Меню блога

27 декабря 2011 г.

Курилы - история и прогнозы




Проблема «северных территорий», то есть Южно-Курильских островов уже 60 лет отравляет отношения между Россией и Японией. Аргументы японского правительства довольно слабые и спорные. Мол, Южные Курильские острова были захвачены русскими в 1945 г., уже после окончания боевых действий. Что, мол, вообще Южные Курильские острова не являются Курильскими, а представляют собой вместе с островом Хоккайдо какую-то особую группу островов, и т. д.


Начнем с терминологии. Что такое острова Хабоман? У нас их называют Малой Курильской грядой. При этом многие наши политики считают, что это 2 или 4 острова. На самом же деле их 18: 1) Шикотан; 2) Дальний; 3) Грига; 4) Айвазовского; 5) Девятый вал; 6) Средний; 7) Полонского; 8) Дёмина; 9) Осколки; 10) Лисьи со скалами Пещерная и Парус; 11) Шишки со скалой Свеча; 12) Зеленый; 13) Юрий; 14) Анучина; 15) Танфильева; 16) Сигнальный; 17) Сторожевой; 18) Рифовый.

Самые Южные острова Малой Курильской гряды расположены в нескольких километрах от острова Хоккайдо, и правительство Японии построило специальные смотровые башни, чтобы японские обыватели, подкрепившись чашечкой саке, могли лично лицезреть оные острова.
Но вот вопрос — почему они японские? Хоть они и рядом, но первыми там появились русские.

Дело в том, что третий японский сёгун Иэмицу тремя последовательными указами (1633, 1636 и 1639 годы) под угрозой смертной казни запретил японцам покидать пределы своей страны, а также строить большие суда для дальнего плавания.
Замечу, что северный остров современной Японии — Хоккайдо — к середине XVII века не входил в состав Японского централизованного государства. Позже на юге Хоккайдо возникло японское княжество Мацунаэ, но большинство проживавших там айнов оставалось независимо.
Айны - коренные жители Курильских островов
Подтверждением этого служит любопытное прошение Екатерине II, которое было направлено ей в 1788 г. руководителем Северо-восточной американской компании И. И. Голиковым. От лица компании он просил «в предупреждение покушений других держав построить крепостцу и гавань на 21-м (Шикотан) или 22-м (Хоккайдо) из Курильских островов для заведения торговли с Китаем и Японией и к способнейшим открытиям и приведении под высокую державу» императрицы «соседних островов, кои ни от какой державы, как заподлинно известно нам… поныне не зависят».
Екатерина отказала. Но каково предложение! И ведь инициатором его были не петербургские чиновники, а люди, прожившие долгие годы на Дальнем Востоке. Разве мог кто-нибудь предложить строить крепость где-нибудь на Хонсю? И крепость-то нужна была не для защиты от японцев, а от «покушений других держав».

Лишь в конце XVIII века японское правительство заинтересовалось Курильскими островами. В 1785 г. на север была снаряжена экспедиция, которая, пробираясь от острова к острову на север, достигла островов Итуруп и Уруп. Участник экспедиции Могами Токунай писал в своем отчете: «Я проплыл мимо первого острова, Кунашир, чтобы достичь следующего — Итурупа… Я был первым японцем, ступившим на эту землю, жители острова были удивлены, увидев меня, и окружили толпой, разглядывая меня». На Итурупе кроме айнов японцы встретили русских людей, приехавших туда с острова Уруп. Промышленник Семён Дорофеевич Ищуё (Итуёсов) произвел большое впечатление на Могами своими познаниями в географии Курил и Камчатки.

Правительство Японии в конце XVIII века не считало японской территорией не только Курилы, но и северную часть острова Хоккайдо. Как явствует из исследования Корияма Ёсимицу, глава центрального правительства Японии Мацудайра Саданобу еще в 1792 г. в своем предписании подчиненным, изданном в связи с предстоящими русско-японскими переговорами, заявил, что район Нэмуро (остров Хоккайдо) не является японской землей.

В 1775—1779 гг. купцы Г. Шелихов и П. Ласточкин организовали на свои средства экспедицию на Южные Курилы. Возглавили экспедицию сибирский дворянин И. Антипин и иркутский посадский Д. Шабалин. В 1775 г. они дошли до Урупа, где и обосновались. В 1778 и 1779 годах экспедиция ходила на Хоккайдо, в то время называемый русскими остров Матсмай. Там в бухте Аккэси русские попытались завязать торговлю с местным населением.
В 1795 г. на Урупе в бухте Алеутка на юго-восточном побережье острова промысловая компания купцов Шелихова и Голикова основала русское поселение Александра, управ-ляющим которого был назначен Василий Звездочетов. Колонистов было немного — всего человек сорок, и просуществовало поселение до 1855 г. Во многих документах того вре-мени и сам остров Уруп стали именовать островом Александра.
С 1799 г. монопольное право на хозяйственное освоение Курильских островов и использование их природных ресурсов принадлежало Российско-американской компании. В 1828 г. эта компания восстановила поселение Александра.
Г.Шелихов на дальнем Востоке. Картина Г.А.Булгакова "Колумб российский"
Руководство компании построило ряд поселений на Южных Курилах, население которых должно было заниматься скотоводством и земледелием для обеспечения продовольствием жителей Камчатки и побережья Охотского моря. В сентябре 1855 г. в ходе Крымской войны фактория Александра была сожжена десантным отрядом англо-французской эскадры.
В 1875 г. в Петербурге был подписан русско-японский договор, по которому Южный Сахалин становился русской территорией, а все Курильские острова отдавались Японии. На тот момент Александр II и его окружение считали эти острова абсолютно бесполезной землей и предложили их японцам, чтобы те сумели «спасти лицо». Тем не менее, нападение Японии на Россию в 1904 г. перечеркнуло Петербургский договор 1875 г.

Что же представляли собой Курильские острова в начале ХХ века? За ответом обратимся к довольно точному и объективному источнику — «Военной энциклопедии», тому XIV, изданному в Петербурге в 1914 г. «Курильские острова (по-японски Чишима, т. е. 1000 островов), архипелаг, простирающийся на 1270 км в длину и состоящий из 36 больших островов, поверхностью около 14 тыс. кв. км (51—42 градус с. ш. и 145—157 градус в. д.), от мыса Лопатки на юге Камчатки к юго-западу до японского острова Иезо, или Хоккайдо» (Воен-ная энциклопедия. / Под ред. К.И. Величко, В.Ф. Новицкого, А.В. Фон-Шварца и др. В 18 томах. Петербург. 1911—1915. Т. XIV. 1914. С. 405).

Далее перечисляются наибольшие острова, в числе которых Итуруп, Кунашир и Шикотан. Итак, ни в России и ни в одной стране мира до 1945 г. никто не отделял Кунашир и Шикотан от остальных Курильских островов.
Ниже в энциклопедии говорится: «На островах живут переселенцы — камчадалы, около 100 человек, на южных аборигены — айно и курилы. Жители стоят на очень низкой степени развития, поклоняются звездам, занимаются охотою на пушных зверей и рыболовст-вом» (там же. С. 406).
Итак, 600 человек курильцев, стоящих «на очень низкой степени развития», и из-за них такой базар длится свыше 50 лет? Я уж не говорю, что на Южных Курилах население не превышало 300 человек.
Правда, в 1945—1946 гг. с Курильских островов было выселено 17 тысяч японцев. Но откуда они взялись? Что, за 30 лет (с 1914 г. по 1944 г.) на Курильских островах произошел небывалый в истории демографический взрыв, и население увеличилось в 30 раз?

Ничуть не бывало. В 1930-х и начале 1940-х годов японцы построили на Курильских островах значительное число военно-морских баз и аэродромов, предназначенных для агрессии как против СССР, так и против США. Для строительства многочисленных портов, взлетно-посадочных площадок, казарм, укреплений и т. д. на Курилы были доставлены тысячи гражданских строителей, причем, среди них были не только японцы, но и корей-цы, китайцы и представители других национальностей. Вместе с военнослужащими при-бывали и их семьи. Для обслуживания военных и их семей требовалась инфраструктура, то есть столовые, прачечные, магазины, больницы и т. д. Так что подавляющее большинство японцев прибыло на Курильские острова за 10 или 20 лет до прихода русских, и их пребывание там было связано с вооруженными силами империи.

Из залива Хитокаппу (ныне бухта Касатка) на Итурупе к Гавайским островам 26 ноября 1941 г. направилось японское авианосное соединение. 7 декабря 1941 г. самолеты, под-нявшиеся с японских авианосцев, разгромили в гавани Пёрл-Харбор главные военно-морские силы США на Тихом океане. Летом 1942 г. Япония использовала остров Пара-мушир в качестве базы для захвата двух западных островов Алеутского архипелага: Атту и Кыска.
Таким образом, стенания японских министров, тысячекратно усиленные японскими СМИ, об изгнанниках, «лишенных земли предков», рассчитаны исключительно на малограмотных людей.
Кстати, с Южного Сахалина было выселено еще больше японцев, и даже с концессий на Камчатке было выселено около тысячи японцев. А всего в 1945—1947 гг. с территорий, вышедших из юрисдикции Японии, было выселено 6,3 млн. мирных жителей.

Наконец, и японское правительство, и русские либералы напрочь забыли о более чем шестистах японских островов в Марианском, Маршалловом и Каролинском архипелагах. К 1939 г. на них жило 70 тысяч японцев и 50 тысяч аборигенов. После войны эти острова были захвачены США и стали колониями. Причем, не колониями США, а колониями вооруженных сил США. С 1945 г. по 1980-е годы «Голос Америки» болтал нам о свободе передвижения американцев по всему миру, в отличие, мол, от советских граждан. А тут не то, что простой гражданин США, но и сенатор не мог посетить большинство островов Микронезии без специального разрешения высшего военного командования.

В чем же дело? Может 17 тысяч японцев с Южных Курил были первосортными японцами, а 70 тысяч японцев из Микронезии относились к третьему сорту или были вообще некондицией?
В официальном правительственном документе «Белая книга по обороне Японии» за 1996 г. (которая имела многообещающий подзаголовок «К новой эпохе») «северные территории» обозначены весьма фривольно — севернее острова Итуруп, а «спорные территории» простираются до середины острова Сахалин и полуострова Камчатка. В одной же из последних разработок японского военного ведомства, опубликованном, в частности, в Интернете 13 января 2002 г., авторы оставляют за Россией один из островов Курильской гряды, расположенных непосредственно у южной оконечности полуострова Камчатка, очевидно, Шумшу, на котором в ходе освобождения Курил советскими войсками шли самые ожесточенные бои. Показательно то, что карта с фривольным обозначением границ опубликована в разделе «Миссия японских сил самообороны».

Опасность картографических фальсификаций заключается в том, что она активно используется для воспитания японской молодежи недружественных по отношению к России, реваншистских настроений. На обложке и на 26 из 66 страниц «Общественно-политического атласа Японии для начальной школы» и на 25 страницах из 150 «Нового географического атласа мира для старших классов японской средней школы», изданных в начале 1980-х годов, южные части исконно русских островов Сахалин и Курильской гряды изображены как спорные, а на некоторых картах — и как японские территории. На красочной настенной «Полной карте Японии» эти русские земли тоже обозначены как «спорные», а площадь Японии указана с учетом вхождения в Японию Южных Курил. Карта эта издана в апреле 1997 г. под эгидой японского министерства строительства. Правые же карты говорят о всех Курильских островах, Сахалине и Камчатке.

Увы, наши либералы доказывают народу, что де Южные Курилы русские используют экономически неэффективно, местное население бедствует, а японцы, мол, много заплатят за острова. Но сколько бы японцы не заплатили за острова, все эти деньги уйдут в бездонные карманы чиновников, как это было с огромным займом в 1992 г.
Сейчас правительство Японии говорит только о южных островах Курильской гряды, но это лишь «коготок», от которого «всей птичке пропасть».
Зададим себе вопрос: что потеряет Россия, отдав Японии Южно-Курильские острова?

Прежде всего потеряет огромную экономическую зону в 296 тысяч кв. км, где к 1991 г. добывалось около 10% рыбы от всех добычи в СССР.
Экономический потенциал этих островов и прилегающих к ним морских акваторий отличается от остальных Курил своим богатством и многообразием. Из полезных ископаемых здесь имеются золото, серебро, медь, свинец, железо, титан, цинк, ванадий, сера. Так, общие ресурсы рудного золота на Курильских островах (Кунашир, Итуруп, Уруп, Параму-шир) оцениваются в 1867 тонн, серебра — в 9284 тонны. В 1998 г. здесь было отрыто единственное на Земле месторождение рения промышленного значения.
К островам прилегают обширные площади островного шельфа до 500 метров глубиной, пригодные для нефтегазоразведки. На этом шельфе предполагается наличие нефтегазоносных месторождений. Основные перспективы обнаружения залежей углеводородного сырья связаны с Срединно-Курильским прогибом, где на юго-западном его продолжении во впадинах Нисибецу и Токати (о. Хоккайдо) открыты газовые месторождения. Прогноз распределения начальных суммарных ресурсов дает ожидаемое количество месторождений порядка 70, в том числе 64 — с извлекаемыми запасами углеводородов менее одного миллиона тонн условного топлива и 6 — с извлекаемыми запасами углеводородов более трех миллионов тонн нефти и 15 миллиардов кубометров газа. Наиболее крупное месторождение нефти оценивается в 15 миллионов тонн. В целом ресурсы углеводородов Срединно-Курильского прогиба ориентировочно оцениваются в 1,6—1,8 миллиардов тонн условного топлива. Учитывая более благоприятные географические условия (малая глубина моря, меньшее расстояние транспортировки, отсутствие ледового покрова и др.), разработка месторождений углеводородов на Курильском шельфе может оказаться более экономичной, чем на Сахалинском.

В военном отношении передача Южно-Курильских островов лишит российские подводные лодки с межконтинентальными баллистическими ракетами единственного относительно безопасного района патрулирования в Охотском море, лишит корабли Тихоокеанского флота возможности относительно безопасно выходить в океан из Владивостока, и т. д.
Поэтому, не особенно рассчитывая на дипломатическое урегулирование проблемы, Япония уже много лет готовится к силовому захвату «северных территорий». Япония уже стала сверхдержавой не только в экономической, но и в военной области. Ее Вооруженные Силы не так уж и велики, но с учетом стратегически удачного положения Японии, не имеющей общих сухопутных границ с другими государствами, и огромной огневой мощи и превосходства в радиоэлектронных средствах борьбы она представляет угрозу для любой страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Замечу, что как в 1960 г., так и в XXI веке никто не собирается нападать на Японию, и ни одна страна мира не имеет к ней территориальных претензий.

Риторический вопрос — зачем же Японии нужна такая военная мощь?!
В 2003 г. военный бюджет Японии составил 41,4 миллиарда долларов США. Регулярные Вооруженные Силы доведены до 240 тысяч человек. Резерв — 47 тысяч человек. К этому надо добавить Департамент морской охраны — 12 250 человек. Мобилизационные ресурсы составляют 30,7 миллионов человек.
В составе сухопутных войск 148 тысяч человек. Организационно они сведены в 11 диви-зий и 5 бригад, не считая артиллерийских, инженерных, зенитных и других частей. В армейской авиации состоят 20 самолетов и около 450 вертолетов.

В Военно-воздушных Силах служат 45,6 тысяч человек. Боевой состав — около 300 самолетов, ядро отрядов составляют свыше 150 истребителей-бомбардировщиков F-15. Вспомогательная авиация располагает 307 самолетами и 40 вертолетами.
В Военно-морских Силах служат 44,4 тысячи человек. В составе флота 111 боевых кораб-лей, 30 катеров, 23 вспомогательных судна, 116 самолетов и 107 вертолетов.
В.П. Зимонин в своей книге «Последний очаг Второй мировой войны» пишет: «Остров Хоккайдо, прилегающий непосредственно к данному району, все еще рассматривается военно-политическим руководством США и Японии как основной плацдарм для эскалации военных действий на Дальнем Востоке в случае военного конфликта с Россией. В связи с этим на нем дислоцирован более чем 50-тысячный контингент японских войск, включающий 3 пехотные и одну танковую дивизию и располагающий около 700 танками, 800 артиллерийскими и минометными системами, имеющий до 90 боевых самолетов и около 10 пусковых установок противокорабельных ракет. Построенный между островами Хоккайдо и Хонсю туннель позволяет быстро наращивать эту группировку (до 5 дивизий в сутки)» (Зимонин В.П. Последний очаг Второй мировой. М.: Институт проблем безопасности и развития Евразии, 2002. С. 484).

Итак, японцы за сутки смогут без проблем перебросить 5 дивизий на Хоккайдо. А сколько недель, а скорее месяцев потребуется нашему Тихоокеанскому флоту, чтобы перебросить 5 дивизий на Курильские острова? Да и вообще, а есть ли сейчас в России 5 боеспособных дивизий?
Проще всего определить агрессивные планы правительства страны по военно-судостроительным программам. Так, в составе японского флота находятся 22 большие дизель-аккумуляторные подводные лодки, вооруженные торпедами и ракетами «Суб Гарпун».

Согласно международным договорам, Японии запрещено иметь и строить авианосцы. Ну а мудрые японцы строят не авианосцы, а «эсминцы-вертолетоносцы». Так, например, в 2009—2011 гг. были введены в строй эсминцы-вертолетоносцы «Хьюга» и «Исе» объявленным водоизмещением 19,5 тыс. тонн, а фактически — дай Бог 25 тыс. или больше тонн. Таким образом, японский эсминец по водоизмещению равен самому большому русскому линкору типа «Севастополь». Спасибо новым самураям, что назвали его эсминцем, а не катером.

Официально объявлено, что «Хьюга» оснащен 16 установками вертикального пуска «Томагавк» и двумя подъемниками для 14 вертолетов. Риторический вопрос, а не много ли два подъемника для 14 вертолетов? В печати появилась информация о том, что эти «эсминцы» приспособлены для базирования новых ударных самолетов F-35 фирмы «Локхид». Скорость самолета свыше 2000 км/ч, радиус действия более 1100 км. Самолет стартует с катапульты и имеет малый тормозной путь.
С 2009 г. строятся два десантных вертолетоносца объявленным водоизмещением 19,5 тыс. тонн, на которые также будут базироваться самолеты F-35В.
«Нормальный» японский эсминец типа «Конго» имеет полное водоизмещение 10 тыс. тонн, то есть фактически является крейсером. Кроме того, эсминцы типа «Конго» оснащены системой ПВО «Иджис».
Старт ракеты SM-3 c оснащенного системой "Иджис" японского эсминца типа «Конго»
На каждом эсминце имеется 90 ракет «Томагавк», «Гарпун» или зенитных ракет в любом соотношении. Напомню, что дальность стрельбы ракетами «Томагавк» — 2500 км. Таким образом, при желании японские эсминцы типа «Конго» могут выпустить в одном залпе 450 крылатых ракет «Томагавк», которые поразят цели до Байкала и даже дальше.
Формально японцы отрицают наличие «Томагавков» на своих кораблях. Но если есть пусковые установки, то загрузить туда ракеты — дело нескольких часов, тем более что сотни «Томагавков» складированы на базах американских ВМС в Японии.

А с 2005 г. их система «Иджис» модернизируется, и в боекомплект вводятся антиракеты СМ-3, способные сбивать как межконтинентальные баллистические ракеты, так и искусственные спутники Земли.
Всего у Японии 43 эсминца разных типов.
Кроме того, в состав флота входят 9 фрегатов, 9 ракетных катеров и 40 кораблей противо-минной обороны. Замечу, что среди них есть не только морские тральщики водоизмещение 510—620 т, но и крупные корабли размером с крейсер, как, например, «Урага» водоизмещением 8400 т.
Десантные силы представлены 8 десантными кораблями и 17 десантными катерами. Три больших корабля-дока типа «Осуми» имеют водоизмещение 18 600 т и способны одновременно перевозить по 10 танков и 350 человек десанта.

Управление безопасности на море — нечто типа пограничной охраны в РФ, располагают 90 (!) патрульными кораблями и 285 патрульными катерами. Я не зря написал «нечто». Вот, к примеру, патрульный корабль «Шикишима» имеет полное водоизмещение 9350 т. Да какой это патрульный корабль? Это крейсер! Он отлично вооружен и снабжен ангаром на два тяжелых вертолета. Дальность плавания огромная — 20 тысяч километров при 18-узловом ходе. Суда типа «Музуно» имеют водоизмещение 5204 т и т. д.

Возникает риторический вопрос — зачем Японии столько патрульных судов? Неужели какие-либо злодеи-супостаты денно и нощно вторгаются в территориальные воды Японии? Я лично не слышал о вторжениях в терводы «Страны восходящего солнца», хотя какие-то отдельные инциденты и могут иметь место. Так зачем же нужна такая армада «Управления безопасности на море»? На самом деле армада обеспечивает безопасность японских рыболовецких судов, ведущих незаконный лов рыбы в чужих территориальных водах. Ну а в случае войны «патрульные корабли» будут выполнять задачи ПЛО и ПВО. Кстати, разместить «Гарпуны» и «Томагавки» на больших патрульных кораблях — вопрос двух—трех дней.

Ну а зачем японскому ВМФ ледоколы? Так, например, в 1982 г. в строй был введен «Shirase AGB-5002» полным водоизмещением 19 тыс. т. Дальность плавания ледокола составляет 25 тысяч миль при 15-узловом ходе. Формально на судне нет артиллерии, но на самом деле там имеются установочные части, погреба и другое оборудование для артиллерийских установок калибра до 100 мм и пусковых установок ракет. Ледокол перенасыщен радиоэлектроникой, включая разведывательное оборудование. Ледокол снабжен ангаром для двух тяжелых и одного легкого вертолетов.

Зачем такая махина Японии? Может, проводить караваны судов зимой в Нагасаки? Но у японцев вроде бы и льда-то не бывает, разве что на лужах на острове Хоккайдо. А, может, ледоколы нужны для операций у берегов Чукотки или «освоения» Севморпути?
Какова же должна быть реакция РФ на японскую угрозу? На мой взгляд, ответ должен быть многовекторным.
Политический вектор — это, прежде всего, разработка нового закона о статусе Охотского моря, закрепляющего контроля России над морем, которое фактически является ее внутренними водами.
В экономическом отношении — это широкое привлечение иностранных, но не японских компаний к разработке полезных ископаемых Южно-Курильских островов и их экономической зоны.

В военном отношении Государственной Думе пора бы принять закон, позволяющий президенту, а то и командующим округами в случае внезапного вторжения больших и хорошо вооруженных сил на территорию РФ принять решение о применении тактического ядерного оружия. Только оно может как-то уравновесить абсолютное превосходство «японских сил самообороны» (!?) над российскими силами на Дальнем Востоке на суше, на море и в воздухе.
Пора раз и навсегда отбить охоту у самураев переходить границу как у реки, так и в узком проливе. Не пора ли нашей армии совместно с Тихоокеанским флотом провести ученья на островах Южно-Курильской гряды по «фолклендскому варианту». Для молодых читателей напомню, в марте 1982 г. «группа аргентинских трудящихся» внезапно высадилась на Фолклендских островах. Когда британские пограничники начали их вытеснять откуда, то на острова вторглись регулярные аргентинские войска. Англичанам с большим трудом удалось через три месяца вернуть себе Фолклендские острова.
В «курильском варианте» учений на острова с десятков рыбацких судов пытаются высадиться сотни или тысячи жителей «Оранжевой страны». Погранохрана РФ действует жестко — два предупреждения, а дальше — огонь на поражение. Корабли и самолеты «оранжевых» используют действие пограничников как предлог для вторжения и открывают по ним огонь. И вот тут-то корабли Тихоокеанского флота и авиация наносят массированные ракетные удары по кораблям «оранжевых» с применением спецбоеприпасов. Взрывы спецбоеприпасов традиционно имитируются сбросом бочек с бензином, которые, взрываясь, создают весьма эффектные грибовидные облака. Подобное ученье лучше проводить днем, дабы с Хоккайдо хорошо были видны наши корабли, самолеты, а главное, «грибы» от бочек с бензином.
Александр Широкорад,
военный историк



Источник

2 коммент. :

  1. Кошка скребет на свой хребет

    ОтветитьУдалить
  2. А кто открыл Северные Курилы?

    ОтветитьУдалить

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях