каира несколькими миллиардами долларов проплатят Эр-Рияд и Доха, и они же уговорят хашимитского монарха пропустить египетские войска к сирийской границе через территорию Иордании. Но это, повторяю, только в теории. До реального осуществления данных шагов ещё весьма далеко – если они вообще будут.
Не оправданы, на мой воронежский взгляд, чаяния того, что из-за европейских санкций Иран действительно блокирует Ормузский пролив. Те 20% добываемой в Исламской республике нефти, которую ещё недавно брала Европа, он так или иначе продаст каким-нибудь другим покупателям или, на худой конец, просто зарезервирует на некоторое время, пока её опять же кто-нибудь не купит. Вывести надолго такого крупного производителя нефти, как Иран, из мировой торговли всё равно не получится: нефти в мире, если соотнести ее запасы, добычу и потребность в ней, не так уж и много, надолго нефтепроизводящих «дублёров» Ирана типа Саудовской Аравии не хватит: надорваться могут.
Если спрос велик, а предложение ограничено, то цены растут. А чрезмерные цены на углеводороды из-за «выключения» Ирана крупным покупателям не нужны. Поэтому нефть свою Тегеран по любому, пусть через «чёрный рынок», но будет реализовывать, и блокировать Ормузский пролив муллы-революционеры решатся только в том случае, если по выходе из него иранские танкеры будут интернировать военно-морские силы западных стран, и их нефтеэкспорт упадёт до уровня плинтуса. Тогда Ирану терять будет нечего, поскольку – всё равно погибать.
Думаю (в надежде не прогневить военных экспертов), что война с ним будет (увы, скорее всего – будет) развиваться по следующему, говоря условно, сценарию:
  • Подавление средств ПВО и ПРО, бомбардировка ядерных объектов страны самолётами ВВС Израиля и подключение к этим действиям авиации США и, скорее всего, Великобритании с Францией, а также, возможно, и некоторых других западных стран (по примеру Ливии и прочих «демократизаторских» коалиций на Ближнем в последние 20 с малыми копейками лет).
  • Ответные акции Ирана. Не ответить он не может, не потеряв лица и политической репутации, а, следовательно, и политических перспектив.
  • Эскалация воздушной войны: удары западной коалиции по военным объектам – базам КСИР, иранской армии, ВМФ, и т.д., предприятиям ВПК, прежде всего – ракетостроительным, по транспортно-коммуникационным узлам и линиям, электростанциям, нефтегазовой инфраструктуре Ирана.
  • Ответные действия Ирана: удар по «нефтяным вышкам» арабских стран Залива и военным базам США, там расположенным, в первую очередь, на территории Саудовской Аравии и Катара, а также Кувейта, ОАЭ и Бахрейна. При этом Тегеран вряд ли будет наносить удары по объектам в Омане.
  • Высадка экспедиционных сил Запада и попытка захвата ими принадлежащих Ирану островов и побережья Персидского залива, а также – провинции Хузестан и прилегающих к ней земель, где сосредоточены основные нефтедобывающие мощности «страны аятолл».
Так и завяжется в районе Залива большая война с долгоиграющими последствиями.
Некоторые публицисты пишут о «свержении существующего исламского режима и оккупации основной части иранской территории». Полагаю, что на деле такого рода планы практически неосуществимы. Иран – не Ирак, и тем более – не Афганистан. «Всего-навсего» занятие и удержание его побережья – задача посложней свержения Саддама Хусейна, она наверняка приведёт к намного большим потерям западной коалиции нежели те, которые принес ей Ирак. А этот уровень был весьма близок к минимально приемлемому для общественного мнения и правительств Запада.
Оккупация же «основной части иранской территории» потребует сухопутной армии, в несколько раз превышающей те силы, которые совсем недавно были задействованы в Месопотамии. При этом – уровень потерь будет для западных стран много выше. Иными  словами, он окажется неприемлем. А это означает, что«свержение существующего исламского режима» без оккупации и удержания войсками большей части ИРИ – бессмысленные мечтания. Высадка же близ Тегерана западного спецназа, поимка и доставка в Гаагский суд или в Гуантанамо – в робах, в наручниках и в железных клетках (или же убийство на месте) нынешнего иранского руководства – к свержению режима не приведет.
 На место выбитых «топ-менеджеров» ИРИ встанут новые. Нет в Иране дееспособной прозападной «пятой колонны», которая в условиях военного поражения сможет управлять страной в угоду её противникам. Есть, конечно, сепаратисты – в курдской, белуджской, азербайджанской среде, как и среди арабов, обитающих в Хузестане и на побережье Залива. Но все они – маргиналы, которые в державных масштабах «рулить» никогда не будут. А «пятая колонна» из персов может держаться только на вражеских штыках. То есть опять-таки нужна будет «оккупация основной части иранской территории». А потом, когда оккупанты неизбежно уйдут, марионеточный режим падёт как гнилая груша.
В Ираке несколько иная ситуация чем в Иране, там режим, сложившийся при американцах, не вполне «карманный», марионеточный, он во многом опирается на внутренние политические силы и как минимум не перечит голосу Тегерана. Но вот интересно будет посмотреть на судьбу режима Хамида Карзая и его самого после2014 г. и вывода американских войск из Афганистана.
Оккупация, сколько-нибудь длительная, заметной части Ирана – с соответствующим уровнем потерь живой силы – мыслима лишь «местными», ближневосточными силами, причём не силами Саудовской Аравии или Катара, которые по сравнению с войсками Корпуса стражей революции (КСИР) выглядят убого и смехотворно – несмотря на горы новейшего западного оружия. Достаточно сказать, что в 2009-м году элитные сухопутные подразделения саудовской армии были наголову разбиты … племенным ополчением повстанцев хауси, северо-йеменских шиитов-зейдитов. Порядка 800 сынов высокопоставленных саудитов, вооружённых по последнему слову техники и обученных американскими инструкторами, попало в плен к оборванным ополченцам со старыми «калашами» (напоминает историю, случившуюся в Южной Осетии годом раньше, не так ли?); Эр-Рияд сильно оскандалился и был вынужден, международно унизившись, выкупить плененных вояк.
Теоретически из арабских стран войну с Ираном может «потянуть» лишь Египет – всё тот же «революционный» Египет. Эта страна, о чём говорилось выше, видимо, попытается найти решение внутренних проблем, разваливающейся экономики, многомиллионных люмпенских масс в своего рода «внешней экспансии», подобно наполеоновской Франции, армия которой «отметилась» в «стране пирамид». Но если Франция рубежа ХVIII – ХIХ столетий в своих революционно-завоевательных походах была субъектом большой политики, то Египет может превратиться, так сказать, в дежурного «кондотьера революции», продавая свою вооружённую силу внешнему заказчику в лице Саудовской Аравии с Катаром.
Так что перспектива близкой Большой войны на Ближнем Востоке в текущем году выглядит маловероятной.



[1]Страны Каспийского региона, в частности, Россия и Казахстан, ядерное сырьё Ирану не повезут однозначно (прим.авт.).

2 комментария:

  1. Автор жжет! Особенно посмеяла фраза про ответ десятками ТЕРМОЯДЕРНЫХ боеголовок. )))
    Автор не знает разницы между ядерным зарядом и термоядерным. Срочно в школу! Ликвидировать элементарную техническую безграмотность.
    А еще статьи на такие темы писать берется.
    Позорище - одним словом.

    ОтветитьУдалить
  2. "Воронежский взгляд", он и на Ближнем Востоке, воронежский... Что за дурная байка про израильское ядерное оружие?

    ОтветитьУдалить

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".