Меню блога

4 августа 2011 г.

Цветы для великой балерины. Алисия Алонсо из Кубы снова в Москве.

-Alicia-Alonso-


Переполненный зал громом оваций стоя приветствовал появление в центральной ложе невысокой изящной женщины. Легендарная прима-балерина Национального балета Кубы Алисия Алонсо снова в Москве. В конце 2010 года глава Фонда Галины Улановой Владимир Васильев вручил ей премию «За беззаветное служение искусству танца». Тогда она пообещала еще раз выйти на сцену Большого театра, чтобы приветствовать российских зрителей. И слово свое сдержала.

Ей 90 лет. Даже более молодые люди не решаются на 13 часовой перелет над Атлантикой. Она прилетела. Ради единственного концерта. Встретиться с городом, который хорошо знает и любит. Представить новому поколению москвичей юных звезд современного Национального балета Кубы. Чтобы не прервались традиции. Чтобы продолжалась дружба.
Она ни слова не сказала об утомительности путешествия. Вряд ли человек с таким чувством долга и мужеством хоть раз в своей жизни принял во внимание физические трудности или личное неудобство. Ее волновало другое:
«Я столько раз здесь бывала, но всегда казалось, что недостаточно. Каждый раз, когда я приезжала, я получала в ответ огромную любовь и уважение русской публики, нежность и заботу коллег-артистов. Но сегодня у меня странное, двойственное чувство. Конечно, желание приехать в Россию не стало слабее, но время идет, и мне грустно, что по разным причинам я не смогу увидеть многих своих друзей».
О ее профессионализме и мастерстве ходят легенды. Но только Prima Ballerina Absoluta в истории и жизни Острова Свободы - это не просто величайшая, несравненная балерина. Национальным достоянием ее сделала активная гражданская позиция, беззаветное служение народу Кубы. И это не высокие слова.
Алисия Мартинес дель Ойо родилась в Гаване 21.12.1920 года. «Я всегда была балериной... В детстве, чтобы заставить меня угомониться, был только один способ - запереть меня в комнате, где играет музыка. И все знали, что я ничего не натворю там, потому что я танцую. В то время я еще не знала, что такое балет. Делая разные движения, я воспроизводила в танце то, что чувствовала».
В те годы на Кубе не было своей балетной труппы. Иногда выступали заезжие артисты:
«На Кубу время от времени приезжали небольшие балетные труппы и многие известные солисты побывали на Кубе: чтобы попасть в Северную Америку они доплывали до Кубы, многие путешествующие на морских лайнерах делали пересадку на острове. Например, Анна Павлова раза три была» - рассказывает Алисия Алонсо. Конечно, попасть на эти выступления могли только богатые люди. Позволить себе купить билеты на выступление заезжей звезды мог далеко не каждый кубинец.
В одной частной компании в Гаване в те годы давали уроки театральной игры, учили играть на гитаре, оперного пения. Здесь же, когда появился преподаватель, были открыты курсы балета. Николай Яворский приехал на Кубу с оперной труппой Рубинштейна, остался здесь и был первым учителем балета на Острове. Он давал уроки детям. К счастью для кубинского и мирового балета родители Алисии были в состоянии оплатить дочери занятия танцами.
В 9 лет после своего первого урока в школе русского балетмейстера девочка поняла, что балет - это вся ее жизнь. От желания выражать свои чувства танцевальными движениями она переходит к стремлению стать настоящей балериной. Вскоре вся семья переехала в Соединенные Штаты. Свое образование Алисия Мартинес дель Ойо продолжила у Энрико Занфретты, Александры Федоровой и других ведущих профессоров Школы американского балета.
Ее профессиональный дебют состоялся на Бродвее в 1938 году. Она танцевала в музыкальных комедиях «Важная дама» и «Звезды в твоих глазах»Через годприсоединилась к труппе American Ballet Caravan (ныне New York Citi Ballet). В 1940 году вошла в состав новой, только что образовавшейся труппы Ballet Theatre of New York. Именно здесь к ней пришла известность как несравненного интерпретатора величайших балетных произведений романтического и классического репертуара. В этот период она сотрудничает с такими выдающимися представителями хореографии ХХ века как Михаил Фокин, Джордж Баланчин, Леонид Мясин, Бронислава Нежинская, Энтони Тюдор, Джером Роббинс и Агнес де Миль.   Даже из неполного списка перечисленных здесь имен понятно, что влияние русской балетной школы на формирование молодой балерины было огромным. Алисия Алонсо никогда этого и не отрицала. К 20-летний немыслимо талантливой танцовщице пришла всемирная известность. Будучи прима-балеринойAmerican Ballet Theatre она объехала с гастролями множество стран Европы и американского континента. Сколько людей во всем мире посчитало бы, что жизнь удалась? Сосредоточилось бы на карьере, совершенствуя профессиональное мастерство?
Но уже в это время у гениальной танцовщицы появилась мечта – создать национальный кубинский балет. Ей хотелось славы не для себя – для своей страны.
Поэтому в 1948 году она возвращается на Кубу и вместе с мужем Фернандо Алонсо организовывает свою школу танца (Alicia Alonso Ballet Company), которая со временем и стала Национальным балетом Кубы. До прихода к власти Батисты была небольшая дотация государства, остальные средства на развитие театра вкладывала сама Алисия Алонсо. Батисте, насаждавшему в стране культуру вашингтонского разлива, Национальный балет был не нужен. К тому же Алисия Алонсо не раз выступала с резкой критикой диктатора. Государственное финансирование театру было прекращено. Видимо, мировая известность Алисии Алонсо спасла ее от физической расправы: Батиста отправил на тот свет 20 000 соотечественников, несогласных с проводимой им «государственной» политикой. Диктатор предложил Алисии Алонсо стипендию в 500 пессо ежемесячно. Во всем мире до сих пор это расценивают, как попытку купить лояльность великой балерины, заставить ее замолчать.
alonso1Ответ Алисии был таким:
«Объявив о прекращении выделения той суммы, которую кубинский балет получал от государства,  Вы объявили мне, что рекомендовали министру образования включить моё имя (или имя балетной академии Алисии Алонсо) в список субсидируемых институтов, в целях чего выделена сумма в 500 песо… Позвольте мне, отвергнуть такое решение… Мы работали не для того, чтобы получать ежемесячную сумму денег, а с более широким горизонтом: а именно реализовывать на поле балета культурную работу исторического характера… То, что Вы предлагаете, больше походит не то на подачку, не то на взятку
И Алисия закончила своё письмо: «У нас есть вера в народ Кубы, и мы уверены, что, защищая своё легитимное право на культуру, он поддержат нас, чтобы предотвратить выкорчёвывание этого артистического искусства». Гавана, 15 августа 1956 года.
Запланированное прекращение официальной финансовой поддержки обозначило немедленное исчезновение кубинского балета… Это был, на самом деле, не первый случай, когда правительственные органы запрещали или атаковали подлинные сокровища культуры страны.
Кубинская пресса опубликовала яростные декларации протеста, подписанные Федерацией университетских студентов (FEU): «Финансирование кубинского балета прекращено режимом Батисты в отместку за мужественное поведение Алисии Алонсо и других художественных руководителей кубинского балета в ответ на намерения режима, который под реакционным предлогом так называемого «нейтралитета культуры» попытался добиться сотрудничества со стороны балета и других кубинских организаций культуры, чтобы «превратить их в агентства на службе у ненавистного режима».
Так же, на Алисию Алонсо была заведено досье в Бюро подавления коммунистической деятельности (BRAC) и в Службе военной разведки (SIM), двух наиболее репрессивных органах диктатуры. На балерину обрушились публикации, оплаченные диктатором:
Еженедельник «Gente» опубликовал статью под названием «Красные подстилки».
«Tiempo» (газета Роландо Масферрера, главы «Masferrer Tigers», который пролил реки крови в Ориенте): «За то, что они делают, и за приносимую ими культурную выгоду, вполне достаточно 500 песо».
«Avance»: «Честно говоря, трудно понять, как государство могло в течение такого долгого периода продолжать произвольно субсидировать то, что ничего не даёт Кубе».
«Кубинский балет под руководством Алисии Алонсо состоит почти целиком из коммунистических элементов»…
Народ был полностью на стороне Алисии. 15 сентября 1956 года, казалось, вся нация приветствовало ее на университетском стадионе.  Кульминацией события стало исполнение  Алисией Алонсо «Умирающего лебедя»  Сен-Санса. Это было так символично… Она получила одну из самых продолжительных и бурных оваций за всю свою карьеру.
К удивлению всех, скрывавшийся лидер FEU Фруктуосо Родригес появился перед огромной толпой, чтобы выразить солидарность с балетом – и, по случаю, жёстко раскритиковать диктатуру. Через несколько месяцев он был убит головорезами, работавшими на охранку.
Алисия дала ещё одно представление в театре в Sauto Theater в Матансасе, где обратилась к народу. Вскоре она покинула страну. Кубинский балет был расформирован.
Синим цветом в статье выделены отрывки из недавно вышедшей на Кубе книги «Why the Cuban RevolutionThe true of the Fulgencio Batista dictatorship» («Почему Кубинская РеволюцияПодлинная история диктатуры Фульхенсио Батисты»). Книга является ответом на непрекращающиеся информационные атаки Вашингтона и попытки «пересмотреть» историю Кубы: мол, Батиста был не святой, но Кубу любил, уважал Хосе Марти, просто с Фиделем во взглядах разошелся; еще вопрос при ком на Кубе лучше жилось…  В книге более 200 страниц документов, фотоматериалов, убедительно свидетельствующих о кровавых злодеяниях режима Батисты и о том, что у кубинского народа не было другого выхода, кроме как свергнуть этого диктатора силой. Среди страшных фотографий и рассказов об истерзанных людях и голодных, оборванных детях – несколько страниц посвящены Балету Алисии Алонсо.Закрытие Кубинского Балета – одно из преступлений диктатора перед Кубой. В настоящее время книгу переводит наш товарищ из Рабочего университета – Виталий Першин. Мы будем выкладывать материалы из этой книги в интернет по ходу завершения работы – Ред.
Алисия Алонсо была вынуждена вернуться в США. Прославленной балерине не составило труда найти работу. Но кто сейчас скажет, чего стоили ей крушение дела всей жизни и расставание с Родиной. Факт остается фактом – именно в эти годы у великой балерины начинает стремительно ухудшаться зрение. Как многие и многие эмигранты она продолжает болеть душой за свою любимую Кубу. Служит ей истово своим искусством и словом.
«В тот самый день, 1 января 1959 года (дата победы Кубинской Революции – Ред.),в Чикаго, я пообещала компаньерос из революционного движения, что пойду в телевизионную студию и выступлю перед публикой по поводу той опасности, которая существует для кубинской молодёжи в процесса подавления батистовских головорезов, чья криминальная практика возрастала по мере того, как режим начал терять почву… Ранним утром я была уже готова, когда кто-то сказал мне: «Батиста бежал, повстанцы в Сантьяго, диктатуре конец».
Я почувствовала внутри себя что-то огромное, как будто внутри моего сердца была Куба».
Балет на Кубу вернула Революция. Вскоре после победоносного вступления в Гавану Фидель написал Алисии Алонсо и попросил вернуться. Заголовки газет были единодушны: « Лебедь возвратился в Гавану»
Уже 2 февраля 1959 года, возвратившись на любимую родину, кубинский балет выступил в честь Революционной армии и революционного правительства.
В том же году кубинский балет был реорганизован из числа лучших танцовщиков, которые участвовали в нём до расформирования. 20 мая 1960 года был принят закон №182, гарантирующий постоянную поддержку Национального кубинского балета.
Тогда же Алисия Алонсо стала искать талантливых танцоров по всей стране. Ее не пугало отсутствие у них хореографического образования. Кубинцы удивительно музыкальны и пластичны. Очень любят танцевать. И новый кубинский балет рождался как синтез классического и народного танца. В фантастически короткий срок Алисия поднимает юный кубинский балет до уровня мирового балета с вековыми традициями.
Она оказалась не только талантливой балериной и создателем неповторимой балетной школы. У нее была еще одна мечта и она претворила ее в жизнь: балет Кубы должен стать истинно народный. «Балет перестает быть искусством для избранных, он рождается в народе и идет к нему, выполняя свое основное назначение: преобразовывать действительность», - говорила великая балерина.
alonso2
1961 году Фидель встречался с кубинскими артистами и интеллектуалами. Его слова были такими:
«Люди являются главной целью, мы должны думать о людях прежде, чем о себе, и это – единственное отношение к ним, которое может быть по-настоящему определено как революционное отношение
И это – учение, которое мы можем предложить новым поколениям артистов и студентов искусства, в нашей стране и во всей Америке».
Алисия Алонсо многие годы работала для того, чтобы балет был доступен каждому кубинцу. После революции это перестало быть вопросом достатка – плата за посещение культурных и спортивных мероприятий на Кубе символическая. «...Если зритель не может пойти на балет, балет сам идет к зрителю - туда, где нет театров, где спектакль идет под открытым небом. ...Теперь мы можем ездить на фабрики, поля. У нас есть все для этого. Созданы передвижная сцена, оборудование, осветительная аппаратура».
Алисия Алонсо не раз приезжала в Страну Советов на гастроли. Выступала и с ведущими солистами Большого театра. За последние дни мы прочитали очень много о вкладе Алисии Алонсо в развитие балета. Это мнения специалистов, но даже непосвященный может, посмотрев видеозаписи ее выступлений, убедиться, что она танцевала великолепно, божественно. И практически в полной темноте.
Слепота наступала. Остановить ее врачи были бессильны. Ее творчество – подвиг равный карчагинскому. Специальный софит бил в центр сцены. Это была единственная подсказка великой балерине. Танец рождался в душе, жестко контролировался сознанием. Многие партнеры даже не догадывались, что она их практически не видит. Труднее было за кулисами. Небрежно брошенный реквизит не раз становился причиной падения, травм. Но она поднималась и выходила на сцену к ожидавшим и обожавшим ее зрителям.
Говорят, что одна из причин ее успеха – тщательная проработка образа, проникновение в мир героя. Она очень тонко и глубоко работала над своими ролями. В период подготовки к "Жизели", где есть сцена сумасшествия, Алисия Алонсо посещала психиатрический госпиталь, беседовала с врачами, наблюдала больных.
Возможно, что благодаря этой глубине проникновения в образ Алисия открыла новое свойство балета - способность излечивать некоторые заболевания. Она заметила, что танец помогает контролировать работу мышц, и решила использовать балет в качестве терапевтического средства для лечения эпилептиков, астматиков, людей с физическими недостатками, влияющими на психику. Так появилось новое направление в искусстве – психобалет, - еще одно достижение великой танцовщицы.
Говорят, что причина ее успеха в фантастической работоспособности. Это сомнению не подлежит. Вряд ли хоть один лодырь в мире смог реализовать свой потенциал. Алисия Алонсо не раз называла себя «чернорабочим балета». Говорят, что именно это качество позволило ей выступать до 75 (!) лет. Только думается, что все же главным здесь оказалась не любовь к сцене. 20 лет назад рухнула система восточно-европейского социализма. Куба оказалась в еще более полной изоляции, чем даже в первые годы после победы Революции. Возможно, балерина и ушла бы на заслуженный отдых. Но патриот и гражданин – нет. Ее имя, ее творчество, ее авторитет в мире могли помочь прорвать удушающее кольцо блокады. И она продолжала танцевать во имя национального спасения.
Говорят, что причина ее творческого долголетия в постоянной поддержки Фиделя Кастро. Вот удивили! А как могло быть, чтобы люди настолько близкие по духу, обожающие свой народ, готовые на каторжный труд и на подвиг во имя его процветания не уважали и не поддерживали друг друга?!
Многие годы Алисия Алонсо была вице-президентом Российско-кубинского общества дружбы. По сей день она служит послом мира и дружбы. По-прежнему борется во имя торжества справедливости. Так, весь свой огромный международный авторитет она использует для освобождения кубинской Пятерки антитеррористов. Широко известно ееприглашение президенту Бараку Обаме принять участие вместе со своей семьей в международном фестивале балета в Гаване, куда она просит его привезти с собой пятерых кубинцев, заключенных уже более 12 лет в тюрьмах США.
 alonso3
…Гала-концерт начался с документального фильма. Отрывки из выступлений великой балерины зал встречал овациями, словно она была на сцене, а не в ложе театра
Потом было феерическое выступление артистов Национального балета Кубы. Великолепные мастера исполнили фрагменты из "Лебединого озера", "Дон Кихота", а также оригинальные хореографические постановки. Например, знаменитый "Умирающий лебедь" Сен-Санса, которым когда-то Алисия Алонса прощалась с Гаваной, исполнял мужчина. Неожиданно, но очень впечатляюще. Лица танцоров обращены к ложе. Они танцуют для российских зрителей и в честь своего кумира, проложившего для них путь к сердцам россиян. Она не может их видеть, но в реакции зала ошибиться невозможно. В какой-то момент даже мелькнула шальная мысль – слава богу, что на Кубе живы традиции советского и российского балетного искусства; у них есть шанс пережить нынешнее безвременье и атаку всепроникающей пошлости. Но честь и славу отечественного балета тут же поддержали блистательные солисты ГАБТа Светлана Захарова и Андрей Уваров, исполнившие отрывок из "Кармен-сюиты». Потрясающий вечер! Непередаваемые эмоции!
Это было чистейшей воды случайностью, что когда в конце концерта Prima BallerinaAbsoluta поднялась на сцену к российским зрителям, в ее руках из множества цветов оказался букет от Рабочего университета им. И.Б. Хлебникова. Так хочется верить, что она почувствовала через эти цветы нашу любовь и восхищение ею. Несравненной Великой Балериной и Человеком с Большой Буквы.
Елена Ложкина

0 comments :

Отправить комментарий

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях