Меню блога

26 сентября 2011 г.

Тандем рокировался

Вот уже второй российский президент уходит в добровольную отставку, уступая трон Путину. Но если Ельцину оставалось царствовать всего лишь полгода, то Медведев отказался от целых шести лет! Может, и впрямь правы конспирологи, и здесь действует некий всемогущий тайный Орден, ставленником, а то и Великим магистром которого является Путин?
Как бы то ни было, но факт остается фактом. Партия, выдвинувшая Медведева своим первым номером на думские выборы, а Путина – в президенты, была абсолютно не в курсе собственного решения вплоть до момента его оглашения. По окончании заседания аппаратчики «Единой России» даже и не пытались сделать вид, что оно вызрело в недрах партии. Все они, не исключая, кажется, и самого Грызлова, лишь на съезде узнали, что их список возглавит Медведев, а Путин пойдет в президенты. В этом признался журналистам секретарь ЦИК «Единой России» Воробьев: «Это происходило на ваших глазах». Но при этом заверил, что партийцев не обидело то, что их лидер партии не посоветовался с коллегами, прежде чем озвучить свое решение, ибо оно «замечательное, серьезное, стратегическое, судьбоносное».
Впрочем, в широком плане это событие было вполне предсказуемо еще с того момента, как Путин, сделавшись премьер-министром, не стал выезжать из президентской резиденции в Ново-Огареве, а для Медведева оборудовали другую. Иное дело, что никто не ожидал, что судьбоносное решение будет объявлено уже на первом этапе съезда. Один довольно известный политолог, бывший гостем съезда и сидевший позади ораторской трибуны, свидетельствует, что целые фрагменты выступлений Путина были написаны от руки им самим. А в бюллетени для тайного голосования фамилия Медведев была внесена прямо на съезде. Налицо явная спешка, а спешка бывает обычно в тех случаях, когда судьба задуманного дела висит на волоске.
Что-то там случилось, и следы этого «чего-то» видны в стенограмме. Предложив Медведева первым номером в предвыборный список, Путин объяснил: «Хочу прямо сказать, что договоренность о том, что делать, чем заниматься в будущем, между нами давно достигнута, уже несколько лет назад». Но если договоренность достигнута давно, то почему нельзя было сказать о ней «прямо» уже тогда? Чтобы не превращать Медведева в «хромую утку» сразу же после избрания?
Дело, кажется, в другом: все последние три с половиной года не было у Путина твердой уверенности, что Медведев будет договоренность соблюдать. И правильно, что не было, – никому, никогда ни в чем не доверять – это профессиональная обязанность «чекиста». Поэтому Путин вынужден был дополнительно подстраховаться и еще раз простимулировать своего младшего коллегу: «У нас с Дмитрием Анатольевичем есть и другие предложения, касающиеся будущей конфигурации властных полномочий, и я буду просить Дмитрия Анатольевича сказать в том числе и об этом в ходе его сегодняшнего выступления». Просьба, более похожая на ультиматум: не забудь сказать, чего тебе велено!
Зачем же приказ нужно было повторять публично? Очевидно, затем, чтобы не оставить Медведеву никакого иного выхода. Ведь стоило президенту просто поблагодарить за оказанное высокое доверие и сесть на место, и съезд пошел бы дальше по совершенно иному руслу, и дальнейшая программная речь Путина стала бы совершенно неуместной. И что дальше – душить Медведева шарфом и бить табакеркой в висок, как Павла I? Мировая общественность не поймет.
Но Медведев не дал к этому повода. Кратко поблагодарив за предложение (которое еще не обсуждалось и не голосовалось), он тут же выдвинул Путина в президенты, а сам согласился возглавить правительство. И еще раз с нажимом повторил слова Путина: «То, что мы предлагаем съезду, это глубоко продуманное решение. И даже больше, мы действительно обсуждали этот вариант развития событий еще в тот период, когда сформировался наш товарищеский союз». (Сразу вспомнился тост, произнесенный наивным Моцартом: «За дружеский союз, связующий Моцарта и Сальери!»)
По поводу произошедшего озвучивающий позицию РПЦ известный протоиерей Чаплин буквально умилился: никогда еще в истории России высшая власть в государстве не передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески! Это настоящий пример доброты и нравственности в политике!
Совсем иные чувства это событие вызвало в стане «лояльных либералов», группирующихся вокруг медведевского Института современного развития (ИНСОР). Там царит глубокий траур. Еще бы, за две недели – два таких нокаутирующих удара! Сначала Прохорова вытурили из «Правого дела», а теперь и Медведеву велели подвинуться. Надежды на новый тандем «Медведев – президент, Прохоров – премьер» развеялись аки дым, не успев сгуститься. Медведев оказался политическим слабаком, не способным даже на такую мелочь, как предательство своего шефа.
Зато, по мнению главы Фонда эффективной политики Павловского, Медведев предал и оскорбил 52 миллиона голосовавших за него граждан, и это его политическая капитуляция. Помощник Медведева Дворкович написал в своем микроблоге: «Да уж, нет поводов для радости. На малой спортивной арене «Лужников» лучше играть в хоккей». Наконец, министр финансов Кудрин, бывший в тот момент в Вашингтоне на встрече министров финансов «двадцатки», заявил, что не будет работать в правительстве Медведева, даже если получит такое предложение. У него, мол, есть разногласия с ним по экономической политике. В словах Кудрина сквозила явная досада – будто пост премьер-министра первоначально был обещан ему.
Люди из околокремлевской тусовки уверяют, что Медведеву очень хотелось пойти на второй срок, но ему этого просто не позволили. На съезде Путин утешал его от своего собственного и его имени: «и я, и Дмитрий Анатольевич считаем, что это далеко не главное, кто и чем будет заниматься и кто на каких местах будет сидеть». Но если это не главное, то зачем тогда пересаживаться? В чем тут дело – неужели только в личном властолюбии Путина?
Думается, что копать нужно глубже. Просто гигантская бюрократическая машина, прежде всего силовая («Орден», о котором я упомянул в начале), предпочла Путина как лидера, еще более слабого и легче управляемого, чем Медведев. У Медведева за три с половиной года президентства возникли какие-то совершенно непонятные «Ордену» амбиции, потенциально угрожающие «стабильности» нефтегазового царства, ИНСОР, «Сколково», реформа МВД, «модернизация» и т.п. А у Путина никаких амбиций, кроме личных, а потому и не опасных для бюрократического всевластия, отродясь не бывало.
А что же «правящая партия» с ее «народным фронтом», «праймериз» и якобы широчайшим обсуждением предстоящих решений в партийных низах? Она рукоплескала. Медведев объяснил на съезде: «то, что мы довольно долго не объявляли публично свою позицию по сценарию выборов, я надеюсь, вы нас поймете, это вопрос политической целесообразности, вопрос следования законам политического жанра именно в нашей стране». Какие же законы политического жанра должны, по мнению Медведева, действовать «именно в нашей стране»? Все те же, стародедовские. Ходить по струнке и затаив дыхание ждать начальственных распоряжений, а при их поступлении кричать «ура!» независимо от содержания. Сколько раз мы это уже проходили! Напомню горькие строки Твардовского о поздних сталинских временах:
…в чинном зале
И рта открыть ему не дав,
Уже, вставая, восклицали:
– Ура! Он снова будет прав...
А дальше – больше, но хуже. Но если при Сталине искренний энтузиазм еще был, то при Хрущёве все больше обнаруживался, как говорил Ленин, «наплевизм». Кукуруза – так кукуруза, химизация – так химизация! Догоним Америку по молоку и мясу, берегись корова из штата Айова? Ясное дело, берегись! Все в точности повторилось теперь на съезде «правящей» партии. Однако дальнейшая судьба Хрущёва, равно как и Горбачёва, показала, чего на деле стоит этот «профессиональный энтузиазм». Феерическое шоу в Лужниках наглядно доказывает, что правящий режим уже близок к роковой черте.

Александр ФРОЛОВ.  http://www.sovross.ru/

0 comments :

Отправить комментарий

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях