Меню блога

15 октября 2011 г.

Евро стало Сталинградом. Пока для Германии

Немцы не хотят допустить отката стран ЕС к национальным валютам, иначе «твердые» дойчемарки утянут экономику на дно.
Профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини считает, что
Евросоюз ждет удручающая альтернатива – либо уничтожение еврозоны, либо крах Германии. По мнению Рубини, вторая волна кризиса уже началась в периферийной зоне евро (Греция, Португалия и другие страны), и скоро проблемы перейдут в самый центр - в Германию. Германия, считает Рубини, превратится во второй Lehman Brothers – с банкротства этого американского инвестбанка начался глобальный кризис в 2008 году.
«Мой анализ показывает: экономики США, Евросоюза и Великобритании будут сокращаться. Назовем мы это второй волной кризиса или продолжением первой, не суть важно. Факт в том, что она неизбежна и определенно произойдет либо в четвертом квартале этого года, либо в начале следующего», – пишет Рубини в своем блоге.
«Возьмем простые цифры, – продолжает Нуриэль Рубини. – В европейском антикризисном фонде 440 млрд евро. Этого явно недостаточно. Как минимум половину придется потратить на спасение Греции, Ирландии и Португалии. А что же останется для не менее проблемных Италии и Испании? Всего 200 млрд евро. Их совокупный долг, для сравнения, - 3 трлн евро…»
Как считает эксперт, есть опасность, что по последствиям новый кризис будет вдвое мощнее, чем в 2008 году.
Напомним, что в 2006-м, выступая на семинаре МВФ Нуриэль Рубини дал поразительно точный прогноз надвигающегося кризиса. Он заявил, что рынок недвижимости США рухнет из-за обилия высокорискованных кредитов, ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac обанкротятся, вслед за ними прекратят свое существование инвестиционные банки.
Какие сейчас царят настроения в самой Германии, как немцы видят будущее еврозоны, рассуждает политолог, эксперт немецкого фонда Бертельсмана Корнелиус Охман.
«СП»: – Корнелиус, вы согласны с прогнозом Рубини?
– Нет. Вторая волна кризиса, конечно, начинается – все немцы это знают. Все знают, что рождаться эта волна будет на юге Европы – даже не Греции, а в Италии. Кроме того, есть еще проблемная Испания. Однако, никто не ожидает, что Германия будет Lehman Brothers.
Если бы так говорили три-четыре года назад, я, скорее, согласился бы с таким утверждением. Но сейчас и бюджет Германии, и ее финансовая структура находится в отличном состоянии. В том и проблема: у нас сейчас все в порядке. Именно поэтому немцы не готовы поддерживать Грецию и зону евро. В этом имеется политическая проблема, но финансового кризиса в Германии нет.
«СП»: – Вы говорите, есть политическая проблема. Если Германия откажется поддерживать Грецию, Италию, Испанию, – это будет конец евро?
– Это будет началом конца. В Бундестаге все с этим согласились, в итоге оппозиция поддержала Ангелу Меркель, ее предложение создать европейский антикризисный фонд. В нем сейчас 440 млрд евро – мало, если лопнет Италия. Поэтому в Евросоюзе есть план создания «финансового зонтика» – структуры, которая сможет выкупать облигации южноевроейских государств.
Это, конечно, усугубит политическую проблему. Большинство немцев не готовы поддержать такую инициативу. Люди не понимают, что это – не поддержка Греции, не поддержка какой-либо другой страны. Это поддержка зоны евро. Потому что, если евро лопнет – это будет самая большая проблема для немцев.
«СП»: – Почему?
– Германия живет за счет евро. Последние 7-8 лет мощное экономическое развитие Германии было обусловлено тем, что есть евро, и нет дойчемарки. За счет евро немцы могут больше продавать. Германия сегодня – самый большой экспортер товаров в Европе. Если все перейдут обратно на национальные валюты, то потеряет от этого, в первую очередь, Германия.
Проблема, что ни Меркель, ни другие политики не могут объяснить это людям. Если евро лопнет, Германия со своими дойчемарками превратится во вторую Швейцарию. В Швейцарии сейчас очень плохое экономическое положение, потому что швейцарский франк – чрезмерно крепкая валюта. Из-за этого швейцарцы не могут продать свой качественный экспорт – он стоит слишком дорого. Если лопнет евро, мы в Германии будем иметь аналогичные проблемы.
«СП»: – Некоторые российские эксперты считают, что при создании Евросоюза допустили системную ошибку: не предусмотрели механизма удаления из ЕС страны, переставшей играть по правилам еврозоны. Якобы поэтому непонятно, что делать с Грецией. С одной стороны, ее хорошо выставить из ЕС, с другой, это будет означать автоматическое списание крупного греческого долга. Этот факт списания подтолкнет Италию, Португалию, другие страны, набирать как можно больше кредитов. С расчетом, что их тоже выгонят, и тоже спишут долги. Это так?
– Так, но это – не проблема Евросоюза. Это проблема зоны евро. Грецию приняли в еврозону потому, что греки обманули европейцев и скрыли свой внутренний долг. Сейчас, если выкинуть Грецию из Евросоюза, мы потеряли бы 140 миллиардов евродолга. Этот долг будут вынуждены взять на себя другие страны. Сегодня нет проблемы в том, чтобы выкинуть Грецию из еврозоны. Проблема, чтобы долг Греции заморозился на несколько лет.
Сейчас я, кстати сказать, нахожусь в Польше. Кто сегодня помнит, что 20 лет назад Польша тоже стояла на грани дефолта? У нее было 40 млрд долларов долга. Парижский клуб реструктурировал этот долг – из 40 млрд Польше нужно было отдать только 18 млрд. Это дало хороший стимул экономическому развитию полякам.
То же самое нужно сделать для Греции – половину греческого долга каким-то образом отложить. Мы, Германия, не можем взять эту часть долга на себя. Потому что следом придут испанцы и скажут: мы тоже так хотим. Греческий долг нужно заморозить. Отсюда и идея «финансового зонтика» – структуры, которая будет держать этот долг 20-30 лет. А там посмотрим.
Чтобы Греция сейчас развивалась, ей нужно помочь. И Германия должна гарантировать новые кредиты для греков.
«СП»: – Но ведь есть риск, что Греция лопнет?
– Риск есть. Но если мы ничего не сделаем, не поможем, – Греция лопнет наверняка. Это самый плохой сценарий для Европейского союза.
Проблема в том, что мы – демократическая страна. Принятие решения о помощи не может гарантировать одно немецкое правительство. Нужна поддержка парламента, а в Бундестаге есть популисты, которые этого не хотят.
Повторюсь: людям сложно объяснить, что помощь Греции – в интересах Германии. Экономический рост за последние 10 лет был именно у нас, мы заработали на нем деньги. Сейчас нужно помочь Греции, помочь другим, чтобы в будущем они тоже могли покупать немецкие товары. Если этого не сделать, через год будет большой кризис в Германии. На наши товары просто не станет покупателей.
«СП»: – В России промелькнула информация, что за оказанную помощь Греции, возможно, придется отдать часть суверенитета. Это всерьез?
– Нет, конечно. Люди, которые так говорят, не понимают, как работает международная система. Плохо, что сейчас много предложений делают экономисты. Они не понимают, что дефолт Греции – это не одно и то же, что дефолт банка. Греция – не Lehman Brothers. Невозможно сравнивать страну, которая имеет суверенитет, с каким-то банком или какой-то компанией. Понятно, и то, и другое упирается в вопрос финансов. Но сравнение страны всегда будет политическим решением, а не чисто экономическим.
Греция – страна, где живет 10 миллионов человек, и мы не можем допустить ее дефолта. Мы будем искать решение, хотя это сложно в демократических структурах…

0 comments :

Отправить комментарий

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях