Беда приходила с воздуха. «Бисмарк», «Марат» и «Ямато» стали легкой добычей для летчиков. В Перл-Харборе сгорел на якоре американский флот. Хрупкие «Свордфиши» погубили итальянский тяжелый крейсер «Пола» (а также косвенно крейсера «Зара» и «Фиуме») в бою у м. Матапан. 20 Свордфишей-Авосек разорвали в клочья Regia Marina в ходе налета на ГВМБ Таранто. Настоящее веселье началось с появлением у немцев управляемой бомбы Henschel.293 – одна эскадра Люфтваффе записала на свой счет 40 британских, американских и канадских кораблей.
Все знают грустную историю эсминца «Шеффилд». Немногие знают, как Альфа-6 с USS Enterprise растерзали иранский фрегат «Саханд». В другой раз попал под раздачу американский «Старк», получив в борт две ракеты с иракского «Миража»…
То, что я перечислил – вершина айсберга, лишь малая часть всех историй (например аргентинская авиация, кроме знаменитого «Шеффилда» утопила 6 британских кораблей, в том числе вертолетоносец «Атлантик Конвейер»). Во всех случаях неизменным остается одно – корабли гибли от действий авиации. Чаще всего палубной (что логично, - морские бои происходят вдали от берега).
Битва в Коралловом море стала первым морским сражением без единого артиллерийского выстрела, противники не видели друг друга со своих палуб. Потом были Санта-Крус и Мидуэй, где палубная авиация решила все.
Крейсера совершенно беззащитны перед палубными бомбардировщиками. Первым до этого догадался гениальный Исороку Ямамото, разработавший концепцию применения авианосцев. Американцы выучили урок Перл-Харбора и развили идеи адмирала Ямамото. В годы Второй Мировой американский флот получил 24 (!) тяжелых авианосца типа «Эссекс», и ни один из них не был потерян в боях. Японцам было просто нечего им противопоставить. Дерзкие атаки «камикадзе» оказались бессильны: лишь один из десяти мог прорваться сквозь истребительный заслон и огонь сотен зенитных «Эрликонов» кораблей эскорта. Образно говоря, японцы ходили «с вилами на танки».
Есть смысл обратить внимание на феномен «камикадзе». Я не стану петь дифирамбы мужеству японских летчиков, мне интересен другой момент: эти своеобразные «ПКР», управляемые самой надежной системой управления – человеком, не могли нанести серьезного вреда крупным кораблям, несмотря на достаточно мощный заряд на борту. «Зеро» в варианте смертника нес 250-кг бомбу и подвесной топливный бак под другим крылом. Реактивная «Ока» несла до 1,5 тонн аммонала. Очень солидно. И тем не менее, падение на палубу, полную авиатехники, не приводило к серьезным последствиям (единственное исключение – «Банкер Хилл», который сильно выгорел). Это к вопросу о живучести авианосца.
Ветераны «Эссексы» кажутся крошечными по сравнению с современными атомными плавучими аэродромами. Сколько нужно попаданий и какой мощности, чтобы вывести их из строя?
После всех этих фактов советские адмиралы с дьявольским упорством утверждали, что авианосцы – орудия агрессии и мирному Советскому Союзу они не нужны. Как-то до них не доходило, что это не только мощное ударное средство против стран 3-го мира, но прежде всего - единственное эффективное средство ПВО морской группировки. Только авиакрыло способно надежно прикрыть пространство в сотнях километров от корабля.
Неизвестное об известном
В большинстве источников гордо указывается, что на «Нимитцах» базируются до 90 летательных аппаратов. Разумеется, реальный состав палубного авиакрыла намного скромнее. В противном случае возникают сложности с применением самолетов, их размещением и обслуживанием.
Стандартный состав авиакрыла:
- две эскадрильи авиации ВМС: 20-25 палубных многоцелевых истребителей F/A-18 “Hornet”
- одна эскадрилья авиации Корпуса Морской Пехоты: 10-12 палубных многоцелевых истребителей F/A-18 “Hornet”
- эскадрилья ДРЛО (4-6 E-2C “Hawkeye”)
- эскадрилья РЭБ (4-6 EA-6B “Prowler”)
- транспортная группа (1-2 транспортных C-2 “Greyhound”)
- противолодочная эскадрилья (6-8 SH-60 “Seahawk”)
- поисково-спасательная группа (2-3 HH-60 “Pavehawk”)
Цифры меняются в зависимости от задач, стоящих перед АМГ. Из наиболее частых гостей на палубах – транспортные CH-47, тяжелые вертолеты CH-53 «СиСтэльен», «Хьюи» и «Кобры» Корпуса Морской Пехоты…
В случае необходимости, состав авиакрыла можно расширить, приняв еще одну эскадрилью многоцелевых истребителей.
Идет постоянное перевооружение авиакрыла. F/A - 18C/D “Hornet» активно заменяются на F/A-18E/F “Super Hornet”. Скоро совсем исчезнут «Мародеры» - взамен появятся специализированные самолеты РЭБ EA-18 «Ворчун». Как видим, американцы идут к полной унификации палубной авиации, что должно снизить расходы и облегчить обслуживание. К 2015 году ждет обновление эскадрильи ДРЛО – новый Е-2D «Super Hawkeye» уже проходит испытания.
9 кругов ада
Основа противовоздушной обороны АМГ – боевые воздушные патрули, барражирующие в 100 – 200 милях от группировки. В составе каждого – самолет ДРЛО и 2-4 истребителя. Это дает АМГ исключительные возможности по обнаружению воздушных и надводных целей. Любой, даже самый лучший, корабельный радар не может сравниться с РЛС «Хокая», поднятой над поверхностью на 10 километров. При повышении угрозы оборону можно эшелонировать, выдвинув самолеты еще дальше. На палубе всегда имеются дежурные истребители с разнотипным вооружением для оперативной ликвидации любых угроз.
Если истребительный заслон будет прорван, в дело пойдут системы «Иджис» эсминцев эскорта. К этой системе есть много вопросов, например РЛС AN/SPY-1 не видит цели в зените над собой. Заявленная дальность обнаружения в две сотни миль касается только объектов в верхних слоях атмосферы. Тем не менее, она вполне способна добить одиночные цели, прорвавшиеся сквозь истребительный заслон. Большего от нее никто не требует, ПВО АМГ зависит в большей степени от палубных перехватчиков.
Последний рубеж обороны – системы самообороны кораблей. Мк15 «Фаланкс», СиСпэрроу, SeaRAM – множество конструкций, способных поражать цели на дальностях от 500 метров до 50 км.
Рассказы о пролетах над палубами авианосцев советских и российских Ту-95 и Су-24 не имеют практической ценности – самолеты пролетали в МИРНОЕ время. Сбивать их никто не собирался, а других способов противодействия у АМГ в мирное время нет. Пилоты Ту-22М3 признавали, что у них мало шансов поразить АМГ в Северной Атлантике, вне радиуса действия своих истребителей. Ракетоносцам придется слишком близко подойти к группировке и войти в зону действия палубных перехватчиков.
Противолодочные возможности у АМГ скромные, без внешней помощи ей не обойтись. На трансокеанском переходе группировку прикрывают самолеты базовой патрульной авиации Р-3 «Орион», барражирующие на курсовых углах по ходу движения АМГ. «Орион» работает просто: выставляет линейный барьер из десятка гидроакустических буев с интервалом 5-10 миль, затем несколько часов кружит в этом районе, прислушиваясь к звукам океана. При появлении чего-либо подозрительного, «Орион» ставит кольцевой (охватывающий) барьер вокруг сработавшего буя и начинает уже детально «работать» с этой зоной.
В ближней зоне ПЛО обеспечивают вертолеты системы LAMPS и многоцелевая АПЛ, прикрывающие мертвые зоны под днищами кораблей. Атомные субмарины в обязательном порядке включаются в состав АМГ после случая с К-10. В 1968 году во время тайфуна «Диана» советская подлодка 12 часов скрытно сопровождала авианосец «Энтерпрайз». Шторм не позволил взлететь палубным самолетам, а больше прикрыть АУГ тогда было некому.
В целом тут вывод следующий – противолодочная оборона АМГ достаточно надежная – за 60 лет непрерывного слежения за АУГ (АМГ) русскими субмаринами зафиксировано лишь несколько случаев удачного перехвата. Я всегда задавался вопросом – какую практическую ценность имеет проход АПЛ в центр авианосного ордера. Торпедное оружие использовать против этих монстров бесполезно (например в бою у о. Санта-Крус в маленький USS Hornet попало 12 торпед, но он держался на плаву, пока его не добили японские эсминцы. «Нимитц» больше «Хорнета» в 5 раз – делайте вывод сами). При разговоре с русскими подводниками выяснилось следующее: топить авианосец необязательно – достаточно его немного накренить, что затруднит работу палубной авиации. На мой вопрос, что крен всегда можно выправить затоплением отсеков другого борта, ребята лишь пожали плечами: «Это все что мы можем. Погибнем, но не сдадимся».
Ударные возможности авианосца и неавианесущего корабля несопоставимы. Тяжелый атомный ракетный крейсер пр.1144 забрасывает 15 тонн взрывчатки на дальность 150…600 км. При самом скромном подсчете, палубное авиакрыло способно забросить 30 тонн на дальность 750…1000 км за ОДИН ВЫЛЕТ. С использование самолетов-заправщиков можно обеспечить поражение морских и наземных целей на дальности до 2000 км.
Учитывая развитое информационное обеспечение и поддержку самолетов РЭБ, любая морская цель становится легкой мишенью для авиации. Две-три группы палубных штурмовиков, атакующие со всех румбов под прикрытием помех, утопят кого угодно. В свою очередь, АМГ остается неуязвимой – ее «рука» настолько длинна, что противник не успеет выйти на дистанцию применения своего оружия. Идея дешевого «москитного» флота для противодействия АМГ несостоятельна – самолеты ДРЛО видят катера как на ладони. Примером может служить «Ean Zaquit» - МРК пр. 1234 ВМС Ливии, потопленный в 1986 году. Малый ракетный корабль не успел выйти из Бенгази, как его обнаружил «Хокай» и навел на него палубные штурмовики.
Цена вопроса
Обычно, отрицая необходимость авианосцев, советские теоретики пугают «непомерной стоимостью» авианесущих кораблей. Сейчас я на ваших глазах развею этот миф.
Атомный авианосец типа «Нимитц» стоит 5 млрд. долларов. Фантастическая сумма для любого из нас. Но…стоимость перспективного российского фрегата пр. 22350 «Адмирал Горшков» составляет 0,5 млрд. долл. Водоизмещение фрегата - 4500 тонн. Т.е. вместо авианосца можно построить всего 10 фрегатов (заметьте – фрегатов, даже не эсминцев!), суммарным водоизмещением 45 000 тонн. Отсюда можно сделать еще один любопытный вывод – стоимость постройки тонны авианосца значительно меньше любого крейсера, подводной лодки или фрегата.
Еще пример? Стоимость Иджис-эсминца типа "Орли Берк" превышает 1 млрд. долл. В настоящий момент в составе ВМС США 61 корабль этого типа, общей стоимостью более 60 млрд. долл.! Стоимость авианесущего корабля кажется смешной на фоне этой суммы.
Следующий важный момент – срок службы авианесущих кораблей превышает 50 лет, причем с учетом не самой сложной модернизации и замены авиакрыла, 50-летние корабли ничем не уступают своим более современным систершипам.
Стремясь нейтрализовать угрозу АУГ, СССР создал следующие конструкции:
- 11 АПЛ пр. 949А (подводное водоизмещение каждой– 24 000 тонн)
- 4 ТАРКР пр. 1144 (полное водоизмещение – 26 000 тонн)
- 3 РКР пр. 1164
- ракетные комплексы П-6, П-70, П-500, П-700, П-1000
- морскую космическую систему разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда-М»
- бомбардировщик Т-4 (в серию не пошел)
- ПКР Х-22
- десятки аэродромов морской ракетоносной авиации, с базировавшимися на них Ту-16, Ту-22М2 и Ту-22М3
- экраноплан «Лунь» (!)
- титановую АПЛ пр. 661 "Анчар"
- 45 ДПЛ пр. 651 и АПЛ пр. 675, вооруженные ПКР П-6
Все это грандиозное количество техники имело лишь одну цель – противодействие АМГ…и, как мы видим из первой части статьи, вообщем-то делать этого не умело. Легко представить себе стоимость этих систем.
ГВМБ Норфолк
Скупой платит дважды. СССР все равно пришлось создавать странные конструкции под названием «тяжелый авианесущий крейсер» – четыре огромных корабля, водоизмещением по 45 000 тонн каждый. Авианосцами их назвать нельзя, т.к. их основное вооружение, Як-38, не мог главного – обеспечивать ПВО морской группировки, хотя как штурмовик, Як, наверное, был неплохой.
С рождением ТАВКРов родился другой миф: «авианосцы без авиакрыла – ржавые мишени, а наши ТАВКРы могут сами за себя постоять». Совершенно абсурдное утверждение - все равно что сказать: «охотник без оружия – не охотник». Ясное дело, что на охоту никогда безоружными не ходят. Тем более, что вооружение того же «Кузнецова» мало чем отличается от комплексов самообороны «Нимитца».
Как мы видим, у СССР было достаточно средств, для создания полноценного авианосного флота, но Советский Союз предпочел потратить деньги на свое бесполезное «Вундерваффе». Экономика должна быть экономной!
Живучесть
14 января 1969 года случился пожар на полетной палубе авианосца «Энтерпрайз». Сдетонировали десятки авиабомб и ракет, сгорели 15 полностью заправленных самолетов. Погибли 27 человек, более 300 были ранены и обожжены. И тем не менее…спустя 6 часов после пожара корабль смог отправлять и принимать самолеты.
После этого случая, все авианосцы оснащаются системой принудительного орошения палуб (когда ее включают, корабль похож на Ниагарский водопад). А палубные команды, ответственные за перемещение самолетов, получили бронированные тягачи, чтобы оперативно столкнуть аварийный самолет за борт.
Для повышения живучести используется дублирование, рассредоточение и резервирование. В конструкцию современных авианосцев включена стальная броня толщиной 150 мм. Важные помещения внутри корабля дополнительно защищены слоями кевлара толщиной 2,5 дюйма. Пожароопасные отсеки при необходимости заполняются перекисью водорода. Вообще, первое правило американских моряков - "вторая специальность моряка - пожарный". Борьбе за живучесть корабля отводится значительный цикл подготовки.
Важность проведения ремонтных работ во время боя американцы осознали еще во время Второй Мировой войны. В ходе сражения у о. Мидуэй, адмирал Нагумо докладывал, что уничтожил 3 американских авианосца. На самом деле – ни одного. Каждый раз японцы бомбили один и тот же ударный авианосец «Йорктаун», но аварийные команды восстанавливали корабль прямо в открытом море и он, как Феникс, восставал из пепла. Эта история показывает, что на огромном корабле повреждения могут быть легко исправлены.
Атаки камикадзе еще раз подтверждают парадоксальный вывод – взрыв даже одной тонны взрывчатки не может нанести серьезный вред авианесущему кораблю. На что надеялись советские конструкторы, создавая П-700 «Гранит» - неясно.
Не самые грустные выводы
На сегодняшний день авианосные многоцелевые (ударные) группировки ВМС США не создают угрозы для России. Основные объекты находятся вне зоны действия палубных самолетов. Использовать АМГ в Финском заливе или Черном море – безумие. Например для поражения баз Черноморского флота намного проще использовать авиабазу Инджирлик на территории Турции. Для охраны баз Северного и Тихоокеанского флотов вполне подходят береговые аэродромы с морской ракетоносной авиацией и истребителями прикрытия (но сухопутный аэродром не может за сутки перемещаться на 1000 км, придется их строить много).
Другое дело, если Россия захочет выйти в мировой океан, создание авианесущих кораблей станет необходимостью. Военно-политическому руководству России давно пора понять, что нет более дешевого и надежного средства для борьбы с АМГ (и любыми другими наземными и морскими целями), чем собственный авианосец.
Я постараюсь ответить на некоторые наиболее интересные, на мой взгляд, вопросы в меру своей компетентности.
Например, один их вопросов звучал так: «…полноценный военный аэродром (с укрытиями для самолетов, запасами оружия и ГСМ, с прикрытем ПВО) стоит дорого…сколько аэродромов можно построить вместо одного авианосца?»
С октября 2010 года рассматривается вопрос о строительстве третьей взлетно-посадочной полосы московского аэропорта «Домодедово». Заявленная цена новой полосы составила 1 миллиард долларов. Аналогичный проект ВПП-3 аэропорта «Шереметьево» еще дороже - порядка 1,5 млрд. долл. Несмотря на кажущуюся иррациональность, такая высокая стоимость обоснована – это обычная мировая практика, дешевле хорошую ВПП не построить. Проект ВПП-3 аэропорта «Шереметьево» значительно дороже, т.к. предусматривает перенос деревни Исаково и строительство водоперепускных сооружений для р. Клязьма. Что представляет из себя проект ВПП-3 в техническом плане? Нет, она не покрыта золотом - обычная армобетонная полоса длиной 3200…3600 метров, с нанесенной на ней разметкой и светотехническим оборудованием. Я надеюсь, после оглашения этих цифр, энтузиазм у любителей сухопутных аэродромов и ассиметричных ответов немного убавится.
Но, может быть, военному аэродрому не нужна такая длинная и дорогая ВПП? Пробуем разобраться. Итак, истребитель Су-27: дальность разбега/пробега – 600…800 метров. Сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3: длина разбега 2000 метров, пробега – 1300 м. Дальний бомбардировщик-ракетоноец Ту-95: длина разбега 2700 метров, пробега – 1700 м. Так что радикально уменьшить длину ВПП врядли удастся…
Сколько еще будут стоить рулежные дорожки, капониры или закрытые ангары (никто же не собирается оставлять самолеты ржаветь под открытым небом, верно?), хранилища боеприпасов, ЗИП и ГСМ, помещения для личного состава, аэродромная техника, КП, радио и электронное оборудование, система охраны аэродрома мы можем только догадываться…Косвенно на огромную стоимость подобных объектов указывает их сравнительно малое количество – авиабазы можно пересчитать по пальцам. А стоимость эксплуатации аэродромов где-нибудь на Камчатке или Курильских о-вах сравнится со стоимостью обслуживания АУГ.
Ну и несколько общих фраз, чтобы завершиить главу. Я не являюсь безумным фанатом палубной авиации и не предлагаю вместо строительства ВПП-3 в аэропорту Домодедово ставить авианосец в Москве-реке. Речь лишь идет о том, для некоторых задач в некоторых случаях, по стоимости авианосец может быть предпочтительнее сухопутного аэродрома.
В воде...тонет!
Многие читатели недоумевали, почему палубная авиация так легко уничтожает любой неавианесущий корабль, в то время как сам авианосец остается невосприимчив к тем же самым средствам поражения. Ответ прост – во-первых, все дело в размерах. Даже самые крупные неавианесущие корабли в мире – ТАРКР пр.1144 имеют полное водоизмещение около 26 000 тонн, что составляет лишь 25% водоизмещения авианосца типа «Нимиц». Это и определяет возможности корабля в борьбе за живучесть.
Как же тогда погибли гигантские «Ямато» или «Мусаси»? С ними еще проще – они не смогли выйти на дистанцию применения своего оружия, попав под удары палубных бомбардировщиков. С каждой атакой повреждения линкоров накапливались, пока не достигли критического уровня.
Конечно, все не так однозначно. Многое зависит от конструкции корабля, его технического состояния и подготовки экипажа. Вот замечательный пример:
В ночь на 29 ноября 1944 года подлодка USS Archer-Fish атаковала «Синано» - крупнейший авианосец Второй Мировой, полным водоизмещением 70 000 тонн. В цель попали 4 торпеды, через 7 часов японский авианосец затонул. Прошло всего 17 часов, как он вышел в свой первый боевой поход (!)
После торпедной атаки «Синано» сохранил ход и боеспособность. Но вода стала быстро распространяться по помещениям авианосца, корабль лишился электроэнергии и стал крениться набок. Все объясняется тем, что «Синано» был экстренно введен в состав Императорского флота, несмотря на массу недоделок (например герметичные переборки оказались негерметизированы). Личный состав впервые ступил на палубу корабля несколько дней назад – матросы не были знакомы с планом внутренних помещений и не знали, что предпринять. Попросту говоря, недостроенный и неиспытанный авианосец был небоеготов.
В огне...горит!
Многих удивила возможность сравнения современных средств поражения с атаками камикадзе во время Второй Мировой. Давайте еще раз вернемся к этой истории. Что представлял собой стандартный камикадзе? Изношенный «Зеро» с 250 кг бомбой под одним крылом и ПТБ под другим. Вскоре появился «продвинутый» вариант камикадзе – реактивный самолет-снаряд Yokosuka MXY7 «Ока»: 1000…1500 килограмм взрывчатки на околозвуковой скорости. Система управления надежнее некуда. Живой человек – это вам и селекция целей, и противозенитные маневры, и ракета-лидер…
После первых атак камикадзе стало ясно: ударный авианосец самоубийственной атакой не потопить. Японские летчики изменили тактику – теперь удары наносились в самые чувствительные места: по самолетоподъемникам и скоплениям самолетов на палубе. В результате единственным из крупных авианосцев, серьезно пострадавшим от атаки камикадзе, стал «Банкер Хилл». Два камикадзе, взорвавшись в гуще самолетов на палубе, вызвали многочасовой пожар и три сотни убитых моряков.
В заливе Лейте камикадзе повезло больше - им все-таки удалось утопить авианосец «Сент-Ло». В чем секрет успеха? «Сент-Ло» был эскортным авианосцем водоизмещением 8000 тонн. Ударный авианосец японцам так и не удалось уничтожить, несмотря на многочисленные попытки.
Нужно отметить, что первый американский авианосец с бронированной палубой (тип «Мидуэй») появился только в 1946 году. Поэтому некоторые камикадзе пробивали полетную палубу и исчезали в ослепительной вспышке внутри корпуса корабля. Насчет пробивной силы той же «Оки» сомневаться не приходится: 12 апреля 1945 года эсминец USS Stanley был пробит такой «штучкой» насквозь – что его и спасло – «Ока», вылетев из корпуса, сдетонировала на некотором расстоянии от эсминца.
Zippo
Иногда в качестве примера неудовлетворительной живучести авианесущего корабля приводят случай пожара на авианосце «Форрестол». 29 июля 1967 года около 10:50 по местному времени 127-мм реактивный снаряд Mk 32 «Zuni» неожиданно сработал из-за скачка напряжения при переключении с внешнего источника питания на внутренний. Ракета перелетела через полётную палубу и ударила в ПТБ под крылом штурмовика A-4 Skyhawk. Бак сорвало с крыла и топливо JP-5 воспламенилось. От перегрева рванули топливные баки других самолётов, пламя распространилось по палубе. Сдетонировало 9 бомб, разлетающаяся шрапнель убила пожарную команду. Взрывы пробили в бронированной палубе отверстия, через которые горящее топливо стало стекать во внутренние помещения и на палубу ангара. Пожар был потушен через 14 часов. Погибло 134 человека. Огонь разрушил корму авианосца, из 90 самолетов 21 сгорел и был сброшен за борт.
Главным виновником пожара всегда называют неуправляемую ракету «Зуни» - действительно, интересно, как эта крошка причинила такой ущерб. Хотя, это не совсем так. Если детально разобраться в ЛЮБОЙ крупной аварии, причиной всегда окажется какая-нибудь мелочь – искра, микротрещина, чья-то халатность. Достаточно вспомнить пожар на РПКСН «Екатеринбург» - разбившийся плафон и нарушение техники безопасности привели к миллиардному ущербу. Поэтому говорить, что виновата только «Зуни» некорректно. Такова специфика работы палубной авиации, поэтому иногда происходят такие случаи.
Бризантность
Большинству из нас трудно представить взрыв сотен килограммов взрывчатого вещества. Чрезвычайно живуч миф, о том, что детонация такого количества адской смеси подобно вселенскому апокалипсису, сжигающему все на своем пути. Давайте обратимся к фактам из истории военных конфликтов.
Например, триумфальное потопление эсминца «Эйлат». Вечером 21 октября 1967 года эсминец получил в надстройку ПКР П-15 «Термит», выпущенную с египетского катера. Через секунду, вторая ракета прошила борт и уничтожила машинное отделение. Пылающий эсминец потерял ход и лишился электроэнергии. Через минуту третья ракета врезалась в корму, и экипаж оставил обреченное судно. Едва только плоты отвалили от переворачивающегося корабля, как четвертая ракета ударила в днище и «Эйлат» отправился на дно кормить рыб. Из 200 человек экипажа погибли 47 моряков.
П-15 «Термит» - противокорабельная ракета советского производства. Стартовая масса – 2,5 тонны. Маршевая скорость – 0,95М. Масса боевой части – 500 кг. «Эйлат» - бывший английский эсминец HMS Zealous, год постройки -1944, водоизмещение – 1700 тонн.
Итог весьма странный: для потопления корабля водоизмещением 1700 тонн потребовалось как-минимум 2 попадания ПКР с 500-кг боевой частью!
БПК "Отважный". Последние минуты
Следующая история произошла 30 августа 1974 года в районе Севастополя. В результате пожара в кормовом ракетном погребе погиб БПК «Отважный». Всего там в 2 барабанах находились 15 ракет ЗРК «Волна». Что представляет собой зенитная ракета В-600? Первая ступень - пороховой реактивный двигатель ПРД-36, снаряженный 14 цилиндрическими пороховыми шашками, общим весом 280 кг. Вторая ступень представляет собой ракету, выполненную по аэродинамической схеме "утка" с крестообразными крыльями и рулями. Двигатель второй ступени снаряжен пороховой шашкой весом 125 кг. Боевая часть ракеты - осколочно-фугасная, с готовыми поражающими элементами. Общий вес боевой части - 60 кг, из них 32 кг - сплав тротила с гексогеном и 22 кг - поражающие элементы.
В итоге, в кормовом погребе БПК почти одновременно сдетонировало 6000 кг пороха и 480 кг взрывчатки! Но корабль водоизмещением 5000 тонн не превратился в пыль и даже не развалился на части. От момента взрыва до затопления корабля прошло более 5 часов, все это время экипаж боролся за живучесть корабля. Пожар распространялся по отсекам, пока не добрался до глубинных бомб и цистерны авиакеросина.
БПК «Отважный», несмотря на то, что был обречен, показал отличную живучесть. В результате страшного внутрикорпусного взрыва погибло всего 19 человек из экипажа корабля.
Опираясь на эти факты, можно сделать следующий вывод: взрывы боевых частей ПКР, содержащие сотни килограммов взрывчатки, несмотря на свою колоссальную мощь, не могут нанести гарантированные критические повреждения даже малым кораблям.
Финал темы
Судя по многочисленным отзывам, многие читатели в своих рассуждениях повторили ошибку советского морского командования. Ведь главное, для чего создан Флот – это не уничтожение АУГ. И даже не борьба с подводными стратегическими ракетоносцами.
Главной задачей Военно-Морского Флота, в самом широком смысле, всегда было содействие успехам наземных войск. Это еще понимал царь Петр, когда брал Азов. И эффективнее всего с этой задачей справляется флот, имеющий в своем составе авианосные корабли.
Авианосцы не всесильны, при должном подходе, ценой серьезных потерь, их можно уничтожить. И в Третьей Мировой войне авианосцы, скорее всего, окажутся бесполезны (например американцы всегда отрицают наличие атомного оружия на их палубах, а последний специализированный палубный носитель термоядерных зарядов А-5 «Виджленте» был создан в конце 50х.) АУГ – это инструмент для повседневного использования, лучшее средство для локальных войн, защиты морских коммуникаций, и решения других, не менее важных задач, в интересах своей страны.
Действительно, как справедливо отметил кто-то из читателей, в сегодняшних реалиях для ВМФ Российской Федерации предпочтительнее иметь 10 фрегатов, чем 1 авианосец. Но ведь у россиян есть будущее. Не пора ли уже сегодня начать думать о нем?
Автор Олег Капцов
Одна важная поправка - практически все боеприпасы, которыми предполагалось бороться с авианосцами оснащены спец БЧ.
ОтветитьУдалитьХотелось бы услышать разумные аргументы на этот счёт.
Очень странная заметка для этого бложика.
ОтветитьУдалитьКакая-то каша. То разбитый плафон топит подлодку, то 100500 тонн взрывчитки ничего взорвать не могут. То корабли тонут от попаданий, то нифига им не делается.
"Как мы видим, у СССР было достаточно средств, для создания полноценного авианосного флота, но Советский Союз предпочел потратить деньги на свое бесполезное «Вундерваффе»."
Было бы денег достаточно, строили бы другое и с атомными реакторами, как американцы. А остатки ржавого "бесполезного вундерваффе" с радостью купила отсталая Индия.
По тону комментатора - он с сайта вотт.ру - Ох и не нравится ему этот блог, так и норовит что-нибудь нехорошее сказать. Ну что ни делай ну все не так. Комментируй новость а не наш блог.
ОтветитьУдалитьодна ракета со спецбч и нет вашего авианосца, с учетом дальностей современных ракет и подлетать самолёту носителю близко не нужно, да и береговые комплексы вполне. Развитие ракетной техники было правильно спрогнозировано в СССР, ракеты на порядки дешевле и универсальнее, чем авианосный флот
ОтветитьУдалитьзаманаются наши сверхзвуковые ракеты перехватывать )
ОтветитьУдалитьДля такого амбициозного всезнайки, как автор статьи не мешало бы знать о гибели "Иорктауна" при Мидуэе.
ОтветитьУдалитьЕсли ракеты "п-700" такие бестолковые, чего же тогда АУГи не входят в 600-км зону ТАВКРов? Ведь самолёты, чтобы они реально стали угрожать ТАВКРу должны взлететь и приблизиться на 300 км, а для угрозы п-700 достаточно иметь корабль-мишень на радаре (в радиусе 600 км), при этом АПЛ НАТО тоже вооружена "только торпедами", и "крен" для ТАВКРа не страшен, можно весь БК расстрелять.. всё-таки асимметричный ответ, как не крути.
ОтветитьУдалитьЮлин Бороис
ОтветитьУдалитьСтатья написана начитаным, но глупым и совершенно невежественным автором.
Лучшая иллюстрация к высказыванию, что "начитанность - это книжная пыль, вбитая в пустую голову".
Про перекись водорода - пять баллов.
ОтветитьУдалитьНаш Ту-95 снова «потопил» авианосец США
ОтветитьУдалитьhttp://kp.ru/daily/24060/303570/
Проект ПЛАРК К949А "Антей" (Кто не знает, погибший "Курск" относился именно к ПЛАРК этого проекта), о котором упоминает Автор и, как я понял, относит к категории малоэффективного средства борьбы с АУГ. Тем не менее, подводные ракетоносцы именно этого проэкта, по классификации НАТО — «Oscar-II», называются, в том числе и самими американцами, "убийцами авианосцев". Одна такая ПЛАРК, находясь вне зоны обнаружения и поражения, средствами ПВО АУГ, залпом своих, даже не всех сразу, 24 ракет 3М-45 комплекса П-700 "Гранит", способна гарантированно вывести из строя(так, что не о каких боевых действиях до капитального ремонта речи идти не может) ударный авианосец и ряд кораблей охранения. Утопить конечно привлекательней, но никто не исключает и этот исход. При всём этом вероятность остаться не потопленной у самой лодки весьма высока. Если внимательно почитаете хотя бы об этих превосходных субмаринах и возможности ракет комплекса "Гранит", ваше мнение об их эффективности кардинально изменится...Тот же "Курск", например, при жизни его замечательного экипажа и капитана, привёл в бешенство командование флота НАТО в Средиземном море, когда не обнаруженным, преспокойно всплыл под носом у обалдевших янки... вот вам и эшелонированная оборона...
ОтветитьУдалить