Гул американских реактивных истребителей летящих к дрону MQ-1 Predator разносился над иракской местностью, в то время, когда его команда в Калифорнии, беспомощно стояла и бездействовала. Что тут началось! Обычная разведывательная миссия принимала губительный оборот. Неожиданно напали самолеты, и начали преследование. Хищник, одна из рабочих лошадок Вооруженных Сил, охотник, робот-убийца, был уничтожен.
Отчет о захватывающем конце этого дрона в ноябре 2007 года, стоимостью около $4 миллионов, содержится в комплекте документов по расследованию несчастных случаев в Воздушных силах, недавно исследованных TomDispatch. Они каталогизируют больше чем 70 катастроф дронов ВВС с 2000 года, каждая из них приводила или к потере самолета и или ущербу от $2 миллионов и выше.
Официальные документы, некоторые получены TomDispatch на основании Закона о свободе информации, проливают свет на различные тайны, на чрезвычайно раздутую рекламу о новом способе ведения войны, убийства, и шпионские программы, использующие вооруженных роботов, которые значительно менее надежны, чем считалось раньше. Эти самолеты - последнее чудо-оружие в Американском военном арсенале, проверены, запущены и управляются по теневой сети, с более чем 60-ти баз, размещенных по всему миру, чаще всего, для поддержки элитных команд специального назначения. Все эти документы, создают прекрасный портрет современного боевого беспилотного аппарата. Существует всего один редчайший, найденный за 10-летие, чрезмерновосхваляющий документ, видимо из-за благоговейного страха перед прессой, которая редко упоминает недостатки беспилотных самолетов, намного меньше, чем количество неудавшихся миссий.
Описанные воздушные катастрофы, привлекают свое внимание не только к техническим недостаткам боевых дронов, но и к большим концептуальным недостаткам, присущим таким операциям. Взлет и посадка экипажем самолета, близка по характеристикам к полям боя и местности Афганистана, беспилотными самолетами управляют во время миссий пилоты и операторы аппаратуры обнаружения - зачастую огромное количество команд на протяжении многих часов - с таких баз как Невада и Северная Дакота. Они даже иногда подвергаются проверке "сотрудниками досмотра" от подрядчиков личной безопасности на американских базах, такие как Hurlburt Field во Флориде. (Недавний доклад McClatchy сообщает, что необходимо около 170 человек, для управления одним Хищником в течение 24 часов.)
Другими словами, у дрона, как собственно робота, есть много движущихся механизмов, что часто приводит к тем или другим неисправностям.
Во время инцидента с Хищником в ноябре 2007 года в Ираке, например, отказ электроники, включил механизм самоликвидации, в результате - катастрофа, после которой, американские самолеты произвели бомбардировку места крушения, чтобы не допустить захват секретных технологий во вражеские руки. В других случаях, беспилотные самолеты - официально известные как удаленно управляемый самолет, или RPAs - разбились, уйдя из зоны управления операторами и зоны видимости, либо самоликвидировались из-за ошибок пилота и плохой погоды, приведшей к механическому отказу в Афганистане, Джибути, Аденском заливе, Ираке, Кувейте, и других неуказанных или не классифицированных местоположений, как в США, так и за рубежом.
В 2001 году беспилотные самолеты ВВС - Хищник, находилась в воздухе 7.500 часов. За прошедший 2011 год, это число превысило 70.000.
Поскольку темпы воздушных операций с применением роботов неуклонно возрастали, катастрофы, что не удивительно стали более частыми.
В 2001 году, только 2 беспилотных самолета Воздушных сил были потеряны от несчастных случаев. В 2008 - 8 беспилотных самолетов упали. В прошлом году это число достигло 13-ти. (Число несчастных случаев, однако, снижается, согласно отчету о Воздушных силах, ссылающемуся на цифры 2009 года.)
Имейте в виду, что 70 катастроф - плюс несчастные случаи, зарегистрированные в тех документах Воздушных сил, говорят только о крушениях дронов, изученные Воздушными силами по строго определенным правилам. Множество других неудачных полетов дронов, не были включены в статистику ВВС.
Приведенные примеры включают неисправный MQ-9 Reaper, который должны был уничтожить афганский реактивный истребитель в 2009 году; удаленно управляемый морской вертолет, который разбился в Ливии в прошлом июле; беспилотное воздушное транспортное средство, камера которого, была по сообщениям захвачена афганскими повстанцами после катастрофы в августе 2011 года;
продвинутый RQ-170 Sentinel, потерянный во время шпионской миссии в Иране в прошлом декабре; и недавняя катастрофа MQ-9 Reaper на Сейшельских островах.
MQ-9 Reaper
продвинутый RQ-170 Sentinel, потерянный во время шпионской миссии в Иране в прошлом декабре; и недавняя катастрофа MQ-9 Reaper на Сейшельских островах.
Вам не нужен метеоролог... Или все-таки нужен? [1]
Тот факт, как выполнялись миссии, и иногда терпели неудачу, очевиден из рассекреченных отчетов, включая один представленный TomDispatch ВВС, который детализирует катастрофу в июне 2011 года. В конце этого месяца дрон Хищника взлетел с Джелалабадской авиабазы в Афганистане, для выполнения миссии по контролю и поддержке наземных войск. Пилотируемый членом 432-го Воздушного Экспедиционного Крыла на авиационной базе ВВС Whiteman в штате Миссури, автоматическое судно вошло в зону жестких метеоусловий, заставившей пилота запросить разрешение оставить наземные войска без управления.
У начальника небыло никаких шансов ответить. Обнаруженные на более современном самолете недостатки в метеорологическом оборудовании, или бортовых датчиках, или сенсорах управления пилотированием, быстро портящиеся погодные условия с песчаной бурей мешавшей наземной РЛС, "сложные метеоусловия" настигли Хищника. Тут же, линия спутниковой связи между пилотом и самолетом была потеряна. Когда канал связи на короткое время был восстановлен, команда увидела, что дрон находился в крутом пике. Но канал связи был потерян во второй и последний раз. Несколько минут спустя, наземные войска радировали, что дрон за $4 миллиона разбился недалеко от них.
Месяцем ранее дрон Хищник, вылетел из крошечной африканской страны Джибути, на поддержку операции "Несгибаемая Свобода", которая включает операции в Афганистане, а также Йемене, Джибути, Сомали среди других стран. Согласно документам, полученным на основании Закона о свободе информации, примерно через 8 часов полета, команда миссии заметила небольшую утечку топлива. Десять часов спустя, управление дроном передали местному экипажу, задача которого была посадить его в аэропорту Джибути Ambouli, граждаанско - военный объект, ближайший к лагерю Lemonier - американская база.
Эта команда миссии, пилот и оператор управления, прибыла с авиабазы ВВС Creech в Неваде, и на их счету записано в сумме 1700 часов управления полетом Хищниками. Их считали "опытными" пилотами ВВС. В этот день, однако, электронные датчики, которые измеряют высоту их дрона, были неточны, в то время как низкая облачность и высокая влажность мешали инфракрасным датчикам, и создавалась предпосылка к происшествию.
Результаты расследования показали, что команда произвела надлежащее выполнение команд с двойной проверкой, они должны были заметить расхождение в 300-400 футов по высоте. Вместо этого только когда PRA пробил кромку облаков, оператор управления попытался исправить положение, увидев, как близко к земле находился дрон. Через 6 секунд дрон рухнул на землю, разбившись вместе с одной из ракет "Хеллфайер".
Штормы, облачность, влажность и человеческий фактор, не единственные естественные опасности для беспилотных аппаратов. В ноябрьском инциденте 2008 года, команда миссии запустила дрон с воздушной базы в Кандагаре при сильном ветре. Через 5 минут полета, самолет находился очень высоко над раскинувшейся внизу американской мега-базой, пилот понял, что самолет уже отклонился от намеченного курса. Для возвращения на курс, он инициировал поворот, который, вследствие агрессивной природы маневра, скорость ветра, обтекаемость дрона, и несбалансированность веса ракеты - только на одном крыле - послал самолет в крен. Несмотря на максимальные усилия пилота, судно вошло в штопор, потерпело крушение на базе, и загорелось.
Необузданный
Иногда RPAs просто уходили из-под контроля. В течение 8-ми часов в конце дня в феврале 2009 года, пяти разным командам передавали управление дроном Хищник, один за другим, так как, он пролетал над Ираком. Внезапно, без предупреждения, последняя из команд Северной Дакоты Воздушной национальной гвардии США, в международном аэропорту Гектор в Фарго, потеряла управление с самолетом. Ни пилот, ни оператор управления, ни местная команда миссии не знали, где находился дрон и что с ним происходило. Ни отправка команд ни действия операторов, не могли обуздать неуправляемый дрон. Только позже был найден ответ, - отказ канала передачи данных вызвал у дрона запуск команды самоликвидации, тем самым введя дрон в неуправляемый штопор, завершившийся катастрофой через 10 минут после потери контроля над ним.
В ноябре 2009 Хищник, запущенный с аэродрома Кандагар в Афганистане, потерял связь с командой управления спустя 20 минут после взлета и просто исчез. Команда миссии была не в состоянии восстановить связь с дроном, после этого, специалисты по каналу передачи данных ввели управляющие команды, но так и не смогли найти блуждающий самолет. Тем временем авиадиспетчеры, которые потеряли самолет на радаре, не могли даже определить местонахождение сигнала его приемопередатчика. Многочисленные попытки установить контакт потерпели неудачу. Два дня спустя, а к этому времени у дрона должно было закончиться топливо, ВВС объявили Хищника "потерянным". Потребовалось 8 дней, чтобы обнаружить место крушения.
Курс на крушение
В середине августа 2004 года, в зоне ответственности Центрального Командного пункта(CENTCOM), проходили интенсивные запуски беспилотных аппаратов, команда миссии Хищника, начала получать каскады тревожных сигналов, указывающих на двигатель и отказ преобразователя тока, а также на возможное возгорание. Когда оператор управления использовал видеокамеру для сканирования самолета, что позволило быстро определить проблему. Хвост дрона загорелся. Вскоре, после этого, он перестал поддаваться управлению и разбился.
В январе 2007 года, дрон Хищника пролетал где-то в районе ЦКП (CENTCOM), (над одной из 20 стран Большого Ближнего Востока).
На 14 час 20-ти часовой миссии, самолет начал вести себя неуверенно. Через 15 минут двигатель отказал, но информация с датчиков выдавала нормальные параметры, таким образом, команда миссии была не в состоянии это обнаружить. Только в последнюю минуту они поняли, что их дрон погиб. Как установлено проведенным расследованием, от расширившейся трещины коленчатого вала дрона, двигатель заклинило.
Пилот перевел самолет в планирование на безлюдную местность. Вышестоящее командование приказало уничтожить дрон, в силу того, что силы быстрого реагирования были не в состоянии быстро добраться до места приземления, а на борту находились две ракеты "Хеллфайер" и также неуказанное "секретное оборудование". Несколько дней спустя все остатки были вывезены.
Будущие катастрофы войны роботов
Несмотря на все технические недостатки войн с дистанционным управлением, изложенных в файлах расследования ВВС, количество катастроф беспилотных самолетов в США, увеличилось вдвое. В соответствии с новой президентской стратегией, финансирование ВВС увеличили, и летающие роботы, как ожидают, будут главной частью этого увеличения.
Уже подсчитано тысячная армия крошечных беспилотных самолетов, каждый третий военный самолет - это около 7.500 машин - роботы.
Согласно официальным данным, предоставленным TomDispatch, примерн8о 285 из них - дроны Predator, Reaper, или Global Hawk. Арсенал ВВС включает также
более продвинутые Sentinels, Avengers, и другие секретные беспилотные самолеты. Доклад опубликованный Бюджетным управлением Конгресса (США) в прошлом году, показал, что "Министерство Обороны, планирует закупить около 730 новых средне-размерных и больших беспилотных самолетных систем" в течении последующих 10 лет"
Avengers
За прошлое десятилетие США коренным образом поменяла свою доктрину в сторону беспилотных самолетов, в надежде выиграть ведущиеся войны.
Файлы расследования ВВС, изученные TomDispatch, предполагают более широкое применение беспилотных самолетов в Ираке, чем было ранее сообщено. Но в Ираке, как и в Афганистане, выдающееся чудо-оружие Америки было не в состоянии привести американскую миссию ближе к победе. Эффективная в точечных ударах программа, по нанесению вреда Аль-Каиде в Пакистане, война дронов в племенных пограничных областях этой страны настроила против американцев почти все 190-миллионное население. Другими словами, около 2000 подозреваемых или идентифицированных боевиков (а также огромное количество гражданских лиц) погибли. Население ключевого американского союзника стало более враждебным, чем когда-либо, и никто не знает, сколько новых боевиков находится в поисках мести за атаки дронов, которые они провели, и это количество как предполагают достаточно большое.
Несмотря на десятилетие технологических, тактических, и стратегических наработок и усовершенствований, ВВС и связанный с ними персонал ЦРУ, наблюдающий непрерывно за компьютерными мониторами вдали от происходящего, не в состоянии различить разницу между вооруженными воющими сторонами и невинными гражданскими лицами и, в результате - программа - дрон "судья-присяжный-палач", как полагают многие, столкнулась с Международным Правом.
Кроме того, война беспилотного летательного аппарата, создает зловещую систему расширенных материальных стимулов, которые могут привести к увеличению количества погибших на земле.
“В некоторых программах предназначенных для штатных сотрудников есть квоты обзора - то есть, они должны рассмотреть определенное число возможных целей в данный отрезок времени,” Atlantic’s Joshua Foust недавно наняла частных подрядчиков, вовлеченных в процесс. “Поскольку они - подрядчики,” объясняет они, “срок их работы зависит от их способности обеспечить стандарты производительности. Таким образом, у них есть материальный стимул принять решения одно из двух возможных, жизнь-или-смерть, соизмеряя свой выбор на возможности поразить цель, лишь бы не потерять работу. Это ужасная ситуация, тем более, что система недостаточно прозрачна, и недоступна, что делает невозможным контролировать ее или изменить.”
Поскольку летные часы повышаются год за годом, эти вопиющие недостатки состоят из серии технических ошибок и слабых мест, которые регулярно обнаруживают, чаще, чем когда-либо. Они включают: взлом иракскими повстанцами видеосигнала излучаемого дроном, компьюрнные вирусы, заражающие беспилотный флот Военно-Воздушных сил, большой процент пилотов управляющих дронами, страдающих от "высокого рабочего напряжения," инциденты дружественного огня, в котором операторы дронов уничтожили двух американских военнослужащих, увеличение количества катастроф, и возможность захвата иранцамибеспилотного летательного аппарата, так же как тех, о которых написано выше более чем 70 катастроф, детально описанных в документах по расследованию происшествий в Военно-Воздушных силах.
За прошлое десятилетие, психология - "чем больше - тем лучше", привела к увеличению количества беспилотных летательных аппаратов, баз для дронов, пилотов управления беспилотными летательными аппаратами, и жертв беспилотных летательных аппаратов. Беспилотные летательные аппараты могут быть эффективными с точки зрения увеличения количества жертв, но они, по всей видимости, успешны в создании сильной враждебности у врага.
Донесения об авариях в Военно-Воздушных силах, переполнены доказательствами недостатков, присущих технологическим особенностям беспилотного летательного аппарата, и можно не сомневаться, что в будущем будет обнаружено еще больше.
Опыт прошедшего десятилетия подсказывает, что война дронов может потерпеть фиаско, все это думается, предназначено тем, кто заполняет небеса беспилотными летательными аппаратами, и что будущее принесет много чего еще в таком же духе.
***
Ник Терс - младший редактор TomDispatch.com. Отмеченный наградами журналист, его работы печатались в Los Angeles Times, the Nation, и регулярно в TomDispatch. Эта статья является пятой в его новом цикле об изменяющемся лице американской империи, которая подписана Фондом Ланнана.
Перевод и примечания - Copyright 2012 CCCPrevivel - при копировании и репосте, ссылка на блог обязательна
[1] Намек на строчки из песни Боба Дилана "Подземный Тоскующий по дому Блюз": "You don't need a weatherman To know which way the wind blows." "Вам не нужен метеоролог, чтобы знать куда дует ветер."
0 comments :
Отправить комментарий
Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".
Тэги, допустимые в комментариях