Степь называли всесоюзной гауптвахтой, присылали сюда самых отъявленных разгильдяев, тем не менее, коллективы всегда были сплочённые и крепкие, а гарнизон — ухоженным и чистым — командир авиационно-технического отряда Леонид Газенкампф вспомнил, какой Степь была на протяжении 25 лет его службы.
От Японии до Таджикистана
— С 30-х годов тут был полевой аэродром. Во время войны с Японией на него садились самолёты ТБ-1 и ТБ-3, И-16 и СБ, летевшие на Халхин-Гол. Чуть позже в местные мастерские с западного фронта привозили разбитые самолёты, чтобы потом после ремонта отправить их на восток. Тесть мой начал трудиться в этих мастерских во время войны 13-летним пацаном. Тут он научился всему, был замечательным электриком, мотористом и сварщиком — всё у него в руках горело.
Он мне и рассказывал, что здесь была ракетная шахта, откуда в 60-х запускали одну из первых стратегических ракет в Советском Союзе. Ангар, который стоит до сих пор, строился специально для сборки. К нему подвели железнодорожную ветку, по которой разобранную ракету привезли в пассажирских вагонах. После запуска у всей Степи вылетели окна и, как говорил тесть, дефицитнее, чем стекло, товара в селе не было.
После войны здесь всё свернули, а в 60-х, когда обострились отношения с Китаем, снова перевели два авиаполка. Один был штатным, а наш 58-й собирали по всей Прибалтике. В него вошли отличные офицеры, но проштрафившиеся в дисциплине. А почти все лётчики пришли из ДОСААФА.
В 79-м здесь уже летали на МиГ-23 Б, а на западе страны использовали более старые МиГ-15 УТИ. Потом сюда пригнали МиГ-23 БН — почти тот же самый МиГ-27. В начале 90-х их поменяли на Су-17 М4. На них летали недолго — самолёты поставили на местную базу хранения, а сюда отправили Су-25 из Приморья. Наши инженерно-технические работники ремонтировали их и доводили до ума, а потом пилоты начали перегонять сюда. Полёты шли зимой, в сложных условиях, можно сказать, что лётчики проявили геройство. С такими отказами не надо было летать, но люди стремились сохранить полк — если бы не было этих Су-25, то его бы расформировали. К 97 году парк был укомплектован полностью, и с этого времени каждый год на четыре месяца уходил для поддержания мира в Таджикистане.
За отсутствующую здесь Степь
Я приехал сюда осенью 1979 года из Красноярского края. Начинал авиационным техником, а закончил командиром авиационно-технического отряда 1-й штурмовой авиационной эскадрильи. Служба вообще не бывает лёгкой, а здесь было вообще тяжело — и из-за нагрузок, и из-за климата. Помню, как первый командир полка герой СССР полковник Алаев прилетал к нам в Германию, куда нас отправили из Забайкалья. На встрече он спросил, есть ли служившие в Степи. Таких оказалось 35 человек, и он при нас сказал — Степь всегда была всесоюзной гауптвахтой, офицеры не дадут соврать. В принципе, так и было. С училищ сюда отправляли самых отъявленных разгильдяев, так сказать, на исправление. Воспитатели тут были очень хорошие и коллективы крепкие. Я никогда не был разгильдяем, но тем не менее, получил такую выучку, что хватило на всю жизнь — и в плане обучения и командования. Всегда буду вспоминать это с благодарностью.
Люди, которые отслужили в Степи, никогда друг друга не забывают и всегда помогают друг другу. Когда нас перевели в Германию, то мы знали там всех степнинцев. Нашего сына растили соседи, пока мы работали. На общих застольях мужчины даже стоя выпивали за Степь. Тяжёлые условия жизни сплачивали людей, и все старались сделать тут что-то хорошее. В 80-х командиром назначили Дмитрия Саввовича Романюка. Он посмотрел вокруг и сказал, что жизнь надо менять своими руками. Те газоны, которые лежат между ДОСами, мы делали сами весной 1983 года — резали в степи дёрн, укладывали его, поливали.
Обеспечение было очень хорошее. В 79-м в местном овощном магазине продавали ананасы, апельсины, клубнику, персики. У нас в Сибири многие люди такого и не видели. В ателье работали отличные мастера, я шил у них форму, даже когда служил в Германии.
Потом наступили 90-е, и стало как-то тяжело. Сейчас смешно вспоминать, а тогда женщины с детьми выходили на взлётную полосу — требовать зарплату. Нам с женой ещё повезло: тут жили её родители и их хозяйство нас спасало. А у офицеров, живущих в ДОСах, никаких средств. Однако до откровенного воровства никто не опускался. Хотя были, конечно, отдельные случаи, чего тут скрывать.
Больше двух третей местных жителей работали в частях обеспечения. После ухода военных люди во всех смыслах потерялись. Всё же ведь лежало на военных, на командирах полка. Офицеры решали своей помощью массу вопросов. Уборка территории — это всегда было дело военных. Когда части сократили, с этим стало хуже. В последнее время люди как-то одумались и начали сами убираться и заниматься благоустройством. Единственное, чего не хватает — ответственных.
После полного вывода военных появилось чувство, что тут специально создают невыносимые условия. Несмотря на то, что отдельные люди сделали для армии больше некоторых офицеров. Вот, например, ходят бабушки, которые в своё время кормили в столовой по 500 солдат за раз. Это незаметный, но незаменимый труд. Другая женщина отработала много лет в детском саду, вырастила сотни детей, пока их родители несли службу.
Утерянный щит
После того как отношения с Китаем стабилизировались, гарнизон не убирали. Военных тайн я раскрывать не буду, но ничего в мире не меняется — ни друзья, ни враги, в принципе, это правильно.
У меня такое мнение, что Забайкалье уже продали. От станции Завитинск на Дальнем Востоке и до Домны нет ни одного авиационного гарнизона. Укрепрайоны разрушили, дивизию прикрытия границы расформировали. Есть борзинская бригада, но в случае нападения её загубят на марше, тем более без поддержки авиации.
В Домне стоят «карманные» МиГ-29 и такие же штурмовики с радиусом полёта 550 километров — до границы они долетят, а на обратный путь не хватит топлива. Сколько случаев было, когда они гоняли легкомоторники на китайской границе и плюхались у нас на аэродроме с пустыми баками. Сейчас им даже садиться не куда. А у китайцев вдоль границы стоят Су-27, которые могут лететь почти 3 тысячи километров и имеют боевую нагрузку не 4 тонны, а 8.
На китайские легкомоторники сейчас, кажется, и внимания не обращают. Зачем они летают — никто, наверное, толком не знает. Зачем-то же Руст в 87-м посадил свой самолёт на Красной площади. Кстати, я разговаривал с двумя лётчиками, которые в то время служили в Прибалтике и гоняли его на Су-29. Они докладывали, что летит Сессна на командный пункт дивизии ПВО, а им объясняли, что это птица. В итоге сняли и министра обороны и командующего ПВО, и ещё множество офицеров.
Небесные акулы
Наши лётчики принимали участие во многих военных конфликтах. Воинская школа тут была хорошая, учили серьёзно. После войны в Афганистане у нас на базе хранения стояла эскадрилья разрисованных самолётов.
Первыми это начали делать домнинцы. Эскадрилья МиГов стояла на базе Баграм и там один из техников начал разукрашивать их — рисовали не только акульи пасти, но и грифов с бомбами и ракетами. Помимо этого там звёздами отмечали количество вылетов, выпущенных ракет и попаданий. Помню, что на 52-м борту гриф держал за хвост вертолёт — то ли он его сбил, то ли просто нарисовали. Потом их ремонтировали в Улан-Удэ и работники завода оставили все трафареты. Сейчас такие штуки официально запрещены.
Фото жителей Степи
Егор Захаров07 июня 2012
Больше фантазии чем фактов...
ОтветитьУдалитьНапример про два полка, как они были два так они были
Один на МиГ-23Б, другой на Су-17м4 (1 и 2 аэ, 3 аэ на Су-17м). Затем было переучивание на Су-24. И так далее...
Это ж надо "всесоюзная гауптвахта" - единственный авиационный гарнизон в ЗабВО с горячим водоснабжением, да и остальное... плод тихой фантазии
ОтветитьУдалить