Меню блога

4 июня 2013 г.

А.В.Борисов: Русские политические сказки







   Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники!
Главный герой мультфильма
 «Падал прошлогодний снег»


Сказка [нем. Märchen, англ. tale, франц. conte, итал. fiaba, серб.-хорв. pripovijetka, болг. приказка, чешск. pohadka, польск. bajka, белор. и укр. казка, байка, у русских до XVII в. баснь, байка] — рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, т. е. представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. В динамике развития общественных форм и общественного сознания изменяется и понятие «Сказка» («Литературная энциклопедия»: М., 1929-1939).


Наиболее выдающимся русским сказочником конца XX столетия без сомнения является крупный (в смысле размеров) экономист Е.Т.Гайдар. Ему, как говорится, и сам Бог велел, имея таких дедов, как великий сказитель П.П.Бажов и выдающийся советский детский писатель А.П.Гайдар, проявлять таланты на этом поприще. Но в плане сказок, надо отдать должное Е.Т.Гайдару, он своих уважаемых предков далеко перещеголял.


 Если у них художественный вымысел сочетался с той или иной степенью реализма, то от Егора Тимуровича никто даже слова правды никогда не услышал. Е.Т. имел целый ряд выдающихся сподвижников: седой Черномор с большими бровями; рыжий страшный Чуб Айс, которым матери с конца прошлого века пугают вместо Буки непослушных малых детей, бородатый чародей Чур.   Интересно отметить, что имена их всех начинались с буквы «Ч», как и имя одного из распространенных, но нелюбимых сказочных персонажей. 
Но это все так сказать, русская литературная сказка. А что можно сказать о русском народном мифотворчестве конца XX-начале XXI века? Во время правления президентов Путина и Медведева оно тоже на месте не стояло – развивалось интересно и динамично. 


Надо отметить, что большое влияние на развитие русской сказки этого периода оказали средства массовой информации и сами правители. Но и самобытные элементы, присущие нашему народному мифотворчеству сохранились и получили дальнейшее развитие.
Не останавливаюсь подробно на старой-старой сказке о добром царе (президенте, богдыхане) и злых боярах (министрах, хунвэйбинах). Она сегодня может заинтересовать только детей младшего школьного возраста и некоторых взрослых, соответствующим им по умственному развитию.
На сегодняшний день можно выделить три основные наиболее актуальные и характерные сюжетные линии.

Сказка первая. Явно имеет своими корнями древние сказания об Илье Муромце, богатыре Святогоре и разбойнике Кудеяре. Присутствует ярко выраженный фантастический компонент.

                                   

             Придет время и встанет могучий ВВП с кровати (другие варианты: с печи; с галеры, где как каторжный работал), да вдруг и пробудит в нем Господь Бог совесть. Посмотрит он на дела свои прошлые и заплачет слезами горькими, а не понарошку.  И начнет великий и ужасный ВВП творить везде добро: богатых – карать, а бедных – миловать.    И распространится повсюду благодать великая!

Это очень русская сказка. В ней представлена неизбывная вера народа в возможность глубокой духовной трансформации героя. Появление у субъекта под влиянием тех или иных факторов (в данном случае воля Господа Бога) свойств и качеств, которые ему никогда раньше присущи не были – совесть и т.п.

Сказка вторая, «конспирологическая». Особенно известна в интерпретации г-на Е.А.Федорова.  
                                  

         Правители то наши милостивцы, только кажутся свободными. А на самом деле они в плену! Опутали их крепкими сетями и канатами злые страшные звездно-полосатые американо-иудейские черти! И заклятие наложили, чтобы сковать покрепче. Пытаются извернуться два президента, да не получается. Только и могут, что пальцы иногда растопырить или фигу показать в сторону Вашингтона. Вот и ждут они как кто-нибудь или что-нибудь придет и их освободит. А уж они себя тогда покажут! Будут повсюду добро и справедливость сеять как Бэтмен и Робин, Чук и Гек, крокодил Гена и Чебурашка и так далее…

        Сказка третья, «черносотенская»
                                    
               Головы орла нашего российского между собой вовсе не дружат. Белая голова – она наша, хорошая, за народ. Любит царскую семью, церковь, ВЧК и гимн Советского Союза. А вторая-то, Черная голова, совсем напротив. Ей подавай мацу и песню «Хава нагила». И зовут ее, вовсе даже не Дима, а не то Мендель, не то Мордух. Пригрела когда-то Белая голова Черную, а теперь уже и не знает, как с ней расстаться! Рада бы клювом покрепче долбануть, да не сподручно – тулово то одно и пространства для маневру совсем нет. Вот такая загогулина!

С сожалением надо отметить, что вот такие или похожие сюжеты еще очень широко распространены в России и даже в ближайшем зарубежье. А между тем есть достаточно литературных произведений, даже относящихся к XIX веку, которые гораздо лучше характеризуют русскую современность. Особенно это относится к творениям великих писателей Земли Российской Н.В. Гоголя («Ревизор», «Мертвые души», «Нос» и др.) и М.С. Салтыкова-Щедрина («История города Глупова», и те же сказки).  А еще хотелось бы вспомнить прекрасную вьетнамскую сказку по которой когда-то был снят советский мультфильм.  Про злых правителей-драконов, которых превращали в этих чешуйчатых существ жадность и презрение к народу. 

 А.В.Борисов: al.borisov1974@gmail.com
 © cccp-revivel.blogspot.com - 2011-2012 при копировании полностью или частично или репосте материала, ссылка на блог обязательна.

0 коммент. :

Отправить комментарий

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях