2025 года
• Действующие атомные ледоколы:
– 2 ледокола пр. 10521 (Советский Союз, Ямал, 50 лет Победы);
– 2 ледокола пр. 10580 (Таймыр, Вайгач).
• Атомный лихтеровоз Севморпуть:
• Атомные ледоколы выведенные из эксплуатации в холодный отстой:
– 3 ледокола (Арктика, Сибирь, Россия).
• Действующие суда АТО – 2 судна (птб «Имандра», «Лотта»).
• Суда АТО, выведенные из эксплуатации – 1 судно (птб «Лепсе»).
• Суда АТО утилизированные -1 судно (п/б «Володарский»)
13 реакторных установок на судах;
• 2 судна с 3 хранилищами ОЯТ;
Концепция утилизации судов с ЯЭУ и судов АТО
• Для выбора вариантов утилизации в 2009 году ОАО «НИКИМТ-Атомстрой» разработал «Методику и программу проведения комплексного инженерного и радиационного обследования судов с ЯЭУ и судов АТО ФГУП «Атомфлот»;
• В дальнейшем в 2011 году ОАО «НИКИМТ-Атомстрой» и ОАО «НИПТБ «Онега» в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и период до 2015 года» выполнили разработку принципиальной схемы утилизации судов с ЯЭУ и судов АТО, технико-экономическую оценку вариантов утилизации судов с ЯЭУ.
По итогам оценки РО произ-водится НРО – дезактивация поверхностей, нанесение защитной пленки на фиксированные загрязнения, удаление посторонних источников радиоактивного излучения. При удалении снимаемых р/а загрязнений предпочтение отдается методам сухой, пленочной дезактивации. После НРО проводится дополнительное РО для оценки эффектив- ности проведенной работы.
Распределение МЭД на ПТБ «Лепсе».
Распределение МЭД по внешней обшивке ЛБ и палубам.
МЭД γ-излучения , мкЗв/ч
Распределение МЭД на ПТБ «Лепсе». Распределение МЭД по внешней обшивке Пр.Б и палуба
По итогам оценки РО произ-водится НРО – дезактивация поверхностей, нанесение защитной пленки на фиксированные загрязнения, удаление посторонних источников радиоактивного излучения. При удалении снимаемых р/а загрязнений предпочтение отдается методам сухой, пленочной дезактивации. После НРО проводится дополнительное РО для оценки эффектив- ности проведенной работы.
Радиационное обследование корпуса реактора проводится по отдельной программе.
Расположение точек измерений МЭД γ-излучения в кессонах подвесок ИК.
Начиная с первого комплексного радиационного обследования в 2006г., персоналом ФГУП «Атомфлот» былипроведены КИРО:
•Птб «Лепсе»;
•П/б «Володарский»;
•Птб «Лотта»;
•А/л «Сибирь», «Арктика», «Россия».
Выбраны варианты утилизации, в 2014г. утилизирована п/б «Володарский», начата утилизация птб «Лепсе», подан КОД для получения лицензии по выводу из эксплуатации и утилизации а/л «Сибирь», «Арктика», «Россия».
Утилизация п/б «Володарский»
В 1966 – 1969 годах на Канонерском судоремонтном заводе пароход переоборудован в плавучую техническую базу (ПТБ) для обслуживания атомных ледоколов.
В 1991 году судно переведено в категорию стоечных судов с использованием для временного хранения РАО и технологического оборудования, имеющего поверхностные радиоактивные загрязнения.
ПТБВ-ЭТЗ-064, разработанному ОАО «Атомэнерго». При этом удалены гребной вал с винтом и заглушены все забортные отверстия, удалена надстройка.
В 2013г. судно отбуксировали в ПДХРО «Сайда-Губа» для утилизации, в ноябре 2014г. п/б утилизировали.
ПТБ "Лепсе" является судном атомно-технологического обслуживания (АТО) гражданского атомного флота, строительство которого было начато в 1934 году, но не было завершено.
Первоначальный проект судна предполагал его использование в качестве сухогруза. Однако по прямому назначению судно никогда не использовалось.
В 1961 г. судно было переоборудовано в качестве плавучей технологической базы.
С 1963 по 1981 гг. ПТБ "Лепсе" обеспечивала перезарядки ядерного топлива а/л "ЛЕНИН", "АРКТИКА" и "СИБИРЬ", а с вводом в эксплуатацию ПТБ "Имандра" судно используется для хранения ОЯТ, РАО, технологической оснастки и приспособлений.
В 1988 г. ПТБ "Лепсе" выведена из эксплуатации и в 1990 г. переведена в категорию стоечных судов с сохранением в рабочем состоянии главного двигателя.
В 2009 г. был произведен доковый ремонт судна.
В настоящее время ПТБ «Лепсе» находится на филиале «СРЗ «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка»
Реализация проекта вывода из эксплуатации ПТБ «Лепсе»
Этап 1.
В 2012 году выполнена подготовка к утилизации ПТБ «Лепсе» ФГУП «Атомфлот» с последующей буксировкой ПТБ «Лепсе» на СРЗ «Нерпа»
Этап 2.
Для проведения работ по выгрузке ОЯТ и утилизации ПТБ выполнены работы по восстановлению и частичной модернизации имеющейся на СРЗ «Нерпа» инфраструктуры
Этап 3.
Включает в себя обеспечение специальными оборудованием, техническими средствами и конструкциями, необходимыми для выполнения выгрузки ОЯТ и утилизации ПТБ «Лепсе».
Для выполнения работ по выгрузке ОЯТ и утилизации ведутся работы по изготовлению специальных конструкций, приобретению оборудования, технических средств, оснастки и инструментов по этапам утилизации в процессе реализации. Работы по разработке документации и изготовления оборудования для выгрузки ОЯТ проводит ООО «НПФ «Сосны».
Реализация проекта вывода из эксплуатации ПТБ «Лепсе»
Этап 4.
Выполнение комплекса работ на набережной Н-1 – подготовка ПТБ к утилизации, демонтаж «чистого» оборудования и надстройки. Подготовка к докованию;
Выполнены следующие работы:
Демонтаж высоких конструкций ПТБ.
Демонтаж надстройки ПТБ.
Подготовка докового опорного устройства и стапельной плиты для последующего докования судна.
Реализация проекта вывода из эксплуатации ПТБ «Лепсе»
Этап 5.
В октябре 2014 года ПТБ «Лепсе» после проведения докования, была переведена из плавдока на открытую стапельную плиту.
Реализация проекта вывода из эксплуатации ПТБ «Лепсе»
Этап 5 (продолжение).
На ОСП далее выполняются работы по разделению корпуса судна с формированием и отделением носовой и кормовой блок-упаковок.
При проведении доковых операций установлены бортовые секции носовой блок-упаковки и днищевые секции носовой и кормовой блок-упаковок. В дальнейшем выполнены работы по монтажу бортовых секций кормой блок-упаковки и уплотнению носовой блок-упаковки.
Реализация проекта вывода из эксплуатации ПТБ «Лепсе»
Этап 5 (продолжение).
Смонтированы днищевая, бортовые и торцевая кормовая секции кормовой блок-упаковки.В настоящее время ведутся работы по демонтажу котельного отделения, машинного отделения и надстройки.
Так же монтируется дополнительная биозащита для формирования носовой блок-упаковки.
СРЗ «Нерпа» на данный момент прорабатывает вопрос получения разрешительных документов надзорных органов для выполнения последующих работ по носовой блок-упаковке.
При выполнении следующих этапов работ, будет производится выгрузка ОЯТ, находящегося в НБУ, Работы будут осуществляться во временном укрытии. АО ФЦЯРБ и СРЗ «Нерпа» проработан вопрос по разграничению зон ответственности при возведении укрытия между СРЗ «Нерпа» и Подрядчиком. Подготовленные блок-упаковки будут транспортированы блок-упаковок в пункт длительного хранения.
0 comments :
Отправить комментарий
Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".
Тэги, допустимые в комментариях