Меню блога

5 марта 2015 г.

Подводные лодки проекта 613

Самая массовая серия подводных лодок флота СССР, построенных в 1951-1957 годах.
Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию
В 1942 году в конструкторском бюро ЦКБ-18 («Рубин») началась работа над новой подводной лодкой проекта 608, которой предполагалось заменить подлодки типа «Щука». Главным конструктором был назначен В.Н.Перегудов. В 1943-м конструкторами был предложен вариант с водоизмещением 770–780 тонн, но в руководстве ВМФ посчитали такие размеры слишком большими, и проектное водоизмещение было задано в 640–660 тонн.

 
Летом 1944 года в Финском заливе малым охотником МО-105 была потоплена немецкая подлодка U-250 (тип VIIC). Осенью того же года она была поднята с помощью понтонов с глубины 27 метров и уведена в Кронштадт, где в сухом доке была изучена специалистами и кораблестроителями. В январе 1945-го наркомом ВМФ Н.Г.Кузнецовым был издан указ, согласно которому все работы с проектом 608 прекращались ради проекта 613, который основывался на конструкциях трофейной лодки типа VIIC, но с увеличением водоизмещения до 800 тонн.


После окончания войны советские конструкторы и кораблестроители ознакомились с немецкими недостроенными подлодками типа XXI, которые захватили на судостроительных верфях Данцига. В 1946 году из Великобритании были получены четыре достроенные лодки типа XXI. Результатом испытаний этих кораблей стало изменение технического задания проекта 613. В том же году было выдано ТТЗ, а в 1948-м технический проект утвердили.
Строительство подлодок велось поточным методом с использованием автоматической сварки на четырех предприятиях: на заводе «Красное Сормово», где в марте 1950 года была заложена головная подлодка С-80, на заводе №444 (Черноморской судостроительный завод), на Балтийском судостроительном заводе и на судостроительном заводе №149 (Амурский ССЗ).
Конструкция подлодки двухкорпусная с цельносварным прочным корпусом, который разделен на семь отсеков. Первый, третий и седьмой отсеки отделены сферическими переборками, в которых образуются отсеки-убежища.
Энергетическая установка подводной лодки состояла из двухтактных дизелей 37Д и двух главных электродвигателей ПГ-101. Выхлоп проходил через газоотводы в воду.
Для обеспечения работы дизелей на перископной глубине имелось специальное устройство (РДП), которое представляло собой выдвижную шахту для подачи внутрь подводной лодки свежего воздуха. РДП снабжался поплавковым клапаном для предотвращения попадания внутрь воды.
Выдвижные устройства, вертикальный и горизонтальные рули и крышки торпедных аппаратов имели гидравлический привод. Впервые в отечественном флоте на подлодках проекта 613 была применена система бесшумной дифферентовки (воздухом). Газоотводы производили выхлоп в воду.



Вооружение:

  • Четыре носовых 533 мм торпедных аппарата.
  • Два 533 мм кормовых торпедных аппарата.

До 1966 года на палубе размещалось артиллерийское вооружение:

  • Спаренный 57 мм автомат СМ-24-ЗИФ
  • Спаренный 25 мм автомат 2 М-8.


Торпедные аппараты музейной подводной лодки проекта 613 в Санкт-Петербурге. Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию


Радиоэлектронное оборудование

Комплекс ГАС в процессе эксплуатации несколько раз изменялся. Подводные лодки имели на своем борту «Тамир-5Л» (затем заменили на «Плутоний»), систему шумопеленгования «Марс» (затем заменили на МГ-10 и «Феникс»), РЛС «Флаг».

 
Процесс испытания подводных лодок С-80 и С-61 выявил несколько недостатков:

— в гидравлические системы попадала забортная вода и наблюдались гидравлические удары, уплотнения и фильтры очистки делались некачественно, ненадежной была работа машинок клапанов вентиляции;
— разворачивало выдвижные устройства;
— высокая температура муфт и подшипников на линиях валов;
— часто выходили из строя баллоны шиннопневматических муфт, которые было сложно заменять.
Несмотря на все недостатки, это была надежная и простая подлодка, которая была любима советскими подводниками. При всей своей простоте она оказалась одной из самых малошумных ПЛ ВМФ СССР.


Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию
Всего по проекту 613 было построено 215 подводных лодок, из них 44 были переданы другим странам: Албании (4 ед.), Болгарии (2 ед.), Египту (10 ед.), Индонезии (12 ед.), Китаю (3 ед. и 23 единицы по чертежам и комплектующим были построены на предприятии в Ханькоу по лицензии), КНДР (5 ед.), Кубе (1 ед.), Польше (4 ед.), Сирии (3 ед.).

0 comments :

Отправить комментарий

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях