«Никто не
возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом ОТЕЧЕСТВО. Но все-таки
можно сказать: понятие Родины – это память о всем, что нам дорого в прошлом,
это дела и люди нынешних дней, это родная земля во всем, что растет и дышит на
ней. Старое, Новое, Вечное – таков символический ключ путешествий».
В.Песков
Завершил
свой удивительный и благодатный земной путь наш легендарный собрат Василий
Михайлович Песков. Светлая ему память! А нам в поучение – его жизненный подвиг.
Два учителя
было у меня в путевой лирической прозе – классик Глеб Успенский и современник
Василий Песков. Василий Михайлович всегда незримо присутствовал в моей
журналистской работе, задавал образец достоверности, тона и стиля. Потом я
узнал, что он – воронежский, из тех краев, где я проходил армейскую службу, что
начинал он в «Комсомолке» с очерка о Хопёрском заповеднике, рядом с которым нес
я караульную службу. А самым большим потрясением и комплиментом было то, что
Песков читает мои путевые очерки в «Советской России». Так он мне по телефону и
сказал, когда попросил написать предисловие к географической серии: «С
удовольствием читаю и завидую, я уж так не могу ездить». А прежде мог и
потрясал широтой путей от Подмосковья до Аляски. Дал сыну почитать книгу его о
рыбалке на бывшем российском полуострове, так Дима до сих пор заворожен этим
описанием, мечтает рвануть на Аляску. Потом мы с сыном отправились в
Георгиевский переулок перед 80-летним юбилеем волшебника познавательной прозы.
Василий
Михайлович в своей неизменной кепке приехал с внуком в Малый Манеж, чтобы
открыть выставку конкурсных фотографий дикой природы «Золотая черепаха–2010».
Член жюри международного конкурса, в свитере и рыбацкой неимпортной жилетке,
выглядел среди молодых, упакованных, как говорится, коллег по-домашнему, но
именно его сразу окружили волны почтения, доброжелательности, беспокойства:
«Как здоровье, дядя Вася?» Он бодро отшучивался, смотрел протягиваемые альбомы
и выглядел мэтром даже в этой тусовочной среде. Что же говорить о нашей пишущей
братии, о тех, кто вырастал на репортажах, очерках, лирических рассказах
Пескова и знает цену Слову?
В тот же
день по каналу «Россия» прошел фильм с несколько странным названием «Таежный
сталкер», но самое точное название телефильма о Пескове было бы «Охранитель
Родины», если вспомнить слова его предтечи Михаила Пришвина. Читал ли Вася
певца природы в своем деревенском детстве, учился ли сознательно в зрелом
возрасте, не имеет значения – они от одного глубинного корня русского
подстепья, выразительной и сдержанной речи. Спросил его среди парадной суеты:
– Вы
сознательно вырабатывали свой стиль, свою авторскую речь или сверху пришло?
– Наверное,
сверху. Еще в школе под Воронежем учитель разбирал сочинения и говорил: у Васи
Пескова три запятых не поставлено, но я вам, ребята, его описание все-таки
прочту. А потом, когда в «Комсомолку» взяли, я робел: у меня же только 10
классов образования. Но умные люди подсказали: можно учиться без университетов,
если даны способности. И я решительно перестал смотреть телевизор, чтобы не
тратить время, начал запоем читать. Рано понял, что русский язык настолько
богат, что можно писать без всяких иностранных словечек, «сталкеров» и
выкрутасов.
По сути, он
повторил слова предшественника своего в путевой и натурфилософской прозе –
Пришвина, который утверждал: «Натуральное богатство русского языка и речи так
велико, что, не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с
простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным
писателем».
Какое
замечательное уточнение: «сердцем слушая время». У Пескова было поразительно
чуткое сердце, он всегда ощущал себя сыном своей земли и своего времени.
Родился в
селе Орлово, под Воронежем («Во время войны зарево над воюющим городом наблюдал
каждый вечер»). Отец – машинист, мать – крестьянка. Окончив среднюю школу,
работал пионервожатым, шофером, киномехаником, фотографом, сотрудником
воронежской областной газеты «Молодой коммунар». Тогда-то его необычные
публикации – малый очерк под выразительным фото – заметили в столице. Но кроме
воспевания красот природы он уже тогда готов был охранять Родину. Первая
столичная публикация – о гибнущем после лютой зимы Хопёрском заповеднике.
– В «Комсомолке» сказали: еще что-нибудь для
нас напиши. Я смекнул: они хотят лучше понять мою гражданскую позицию, мою
суть. И я выбрал больную тему. Тогда ввели дурацкий налог на каждую яблоню, и
люди стали сводить сады, губить красоту и щедрость земли. С болью написал
очерк, который, наверное, и решил дело. Меня взяли в газету, где отношение
всегда было замечательное. Правда, и я никогда не подводил, был готов выполнить
любое задание. Нет, не так: редактор еще только о задании подумает, а я уже
знаю, куда мчаться, что снимать, о чем писать.
Остались ли
такие журналисты в «КП»? Вернее, понимают ли они сердцем, что самое главное и
задушевное? Лучший пример для меня и наглядное понимание того, как рождается
образ подслушанного сердцем времени – полузатемненный снимок Валентины
Гагариной, слушающей сообщение о полете мужа в космос. Так солдатка слушала
сообщения с фронта, где воевал ее муж. Да, берут города, гремят салюты… А что с
мужиком-то?
Песков
рассказывал: «Вы знаете, что я и о Гагарине писал, с которым в бильярд сразу
после полета играл да в одном самолете возвращался, и о других космонавтах, но
как-то снова понял: мое – это природа. Тем более стал на телевидении работать,
вести программу «В мире животных». Так что времени ни на что другое не
оставалось.
Склад
таланта Пескова был таков, что, как и ведется в отечественной прозе, начиная с
тургеневских «Записок охотника», картины природы и тонкости охоты ярче
высвечивают судьбы встреченных людей и наболевшие вопросы. Ведь и Тургенев стал
первым русским профессором Оксфорда за то, что «Записки» показали, как
сформулировал университет, тяжелое положение русской деревни. Так и Песков на
своих дорогах описал столько встреч с неприметными на первый взгляд людьми,
начиная с отчаянной перевозчицы Антонихи на Дону до разведчика и зоолога
Шубина, поднял столько проблем и животрепещущих тем, что иному на несколько
писательских жизней хватит. Книг, написанных Песковым, вышло больше тридцати.
Все последние годы он их составлял и издавал собрание сочинений. Слава богу,
успел.
Умер мастер,
талант Божьей милостью, о котором напоминали только зарисовки о природе,
заготовленные им впрок и появлявшиеся в газете как память о тех днях, когда
людей учили не деньги делать, не потреблять ненасытно, а любить Природу и
Родину – одного ведь корня слова.
Пишу эти
строки в холле отеля «Свитязь» на Волыни, на очередном журналистском маршруте.
Спросил дежурную Викторию: «Слышала о Пескове?» – «Не-а!»… А ведь его в школе
надо проходить…
Василий
Михайлович подарил мне десять томов с названием «Василий Песков рассказывает».
Знаю, что готовил и третье, дополнительное издание. Особняком стоит книга
«Таежный тупик». Эти знаменитые очерки и телепрограммы о семье старообрядцев
Лыковых всколыхнули всю страну, сделали Пескова (а потом и Агафью Лыкову) всесветно
знаменитыми. Впрочем, об этом как раз написано и снято больше всего. Вот и в
телефильме о Пескове «Таежный сталкер» диктор озвучивает текст: «Люди взахлеб
читают его «Таежный дневник», и каждый спрашивает себя: как можно жить без
спичек и телевизора?» Нет, дорогие авторы, не каждый. Многие поклонники Пескова
слышали от него в интервью, что сам он не смотрит телевизор вовсе. Ну а насчет
спичек… Есть у Василия Михайловича книга «Война и люди». Она начинается с
пронзительного рассказа «Я помню…». Автор случайно находит за отцовским столом
коробок спичек. «На желтой морщинистой этикетке, в том месте, где бывает
рисунок, наискосок стояли три строчки, очень знакомые строчки:
Наше дело
правое!
Враг будет
разбит!
Победа будет
за нами!
Спички 41
года! Я достал одну из коробки. Зажжется? Зажглась».
Этот коробок
отдал мальчонке, бежавшему за соседскими угольками для печки к остановившемуся
у них со взводом лейтенанту. На коробке остался только один след от спички,
которой и была растоплена матерью печь, – ешьте картошку, родимые! Ох, как
хочется многим сегодня, чтобы спички из коробка с духоподъемными словами
Верховного отсырели и осыпались. Но поколение Пескова, который оставался для
нас примером, продолжает подвижнически охранять Родину, нашу память и нашу
совесть. Да, он ушел сразу вслед за другим моим воронежским старшим товарищем,
Егором Исаевым. Но продолжает свою подвижническую деятельность. «Шаги по росе»
– называлась книга его путевой прозы, отмеченная Ленинской премией. Сегодня
утренняя роса – как слеза.
Александр
Бобров
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".