"Техническая эстетика" в № 6 за этот год (1987) уже рассказывала о дизайнерской концепции и основных структурных и формообразующих идеях бытовой радиоэлектроники ближайшего будущего. Предлагаемая статья демонстрирует одно из возможных проектных решений домашнего телерадиокомплекса 2000 года.
«Плоские экраны жидкокристаллического или газоплазменного типа уже сегодня активно разрабатываются за рубежом. В СССР освоение плоских экранов больших размеров ожидается в 1989—1995 годах»
«Новейшие исследования и разработки в электронике дают основания надеяться на появление универсального носителя уже в ближайшее время. Вначале, скорее всего, он будет дисковым, а затем и кристаллическим, без подвижных частей в устройствах записи-воспроизведения»
Сегодня, когда поставлена задача ускорения научно-технического прогресса, поисков собственных идей, без оглядки на зарубежных лидеров в этой области, уже нет нужды доказывать право на жизнь опережающих, перспективных, футурологических дизайнерских разработок. Они — мастерская, где осваиваются новые представления о взаимодействиях человека с предметной средой будущего, новые формообразующие факторы. При этом важна точная ориентировка на определенную точку в пространственно-временной протяженности развития научно-технической среды, в которой выбирается проблема для проведения проектного эксперимента.
В данном случае проект ориентирован на вполне определенные технические решения, которые либо уже состоялись и используются промышленностью, либо проходят стадию экспериментальных лабораторных исследований. Дизайнерское предложение радиоэлектронного оснащения жилища лишь интегрировало эти технические возможности в единую систему. Это предложение — не столько проект вещи, сколько проект взаимодействия потребителей (семьи) с информацией.
Вся работа по приему, записи, хранению и раздаче различных видов информации осуществляется центральным квартирным процессором с универсальным запоминающим устройством. Новейшие исследования и разработки в электронике дают основания надеяться на появление такого универсального носителя уже в ближайшее время. Вначале, скорее всего, он будет дисковым, а затем и кристаллическим, без подвижных частей в устройствах записи-воспроизведения. Он заменит (сначала дополнит) грампластинки, аудио- и видеокассеты, нынешние компакт-диски, фотографии и слайды («стоп-кадры»), печатные тексты и т. д. Типы универсальных носителей не будут законсервированы, а будут множиться и конкурировать друг с другом, дополняя «вечные» формы хранения культурной и профессиональной информации, демократизируя доступ к самым ценным ее пластам, без ущерба для подлинников.
Центральный процессор |
Процессор состоит из ряда блоков. Центральная часть содержит логический блок и приемоизлучающее устройство. На вход центрального блока поступают цифровые сигналы с внешней антенны (со спутника или станции) или по кабелю. Приемоизлучающее устройство выдает УКВ-сигнал, несущий информацию к эффекторам (аудио- и видеоустройствам — колонкам и экранам) и пультам. Обратный инфракрасный сигнал, принимаемый процессором, служит для корректировки качества аудиовизуальных программ с учетом особенностей помещения.
Навесные блоки процессора содержат: входное устройство, переводящее различные сигналы в единую цифровую форму, блок памяти (один или несколько), выходное устройство, распределяющее информацию по потребителям.
В случае использования системы одним потребителем или единовременного потребления одной и той же информации в разных помещениях квартиры достаточно применения одного блока памяти. Процессор позволяет неограниченно наращивать число блоков памяти, что дает возможность в одно и то же время принимать или воспроизводить несколько программ для разных членов семьи. Компоновка процессора также свободна. Он может быть собран как единая компактная вещь «на виду» или скрыт в мебели (он не имеет органов управления или индикации), может быть рассредоточен по разным помещениям и зонам квартиры вместе с дисплеями и пультами.
Дисковая память уже сегодня позволяет хранить на одном диске многочасовые видео- и музыкальные программы, обучающие, игровые, деловые и творческие, в том числе проектные, программы.
Средства предъявления информации потребителю, эффекторы — это видеодисплеи и акустические системы. В принципе потребитель сам будет постепенно или сразу оснащать квартиру нужным числом экранов и колонок, которые в данном проектном примере предложены в различных типоразмерах.
Для коллективного отдыха семьи, приема гостей служит большой плоский дисплей (диагональ до 1 м) и две мощные акустические системы.
Здесь происходит просмотр фильмов, видеопрограмм, телепередач, произведений искусства, других изображений и фонограмм, коллективные, компьютерные игры, сюда же могут выводиться фрагменты «семейного альбома». Семья может устраивать — почему бы и нет? — дружеские телемосты или деловые встречи. В соответствии с тенденциями развития телевидения высокой четкости выбраны пропорции экрана — 3:5. Дополнительная информация (время, погода, справки, другие каналы и т. п.) может предъявляться на врезном кадре. Плоские экраны жидкокристаллического или газоплазменного типа уже сегодня активно разрабатываются за рубежом. В СССР освоение плоских экранов больших размеров ожидается в 1989—1995 годах.
Менее крупные дисплеи (240Х Х400 мм) больше всего подойдут для индивидуальных занятий и досуга, хотя смогут использоваться и двумя-тремя людьми одновременно. Экран и плоские колонки могут стоять на столе, в мебельных стеллажах, стенках, подвешиваться на стену или вертикальные элементы мебели. Углы наклона переменны. Для занятий дисплей может применяться без колонок, так как имеет небольшую встроенную акустику. Он легко совмещается с интерфейсом — пультом большой функциональной насыщенности и, таким образом, может работать как дисплей персонального компьютера (роль собственно ЭВМ выполняется здесь центральным квартирным процессором) для ученого, писателя, инженера, журналиста, архитектора, студента, школьника, а в свободное время использоваться как экран для просмотра ТВ-программы или видеозаписей, слайдов и т. п.
Самый малый размер эффекторов— миниатюрный экран ручного пульта с контрольной акустикой и головные телефоны, а также микрофон и динамик беспроводной телефонной трубки.
Два варианта большого пульта. Синий — сенсорный, в углублении лежит малый ручной пульт. Белый — псевдосенсорный, в углублении — телефонная трубка. Справа от клавиатуры — пара клавиш «больше—меньше» для регулировки любых параметров. |
Малый ручной пульт с пристыкованным дисплеем. Под дисплеем — контрольная акустика и микрофон. В правом нижнем углу — клавиши «больше — меньше». |
Общение человека со всей системой происходит с помощью различных интерфейсов — пультов. Большой пульт позволяет подавать практически неограниченное число команд, так как имеет, помимо прочего, стандартную алфавитно-цифровую клавиатуру, которая включает пользователя в общение с внешним банком данных и другими абонентами, а также работает в режиме компьютера. Большой пульт дает возможность программировать работу всей домашней радиоэлектроники и другой техники через ЭВМ центрального процессора. Он же может включать в себя систему связи, для чего снабжается телефонной трубкой.
Малый ручной пульт дистанционно управляет развлекательными процессами, вместе с тем пристыковка к нему экранчика позволит при помощи диалоговой системы общения с ЭВМ подать любую команду комплексу. Ручной пульт может выполнять также функции калькулятора, часов, таймера, миниатюрного телевизора. Как ручной, так и большой пульт содержат микрофоны управления голосом. Ручной пульт имеет необычное диагональное расположение клавиш, повышающее удобство считывания и манипулирования.
Система, за исключением малого ручного пульта, не имеет специальных индикационных зон. Ответ на команду дается подсветкой клавиши и (или) звуковым сигналом. Для подробной индикации о состоянии системы используется часть или все поле любого видеоэффектора.
Конструктивной основой коммутации блоков комплекса служит шинопровод, к которому по желанию присоединяются также отдельные блоки (например, большой дисплей, колонки). На нем крепится также сеть приемников управляющего и информационного сигналов. Предложенный комплект может дополняться новыми блоками, такими, как «мышь» для графических работ, принтер, блок печати копий и т. п.
Художественное решение комплекса мотивировано необычностью функции процессора. Отсутствие функционального контакта с человеком позволило сделать его скульптурой, выражающей идею модульности и наращиваемости. Эффекторы и интерфейсы, наоборот, максимально выражают идею контакта и становятся «бестелесными», лишенными объема (ведь весь объем ушел в процессор), это как бы «лица» и «ладони» системы. Только большие сферические акустические колонки для контраста сделаны активными пластическими элементами жилища, как бы «светильниками звука».
Система получила название «СФИНКС» — суперфункциональная интегрированная коммуникативная система. Она позволяет начать оснащение квартиры с любой первоочередно необходимой монофункции. Число устройств растет не прямо пропорционально числу пользователей и функций, а весьма незначительно, ибо тип эффекторов безразличен к типу информации, а их количество зависит лишь от числа одновременных потребителей различной информации. Число интерфейсов — плод свободного выбора семьи, так как они, интерфейсы, в отличие от сегодняшних, отделены от аппаратов и универсальны функционально.
Таким образом, экстенсивный путь развития бытовой радиоэлектроники, ее проектирования, производства и потребления, по нашему мнению, должен уйти в прошлое. Новая стройная, гибкая, легко наращиваемая система бытовой электроники остановит интервенцию в домашнюю среду всяческих «ящиков» — магнитофонов, телевизоров, видеомагнитофонов, проигрывателей, радиоточек, часов, телефонов, слайд-проекторов, а затем — и персональных компьютеров, электронных игр и т. п. При этом она включит в себя и неограниченное число новых функций: работа в интерактивном режиме, контроль за жилищем, справочная служба, медицинская диагностика. Это — интенсивный путь развития бытовой радиоэлектроники.
Авторы проекта — Д. Л. АЗРИКАН, А. В. КОЛОТУШКИН, И. Н. ЛЫСЕНКО, Е. И. РУЗОВА, М. М. МИХЕЕВА, ВНИИТЭ
Фото В. П. КОСТЫЧЕВА
"Техническая Эстетика" 9/1987
Интервью с автором проекта Д. Л. Азриканом В СССР промдизайн был!
Источник
Источник
0 comments :
Отправить комментарий
Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".
Тэги, допустимые в комментариях