26 октября 2012 г.

«Ужасное недалеко»

Научная фантастика как отражение настроений общества
Когда я жил в СССР, я читал много хорошей фантастики. Как советской, предсказывающей дальнейший социальный и научно-технический прогресс Человечества, так и западной, описывающей будущее часто очень мрачно. В произведениях Брэдбери («451 градус по Фаренгейту»), Воннегута («Колыбель для кошки»), Лема («Футурологический конгресс»), Кинга («Бегущий человек»), Гаррисона («Мир Родины»), Шекли («Билет на планету Транай»), Саймака («Зачем их звать обратно с небес»), Дика («Мечтают ли андроиды об электроовцах?»), Франке («Игрек минус») и многих других мир будущего бесчеловечен. И если в этих произведениях и присутствует вера в человека и его возможности, то это вера в то, что люди в будущем будут стараться жить для себя во вред другим, и в причинении друг другу вреда заметно преуспеют.
 
Тогда мне это казалось удивительным и наивным. Неужели, думал я, эти писатели не понимают, что их фантастика – это как если бы античный автор, описывая будущее, рассказывал, сколько у кого рабов. Совместное движение вперёд даёт людям гораздо больше возможностей, чем борьба друг с другом за то, чтобы у одних людей всего было больше, чем у других. В итоге наивным оказался я сам, а действительность не перестаёт удивлять, но всё сильнее перестаёт радовать.


Теперь уже и наши авторы дружно подключились к написанию талантливых и убедительных антиутопий: Александр Зиновьев («Глобальный человейник»), Виктор Пелевин («S.N.U.F.F.»), Вячеслав Рыбаков («На будущий год в Москве»), Михаил Успенский («Райская машина»), Александр Громов («Мягкая посадка») и многие другие. «Прекрасное далёко» уступило место ужасному недалёкому.

Я по-прежнему люблю читать фантастику, сравнивать социальные модели разных авторов. Но предсказания регресса и деградации больше не кажутся мне странными и неуместными. Оценка стремления Человечества к прогрессу и совершенству была мной, как и многими моими современниками, сильно завышена.

Собственно, само Человечество не может никуда стремиться, человек разумный становится разумным благодаря образованию и воспитанию, а не под воздействием инстинктов. Желание быть лучше, знать и уметь больше, создавать новое и помогать людям не проявляются в людях спонтанно, а формируются как отражение принятых в обществе этических норм и нравственных ориентиров. Общество, которое приняло в качестве таких ориентиров доминирование личных прихотей и свободы частного предпринимательства над коллективными интересами, деление людей на сорта и возвышение одних над другими посредством неограниченного потребления – это общество уже давно не ждёт от будущего ничего хорошего. Теперь настала и наша очередь. Если не будет восстановлена прежняя система ориентиров.

Источник

2 комментария:

  1. Лет 35 назад читал "Дом в 1000 этажей". Не могу вспомнить автора. Подскажите, пожалуйста. Там, если мне не изменяет память, описана общественная пирамида.

    ОтветитьУдалить

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".