Украина – Россия
Дальнейшее ухудшение отношений между Россией и Украиной чревато для каждой из сторон самыми серьезными последствиями, сравнимыми
по масштабам с развалом СССР. Такая точка зрения высказана в докладе московского общественного фонда «Экспериментальный творческий центр».
Кто потеряет от «развода»?
С основными тезисами доклада в агентстве «Интерфакс-Украина» выступил руководитель фонда Сергей Кургинян, которого киевским журналистам представил известный украинский ученый, директор Института археологии НАН Украины, академик Петр Толочко.
– Раньше у нас в Украине думали так: дойдем до Европы и заживем припеваючи, – сказал Петр Петрович. – Увы, экономические расчеты показывают иные, далекие от идеалистических, картины. Оказывается, у Европы самой сейчас множество проблем, и вряд ли у нее есть лишние деньги, которыми она облагодетельствует Украину. Очевидно, наше место в Европе будет далеко не таким, каким мы его себе рисовали все эти годы. В то же время окончательный разрыв наших отношений пойдет во вред и России, и Украине.
В свою очередь, Сергей Кургинян отметил, что когда-то учился по книгам Толочко. Наверное, стоит сказать несколько слов о Сергее Еврандовиче. Он имеет не одно высшее образование, кандидат физико-математических наук. С 80-х годов занимается политическим анализом. Широкой общественности стал известен в последнее время после цикла передач на российском ТВ, проходивших в формате полемики с либералами-антисоветчиками. По результатам голосования зрителей практически всегда побеждал с разгромным счетом, отстаивая просоветскую точку зрения. Теперь перейдем непосредственно к тезисам доклада.
Отойти от коммерциализации отношений
–Общий пафос у меня один: нельзя коммерциализировать стратегическое партнерство, – убежден Сергей Кургинян. – Как у политического аналитика у меня есть ощущение неблагополучия ситуации вокруг российско-украинских отношений. Старый политический язык, на котором говорили прежде, выгорел. Уверен, что рано или поздно сформулируется два совершенно новых языка. Условно я бы назвал их так: грубый националистически-капиталистический и социально-имперский. Я сторонник второго подхода. При этом не стоит видеть в слове «имперский» какой-то негатив или архаику. В отличие от националистически-капиталистического, имперско-социальный подход склонен к тому, чтобы строить по настоящему партнерские отношения. То есть он сформулирован для тех, кто еще не забыл о братстве народов и готов оценивать не только материальные, но и духовные активы, что совершенно не свойственно хищническому капитализму. Эти две парадигмы, уверен, будут определять дальнейшую судьбу российско-украинских отношений.
В принципе с такой точкой зрения можно согласиться. Наша газета также неоднократно писала, что исключительно материальный подход не дает выстроить доверительные и тесные отношения между Россией и Украиной. Не последовало особых возражений и со стороны журналистов. Правда, поступило предложение терминологического характера, сформулированное следующим образом. Возможно, обычного украинца отпугнет слово «имперский», и, дескать, не лучше ли России ради общего дела признать Украину «старшим братом»?
– А я не против Украины как «старшего брата», – парировал Сергей Еврандович. –Но вот относительно того, что люди не хотят быть частью империи, готов поспорить. Возьмем те же прибалтийские республики СССР. Став независимыми, они тут же устремились в другую «империю» – Европейский союз.
Московского гостя попросили прокомментировать появившуюся в еженедельнике «Зеркало недели» информацию о том, что якобы во время последней встречи в Москве президент Украины в ультимативной форме заявил Кремлю о возможности пересмотра соглашения по Черноморскому флоту и неучастии Украины в программе американской ПРО, если не последуют уступки по цене на газ.
– Вероятность такого разговора мне кажется не большей, чем вероятность нашего воспарения в воздух прямо здесь, – заметил российский аналитик. – Если серьезно, то разговор лидеров наших стран в таком духе я совершенно исключаю, поскольку ничего более контрпродуктивного быть не может.
Последним задал вопрос академик Толочко:
– Насколько суверенны Украина и Россия в выборе будущей модели взаимоотношений?
– Абсолютно не суверенны, – ответил Сергей Кургинян. – Но отнюдь не потому, что нами управляют чьи-то агенты, а по причине существования определенных иллюзий в прошлом. У нас всех была сладкая мечта – путь на Запад. Теперь оказалось, что нас там никто не ждет. Думаю, инерция прошлых иллюзий во многом мешает не только строить, но даже обсуждать перспективы нашего общего дома.
0 comments :
Отправить комментарий
Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".
Тэги, допустимые в комментариях