Меню блога

5 декабря 2011 г.

Десять важных событий 2011 года о которых мы не слышали – часть ІI


                                                                        ЧАСТЬ I
                                                                 
                                                Малоизвестная война Пакистана
Почти половину территории Пакистана занимает крупнейшая провинция страны Белуджистан. Но борьбе здешних сепаратистов уделяется внимания намного меньше, чем другим кризисам в стране. Партизанская война белуджистанских группировок, крупнейшая из которых – Армия освобождения Белуджистана, идет в этом прилегающем к Афганистану и Ирану регионе еще с 2007 года. Это уже пятое по счету восстание белуджей с 1947 года – года получения Пакистаном независимости. Даже по внутренним меркам этой неспокойной страны центральные власти все больше теряют контроль над Белуджистаном.

Наибольшее количество атак боевиков на территории Белуджистана, если сравнивать с другими пакистанскими провинциями, случилось в 2010 году. И в 2011-м тенденция, похоже, сохранилась. Боевики неоднократно взрывали ключевые газопроводы, ликвидировали нескольких известных политиков и работников нефтяных компаний, а также расправлялись с переселенцами из Пенджаба.
Ответные действия пакистанских властей тоже были очень жесткими. Human Rights Watch в своем докладе отметили, что с начала года по июнь месяц там было уничтожено полторы сотни человек, в основном, представителей молодежи, активно поддерживающей сепаратистскую политику белуджей. Подобные операции с человеческими жертвами и исчезновениями людей, по-видимому, – дело рук пакистанских спецслужб. Бред Адамс, являющийся директором Human Rights Watch, этим жестоким действиям дал оценку как «неправомочному и общедоступному убийству». Он высказал опасения относительно способности и готовности властей Пакистана контролировать свои спецслужбы и военных.
Имеет место также ряд международных последствий нестабильности в Белуджистане. Штаб-квартира талибов, к примеру, расположена в Кветте, столице пакистанской провинции, и они, используя белуджистанскую границу протяженностью 1300 км, тайно проникают в Афганистан. Наркоторговцы и повстанческие группировки Ирана используют малонаселенную территорию Белуджистана как убежище. Ходят слухи, что атаки беспилотных летательных аппаратов американского Центрального разведывательного управления также осуществляются именно с баз, построенных в Белуджистане. Соседнюю Индию Пакистан не единожды обвинял в финансировании сепаратистов, что она, впрочем, яростно отвергала.
Родина Халида Шейха Мохаммеда (организатора террористических актов одиннадцатого сентября) – Белуджистан, отсюда же родом Рамзи Юсеф –  племянник Халида Шейха Мохаммеда, прославившийся как организатор взрыва Международного торгового центра в 1993-м.
До сих пор СМИ мало интересовались данным регионом и его проблемами, и это вполне устраивало пакистанское правительство. Но долго скрывать очевидное власть имущим вряд ли удастся.

                                   Пиратство превращается в глобальную проблему

В нынешнем году сомалийские пираты, похоже, готовятся к новому рекорду по количеству нападений. С начала года по октябрь зафиксировано 199 захватов (в 2010-м за такой же временной промежуток их было всего 126). Печально, но современные пираты не ограничиваются колыбелью сомалийского флибустьерства – Аденским заливом, и пиратство превращается в глобальную проблему.
Современные флибустьеры уже освоили Западную Африку с ее огромными нефтяными запасами. Мощная волна нападений захлестнула Гвинею. Если прошедший год для прибрежных вод Бенина был абсолютно спокойным, то 2011-й принес 19 пиратских нападений. Трижды пираты нападали у берегов Ганы и шесть раз – у побережья Нигерии. О многих атаках, в то же время, попросту нет информации. В октябре президентами Бенина и Нигерии был проведен первый в регионе саммит, посвященный именно проблемам пиратства.
Поведение западноафриканских пиратов отличается от действий их сомалийских коллег. В отличие от сомалийцев, здешние пираты, захватывая корабли с экипажем, никогда не рассчитывают на выкуп. Их цель – судовый груз, моряков пираты обычно связывают, бьют электрическими проводами и прикладами, случается, уничтожают весь экипаж. И если промысел сомалийских пиратов может быть следствием нестабильности в этом африканском государстве, то про Гану такого точно не скажешь. Эту страну, прогнозируемые показатели роста ВВП которой в 2011 г. должны составить 13,5%, называют одной из наиболее мирных и стабильных африканских демократий. Возможно, что приманкой для современных флибустьеров послужил развернувшийся в этом регионе нефтяной бум.
Пираты выходят далеко за пределы Африки. По сообщениям индонезийской международной торговой палаты, частота пиратских атак в нынешнем году достигла своего пика, если отслеживать данные с 2007 года. В этом году даже в Перу, где пиратство было делом неслыханным, преступники, именующие себя «морскими пиратами» атаковали японское рыболовецкое судно. За три квартала 2011 года в масштабах планеты зафиксирован рекорд –  352 нападения пиратов. И несмотря на военные меры, предпринимаемые Европой, Китаем и Соединенными Штатами в последние 2 года, количество пиратских атак растет. А из-за обилия богатств, привлекательных для морских преступников, волну пиратства новой эпохи остановить будет очень нелегко.

                                  Появление новых демилитаризированных зон в Азии

Пока в феврале 2011 года внимание всей планеты было приковано к ближневосточным событиям, затянувшаяся на столетия территориальная вражда на юго-востоке Азии переросла в непродолжительную, но вполне реальную войну. Таиланд и Камбоджа столкнулись лбами из-за места религиозного поклонения. И этот факт может служить предзнаменованием грядущей нестабильности в и так довольно неспокойном юго-восточном азиатском регионе.
Предмет давнего спора двух стран – Преа Вихеа, древний храм ХI века, являющийся частью мирового наследия ЮНЕСКО. Конфликт начался на заре ХХ столетия с разграничения территорий тогда еще французской Камбоджи и Сиама. Международным судом ООН в 1962 г. было вынесено решение о принадлежности буддистского храма, ранее бывшего индуистским, Камбодже. Хотя Таиланд с данным решением суда никогда полностью не соглашался. Апхисит Ветчачива, тайский премьер-министр, занимавший этот пост до августа 2011 года, под давлением националистического движения так называемых «желторубашечников» отдал приказ отправить к храму войска.
В феврале, с 4-го по 16 число на спорной территории неоднократно звучали выстрелы, и каждая из сторон ответственность за начало обстрела возлагала на противника. Как результат: 28 погибших и тысячи перемещенных. Премьер-министр Камбоджи Хун Сен сказал, что происходящее – это уже не столкновение, а настоящая война.
На счастье, война оказалась ограниченной и скоротечной. По распоряжению ООН в июле вокруг храма появилась демилитаризированная зона, и обеим державам было приказано убрать войска. В регионе ситуацию регулируют индонезийские миротворцы, но произошедшее заставило кое-кого поднять вопрос о необходимости создания войск миротворцев в рамках АСЕАН (региональной организации Юго-Восточной Азии). Напряженную атмосферу немного остудила отставка Апхисита Ветчачивы и замена его на поддерживаемую «краснорубашечниками» Йинглак Чинават.
Кризис спал, оставшись одним из многочисленных эпизодов истории хаоса и сложной политической борьбы в Таиланде, государстве – союзнике американцев в борьбе с наркоторговлей и терроризмом. Страну неоднократно охватывали широкомасштабные демонстрации, часто с применением силы, при участии сторонников короля «желторубашечников» и сельских, в основной своей массе, «краснорубашечников». На юге Таиланду довелось встретиться с движением повстанцев (боевиков-исламистов), которые, по данным Amnesty International, виновны в военных преступлениях против мирных граждан. Также потенциально опасным для Таиланда может стать возвращение изгнанника – бывшего премьер-министра, брата Йинглак Чинават, Таксина, обвиненного в коррупции и на данный момент находящегося в розыске.

                                                 Ядерное разоружение застопорилось

Выступая в Праге, еще на заре своего президентства Барак Обама дал обещание, что целью Америки будет мир и безопасность на планете без ядерного оружия. Прошлый год администрации удалось завершить, сделав два важных шага в этом направлении. Имеется в виду ратификация договора СНВ-3 с Российской Федерацией и конференция по ядерной безопасности при участии 47-ми стран. Но выполнение другого важного обязательства Обамы –  направить международные усилия и обеспечить за 4 года «безопасность всех уязвимых ядерных материалов в мире» продвигается с меньшим успехом.
Так, в США не могут найти документы, подтверждающие местонахождение 2676 кг «оружейного» ядерного материала, когда-то вывезенного за рубеж в качестве помощи другим державам в осуществлении мирных ядерных программ. Этот факт упоминается в сентябрьском докладе американского Главного контрольного управления.
По данным анализа Центра по контролю вооружений, ограничение бюджета в Конгрессе тоже может нивелировать усилия Америки, стремящейся сделать хранение ядерных материалов более безопасным. Принятый нижней палатой законопроект мог лишить Белый дом 85 миллионов долларов, заявленных на финансирование программы GTRI (Глобальная инициатива по снижению угрозы), цель которой – обезопасить ядерные объекты бывшего СССР. В сенатской версии проекта бюджет инициативы был сохранен, но уже в 2011-м с легкой руки Конгресса финансирование GTRI было урезано на 123 000 000 долларов.
Тем временем, угрозы не теряют своей реальности. В июне на молдавской территории были задержаны шестеро граждан, пытавшихся продать краденый уран, по оценкам, стоящий не менее 20 000 000 долларов. ООН приводит данные о 500 попытках подобной контрабанды ядерных материалов за 15 последних лет. Возможно, что часть попыток так и осталась незамеченной. А пока законопроект, предусматривающий ужесточение наказание за провоз через границу ядерных материалов, внесенный в Сенат и палату представителей еще в 2009 году, остался непринятым, затерявшись на уровне комитетов.
Со стороны Конгресса действий по одобрению ДВЗЯО (Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний), подписанного еще Билом Клинтоном 15 лет назад, пока не последовало. Договор так и остался не ратифицированным. Сейчас администрация обещает заняться его ратификацией, но дата внесения ДВЗЯО на рассмотрение в расколовшийся Сенат еще не определена.
Хотя СНВ-3 – это явный успех, до полного очищения планеты от ядерного оружия еще очень и очень далеко.

                                                   Руанда свернула с верного пути?

Сентябрь стал важным для Руанды месяцем утверждения американским Сенатом двустороннего инвестиционного договора. С 1998 года это первое подобное соглашение с расположенным южнее Сахары африканским государством. Госдепартамент дал высокую оценку данному договору как доказательству последовательности Руанды в экономических реформах. Внешнеполитическое ведомство Соединенных Штатов возлагает надежды на то, что договор послужит образцом подобных соглашений с другими государствами.
Говоря об экономических реформах Руанды, следует упомянуть, что за ними закрепилась слава редкой для Африки истории успеха. 7 процентов за 5 лет – неплохой показатель темпа роста для этой страны. В адрес Поля Кагаме, президента государства, звучало множество заслуженных похвал, отмечающих его природоохранные инициативы и желание включать в состав правительства представительниц прекрасного пола (сейчас в нижней палате руандийского парламента более 50% женщин). Поль Кагаме – частый гость в США, обосновавшийся в довольно высоких кругах общества.
Правда сейчас преданность Кагаме нормам демократии начала вызывать опасения. Так, накануне президентских выборов 2010 года, на которых Кагаме, в прошлом предводителю повстанцев тутси, удалось набрать 93% голосов, был физически устранен заместитель главы крупной оппозиционной партии, а также убит главный редактор крупной газеты.
За два последних года при режиме Кагаме закрывались важные газеты, арестовывались ключевые армейские офицеры, был взят по стражу видный политик от оппозиции, которого бросили за решетку по обвинению в отрицании геноцида. Бывшего командующего армией Руанды, ныне живущего в ЮАР, в этом году пытались убить, но неудачно. Это было второе по счету покушение на него. Руандийских диссидентов, проживающих в Лондоне, о возможной опасности предупредила британская полиция.
Выборы вызвали беспокойство Белого дома, но администрация Соединенных Штатов приняла сторону Кагаме, и даже настойчиво требует отмены федерального иска, выдвинутого против главы Руанды. Похоже, Вашингтон решил упорно поддерживать Кагаме, обеспечившего своей стране экономический рост и стабильность. Но сохранение существующих в Руанде политических тенденций в скором времени может превратить подобную дружбу в обузу.

0 comments :

Отправить комментарий

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях