Меню блога

15 сентября 2011 г.

Вокзал для узкого круга

Вновь ожидается распродажа. Приватизаторам нужна лишь отмашка от правительства

Судя по всему, в России скоро не останется железнодорожных вокзалов. Нет, какие-то помещения, откуда граждане будут отправляться или прибывать на поездах, очевидно, сохранятся. Более того, внешне они скорее всего превратятся в нечто вроде торгово-развлекательных центров, увешанных рекламой. Но хотя бы относительно доступных, удобных для обычного человека и безопасных вокзалов не будет.
Как стало известно, РЖД предложило снять ограничения на приватизацию вокзалов. Данный вопрос обсуждался на совещании у вице-премьера Сергея Иванова. Необходимость приватизации руководство этой пока еще государственной компании объясняет планами по грядущей реконструкции. Мол, отдадим инвестору «часть площадей» для коммерческого использования, а в обмен частники «вложатся» в ремонт и реконструкцию.


Абрамов, на вырученные за приватизацию деньги ведомство к 2015 году планирует реконструировать 400 вокзалов. Причем 87 из них на конкурс будут выставлены до конца нынешнего года. Так что хотя решение правительством еще не принято, в том, каким оно будет, можно не сомневаться. Впрочем, железнодорожное начальство, похоже, и не волнуется. Даже если правительство не пойдет навстречу и не разрешит приватизацию вокзалов, дирекция передаст их в «доверительное управление» частным инвесторам, сообщил Абрамов газете «Ведомости». Такая модель уже действует на Курском вокзале Москвы – к слову, чуть ли не самом неудобном и дорогом для пас­сажиров столичном вокзале.


Но в самое ближайшее время дорогими и неудобными, видимо, станут все вокзалы.  
Достаточно посмотреть на российские аэропорты – в большинстве давно уже частные. Кто является хозяином крупнейшего московского аэровокзального комплекса Домодедово, установить не получается чуть ли не год. Между тем необходимость в привлечении к этому даже правоохранительных органов была вызвана событиями поначалу драматическими, а затем и вовсе трагическими. Напомним, в конце декабря прошлого года из-за ледяного дождя в аэропортах Домодедово и Шереметьево оказались блокированы тысячи пас­сажиров, что вызвало настоящий хаос. Руководство аэропортов не смогло обеспечить хотя бы минимальные условия, необходимые не то что для удобства – для безопасности людей. Тогда чудом обошлось без жертв.

Но спустя месяц, когда в Домодедово сработало мощное взрывное устройство, без жертв не обошлось – погибло 37 человек. Выяснилось, что безопасность в аэропорту обеспечивалась из рук вон плохо. Причем, кто за это обеспечение отвечает, установить вроде как и невозможно: «частники» говорят, что их службы безопасности даже документы не имеют права проверять, так что случившееся на совести милиции. 
На этой неделе оказалось, что, с точки зрения следствия, не виноваты ни те, ни другие. Подозреваемые по делу «неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности» превратились в свидетелей. Это бывший начальник управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу Андрей Алексеев, бывшие руководители ЛОВД «Домодедово», директор управляющей аэропортом офшорной компании Airport Management Company Игорь Борисов, а также управляющий директор Airport Aviation Security Андрей Данилов и начальник службы безопасности ЗАО Анатолий Моисеев. 


Считавшийся единственным владельцем аэропорта глава совета директоров компании «ИстЛайн» Дмитрий Каменщик на допросе заявил, что является лишь консультантом представительства в РФ офшорной компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед», зарегистрированной на острове Мэн. 
Железнодорожные вокзалы, особенно крупные, также являются важнейшими стратегическими объектами. Недаром сразу после январского взрыва в Домодедово Дмитрий Мед­ведев отправился их инспектировать. И остался не вполне удовлетворен увиденным. Действительно, проблем много, а мишенью для террористов вокзалы (пусть и не московские), а также железная дорога становились неоднократно. 


После возможной приватизации вокзалов, в том числе, как ожидается и иностранными компаниями, проблем этих станет многократно больше. Потому что, как известно, частника беспокоит не безопасность, а исключительно прибыль. Совершенно неубедительно звучат уверения: мол, те части вокзала, которые используются для обслуживания пассажиров, приватизировать не станут. Ведь чем больше площадей отдадут в частную собственность, тем больше заработают. Так что тем пассажирам, которые не могут себе позволить вечер в вокзальном ресторане или ночь в гостинице, от вокзала мало что останется.


Большинство вокзалов – это памятники архитектуры и истории, свидетели великих событий. Но весьма сомнительно, что, например, Белорусский вокзал, ставший одним из символов мужества советского народа в годы Великой Отечественной, останется таковым и после реконструкции на потребу сверхприбылям…
Характерно, что и сегодня РЖД сдает вокзальные площади отнюдь не дешево. Скажем, стартовая цена на право аренды офисных и складских помещений на Ладожском вокзале Петербурга – 28 тыс. рублей за квадратный метр в год. Но, видимо, хочется большего – и уже не в государственный карман. Тем более что приватизацией одних вокзалов дело явно не ограничится. По планам реформирования РЖД, в руках государственной монополии  в итоге останутся лишь железнодорожные пути и сопутствующая инфраструктура. 


Уже сегодня на возмущение жителей многих регионов, где, как утверждают, из-за нерентабельности снимают местные поезда и электрички, руководство РЖД и местные власти отвечают: «А что вы хотите? Это рынок». Когда государственных железных дорог в России не будет, ни за растущие тарифы, ни за отсутствие безопасности спросить вообще будет не с кого. Разве что опять ссылаться на рынок и искать по офшорам виноватых собственников, ранее объявленных эффективными. 


Е. ЮРЬЕВА  http://www.sovross.ru/



0 comments :

Отправить комментарий

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях