Мой чилийский знакомый, журналист-международник, как-то рассказал, что его отец, простой рабочий, имевший шестерых детей, в 60-70-е годы смог дать всем высшее образование. Государство было заинтересовано в том, чтобы молодые граждане, вступая в жизнь, имели равные стартовые возможности. Сейчас, в либеральную эпоху, это кажется сказкой. «У меня трое детей, и оплатить высшее образование я в состоянии только одному из них», – посетовал мой друг. Реформа системы обучения в духе неолиберальной доктрины с её апологией рынка делает недоступным качественное образование для большей части молодёжи.
Правительство ультралиберала Пиньеры последовательно воплощает в жизнь установки Болонского соглашения, превращая образование в «оплачиваемую услугу», а учебные заведения – в коммерческие предприятия. Выпускники должны заранее знать свое место «колёсиков и винтиков» в системе. Никакого социального восхождения! Всё должно быть подчинено диктатуре эффективных собственников!
Разумеется, этот курс вызывает недовольство.
Правительство ультралиберала Пиньеры последовательно воплощает в жизнь установки Болонского соглашения, превращая образование в «оплачиваемую услугу», а учебные заведения – в коммерческие предприятия. Выпускники должны заранее знать свое место «колёсиков и винтиков» в системе. Никакого социального восхождения! Всё должно быть подчинено диктатуре эффективных собственников!
Разумеется, этот курс вызывает недовольство.
Сегодня в Чили проблемы образования решаются на улицах. Пылающие баррикады в центральных районах Сантьяго-де-Чили, клубы слезоточивого газа, накатывающие на демонстрантов, водомётные установки, сбивающие на асфальт участников студенческих манифестаций, карабинеры в касках, избивающие студентов и школьников…Всё это эпизоды карательных операций правительства Себастьяна Пиньеры, направленных против тех, кто не согласен с реформой образования.
Тактика затягивания времени, оказания давления на молодёжных лидеров подтверждает, что президент Пиньера не намерен идти на принципиальные уступки недовольным. Поэтапно (секретно) реализуются разработки полицейского «Отдела по изучению проблем», направленные на нейтрализацию выступлений протеста и их организаторов. Эхо этих разработок – регулярно появляющиеся в Интернете сообщения студенческих активистов: «Неизвестные лица в масках угрожали мне физической расправой». Адреса и номера телефонов активистов размещаются на сайтах полицейской агентуры. Больше всего угроз звучит в адрес молодёжного лидера Камилы Вальехо: «Убить её, и разом покончить с беспорядками».
Информационные агентства умалчивают об ожесточённых столкновениях молодёжи и сил правопорядка на улицах чилийских городов. Это «невыгодная тема» для СМИ, десятилетиями воспевавших успехи неолиберальной доктрины. Фальсифицированный феномен чилийского прорыва из страны «третьего мира» в избранный круг передовых государств современности всегда подавался пропагандой как доказательство эффективности этой доктрины. И вот, на тебе! Взбунтовавшаяся молодёжь выступила в Чили против идеологии «Болонского процесса», запущенного «бильдербергскими комиссарами» в тех странах, правительства которых капитулировали перед мировой закулисой, но трусливо и подло скрывают это от своих народов.
«Болонский процесс» направлен на разгром национальных, складывавшихся веками, систем и моделей образования. В 19-20 веках дипломы чилийских университетов в странах Латинской Америки считались престижными. Заявления неолиберальных идеологов о том, что традиционная система образования не соответствует духу времени, воспринимается всеми здравомыслящими чилийцами как покушение на первооснову формирования национального самосознания.
Взбунтовавшаяся молодёжь борется не только за бесплатное, качественное государственное образование, но и против его подчинения космополитическим установкам. В студенческих протестах участвует не менее 100 000 человек, но солидарность с ними проявляют все чилийские семьи, в особенности среднего класса, для которых реализация программы Пиньеры по коммерциализации образования – катастрофа. В полицейских сводках указывается, что «в ходе беспорядков» было арестовано 520 зачинщиков. По этому поводу выступило представительство UNICEF в Чили, указав на недопустимость силовых действий милитаризированной полиции (карабинеров) против детей и подростков. На одной из фотографий, размещённой в Twitter, зафиксирован символический эпизод борьбы «за порядок»: карабинер схватил за шиворот школяра 12-13 лет и волочит его по земле в сторону автозака. Вслед учащимся, пытавшимся укрыться в метро, не раз летели гранаты со слезоточивым газом. Чилийские телеканалы манипулируют информацией, скрывают правду о масштабе и остроте молодежных выступлений в стране, подают их как результат действий «анархистов и экстремистов».
Раздражение и недовольство действиями студентов выразил министр внутренних дел Родриго Хиспетер, мотивируя запрет на манифестации тем, что они «наносят ущерб частной и государственной собственности». Конечно, ни слова не было сказано о том, что во многих случаях размер этого «ущерба» на полицейских совещаниях планируется заранее. Специальные группы агентов-провокаторов в масках хорошо знают, что от них требуется для создания впечатляющей «картинки» разнузданного вандализма и пренебрежения к частной собственности. Вызывает удивление сам факт «планирования» спецопераций против молодёжи, детей и подростков. Вот он – звериный оскал передового чилийского либерализма! Пиньера пытается силой пробить непопулярную «образовательную модель», игнорируя общественное мнение, даже не пытаясь провести референдум по этой проблеме. Вождю лучше известно, что требуется для счастья и процветания нации!
Насколько более взвешенно и вразумительно высказываются молодые лидеры. Руководитель учащихся Родриго Ривера ответил на бездоказательные обвинения властей просто: «Мы думаем, что имеем конституционное право на манифестации, в особенности на (главной городской артерии) Аламеде». Его поддержала Камила Вальехо: «Никто не вправе разгонять нас за демонстрации в общественных местах, объявлять там чрезвычайное положение».
Поддержку – и не только моральную – оказывают ученикам и студентам учителя и преподаватели вузов, они – активные участники манифестаций, противостоят натиску полиции в осаждаемых школах и университетах. Голодовку против платного обучения объявили 30 школьников. Предупреждением режиму Пиньеры можно считать caserolazo – протестное битье по кастрюлям и сковородкам в жилых районах среднего класса. Caserolazo – как метод борьбы – когда-то использовалось заговорщиками против Сальвадора Альенде, потом против Уго Чавеса в Венесуэле. Тогда об этом писалось во всех газетах. Сейчас в чилийских условиях caserolazo звучит всё громче, но СМИ этого не замечают.
Стремясь предотвратить молодёжные протесты, правительство Пиньеры выдвинуло план из 21 пункта, в котором, в частности, предлагается включить в Конституцию положение о праве чилийцев «на качественное образование». В плане содержатся также намёки (не более) на «частичную готовность» властей согласиться со смягчением курса на «коммерциализацию образования». Конфедерация студентов Чили (Confech) признала план Пиньеры «недостаточным» и «неубедительным». Патрисио Контрерас, президент Университета Лос Лагос, заявил: «Мы требуем у правительства серьёзный, конкретный и вменяемый ответ на наши исторические требования. Исполнительная власть имеет на подготовку своих предложений шесть дней».
Ушёл в отставку предыдущий министр образования, пришёл другой, но неолиберальный режим не подаёт сигналов готовности к переговорам со студентами. На жёсткую позицию правительства студенты ответили фактическим ультиматумом. Если противостояние продолжится, никто не сможет гарантировать, что обойдётся без кровопролития. Провокаторы ждут своего часа…
0 comments :
Отправить комментарий
Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".
Тэги, допустимые в комментариях