История не знает более знаменитого живописца, чем Леонардо да Винчи: "Мона Лиза" и "Тайная вечеря" - точки отсчета в системе координат любого образованного человека, такие же как Библия, египетские пирамиды и Статуя Свободы. Наследие да Винчи изучено вдоль и поперек, благо картин он оставил не так много, и найти что-то новое чрезвычайно трудно. Но когда кому-то это удается, как не назвать это сенсацией. Сенсацией, впрочем, пока не состоявшейся.
Леонардо да Винчи не был плодовитым художником: он предпочитал инженерное дело и науку, а картины и фрески писал редко и подолгу. Поэтому до наших дней дошло лишь около двух десятков его крупных работ, причем подлинность большинства из них вызывает сомнение у специалистов. Одни искусствоведы тратят годы на то, чтобы подтвердить авторство Леонардо, другие с ними настойчиво спорят, но к определенному выводу удается прийти нечасто. Шедевры, подлинность которых не вызывает нареканий, давно известны - "Мона Лиза", "Мадонна в скалах" и "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом" в Лувре, "Благовещение" и "Поклонение волхвов" в Уффици, "Тайная вечеря" в церкви Санта-Мария-делле-Грацие - вот, в общем-то, практически и все.
В связи с этим обнаружение считавшейся утраченной картины "Спаситель мира" (масло на панели, 66 на 47 сантиметров) имеет огромное значение для истории искусства. Если верить журналу ARTnews, разнесшему новость о находке, сомнений в подлинности этой работы почти нет: она была подтверждена крупнейшими экспертами по Леонардо, в том числе (неофициально) оксфордским профессором искусствоведения Мартином Кемпом, который посвятил жизнь изучению творчества великого живописца и приложил руку к доказательству подлинности другой его картины - "Портрета дамы с горностаем".
"Спаситель мира" был написан Леонардо в период с 1506 по 1513 год по заказу короля Франции Людовика XII. На картине изображен Иисус Христос, поднимающий правую руку в жесте благословения, а в левой несущий державу, символ Земли. Этот сюжет был популярен у европейских художников XV-XVI веков; "Спаситель мира" есть и у Яна ван Эйка, и у Альбрехта Дюрера, и у Тициана, картина которого хранится в Эрмитаже. Что касается работы Леонардо, то о ее существовании до недавнего времени свидетельствовали лишь красочное описание, сделанное Джорджо Вазари, и несколько более поздних гравюр с картины, в частности работа Вацлава Холлара.
Обнаруженный Саймоном оригинал "Спасителя мира" кисти Леонардо да Винчи до реставрации, фрагмент |
Несложно представить, что Кук и эксперты, с которыми он консультировался, не смогли разглядеть в картине настоящего Леонардо. Как это часто бывает с работами старых мастеров, за несколько сот лет существования картина наверняка неоднократно реставрировалась, и каждый новый слой краски делал черты оригинала все менее различимыми. Кто приобрел картину, неизвестно - скорее всего, она была куплена для частной коллекции, где и хранилась до начала 2000-х годов.
В 2004 году нью-йоркский арт-дилер Роберт Саймон обнаружил картину на распродаже имущества - что это был за аукцион и где он проходил, неизвестно. Саймон заподозрил, что перед ним может быть утерянный оригинал "Спасителя мира", и в результате картина была приобретена группой арт-дилеров (за какую сумму - опять же неясно, но судя по тому, что в одиночку Саймон купить ее не смог - цена была не символическая) и отправлена на реставрацию. Многочисленные предыдущие реставрации, зачастую проводившиеся с использованием некачественных материалов, сильно видоизменили картину - изображение потемнело и потрескалось.
Когда картину удалось очистить от следов работы реставраторов, Саймон отдал ее на экспертизу сначала в музей Метрополитен, затем в Музей изящных искусств в Бостоне, а потом в лондонскую Национальную галерею. Представители этих музеев отказались давать официальные комментарии о подлинности картины, однако многие опрошенные ARTnews на условиях анонимности эксперты, в том числе сотрудник Метрополитена, сошлись во мнении, что перед ними оригинал "Спасителя мира". Вскоре в этом сможет убедиться и публика - в ноябре 2011 года заново отреставрированная картина будет представлена на посвященной Леонардо выставке в Национальной галерее.
Другой "Спаситель мира" |
Существует еще один "Спаситель мира" да Винчи, претендующий на звание оригинала. Он долгое время принадлежал французскому аристократу маркизу де Гане (Жан-Луи де Гане), который на протяжении многих лет доказывал подлинность картины, в том числе и научными методами. По его утверждению, картина была приобретена в начале XX века его предками и с тех пор передавалась по наследству в его семье. Эта версия "Спасителя мира" до недавнего времени хранилась в коллекции аристократа в Париже, но несколько лет назад была продана на аукционе в Нью-Йорке за несколько сотен долларов. По всей видимости, де Гане так и не смог никого убедить в том, что владел оригиналом да Винчи. |
Ведь если взглянуть на эту историю со стороны, в ней слишком много неувязок. Ни один источник, кроме ARTnews, не сказал ни слова о "Спасителе мира". Не сказал не только сейчас, в начале июля 2011 года, но и за все те годы, которые прошли со дня обнаружения полотна на аукционе, загадочность которого заслуживает отдельного внимания. Упорное молчание, которое хранят все видевшие картину эксперты, также наводит на мысль о том, что им есть что скрывать. Думается, если бы настоящий Леонардо был найден, из этого не стали бы делать большую тайну - зачем?
Однако наиболее твердую почву для сомнений дает тот факт, что ни владельцы картины, ни эксперты в своих заявлениях не ссылаются на научные данные. Именно с помощью науки - синхротронного рентгеновского облучения, анализа мазков, мультиспектрального анализа и других методов - доказывают подлинность того или иного произведения искусства. В отличие от "Спасителя мира", обнаружение которого преподносится как одно из величайших открытий в истории искусства, доказательство подлинности "Портрета дамы с горностаем" было основано именно на научных данных. И объявлено о находке было только тогда, когда исследователи получили очень веский аргумент, найдя на картине отпечаток пальца Леонардо.
В статье для L'Osservatore Romano, официальной газеты Ватикана (где с наследием Леонардо шутить не привыкли), историк искусств и один из ведущих мировых экспертов по жизни и творчеству да Винчи Карло Педретти называет сенсационную находку "продуманной маркетинговой операцией". По его словам, одного взгляда на картину достаточно, чтобы все стало понятно. Интересно, найдется ли у Саймона и всех, кто его поддержал, что на это сказать.
0 comments :
Отправить комментарий
Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".
Тэги, допустимые в комментариях