Меню блога

26 ноября 2011 г.

Прага: Революция отрезвляет своих детей

Прага. Гроб как символ утраты демократических иллюзий. РЕЙТЕР

Разочарование чехов отказом от социализма достигло апогея

19 ноября Чехия отметила 22-ю годовщину бархатной революции, положившей конец «социализму под управлением Москвы». День борьбы за свободу и демократию (официальное название праздника) сопровождался пессимистичными как никогда отчетами социологических агентств. На этот раз именно социологи задавали тон комментированию результатов знаменательных событий, и получилось оно довольно мрачным.
Опрос компании SC&C показал, что 28% чехов до бархатной революции жили лучше, чем сегодня. 17% не видят никаких изменений по сравнению с «периодом тоталитаризма». В лучшую сторону изменилась жизнь 23% респондентов. Другие респонденты слишком молоды, чтобы сравнивать жизнь тогда и сейчас.
Результаты от компании Sanep также показательны. 58% чехов уверены: нынешние политики ведут себя хуже, чем «коммунистические». Страной со зрелой демократией Чехию считают лишь 20% ее жителей.
Специально проведенный к 19 ноября соцопрос агентства Stem показал, что чешским гражданством гордятся две трети респондентов — это худший показатель со времен бархатной революции. Результаты другого опроса компании свидетельствуют о неуверенности людей в своем будущем: 58% считают, что через пять лет экономическая ситуация в стране будет хуже, чем ныне.
Теперь об отношении чехов к вожделенному для некоторых украинцев ЕС. По результатам соцопроса от Stem, только 38% жителей считают, что ЕС функционирует по демократическим принципам. Эффективной деятельность Евросоюза назвали 28% респондентов.
Чехия воспринимается как самая экономически развитая страна Восточной Европы, гордящаяся своей тяжелой промышленностью и туристической индустрией. Сюда едут на заработки и украинцы, и молдаване, и граждане стран ЕС — только официально трудоустроенных словаков в 10-миллионной Чехии насчитывается 107 тыс., еще здесь работают тысячи поляков, румын, болгар. Тем не менее экономическая и политическая ситуация накаляется, и недовольных все больше.
19 ноября граждане протестовали в Праге против реформ либерального правительства. На знаменитой Староместской площади установили гроб — символ утраты демократических иллюзий. Мелькали даже красные флаги с серпом и молотом. Представить такое еще два года назад было невозможно. В 1989 г. толпы людей звенели на площадях Праги ключами, провожая таким образом прежнюю власть, а в 2011 г. участник демонстрации грустно произнес: «Скоро нам нечем будет звенеть, кроме пустоты в карманах». Акции протеста с участием сотен людей прошли в этот день во многих крупных городах.
Невольно напрашиваются аналогии с оранжевой революцией в Украине. Налицо три стадии состояния масс: эйфория — кризис — отрезвление (а у некоторых и тяжелое похмелье). Украинцы все стадии прошли за год — чехам понадобилось больше 20 лет, но ведь и масштаб событий разный, и экономический потенциал государств несравним.
У власти в Чехии находится коалиция трех правых партий — Гражданской демократической, ТОП 09 и «Дела общественные». Весной 2010 г. они победили на выборах благодаря страшилкам о том, что Чехия повторит судьбу Греции, если срочно не ограничить зарплаты госслужащих, социальные пособия и не переложить на плечи граждан часть расходов на медицину.
Большинство населения не поддерживает радикальные реформы, в том числе пенсионную и НДС, но власть продолжает испытывать доверие народа. Более того, за неполный год со своими постами из-за коррупционных скандалов расстались два министра, чем немало повредили репутации правых.
Тем временем Коммунистическая партия Чехии и Моравии завоевывает новых сторонников. По данным Sanep, в ноябре коммунисты получили бы 14,9% голосов избирателей. И никакого природного вымирания электората левых сил, предсказываемого их противниками, не наблюдается.
Накануне 19 ноября председатель фракции КПЧМ в парламенте Павел Ковачик сказал в интервью ParlamentniListy.cz: «Двадцать два года назад людям обещали, что будет лучше. Новые политики обещали — безработицы не будет, а она есть (весной она едва не достигла 10%, но затем снизилась. — Авт.). Да, есть свобода передвижения, но экономические барьеры в ряде случаев настолько сильны, что людям просто не до передвижения. Все правительства, в том числе первое после бархатной революции, людям лгали. Если бы чехам рассказали о будущей безработице, социальной нестабильности, расовой сегрегации и других вещах, то реформаторы не имели бы поддержки».
«2000» уже писали о неудавшихся попытках властей запретить Компартию на основании экспертной оценки сотрудников МВД, которые впоследствии не нашли в ее деятельности причин для запрета («Призрак коммунизма» материализуется в Чехии», №34 (570), 26.08—1.09.11). Казалось, тема закрыта. Но вот 21 ноября вице-премьер Александр Вондра (в прошлом один из ярых сторонников размещения в Чехии американской ПРО) заявил, что эксперты не выполнили задания правительства. Выходит, закон побоку, главное — запретить конкурента, чья популярность растет не в последнюю очередь вследствие некомпетентности правых? Очень демократичный аргумент в политической борьбе! А тем временем популярность коммунистов растет.
Даже принципиальные их противники признают, что с запретом КПЧМ явно опоздали, — если это и было возможно, то в 90-х гг. Политологи даже предсказывают усиление ее электоральных позиций в случае запрета. К тому же можно зарегистрировать новую компартию с чуть измененным названием — закон это позволяет.
Так или иначе, правые демонстрируют свою слабость, безуспешно атакуя коммунистов. Видимо, другим методам борьбы с конкурентами либералы и демократы за 22 года не научились.
Прага

0 comments :

Отправить комментарий

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях