Правящая партия узаконивает уход от налогов и вывоз активов
Несколько дней назад стараниями депутатов фракции "Единая Россия" Госдума приняла поправку к проекту закона "О внесении изменений встатьи 76 и 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". В законопроект, посвященный электронному документообороту, единороссы с боем и скандалом продавили норму, направленную на освобождение от налогообложения доходов по облигациям, выпущенным дочерними компаниями российских инвестиционных банков и крупных корпораций, зарегистрированных в иностранных государствах.
С первоначальным вариантом закона эта поправка не имеет ничего общего. Как заметила первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам, депутат от "Справедливой России" Оксана Дмитриева, таким образом "Единая Россия" узаконивает уход от налогов и вывоз активов. Любопытно, что на этот раз единороссам возражали представители не только думской оппозиции, но и правительства.
Что же это за"чудо-поправка", ради которой партия власти пошла против самой власти? Ситуация, по оценке Дмитриевой, достаточно проста. Существует довольно распространенная схема размещения внешних заимствований для банков и корпораций, когда они делают это не сами, а через специальные юридические лица – SPV (Special Purpose Vehicle). Таким способом займы не подпадают под контроль Центробанка и не отражаются в его отчетности. Более того, эта схема дает хорошие возможности для выведения активов в форме залогов и позволяет уйти от налогообложения.
Итак, российские банки создают на территории иностранных государств, с которыми наша страна заключила договор об избежании двойного налогообложения (в документах Минфина в качестве такой страны фигурирует Ирландия), дочерние организации – специальные юридические лица или SPV.Они-то и выпускают облигации, которые предлагают иностранным инвесторам. Полученный при этом доход SPV переводит в российский банк в виде депозита, процентная ставка по которому равна ставке процента по облигациям.
К предусмотренному сроку банк выплачивает SPV доход в виде процентов, начисленных за размещение депозита. Этот доход SPV перечисляет владельцам облигаций. И поскольку специальное юридическое лицо находится в государстве, заключившем с Российской Федерацией договор, о котором сказано выше, то банк не обязан удерживать налог по процентам по вкладам в России, а перечисляет SPV всю сумму процентного дохода.Однако Минфин обратил внимание на то, что в подобной схеме есть признаки уклонения от уплаты налогов: в статье 309 Налогового кодекса сказано, что процентный доход по облигациям в пользу иностранных организаций облагается у источника выплат, то есть в Российской Федерации. Исключением являются только государственные и муниципальные ценные бумаги, облагающиеся по нулевой ставке.
Заимствования на 116 млрд. долларов проводятся по непрозрачной и непонятной схеме
Скажем прямо: наши банкиры прекрасно все это знали. Именно поэтому был изобретен нехитрый, но до последнего времени безотказный ход: банки выплачивали SPV процентный доход на вклад, а не на облигации. И тут грянул гром. Министерство финансов в письме от 30 декабря 2011 года, подписанном замминистра Сергеем Шаталовым, разъяснило: "Организация имеет фактическое право на доход при наличии правовых оснований для получения дохода, а именно, при условии заключениягражданско-правового договора. Кроме того, для признания лица в качестве фактического получателя дохода данное лицо должно обладать не только правом на получение дохода, но и, как следует из международной практики применения соглашений об избежании двойного налогообложения, быть лицом, определяющим дальнейшую "экономическую судьбу" полученного дохода".
"Следовательно, освобождение от налогообложения или налогообложение по пониженным ставкам процентного дохода в государстве источнике дохода не предоставляется, если между фактическим владельцем и плательщиком процентов имеется посредник. Такой, как агент или получатель по доверенности, за исключением случаев, когда имеется подтверждение того, что в конечном итоге фактическим владельцем дохода является резидент государства, с которым государство источника дохода имеет соответствующий международный договор", – резюмирует Шаталов.
Таким образом, Минфин решил пресечь фактический уход от налогов с помощью создания за границей фирм-посредников. "Иностранные SPV компании, – говорится в письме, – являющиеся номинальными эмитентами еврооблигаций, не могут рассматриваться как лица, имеющие фактическое право на данные процентные доходы. При отсутствии установленных статьей 312 Налогового кодекса Российской Федерации подтверждений постоянного местонахождения иностранных инвесторов – держателей еврооблигаций данный процентный доход подлежит налогообложению на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 309 Кодекса".
Однако те, кто придумал и осуществил эту схему, видимо, не собирались расставаться со средствами, которые придется выплатить в виде налогов. Для защиты своих интересов они выпустили на сценудепутатов-лоббистов из "Единой России". Вот, например, как оценивает ситуацию основной лоббист"чудо-поправки" Андрей Макаров: "Суть же проблемы очевидна – стране необходимы иностранные инвестиции. Мы можем говорить что угодно, но нас не ждут на зарубежных рынках, это мы заинтересованы в этих деньгах. Это раньше в мире было полно финансов, сейчас за них идет борьба. Индия, Китай, Бразилия – они разберут эти ресурсы молниеносно".
Дальнейшие рассуждения депутата сводились к тому, что рынок еврооблигаций – это 25 % от всех внешних заимствований, более 116 миллиардов долларов. "Письмо Сергея Шаталова обрушило для нас этот рынок, – утверждает Макаров, – заимствования стали на 20 % дороже. Мы говорим о стимулировании инвестиций и одновременно устанавливаем ограничения для них. Кстати, используют еврооблигации, в основном, государственные компании".
Последнюю фразу этого заявления эксперты подтверждают полностью: среди крупнейших российских заемщиков, использующих схему с SPV, – "Газпром", Сбербанк и ВТБ. Сложнее обстоит дело с вычислениями единоросса Макарова. Он уверяет, что за то время, пока эта поправка не принималась, реальные потери нашей страны "составили более 1 миллиарда 600 миллионов долларов". Как была высчитана эта сумма? Минфин, например, говорит совсем о другой цифре: 600 миллионов долларов – возможные налоговые доначисления только по уже выпущенным крупными компаниями евробондам. За такие деньги можно и правительству глотку перегрызть.
Но, с другой стороны, как прикажете смотреть на то, что заимствования на 116 миллиардов долларов осуществляются по непрозрачной и непонятной схеме юридическими лицами (SPV), которые не имеют формальных взаимоотношений с материнскими компаниями, их создавшими и снабдившими залогами? К тому же речь идет о заимствованиях, которые вообще не проходят по отчетности Центробанка, но еще больше наращивают внешний корпоративный долг страны.Партия "Единая Россия", как известно, может принять в Госдуме любой закон. Но в тот момент, когда Андрей Макаров сотоварищи уже готовились праздновать победу, в процесс принятия поправки вмешался
Фактический внешний корпоративный долг уже превышает золотовалютные резервы странывице-премьер Игорь Шувалов. В результате был принят закон, освобождающий заемщиков от обязанности удерживать налог с выплат по евробондам, выпущенным лишь до 1 января 2014 года. Смягчившуюся позицию Минфина объяснил все тот же Сергей Шаталов: "Мы даем рынку сигнал о том, что принятый порядок – временный. Остающиесядо 2014-го полтора года – достаточный срок для того, чтобы найти взвешенное решение".
Что же в итоге показала битва за"чудо-поправку"? Вместо снижения налогового пресса для всех, прежде всего, малых, инновационных предприятий и обрабатывающей промышленности, правящая партия в очередной раз приняла решение о снижении налогообложения через различные схемы ухода от налогов. Более того,депутаты-единороссы насмерть стояли за осуществление внешних заимствований через специально созданные в иностранной юрисдикции юридические лица вне контроля Центробанка России.
Между тем, как уверяет Оксана Дмитриева, фактический внешний корпоративный долг уже сейчас превышает золотовалютные резервы страны. Стараниями депутата Макарова и его сторонников он может беспрепятственно расти и дальше. А как только разразится новый кризис, те же госкомпании встанут в очередь за бюджетными деньгами.
Ну, что же, когда речь идет о защите интересов крупного капитала и наших крайне непрозрачных госкомпаний, не забывающих людей, оказавших им услуги,депутаты-единороссы готовы выступить против той самой власти, партией которой они себя называют. Так что мы сможем увидеть еще немало замечательных законов и"чудо-поправок", продавленных парламентским большинством.
Источник
Такое впечатление, что лихие девяностые продолжаются и поныне. тот же захват заложников на Болотной, такой же грабёж у Собчачки, грубое попрание законов на законодательном уровне.
ОтветитьУдалитьСтоит напомнить, что 21 декабря 2012 года истекает 99-летний чарт (аренда денежного станка) Федеральной резервной системой (ФРС), данный ей в 1913 году Конгрессом США. Для того чтобы продлить аренду, 21 декабря 2012 года ФРС потребуется не только большинство голосов в Сенате и в Палате представителей, но и три четверти голосов от законодателей каждого из 50 штатов.
ОтветитьУдалитьНи для кого не секрет, что сделать это будет очень непросто, учитывая колоссальный долг и обесценивание доллара, не привязанного к золоту. Золотые сертификаты, которые выплачиваются ФРС за печатание долларов, подлежат погашению только золотом, но золота у ФРС давно нет.
Неудивительно, что конец календаря майя назначен на 21 декабря 2012 года. Финансовый крах американского доллара обязательно приведет к глубочайшему политическому кризису, и, чтобы выйти из него, правительство США будет готово прибегнуть к развязыванию войны или как минимум полной дестабилизации, для которой делать особо ничего и не нужно. Потребуется только скорректировать сроки, которые поджимают – 21 декабря 2012 года.
Источник: http://nvo.ng.ru/concepts/2012-03-16/1_east.html