20 февраля 2015 г.

Будущее застигло? Пророчество кинофантастики.

Несколько лет назад, когда еще Путин и Меркель соревновались в ослепительности улыбок при встречах, санкции против России и натовская бригада быстрого реагирования на наших границах не могли присниться и в страшном сне, а Порошенко и Яценюк мирно работали под началом президента Януковича, не помышляя о «борьбе с тиранией», в России вышел кинодиптих, повествующий о временах, когда идет жесткое противостояние между Россией и объединенной Европой и на Украине активизируются антироссийские и проевропейские силы.

Именно в эти времена переместились мистическим образом четыре молодых героя. Тогда, в 2008 и 2010 годах, думалось, что в прошлое. Теперь мы видим, что, возможно, и в недалекое будущее, которое уже становится настоящим. Художественная интуиция не подвела создателей фильма…


В 2008 году на экраны страны вышел фильм «Мы из будущего», а через два года – в 2010-м – его продолжение «Мы из будущего – 2». Вероятно, большинство моих читателей его смотрели, но 6 лет для нашего времени – большой срок (мы зачастую уже не помним новости полугодовой давности, такой поток информации обрушивается на современного человека). Так что можно и напомнить.

Фильмы эти – приключенческая фантастика в жанре «путешествия во времени». Предназначены они для молодых людей и подростков и шедеврами киноискусства не являются. Однако если мы обратимся к отзывам простых зрителей (не путать со зрителями профессиональными – кинокритиками, которые, напротив, изощрялись в поисках ляпов), то увидим, что, по их мнению, фильмы получились неплохие, с хорошей, доброй моралью и интересные и для людей старшего возраста. Думаю, так оно и есть.

Сюжет прост. В первом фильме четыре молодых человека – так называемые черные копатели (среди которых бывший студент-историк, малоприспособленный к жизни программист, веселый гитарист-рэпер и суровый скинхед-неонацист), нырнув в лесное озеро, вынырнули в 1942 году, когда в этом лесу шли жестокие бои. Они присоединяются к советским солдатам, воюют с немцами, затем попадают в плен. В фильме есть любовь главного героя (копатель Борман, он же историк Сергей) к медсестре Нине из 1942 года, перерождение неонациста Черепа в патриота России, ненавидящего нацистов, благополучное возвращение всех героев в наше время и многое другое. 

Второй фильм рассказывает о путешествии двух героев первого фильма (студент Сергей Филатов превратился уже в преподавателя, а бывший бритоголовый Череп отрастил волосы и стал обычным парнем Олегом) на Украину – для участия в реконструкции сражения времен Великой Отечественной войны (попытки прорыва немцев из Бродовского котла летом 1944). Причем в разыгранном сражении на стороне немцев участвуют и украинские националисты – сверстники героев (изображающие солдат дивизии СС «Галичина», принимавшей участие в сражении). Ожидаемо все заканчивается новым перемещением во времени – теперь уже в 1944 год, и в компании двух украинских националистов, которых чуть не расстреливают каратели «Галичины», несмотря на идеологическую близость. Украинские ребята убеждаются, какими нравственными уродами оказались те, кого они считали героями, и им ничего не остается, как, объединившись с еще недавно ненавидимыми русскими, искать способ вернуться в свое время. Походя они вступают в борьбу с немцами (и с «героями» из «Галичины»).

Фильм, кстати, вызвал скандал на Украине, его показ был запрещен и украинский зритель увидел его на телеэкранах лишь в 2012 году в отцензурированном, сокращенном виде. Это были еще времена, когда на Украине не любили лишних упоминаний о бандеровцах, стесняясь их сложных и не очень враждебных отношений с гитлеровцами (теперь уже не стесняются, а гордятся, благо западные политические лидеры вроде не против). В пылу взаимных обвинений ни украинские, ни российские патриоты так и не вспомнили, что сюжет с украинскими националистами был введен, чтоб показать, что в трудные времена братские народы при всех разногласиях оказываются вместе. В фильме и украинские, и русские ребята, которые начали с взаимной ненависти, оказались буквально в одном окопе и если не сдружились, то по крайней мере стали уважать друг друга.

Эти два фильма вспомнились мне совсем недавно, во время просмотра теленовостей о событиях на Донбассе. Я вдруг поймал себя на мысли, что фильмы эти по-своему оказались пророческими. Тут нужно объясниться…

В киноповествовании четыре наших современника переносятся во времена, когда Россия (под которой имеется в виду Большая Россия, СССР как геополитический наследник Российской империи) находится в состоянии войны с объединенной Европой. Хочу специально это подчеркнуть – именно с объединенной Европой. Дело в том, что в советские времена был создан штамп о войне Советского Союза с «гитлеровской Германией», дабы не обижать наших «прогрессивных союзников». Поэтому в общественном сознании до сих пор наличествует убеждение, что Великая Отечественная война 1941–1945 годов была российско-немецкой войной. На самом деле на стороне Германии против СССР воевали Италия, Румыния, Венгрия, Хорватия, Словакия. Итальянский контингент на восточном фронте составлял около 200 тысяч человек, румынский – 267 тысяч, венгерский – 40 тысяч, словацкий – около 90 тысяч. Болгария не участвовала в войне против СССР, но была союзницей Германии, предоставляла Германии свои военные базы и совместно с немцами участвовала в оккупации Югославии и Греции. Особо зловещую роль сыграла Финляндия. В качестве союзницы гитлеровской Германии она обеспечивала блокаду Ленинграда с севера. Тысячи жизней ленинградцев на совести не только немецких, но и финских солдат и офицеров, хотя в советские времена старались об этом особо не распространяться.

Это не говоря уже о том, что гитлеровская Германия по своим размерам значительно отличалась от современной ФРГ. Гитлеровская Германия включала в себя территории сегодняшних Австрии, части Франции, Чехословакии, Польши, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Дании, на части Франции и в Греции были образованы марионеточные государства. Кстати, на Восточном фронте против Красной армии воевали соединения добровольцев из оккупированных Германией стран – «Викинг», «Данмарк», «Нордланд», «Валлония», «Лангемарк», «Богемия и Моравия».

Иными словами, гитлеровская Германия вместе со своими сателлитами представляла собой аналог современного Евросоюза (в немецкой пропагандистской литературе они так и назывались – «Festung Europa», то есть «Крепость Европа»), правда, созданного насильственным образом, с уничтожением целого ряда европейских национальных государств. Примечательно, что и в «Евросоюзе» образца 1940-х, как и в современном Евросоюзе, доминировала Германия и что для него также было характерно продвижение на восток – с интеграцией Польши и прибалтийских стран (правда, в 30–40-е – с интеграцией, предполагающей уничтожение их государственности). И особую роль в этом продвижении играла и играет Украина, которая и для герра Гитлера, и для фрау Меркель фактически «полуевропейская полустрана», обреченная на управление извне.

Разумеется, современный Евросоюз является носителем не нацистской, а как бы противоположной, либеральной идеологии. Он реализует свои цели не путем военной оккупации, а путем межгосударственных договоров, постановки экономик других стран под свой контроль при помощи долговой кабалы и т.п. Но геополитически сегодняшний Евросоюз с Германией в качестве неформального лидера – наследник нацистской «Крепости Европы», и ведет он ту же самую политику – разгром Югославии, установление контроля над Грецией, мягкое противостояние с Великобританией, расширение на восток и интеграция Польши и стран Балтии и, наконец, попытки геополитической минимизации России и создание на территории Украины марионеточного прогерманского государства.

Итак, несколько лет назад, когда еще Путин и Меркель соревновались в ослепительности улыбок при встречах, санкции против России и натовская бригада быстрого реагирования на наших границах не могли присниться и в страшном сне, а Порошенко и Яценюк мирно работали под началом президента Януковича, не помышляя о «борьбе с тиранией», в России вышел кинодиптих, повествующий о временах, когда идет жесткое противостояние между Россией и объединенной Европой и на Украине активизируются антироссийские и проевропейские силы. Именно в эти времена переместились мистическим образом четыре молодых героя. Тогда, в 2008 и 2010 годах, думалось, что в прошлое. Теперь мы видим, что, возможно, и в недалекое будущее, которое уже становится настоящим. Художественная интуиция не подвела создателей фильма…

Еще одно пророчество фильма – линия с превращением скинхеда Черепа в патриота в советском смысле слова. Череп (Олег Васильев) отправляется на раскопки за настоящим пистолетом «Вальтер». Он наголо выбрит (собственно, отсюда и кличка), носит подтяжки, камуфляжные штаны и майку (униформа скина), восхищается Гитлером и ненавидит «черных», «волосатиков» и рэперов. На этой почве у него даже разгорается драка с рэпером и растаманом Спиртом. Но когда он оказывается в 1942 году и сталкивается с настоящими немецкими нацистами, которые ненавидят русских и считают их унтерменшами, он переживает настоящее прозрение и затем, вернувшись в свое время, первым делом камнем сдирает с плеча вытатуированную свастику…
Первый фильм кончается кадром, на котором Олег встречает у Казанского собора своих бывших друзей неонацистов, которые разгуливают по Питеру в гитлеровской форме, и глядит на них с такой ненавистью, что понимаешь: он жалеет, что у него нет в руках автомата ППШ, оставшегося там, в 1942-м…

При желании в этом можно увидеть предвосхищение того превращения, которое произошло с русскими националистами после присоединения Крыма и начала войны на Донбассе…

В конце нулевых в России заявило о себе новое, доселе невиданное общественное движение – русских национал-демократов. Многие его лидеры были до этого правыми и даже ультраправыми, но затем разочаровались в идеалах имперского реванша и перешли на позиции западничества. Они выступали за демократию и свободный рынок, за союз с Западом (некоторые даже за вступление России в Евросоюз и в НАТО), за однозначное осуждение советского прошлого, за запрет бывшим работникам КГБ и членам номенклатуры КПСС занимать государственные посты. Их отличие от либералов состояло лишь в том, что они видели в России национальное государство русских и потому выступали за отделение от России регионов с преобладающим нерусским населением, главным образом – республик Северного Кавказа. При этом они всячески открещивались от планов восстановления «империи» (присвоив своим оппонентам насмешливые клички «ымперцев» и «ордынцев»), признавали суверенитет государств, образовавшихся после распада СССР на его территории, клялись, что «национальная Россия» будет жить с ними в мире и согласии, как и подобает европейскому демократическому государству.

В ходе «болотных» протестов нацдемы выступали в едином блоке с либералами, что, в общем-то, было для них логично. Когда грянули события в Крыму и на Донбассе, то также логично было ожидать, что нацдемы поддержат Евросоюз и Украину, а не путинскую Россию. Ведь в ней они всегда видели лишь осколок ненавистной «Ымперии», управляемой бывшими кагэбэшниками и олигархами, вышедшими из элиты КПСС и ВЛКСМ. Но не тут-то было… Движение раскололось и значительная его часть подержала присоединение Крыма и донецких ополченцев, совсем так же, как Череп в первом фильме, для которого идейно близкими вообще-то были немецкие национал-социалисты, а не боец Красной армии с неславянской внешностью… Но как только Олег увидел, как относятся настоящие гитлеровцы к русским «братьям по расе», у него открылись глаза на них… И как только современные нацдемы увидели, каков уровень русофобии в той самой Европе, в которую они хотели попасть и в которой они видели образец для России, так сразу и осознали, что, может, кругом и «ымперцы», но все мы в одной лодке, которую натовские доброхоты уже пытаются подпалить…

Чем можно объяснить эти пророчества фильмов «Мы из будущего» и «Мы из будущего – 2», точно не знаю. Вероятно, уже тогда, 6 лет назад, тенденции сегодняшних событий сформировались, идейные настроения наших дней витали в воздухе, вот режиссер и уловил эти «флюиды» и выразил их на языке приключенческой фантастики, конечно, и сам до конца не понимая, что он выражает... Это показало лишь время.
И время же покажет, верным ли окажется последнее, третье, пророчество фильма – что нравится это кому-то или нет, но сама ситуация толкнет наиболее здравомыслящую часть украинского народа в этом противостоянии России и Запада по эту сторону баррикад, где Россия…


Рустем Вахитов
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".