Меню блога

25 августа 2012 г.

Инвалиды перестройки

Кризис среднего возраста – явление в пространстве и времени универсальное. Просто в ХIХ веке средний возраст наступал значительно раньше, чем в наше время. Но симптомы его, судя по произведениям русской литературы, были те же. И главный из них – обострённая рефлексия, недовольство собой и своей судьбой.
Первые поколения советских людей этим явлением были затронуты слабо: кто умирал рано, кому условия жизни не позволяли рефлектировать, многие полностью отдавали себя труду, защите Родины. Поэтому в полной мере кризис среднего возраста, или, как его ещё принято называть, кризис сорокалетних, в полной мере проявился в 70-80-х годах прошлого столетия.


Полёты во сне и наяву
Показательными в этом отношении были два весьма популярных в своё время художественных фильма: «Полёты во сне и наяву» с Олегом Янковским в главной роли и «Афоня» в исполнении Леонида Куравлёва. В них достаточно правдиво был отражён кризис, поражавший представителей самых разных слоёв общества. Герой Олега Янковского работал в КБ. При этом постоянно валял дурака, куда-то мчался, чего-то искал. В конце фильма он летал на качелях, а потом рыдал в копне сена о своей, как он считал, неудавшейся жизни.
Афоня, слесарь ЖЭКа, интеллигентскими порывами не страдал – просто глушил горькую. Но постоянно испытывал то же чувство неудовлетворённости своим бытием. Не мог создать семью, не задержался и на малой родине, куда отправился в поисках себя.
Какие заботы и тревоги одолевали тогдашних людей среднего возраста? Их, в общем, не беспокоило будущее. На первое место выходила тема нереализованных возможностей, невоплощённой мечты. Кто-то, наподобие Афони, топил свою тоску на дне бутылки, кто-то выкидывал всяческие фортели, как персонаж Янковского. А кто-то, стиснув зубы, продолжал жить.
Казалось бы, чего им не хватало? Ведь они жили в период, когда в Советском Союзе на полную силу заработала социальная система. Полностью отсутствовали безработица, пенсии позволяли в старости жить безбедно, были бесплатные общедоступная медицина и жильё, гарантированный прожиточный минимум. Трудовые коллективы, предприятия не бросали своих членов в беде, принимали участие в их судьбах. Даже таких непутёвых, как Афоня, упорно старались перевоспитывать.
В обществе окончательно исчез вековой страх перед одинокой, беспомощной старостью. У людей среднего возраста перед глазами был пример родителей с их обеспеченной старостью. Никто уже не стремился завести побольше детей – будущих кормильцев. Их роль взяло на себя социалистическое государство. Ребёнка заводили, можно сказать, для души. Третий уже был редкостью и становился обоснованным поводом требовать социальной помощи и расширения жилплощади.
При этом в обществе ещё сохранялся дух приличия и взаимоуважения. Было стыдно не уступить место в общественном транспорте старику или беременной женщине. Прохожие не перешагивали равнодушно через лежащих на тротуаре людей, даже если это и были записные алкаши.
Следовательно, неудовлетворённость сорокалетних имела другую причину. С современной точки зрения тогдашний кризис среднего возраста выглядел как блажь. Люди, можно сказать, с жиру бесились. Каждому при минимальной решительности доступно было коренным образом изменить свою жизнь. Скажем, поменять работу. Ведь в Советском Союзе объявлениями о вакантных рабочих местах были заклеены стены и заборы. Даже появился термин «летун». Так называли людей, которые не дорожили рабочим местом и часто меняли его. Зачастую даже без видимых причин.
Ослабли и семейные узы. В порядке вещей стало искать новое счастье даже через 10-15 лет совместной жизни. Впрочем, социальное положение индивида заметно не страдало. Создать новую семью было достаточно легко. Да и социально-экономических препон этому практически не существовало. Так что рефлектирующим гражданам был предоставлен полный простор действий. Но и это многих не удовлетворяло. Появившиеся деньги и досуг, а также возможность выезжать в туристические путёвки за границу стали менять психологию многих наших сограждан. Вместо того чтобы искать самовыражение в творческой и интересной работе, они стали стремиться подражать западному образу жизни. Так что семена, брошенные в массы прорабами перестройки, попали в хорошо унавоженную почву.
Далее мы не будем прослеживать судьбы людей, чей средний возраст пришёлся на 70-80-е годы. Скажем только, что многих из них ждали безработица, нищая старость, так что в дальнейшем им было не рефлексии. 

Без руля и ветрил
Нынешних сорокалетних в целом можно назвать потерянным поколением. Они родились в Советском Союзе, где воспитывались на принципах интернационализма, уважения к людям. С детства им внушали, что человек человеку друг, товарищ и брат.
Правда, «ветер пустыни» уже тогда коснулся их. Ведь люди начинали жить по правилу: работать - как у нас, а потреблять - как у них. Это не могло не воздействовать на юные души. Но не это было решающим. Не успев сформироваться и окрепнуть духом, они попали в настоящую мозголовку конца 80-х – начала 90-х.
Самое страшное в перестройке было даже не то, что она разрушила советский социально-экономический строй. Она повредила души миллионов. Причём наступление велось несколькими волнами. Сначала критиковали Брежневский «застой», потом Сталинскую диктатуру, затем взялись за Ленина и коммунизм в целом. Все традиции были разгромлены в считанные годы.
Советское общество можно смело отнести к числу традиционных, где царило уважение к старшим и по возрасту, и по должности. Западное же, либеральное общество таких категортй, как уважение, иерархичность отношений, не признаёт. Они проповедуют другие ценности: успешность, свободу, пресловутую демократию, которая в итоге оборачивается ещё большим неравенством, чем в любой традиционном обществе.
Молодое поколение, воспитанное на моральном кодексе строителя коммунизма, внезапно оказалось в диком капитализме, где царил принцип человек человеку волк. Внезапно все стали не нужны друг другу. Стали разрушаться производственные, товарищеские, дружеские, а затем и семейные связи. Каждый старался выжить в одиночку.
Далеко не многие сорокалетние нынче могут вообще похвастаться наличием семьи. У кого-то брак быстро развалился, а у кого-то до него и вообще дело не дошло. Количество одиноких мужчин и женщин среднего возраста стало, как говорится, пиковым. А это уже удар по демографии. Рождаемость у представителей среднего поколения самая низкая за всю нашу историю.
К тому же немалое количество детей воспитывается в неполных семьях матерями-одиночками, которые в подавляющем большинстве, в отличие от сверстниц 70-х годов прошлого века, вряд ли могут рассчитывать на новый брак. Кому нужны чужие дети, когда своих родных многие кормить уже не желают?
Впрочем, нельзя во всём винить нынешних мужчин среднего возраста. Они не имеют сейчас ни малейшей уверенности в своём будущем. Не знают, что будет с ними лично, а что уж говорить о семье! Если раньше молодой специалист гарантированно получал работу по избранной профессии, то в 90-х система распределения рухнула. Оочень немногим удалось работать по специальности, которой он обучался. Кто-то стал таксистом, грузчиком, штукатуром. Кто-то пошёл на рынок с «кравчучкой». Челноками успели побывать бывшие врачи, инженеры, учителя, даже военные.
Однако в бизнесе преуспело от силы пять процентов. А вот спились и умерли многие, причём не только те уроды, которые ни при какой власти не выживают и гарантированно скатываются на дно, но и люди вполне адекватные, но отчаявшиеся и надорвавшиеся. Неслучайно смертность среди трудоспособных мужчин в наше время прямо зашкаливает. Поколение понесло потери, сопоставимые с военными.
Пострадав в лихие девяностые, среднее поколение некомфортно чуфствует себя и сейчас. Люди цепляются за любую, не то что нелюбимую, но даже за малооплачиваемую работу, поскольку знают, что в случае её потери податься будет некуда. Ведь работодатели почему-то стремятся принимать на службу людей моложе 35 лет.
На мозги давит и приближающаяся старость. Видя, как бедствуют пенсионеры, сорокалетние мужчины и женщины с ужасом представляют себя на их месте. Отсюда и рост самоубийств. Кому хочется влачить нищую и больную старость, без всякой надежды на реальные помощь и поддержку?
О какой рефлексии теперь можно вести речь? Поколение сорокалетних – это поколение духовных инвалидов. Их несёт по жизни без руля и ветрил. Дезориентированные смолоду, они легко становятся жертвами как обычных, так и политических мошенников. Пожалуй, только этим можно объяснить тот факт, что они либо вообще не ходят на выборы, либо голосуют совсем не за тех, кто реально смог бы сделать их жизнь лучше.

4 comments :

  1. тебе сколько лет ,сынок ?

    Мы жили в том обсераемом тобою времени как при коммунизме (сейчас утопия) и жили очень хорошо ! Я бы сейчас вернулся в то время и клянусь (!) посещал бы все политинформации !! больше того ! сам бы их готовил !

    ОтветитьУдалить
  2. гнида- "младшего возраста"!

    ОтветитьУдалить
  3. Очень хочется в СССР...

    ОтветитьУдалить
  4. А еще очень много 40-летниш работают до сих пор на заводах..делают танки..самолеты (сам новосибирск).. ракеты..у меня много знакомых кто работает в на северных судостроительных заводах и делают подводные лодки и всем 40-50 лет... мальчик вы с какой планеты??

    ОтветитьУдалить

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях