Боинг CH-47 «Чинук» (англ. Boeing CH-47
Chinook) — американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной
схемы. Сменил в Армии США вертолёт CH-54 и широко эксплуатируется с
начала 1960-х годов. Поставлялся на экспорт в 16 стран мира. Кроме США,
производился с 1970 г. в Италии (более 200 вертолётов) и в Японии
(фирмой «Кавасаки» произведено 54 вертолёта).
История создания
Наиболее
важным свойством современной армии, наряду с боевой мощью, считается ее
мобильность. И если в глобальном масштабе переброску войск обеспечивает
транспортный самолет, то непосредственно на поле боя она невозможна без
вертолетов. Армия США впервые свои требования к транспортному вертолету
сформулировала в 1956 г. в "Требованиях к системе оружия SS 471L. В
борьбу за выгодный контракт немедленно включились две наиболее мощные
американские вертолетостроительные компании, имевшие, между прочим, в
своих названиях ярко выраженные славянские корни: "Пясецкий Геликоптер
Корпорейшн" и "Сикорский Эркрафт". Победил Фрэнк Пясецкий со своим проектом двухвинтового вертолета продольной схемы, прообразом "Чинука". Двухроторная тандемная схема была известна еще с XVIII века, а в XIX стала наиболее популярной. И первый действительно поднявшийся в воздух в августе 1907 г. вертолет французского конструктора Корню имел два 6-метровых винта, носовой и хвостовой, вращавшихся в противоположные стороны. Однако тогда же она была и надолго забыта: при отсутствии мощных моторов и легких конструктивных материалов вращать два винта показалось слишком расточительным... "Ренесанс" начался с 1945 года, когда Пясецкий создал свой "Летающий банан" (ставший вторым, после R-4 Сикорского, серийно выпускавшимся в США вертолетом). За ним последовали Н-21 "Рабочая лошадка", Н-25 "Армейский мул", Н-16 "Транспортер" и др. Интересно, что за свою историю "Пясецкий Геликоптер" меняла многое: владельца (в 1955 г. Ф.Пясецкий ушел из фирмы и до 80-х руководил небольшим опытным заводом, работавшим на "Боинг Корпорейшн"), название ("Пясецкий Эркрафт", "Вертол Эркрафт", "Боинг Вертол", "Боинг"), базовое предприятие, храня верность лишь одному - все построенные ею машины были двухвинтовыми вертолетами продольной схемы.
Первые "тандемы" широко использовались в армии и во флоте, в мирное время и в корейском конфликте, и везде получили высокую оценку. Как оказалось, они обладали серьезными достоинствами: были устойчивы, малочувствительны к перемещению центра массы, позволяли использовать для размещения груза почти весь фюзеляж (за что и получили название "летающий вагон"), более эффективно реализовали мощность силовой установки. Выявились и недостатки, как конструктивные (сложные и тяжелые трансмиссии для передачи вращающего момента, наличие двух редукторов, двух винтов), так и аэродинамические (помехи заднему винту при полете вперед), и эксплуатационные (большая трудоемкость обслуживания). Да и стоили они подороже... Первой попыткой удовлетворить "Требованиям SS 471L" был проект V-107, работы над которым начались в мае 1957 г. Поскольку он создавался за счет собственных средств "Вертол Эркрафт" (так с 1957-го стала называться фирма), для экономии решено было максимально базироваться на технических решениях предыдущего аппарата Н-21. Наиболее радикальное отличие - применение турбовальных (по более ранней терминологии - турбовинтовых, либо газотурбинных) двигателей (ТВД) вместо поршневых. Это стало характерной чертой вертолетов "второго поколения", позволившей совершить такой же качественный скачок в летно-технических характеристиках, как и появление турбореактивного мотора на самолетах.
22 апреля 1958 г. V-107 совершил первый полет, а вскорости армия заказала и серию из 10 машин под обозначением YHC-1A для получения опыта эксплуатации ТВД. Но еще до постройки первого из них военные решили, что им необходимо нечто более мощное. Из всего комплекса требований выкристаллизовалось главное: новая машина должна иметь боевой радиус 115 миль (185 км) при полете на высоте 6 000 футов (1830 м), т.е. вне действия пехотных средств ПВО. Слегка увеличенный трехмоторный вариант также был отвергнут и поневоле пришлось сконцентрироваться над новым проектом, получившим "внутрифирменный" индекс V-114, да еще и поспешать, т.к. Сикорский со своими одновинтовыми проектами "дышал в затылок". Тем не менее, "Вертол" попал, если не в "десятку", то в "девятку" точно - V-107 принял флот в качестве базовой модели для разработки транспортного вертолета, который с 1962-го пошел в серийное производство под названием CH-46 "Си Найт" - "Морской рыцарь".
Постройка V-114 была закончена 28 апреля 1961-го. Он получил "армейский" индекс YHC-1B, а фирма - деньги (присвоение индекса и серийного номера означало приобретение машины армией с автоматической выплатой стоимости) и заказ на первые 5 серийных машин, названных HC-1B (серийные номера от 59-4982 до 59-4986 (первые две цифры - финансовый год, не совпадающий с календарным на несколько месяцев, последние четыре - порядковый номер). Второй экземпляр вертолета совершил первый полет 21 сентября 1961 г. А еще через год, согласно принятой в сентябре 1962-го новой системе индексации, унифицированной для всех видов летательных аппаратов, опытные варианты были переименованы в YCH-47A, а серийные - в CH-47A (CH - Cargo Helicopter, грузовой вертолет, 47 - порядковый номер модели, "А" - первый вариант; префиксный "Y" указывал на опытный образец). Свое же так называемое "популярное имя" "Чинук" получил в соответствии с традицией присваивать армейским вертолетам названия племен североамериканских индейцев.
CH-47A стал первым американским вертолетом второго поколения (с ТВД), принятым на вооружение. "Средний всепогодный транспортный вертолет, соответствующий требованиям SS 471L" в первозданном варианте был способен перевезти на расстояние в 115 миль на высоте 6000 футов до 2,8 т грузов и вернуться на базу без дозаправки, поднимал максимальную нагрузку свыше 6 т и переносил ее на 23 мили (37 км). Силовая установка состояла из двух ТВД Avco Lycoming T-55L-5 мощностью по 1648 кВт - 2200 л.с. (на более поздних экземплярах - T-55L-7 по 2650 л.с.), расположенных по бокам хвостовой части фюзеляжа. Просторная грузовая кабина размерами 9,2х2,29х1,98 м (длина х средняя ширина х высота) быстро загружалась через откидную хвостовую аппарель, причем более длинные предметы могли перевозиться и при открытой рампе. Для негабаритных грузов был предусмотрен крюк внешней подвески, способный выдержать вес до 9 т. Наплывы по обоим бортам содержали топливные баки, а полностью герметичная по всей длине нижняя часть фюзеляжа обеспечивала плавучесть и, соответственно, возможность взлета и посадки с водной поверхности. Вертолет способен был перевозить до 33 солдат (на откидных сиденьях вдоль бортов) или до 24 раненых плюс два медработника. Для входа обычно использовалась дверь в правой передней части. Расположенная над ней лебедка позволяла за 4 минуты поднять 20 солдат с оружием на борт вертолета, висящего на высоте 30 м. Первый серийный CH-47A был официально принят армией США 16 августа 1962 г.
Конструкция
Вертолет двухвинтовой продольной схемы с двумя ГТД и четырехопорным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовой конструкции, с прямоугольным сечением со скругленными углами; имеет двухместную кабину экипажа, с каждой стороны которой находятся сбрасываемые аварийные двери, и грузовую кабину объемом 41.7м3, в которой установлено 44 сиденья (33 основных и 11 дополнительных, вдоль центрального прохода), заднюю часть с грузовым люком, откидывающаяся створка которого образует погрузочную рампу, снабженную, тремя откидными секциями, и отсеки пилонов несущих винтов. Грузовая кабина с размерами 9.19 х 2.29 х 1.98м и площадью пола 21м2 имеет с правой стороны большую сдвижную дверь с размером 1.68 х 0.9м и дополнительно люки аварийного покидания кабины. Грузовая кабина и кабина экипажа соединены проходом. В санитарном варианте в кабине могут размещаться 24 раненых на носилках и 2 сопровождающих санитара, в пассажирском варианте устанавливаются сиденья для 44 пассажиров, по 4 в ряд с центральным проходом. Для перевозки грузов на внешней подвеске под фюзеляжем имеется центральный грузовой крюк, рассчитанный на усилие 11970кг, и передний и задний грузовые крюки на 7140кг каждый.
Несущие винты трехлопастные, с шарнирным креплением лопастей, вращающиеся в противоположных направлениях. Лопасти прямоугольной формы в плане площадью 7.43м2 каждая и хордой 0.81м. D-образный лонжерон лопасти выполнен из стеклопластика на эпоксидной основе, с оковкой носка из титановых и никелевых сплавов, хвостовые отсеки также выполнены из стеклопластика с заполнителем из номекса. В носке лопасти установлены противовесы, в лонжероне также устанавливают заменяемые противовесы из вольфрама - для регулировки конусности. Лопасти имеют усовершенствованный аэродинамический профиль VR-7 (а на лицевой части, где достигается скорость обтекания, соответствующая числу М=0.85 - профиль VR-8) и линейную крутку -12. Предусмотрена установка противообледенительной системы на лопастях. Окружная скорость концов лопастей 215м/с.
Силовая установка. Двигатели установлены с каждой стороны пилона заднего несущего винта, имеют осевые воздухозаборники, затянутые сетчатым экраном. Вспомогательная силовая установка Солар Т-62Т-2В мощностью 71кВт используется для привода вспомогательных агрегатов, а на земле обеспечивает работы электросистемы, гидроусилителей системы управления, шасси, гидравлических насосов и других агрегатов.
Трансмиссия состоит из центрального редуктора, редукторов несущих винтов, редукторов двигателей и соединительных валов. Передаточное отношение от двигателя к несущим винтам 1:67.
Системы охлаждения и смазки редукторов усовершенствованы: воздух для охлаждения подается из воздухозаборника, расположенного в носовой части заднего пилона. Маслосистема дублирована. Трансмиссия рассчитана на максимальную мощность 5590кВт и на 330 мин работы без масла. Емкость маслобака 14л.
Топливная система включает шесть самогерметизирующихся, заправляемых под давлением топливных баков (по три в боковых обтекателях) общей емкостью 3900л. Возможна установка в грузовой кабине трех дополнительных топливных баков по 3025л каждый.
Шасси неубирающееся, четырехопорное, с масляно-пневматическими амортизаторами. На передних опорах сдвоенные колеса. Колеса задних опор самоориентирующиеся, управляемые. Все колеса имеют пневматики с давлением 0.45МПа и дисковые тормоза с гидравлическим приводом. Предусмотрена установка на колеса съемных лыж. База шасси 6.86м, колея 3.2м.
Система управления бустерная, усовершенствованная, фирмы "Хануиэлл", обеспечивающая выдерживание положения и скорости полета вертолета, а также выбор и выдерживание курса и высоты полета; включает гидроусилители и систему стабилизации.
Гидравлическая система модульной конструкции обеспечивает работу гидроусилителей системы управления, тормозной системы шасси и несущего винта. Давление в гидравлической системе управления составляет 20МПа, скорость протекания смеси 53л/мин, имеется сферический резервуар емкостью 5.32л с давлением 0.17МПа. В гидравлической системе общего назначения давление составляет 23МПа, скорость протекания смеси 51.5л/мин, имеется поршневой гидравлический резевуар объемом около 7л с давлением 0.39МПа.
Электросистема состоит из двух автономных цепей, питание которых обеспечивается двумя генераторами переменного тока (40 кВА) с воздушным охлаждением, приводимых от центрального редуктора.
Радиоэлектронное оборудование стандартное, включает УКВ-радиостанцию АРС-164 дециметрового диапазона с AM; СПУ С-6533; систему опознавания "свой-чужой" Бендикс АРХ-100, всенаправленный УКВ-маяк ARM-123, радиовысотомер ARN-209, радиокомпас ARN-89B; стандартные пилотажные приборы включают указатель горизонтального положения AQV-6A.
Модификации
Военные модификации
- СН-47А: базовый транспортный вертолёт.
- ACH-47A
- СН-47В: модификация с новыми двигателями.
- СН-47С: модификация с новыми двигателями.
- CH-47D
- НС.Мк.1 и Мк.1В: варианты для RAF.
- С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
- CH-47F
- MH-47G
- СН-47J: вариант для ВС Японии.
- HH-47
- MH-47D
Гражданские модификации
- Model 234LR (Long Range)
- Model 234ER (Extended Range)
- Model MLR (Multi Purpose Long Range)
- Model 234UT (Utility Transport)
- Model 414
Боевое применение
Одну из первых "Чинуками" оснастили 1-ю
аэромобильную кавалерийскую дивизию (АКД), сформированную в июле
1965-го. Отличительной особенностью этого соединения
совершенно нового типа, плода доктрины "быстрого реагирования", была
ее исключительная маневренность, достигнутая максимальным облегчением
вооружения (при сохранении огневой мощи) и многократным
увеличением в ней числа вертолетов. 428 ее штатных винтокрылых машин
за один рейс перевозили треть личного состава с вооружением, параллельно
выполняя роль "воздушной артиллерии". "Чинуками"
оснастили батальон транспортных вертолетов, состоявший из штаба,
штабной роты и трех рот транспортных вертолетов (по 16 CH-47A).
Аэромобильная дивизия предназначалась, главным образом, для ведения
антипартизанских действий и посему "загремела" во Вьетнам уже через
месяц после сформирования, в сентябре 1965-го. "Чинуки" прибыли морским
путем на палубе авианосца "Боксер", и вскоре стали
незаменимым транспортным средством в условиях южновьетнамских
джунглей, гор и болот. Характер их применения напоминал поведение
домашней хозяйки перед очередным подорожанием, когда всюду нужно
успеть и везде взять максимальный вес (один из вариантов загрузки
формулировался так: 33 американских или... 50 вьетнамских солдат, а при
эвакуации беженцев однажды был зарегистрирован рекорд - 147
человек за один рейс!). Сходство усиливали мощные "авоськи": большая
часть грузов перевозилась на внешней подвеске. Хотя "летающие вагоны"
старались держаться подальше от поля боя, специализируясь
на переброске грузов войскам с баз снабжения, для самообороны их
пришлось вооружить тремя 7,62-мм пулеметами М60.
Известны и более
экзотические варианты применения: в качестве "бомбардировщиков",
дымзавещиков, распылителей слезоточивых газов, артиллерийских
"тягачей". Довольно эффективно они участвовали в операциях "Пайперомоук"
- рейдах по эвакуации с поля боя подбитой авиатехники. Здесь
"Чинуки" с их мощной внешней подвеской и грузоподъемностью оказались
практически незаменимы! Только за первый год боевых действий они вывезли
100 совершивших вынужденные посадки самолетов и
вертолетов, а всего за период вьетнамской войны эвакуировали более
тысячи аппаратов общей стоимостью примерно в 3 миллиарда долларов!
Всего через конфликт в юго-восточной Азии
прошли 550 "Чинуков" (из общего числа 684 построенных). Они совершили
2,6 млн. вертолето-вылетов с налетом 1182 тыс. часов,
из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезли около 8,5 млн.
человек и 4,5 млн.т грузов. Жертвами войны стали 170 машин (из них 136
из состава армии США). Вьетнам показал также высокую
надежность CH-47 - 5,3 аварии на 100 тыс. летных часов. Наиболее
низкий показатель среди армейских самолетов и вертолетов.
ЛТХ: |
Модификация | CH-47E |
Диаметр главного винта, м | 18.59 |
Диаметр хвостового винта, м | 18.59 |
Длина,м | 15.54 |
Высота ,м | 5.77 |
Масса, кг | |
пустого | 10151 |
максимальная взлетная | 22680 |
Внутренние топливо, л | 3899 |
Тип двигателя | 2 ГТД Textron Lycoming T55-L-712 (-712SSB) |
Мощность, кВт | |
при взлете | 2 х 2796 ( 3264 ) |
при полете | 2 х 2237 ( 2339 ) |
Максимальная скорость, км/ч | 298 |
Крейсерская скорость, км/ч | 256 |
Практическая дальность, км | 2026 |
Дальность действия, км | 370 |
Скороподъемность, м/мин | 669 |
Практический потолок, м | 6735 |
Статический потолок, м | 3215 |
Экипаж, чел | 2-3 |
Полезная нагрузка: | 55 содат или 24 носилки и 2 сопровождающих или 8164 кн груза в кабине или 10341 кг на подвеске 1 или 2 7.62-мм пулемета M60D |
0 comments :
Отправить комментарий
Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".
Тэги, допустимые в комментариях