Мало кто знает, что около полувека назад советскими конструкторами почти подпольно был произведен автомобиль, который не только привел в восторг автомобильного короля Генри Форда II, но и собрал множество наград в Европе. То был микроавтобус повышенной комфортности ЗиЛ-118 «Юность».
В середине пятидесятых годов в СССР происходят большие изменения. Монументальный слоган «У советских собственная гордость» сменяется куда менее патриотичным «Догоним и перегоним Америку». Отражение это находит не только в стремительном желании первыми покорить Космос и Арктику, но и обзавестись автомобилями, не уступающими своим зарубежным аналогам. За разработку нового автомобиля представительского класса берется завод имени Лихачева. По сценарию, новый ЗиЛ-111, приходящий на смену ЗиС-110, предназначался только для чиновников высшего ранга и модифицированию не подлежал.
Меж тем, для рядовых сотрудников завода ЗиЛ такая перспектива ничего хорошего не предвещала. Если ЗиС-110 выпускался относительно большим тиражом и служил также народному хозяйству в качестве такси и «скорой помощи», то ожидаемые объемы выпуска преемника были скромны - 15 автомобилей в год. А это означало сокращение штата и простой дорогостоящего оборудования.
Но не зря говорят, что русские люди смекалистые и из любой ситуации найдут выход. Так случилось и на ЗиЛе. Не имея ни государственного заказа, ни технического задания на проектирование, в 1959 году молодая инициативная группа сотрудников завода приступает к разработке на базе ЗиЛ-111 автомобиля повышенной комфортабельности принципиально нового класса и нарекает проект звучным именем «Юность».
Идея зиловцев заключалось в том, чтобы, по максимуму используя «начинку» правительственной машины, обойти ее государственный статус и создать многоместный и многофункциональный автомобиль. Такое решение несло в себе одно большое преимущество - при выходе на сколько-нибудь значимые объемы производства, серийный выпуск машины позволял значительно удешевить агрегаты для правительственных лимузинов. Однако на тот момент об этом мало кто задумывался, как не задумался и потом.
«Юность» собирали вручную, в свободное от основной работы время. Из-за отсутствия финансирования автомобиль создавался «с чистого листа» и без права на ошибку. Главное, на что делали упор разработчики – это комфорт водителя и пассажиров, которых в автобусе могло разместиться 17 человек. И это было достигнуто с блеском. Кузов автомобиля получил большие панорамные стекла, что обеспечивало великолепный обзор. В потолке был оборудован огромный сдвижной люк, в салоне был установлен радиоприёмник, для каждого пассажира был сделан индивидуальный свет, пепельница и крючок для одежды. Микроклимат в салоне поддерживали эффективные системы отопления и вентиляции.
На создание первого опытного образца ушло около двух лет. В марте 1962 года «Юность» успешно прошла дорожные испытания на северо-западе и юге страны, в сумме преодолев несколько десятков тысяч километров. По случаю успеха, директор ЗиЛа направил в Госкомитет по автоматизации и машиностроению Совета министров СССР предложение, в котором обосновал необходимость финансировать серийное производство нового семейства легковых автомобилей. Наряду с правительственными ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117, в нем был заявлен и ЗИЛ-118. В документе отмечалось, что производство «Юности» могло достигнуть уровня рентабельности уже при производстве 2000 автомобилей в год, а общая потребность в машинах такого класса на внутреннем и внешнем рынках оценивалась в 4000-6000 автомобилей в год. Подобные письма директор завода отправлял почти каждые три года, но они так и не находили должного ответа.
Впрочем, зиловцы рук не опускали. В середине 60-х на заводе разрабатывается вариант «скорой помощи» на базе «Юности». Это был первый в нашей стране реанимобиль, предназначенный не только для транспортировки больного в клинику, но и позволяющий делать операции прямо внутри автомобиля. Для этого центральная часть крыши была сделана подъемной, что давало возможность врачам работать, стоя в полный рост. Любопытно, что «меха», соединяющие эту подъемную часть с крышей, были изготовлены на Московском заводе музыкальных инструментов. Подобного автомобиля в стране тогда просто не существовало. К сожалению, далее двух экземпляров дело не пошло.
Пожалуй, триумфальным для «Юности» стал 1967 год. Машина в составе советской делегации принимала участие в Неделе автобусов во французской Ницце. Суть мероприятия состояла в том, что члены жюри садились в автобус, на котором их везли по определенному туристическому маршруту. Эксперты были призваны оценивать не только организацию туристических услуг, но и само средство передвижения. Именно «Юности» было суждено стать главным открытием фестиваля. В ее копилке оказались самые значимые награды. В частности, большой приз конкурса - кубок Оргкомитета - машина получила по совокупности тягово-скоростных свойств, уровню внешнего шума и плавности хода. Всего же «Юность» привезла с этих соревнований 12 призов в различных номинациях, что не удавалось сделать ни одному отечественному автомобилю ни до, ни после «Юности».
Казалось бы, последней каплей «за» серийное производство «Юности» мог стать визит в СССР в 1970 году внука Генри Форда. Когда заокеанскому гостю продемонстрировали ЗИЛ-118, автопромышленник сразу предложил продать ему техническую документацию и лицензию на этот автомобиль, дабы производить его в Америке под маркой Ford или, в крайнем случае, наладить совместное производство. Вообще Генри-младшего так очаровал автобус, что он отказался от предоставленного в его распоряжение ЗИЛ-114, объяснив это так: «Пусть лимузином пользуется моя дочь, а я буду ездить на «Юности», которая нисколько не хуже». Как можно догадаться, в Америку Форд вернулся ни с чем – в каком-либо совместном производстве ему было отказано.
В последующие годы «Юность» модернизируют, слегка меняют внешний облик и присваивают индекс 118К. Машина выпускается штучно. Всякие попытки поставить «Юность» на конвейер не находят понимания. В 1993 году под индексом ЗиЛ-3207 выпускается самая большая партия автобусов в количестве 12 штук. В 1994 году машина получает оптику от ВАЗ-2105 и пластмассовую решетку радиатора. На этом история автобуса заканчивается. Всего за 32 года было выпущено около ста экземпляров.
О том, в чем состояла уникальность «Юности» и почему в итоге автомобиль так и не стал серийным корреспондент «Свободной прессы» решил поговорить с сопредседателем Комитета классических автомобилей Российской автомобильной федерации, знатоком автомобилей Владимиром Алексеевичем Киреевым.
«СП»: - Владимир Алексеевич, в чем по вашему состояла уникальность «Юности» в те времена?
- Автобус был построен на базе легкового автомобиля – это совершенно уникальная вещь. Впрочем, главное – это сам класс машины, тогда такой размерности автомобилей у нас вообще не существовало. Тогда ведь были, либо совсем маленькие микроавтобусы, либо большие – других тогда никто не строил. У «Юности» аналогов просто не было. Именно многоместный, комфортабельный автобус, с автоматической коробкой передач, который вмещал около двадцати человек, мог найти применение во многих сферах. И в качестве скорой помощи, и маршрутного такси, и машины для официальных делегаций или обслуживания туристов. И даже в качестве аэродромного перевозчика.
«СП»: - Тестировали ли «Юность» первые лица государства, как в наше время это делает Владимир Путин?
- Расскажу вам такой случай. Однажды, когда директор ЗиЛа в середине 70-х прилетал в Екатеринбург, его как, человека государственной важности, торжественно встречали в аэропорту «Кольцово». Среди встречающих были директор местного филиала ЗиЛа, а также секретарь Свердловского обкома компартии, коим в то время был Борис Николаевич Ельцин. Увидев, на какой машине встречали директора, будущий президент России сильно удивился. Узнав, что автобус наш, отечественный, Ельцин задал достаточно дилетантский вопрос: «До скольких разгоняется?». Ему ответили, что до 200-х. Не поверив, Борис Николаевич попросил покатать его по взлетно-посадочной полосе. Любопытно, что пока Ельцин тестировал «Юность» из-за занятой полосы диспетчеры не давали посадку самолетам, и они были вынуждены кружить над аэропортом.
«СП»: - Дошли ли до наших дней автобусы, которые были произведены в 60-х годах?
- Да, шесть штук. Например, один экземпляр находится Санкт-Петербурге. Этот автомобиль 1965 года выпуска был санитарный, затем был переделан и передан в Телецентр Ленинграда. Интересно, что именно с этого автобуса, который из-за соответствующей надписи на боку известен под названием «Телекурьер», велись все трансляции в городе, например, военные парады, 7 ноября. Благодаря мягкому ходу машины появилась возможность записывать телепрограммы прямо в движении. Любопытно, что для этого автобуса разрабатывали специально телекамеры «Волна», которые должны были соответствовать дизайну самой «Юности», то есть внешний вид телекамер проектировали с учетом дизайна самого автобуса.
Еще несколько автобусов находятся в частных коллекциях, один, например, в Эстонии в городе Тарту. Еще один экземпляр, седьмой по счету, я сейчас реставрирую.
«СП»: - По вашему мнению, почему «Юность» так и не стала серийным автомобилем?
- Я вам зачитаю один документ. Это распоряжение председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина от 27 апреля 1977 года. В нем говорится следующее: «Минавтопрому предусмотреть в техническом проекте расширение Московского автомобильного завода имени Лихачева создание мощностей по производству легковых автомобилей высшего класса ЗиЛ-114 и ЗиЛ-117 в количестве 50 штук и автобуса ЗиЛ-118 в количестве 2000 штук в год. Минавтопрому рассмотреть вопрос о начале строительства объектов для этих целей с проектами планов капитального строительства».
Как мы видим, необходимость и желание производить «Юность» была. Вот только возможности и денег для реализации этих планов так и не нашлось. Таковы были суровые реалии плановой экономики. Если бы проект был запущен, то он бы фактически дал старт производству легковых автомобилей ЗиЛ-114 и ЗиЛ-117, это бы позволило заложить фундамент, который бы, я не сомневаюсь, дошел бы до нашего времени. Тогда, как и в последние годы, российские автомобили представительского класса производились штучно, что приводило к их баснословной стоимости на выходе. Производить их было экономически нецелесообразно, если за эти же деньги можно купить «Мерседес». Именно поэтому сейчас, например, Владимир Путин ездит на зарубежных авто.
Техническая характеристика ЗИЛ-118 «Юность»:
Число мест: 17 + 1
Максимальная скорость: 120 км/час
Расход топлива: 26-28 л/100 км
Масса снаряженная: 3320 кг
Тормоза: рабочий колодочный, на все колеса, с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем
Коробка передач: гидравлический трансформатор (максимальный коэффициент трансформации 2,45),
работающий совместно с двухступенчатой планетарной коробкой передач
Двигатель: ЗИЛ-130 (ЗИЛ-509.10), V-образный, карбюраторный, восьмицилиндровый, мощностью 150 л. с.
0 comments :
Отправить комментарий
Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".
Тэги, допустимые в комментариях