Меню блога

29 июня 2013 г.

Су-27 лучший из лучших

В мифе о Дедале и Икаре говорится, что древний инженер и конструктор Дедал создал для себя и своего сына Икара крылья, чтобы сбежать с враждебного им острова Крита. Поскольку крылья были скреплены воском, отец просил сына не подниматься высоко, чтобы солнце не повредило конструкцию, но Икар увлекся полетом и погиб, утонув недалеко от острова Самос в море, часть которого впоследствии была названа Икарийским.

В Китае мечта человека о полете была реализована посредством бумажного змея еще в 6 веке до нашей эры. В Греции за 400 лет до нашей эры Архитом Терентским была построена летательная машина, названная Голубем, которая пролетала до 200 метров. А в 9 веке нашей эры совершил полет на прообразе дельтаплана Аббас ибн Фарнас - ученый и инженер из Аль-Андалусы.


История воздухоплавания показала поступательное развитие создания летательных аппаратов тяжелее воздуха. Лучшие инженеры и конструкторы участвовали в строительстве летательных аппаратов.

Выдающийся российский ученый М.В. Ломоносов в 1754 году сконструировал модели, которые не только поднимались в воздух, но были в состоянии нести небольшой груз. Через сто лет военным моряком А.М. Можайским был представлен самолет с неподвижным крылом. Особенный вклад в становление российской авиации принадлежат Н.Е Жуковскому, основателю науки аэродинамики, и К.Э. Циолковскому, который первый установил зависимость скорости самолета от формы крыла.

В довоенное время правительство, понимая значимость оснащение армии новой авиационной техникой, не жалело на эти цели ни финансовых средств, ни людских ресурсов. Эти усилия привели к значительному прорыву в производстве самолетов из металла. Авиационная техника конструировалась под различные цели использования: самолеты-разведчики, истребители, штурмовики, бомбардировщики.

Перед авиаконструкторами всех стран, не только Советского Союза, стояла и до сих пор является актуальной задача создания самолетов, которые могут летать быстрее и выше всех, а также иметь наиболее простое и устойчивое управление.

Борьба между двумя ведущими державами мира за завоевание превосходства в воздушном пространстве началась в 1965 году с началом разработки американскими конструкторами истребителя четвертого поколения. Первый его образец, при испытании в ходе боевых действий во Вьетнаме показал, что эта модель, вооружённая ракетами средней дальности, значительно проигрывала по маневренности советскому самолету типа МиГ. Поскольку во время вьетнамо-американского военного конфликта основным способом воздушного противоборства являлся ближний бой, менее маневренный американский самолет часто проигрывал воздушные сражения. К тому же, обладая еще значительным весом и неповоротливостью, он стал удобной мишенью для наземных орудий. Создание советскими конструкторами МиГ-25, способного развить самую высокую скорость в мире (до трех тысяч километров в час) и значительный потолок высоты, заставил американцев приступить к созданию высокоскоростного и сверхманевренного истребителя. Самолету было присвоено кодовое название F-15. После первого полета этого самолета в 1972 году, он был принят на вооружение армии. F-15 имел высокую тягу двигателей и небольшую нагрузку на крыло, что делало его очень маневренным.

Советские военные специалисты по достоинству оценили новый американский истребитель, который превосходил имеющуюся в ВВС Советской Армии авиационную технику. Перед советскими конструкторами стала задача в возможно короткие сроки создать истребитель, который будет в состоянии отнять лидерство у F-15.

Практически параллельно с американскими разработчиками советские конструкторы из ОКБ «Сухой», получив правительственный заказ в результате конкурса, проводившегося среди ведущих авиационных конструкторских организаций того времени, приступили к созданию советского истребителя четвертого поколения. В концепции нового самолета предусматривалось повышенная маневренность самолета, возможность совершать перелеты на дальние расстояния, наличие современного вооружения, а также совершенно нового прицельного и навигационного оборудования. При планировании технических и тактических показателей учитывалась способность новой модели истребителя эффективно вести как ближний бой, так и дальний с использованием ракетного оружия. Новая модель получила обозначение – Т10.



В мае 1977 опытный образец самолета Т-10, названного впоследствии Су-27, впервые поднялся в небо. Пилотировал его заслуженный летчик-испытатель В.С. Ильюшин. Машина ему понравилась, но, по его признанию, она требовала дополнительной доработки. Хотя Т-10 и являлся новым видом истребителя, имел существенные недостатки по весу, вооружению, электронике и аэродинамике. Специалисты подтвердили, что из-за ошибочно выбранной конфигурации крыла при углах атаки от 8 до 10 градусов наблюдалась потеря устойчивости летательного аппарата и ухудшение управляемости. Необходимо было устранить все недостатки, выявленные в процессе опытной эксплуатации. Для этого следовало кардинально изменить многие элементы конструкции самолета, доработать форму крыла, установить дополнительное оборудование.

Все новое создается методом проб и ошибок. В какой-то мере это касается такой сложной технической продукции как самолет. Доработка Су-27 по замечаниям, полученным в результате испытаний, позволила сконструировать лучший в мире истребитель.




Мы продолжаем рассказ об одном из лучших истребителей современности Су-27. В прошлой статье мы рассказали о создании самолета. Сейчас мы затронем тему его совершенствования.

Как уже отмечалось в предыдущей статье, во вновь созданном самолете был выявлен ряд существенных недостатков. Специалисты ОКБ «Сухой» приступили к внесению изменений в конструкцию и оснащение самолета. Было определено около 20 позиций, которые требовали доработки. В результате машина практически была спроектирована заново: прежними остались только шины колес и кресло летчика. При создании новой модификации истребителя использовалась совершенно новая концептуальная модель, позволившая обеспечить уникальные характеристики Су-27. Истребитель в новой версии превосходил практически по всем показателям все самолеты, находившиеся в то время на вооружении ВВС.

Известный летчик-испытатель Ильюшин не раз повторял, что, летая на Су-27, ему не раз приходило в голову, что самолет умнее пилота, который управляет им. И действительно, Су-27 обладал необыкновенными возможностями в области маневрирования и управления. Но, тем не менее, при испытаниях опытный летчик Е. Соловьев не учел очень хорошую динамичность нового самолета при маневрировании, и в результате выполнения задания Су-27 бросило вниз с огромной перегрузкой, что и привело к гибели испытателя.

Но на этом трагические происшествия не завершились: при прохождении предельно возможного режима Су-27 погиб еще один летчик-испытатель – А. Комаров.

Испытатель Н. Садовников на высоте 1 км и скорости 1000 км/ч испытал огромные нагрузки из-за возникшей турбулентности. В результате была разрушена часть правой консоли самолета. Но летчику удалось практически с одной плоскостью посадить самолет. Руководитель научного института ВВС после осмотра самолета с уверенностью заявил, что впервые видит самолет, имеющий такую уникальную живучесть.

В связи с выявленными недостатками специалистам пришлось доработать конструкцию крыла, устранить «сваливание» самолета при больших углах атаки, разработав специальные автоматические устройства, не дающие планеру войти в штопор, устранить отказ системы, информирующей летчика о режиме полета.

Высокопрофессиональный летчик-испытатель И. Волков провел испытание Су-27 на критических режимах и во всем диапазоне углов атаки. Полеты подтвердили хорошую управляемость и устойчивость Су-27. Новый истребитель уверенно выполнял такие уникальные фигуры пилотажа, как «кобра» (угол атаки до 120 градусов) и «колокол» (падение вертикально на хвост с прохождением всего диапазона углов атаки).

В 1989 году на парижской выставке Ле Бурже летчик-испытатель В. Пугачев выполнил на Су-27 фигуру «кобра» («кобра Пугачева»), что было неожиданным сюрпризом для зарубежных конкурентов. Один из американских летчиков, увидев полет Су-27, сказал, что, если ему доведется встретиться в бою с этой «птичкой», то, скорее всего, он будет вынужден катапультироваться.

Особенностью Су-27 стала реализация в нем концепции продольной статической неустойчивости, при которой балансировка самолета осуществляется системой управления. Это позволило значительно улучшить маневренность боевой машины, что жизненно важно в ближнем бою.

Все системы, двигатель, вооружение и электроника самолета Су-27 в результате летных испытаний были доведены до необходимых параметров. Но военные инженеры в акте госприемки отметили, что он все-таки уступает самолету F-15.

Время расставило все по своим местам. И дальнейшие события опровергли заключение военных специалистов.

В штате Оклахома проводился праздник авиации, в котором приняли участие и два самолета Су-27. Американские летчики убедились в прекрасных характеристиках и больших возможностях нового советского истребителя. Они поняли, что Су-27 обладает лучшей маневренностью, чем самолеты, находящиеся у них на вооружении.

Свои блестящие боевые качества и возможности Су-27 не раз подтверждал на выставках во Франции, Малайзии, Китае, Филиппинах, Англии, Сингапуре.

Су-27 и сегодня является не только боевой машиной атаки, но и средством защиты и обороны.

В жаркий день 1992 года в акватории Атлантического океана был проведен учебный воздушный бой между F-15 и Су-27. Схема боя была проста: сначала советский самолет должен удержаться на «хвосте» американского самолета, затем они поменяются местами.

Попытка F-15, используя максимально возможный форсаж, оторваться от советского истребителя оказалась неудачной. Зато Су-27 почти мгновенно ушел от американского истребителя, совершив разворот с резким набором высоты – и пристроился в «хвост» F-15. На вопрос пилота американского истребителя к наблюдателю: «Где Флэнкер» (так американцы называли Су-27) он получил ответ, что Су-27 находится за ним. Все попытки американского аса оторваться от советского истребителя завершились неудачей: Су-27 надежно держал его на прицеле.

Об этом учебном бое американцы предпочитают не вспоминать. Ведь эта дуэль убедительно доказала мировое превосходство Су-27.

Итак, конструкторы создали очень удачную модель боевого самолета. Впоследствии Су-27 стала базовой моделью для проектирования целой серии самолетов, которыми по праву гордится Россия.


 Удачно продуманная конструкция СУ-27 позволила сделать его базовым для проектирования и строительства модифицированных моделей, приспособленных для решения конкретных задач. Например, первой модификацией СУ-27, переданной в серийное производство, является учебно-боевая машина СУ-27УБ.



Проект был утвержден в 1980 году. Особенностью его была возможность размещения друг за другом двух человек в одной кабине, но основные технико-боевые показатели СУ-27 были сохранены в полном объеме. Впервые этот образец боевой учебной машины был продемонстрирован в 1989 году на авиасалоне Ле Бурже. В СУ-27УБ заложена возможность двойного управления. Для поддержки путевой устойчивости на 1,55 кв.м увеличена площадь вертикального оперения. Эта модификация самолета успешно эксплуатировалась не только советскими ВВС, но и поставлялась на экспорт во Вьетнам и Китай.

Следующая модифицированная конструкция СУ-27 – это корабельный истребитель СУ-33, имеющий горизонтальный взлет и посадку. Разработан он был для эксплуатации на атомном крейсере.



В конце семидесятых годов по заказу правительства оборонные предприятия приступили к постройке авианосцев с увеличенным водоизмещением и оснащенных оборудованием, позволяющим производить не только горизонтальный, но и вертикальный взлет и посадку. Поэтому вначале планировалось разместить на нем истребители ЯК-41 (вертикальный взлет), вертолеты Ка-27 и истребители СУ-27К, МИГ-29К, (горизонтальный взлет), а также штурмовик СУ-25К.

В мае 1982 года началась опытная эксплуатация корабельного варианта истребителя семейства СУ-27. Вначале отработка взлета и посадки осуществлялась на земле на специально оборудованной полосе, затем испытания были перенесены на крейсер. Корабельный истребитель имел усиленную систему дистанционного управления и новейшую гидросистему. Консоль крыла и стабилизатора была выполнена с возможностью частичного складывания. Внесены были изменения и в некоторые конструктивные части базового самолета. Под хвостовой частью установили тормозной гак для осуществления посадки самолета на палубу авианосца. Самолет обладал возможностью дозаправки топливом непосредственно в полете.

Официально на вооружение новый корабельный истребитель СУ-33 поступил в августе 1998 года. Даже теперь этот боевой самолет считается самым лучшим истребителем корабельного базирования. Он превосходит по всем летным и техническим показателям самолеты США аналогичного целевого использования, которые уступают ему по маневренности, радиусу действия и разгонным характеристикам. Но доработка СУ-33 осуществляется в постоянном режиме. Это, прежде всего, относится к приспособлению его как многоцелевого самолета. Для этого усовершенствуется его радиолокационное оборудование, система управления, информационное оснащение, устанавливается новое вооружение: ракеты класса «воздух-поверхность» и лазерная система наведения. Мощь СУ-33 значительно увеличится при оснащении его тактическими противокорабельными и противорадиолокационными ракетами, авиабомбами нового поколения, а также оперативно-тактическими ракетами, способными поражать цели на расстоянии 300 км. Корабельный многоцелевой самолет СУ-33 эффективно сумеет защитить корабли ВМФ от нападения с воздуха.

Базовыми моделями для СУ-27КУБ послужили СУ-27 и СУ-33П. Самолет предназначен для выполнения большого диапазона боевых задач. Первый опытный образец был опробован на аэродроме в Жуковском в 1999 году. СУ-27КУБ имеет мощную силовую установку. Для эффективного взаимодействия экипажа кресла пилотов установлены рядом. Дополнительно на этой модели установлен на борту генератор кислорода. СУ-27КУБ оснащен 12 ракетами и пушкой ГШ-301.

Фронтовой бомбардировщик СУ-34 также создан на основе СУ-27. СУ-34 получил удачное бронирование, которое увеличивает живучесть самолета в боевых условиях. Радиус действия составляет две тысячи километров без дозаправки и дополнительных баков. На нем установлено новейшее радиоэлектронное оборудование, включающее радар, позволяющий атаковать цели, не приближаясь к ним на близкое расстояние. СУ-34 в состоянии нести около восьми тонн вооружения: от фугасок до крылатых ракет. Обладая маневренностью СУ-27, бомбардировщик может постоять за себя в воздушном бою. Удобная кабина, в которой пилоты могут встать во весь рост и размяться во время длительного перелета, имеет немаловажное значение. Модификация этого бомбардировщика позволяет применять его в береговой авиации.




Российская авиационная техника всегда вызывала интерес у зарубежных специалистов. Гордостью ВВС России стали новейшие модели многофункциональных боевых самолетов, разработанные ОКБ «Сухой».


 Для осуществления дальнейших разработок современной военной авиационной техники требовалось значительное финансирование. С этой целью истребители семейства Су были предложены на продажу. Основными покупателями стали Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам, Малайзия. Большой интерес к самолетам типа Су-30МК проявлен Тайландом.



Серия Су-30, выполненная на базе Су-27, предназначена для осуществления длительных полетов. Самолеты Су-30 способны вести воздушный бой как в группе, так и в одиночку. Су-30 эффективен при применении его в качестве командного пункта. Он оснащен новейшей системой спутниковой связи и системой навигации. Установленная на нем аппаратура дает возможность контроля воздушной обстановки во время боя. На вооружении Су-30 находятся 30-мм пушка и сбрасываемое вооружение массой около 8 тонн. Этот боевой самолет также способен нести ракеты разных типов.



В активе ОКБ «Сухой» находится разработанный конструкторами многоцелевой истребитель-бомбардировщик четвертого поколения Су-37. Этот самолет способен наносить удары по наземным целям независимо от времени суток, а также вести воздушный бой на дальних подступах к границам государства. Он также может быть использован в качестве перехватчика и для разведывательных полетов. Су-37 имеет новейшее вооружение и электронное оборудование. Обладает повышенным уровнем живучести. Он способен действовать вблизи земли, что уменьшает вероятность его обнаружения техническими средствами противника.



Еще один самолет семейства Су – Су-30МКИ. Его основное назначение – дальний перехватчик и командный самолет при групповой операции. Имеет систему дозаправки топливом в воздухе. Отличается уникальной маневренностью и хорошими возможностями взлета и посадки. Не имеет лётных ограничений по углу атаки. Двигатели с асимметрично отклоняемыми соплами, что позволяет регулировать направление вектора тяги. Имеет современнейшее бортовое радиоэлектронное оборудование. Самолет был разработан по заказу зарубежного покупателя.

Гордостью России являются ее пилотажные группы. Группа «Русские Витязи» входит в состав Центра показа авиатехники им. Н.Н. Кожедуба и является единственным в мире подразделением, которое выполняет групповой пилотаж на тяжелых истребителях. Пилотажная группа "Русь" сформирована на базе Вяземского авиаклуба в 1987 году. Полеты пилотажной группы «Стрижи» отличаются выполнением большого количества сложных фигур, выполняемых на боевых машинах семейства Су.



Но развитие авиационной техники продолжается. Специалисты считают, что разработанный ОКБ «Сухой» истребитель Су-35 является принципиально новым боевым самолетом. Он имеет современное бортовое оборудование, радиолокационную станцию нового поколения. Обладает возможностью дальнего обнаружения цели и способностью вести обстрел одновременно более трех десятков целей. На нем установлены самые мощные двигатели с управляемым вектором тяги. Су-35 оснащен современнейшими видами вооружения.



Первый вылет ПАК ФА состоялся 29 января 2010 г. в Комсомольске-на-Амуре. Многоцелевой истребитель Т-50 соответствует всем возможным требованиям: прост в управлении, дешевый в производстве и обслуживании, быстро набирает сверхзвуковую скорость без использования форсажа, обладает превосходной маневренностью (даже при больших перегрузках), на нем установлено самое лучшее электронное оборудование, он малозаметен для технических средств противника.


За все годы работы и разработки новейших образцов военной авиационной техники специалисты ОКБ «Сухой» сумели не только передать на вооружение армии прекрасные боевые самолеты, но и сохранить квалифицированный инженерный и рабочий состав, а также произвести модернизацию всего производства. 



 

Источник

1 comments :

  1. Берегите СУ от реформаторов (уничтожителей).

    ОтветитьУдалить

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях