Последние дни были особенно богаты на события вокруг дела Воислава Шешеля. 31 октября был вынесен новый приговор по т.н. «неуважению к суду», согласно которому Шешель, находящийся в тюрьме девятый год, получил новый срок – 18 месяцев тюрьмы. Кроме того, его лишили свободного общения с его юридическими советниками. Затем 4 ноября против него было выдвинуто ещё одно обвинение опять-таки в «неуважении к суду», и к этому добавилось давление на семью подсудимого…
Шешель, находясь в тюрьме Гаагского трибунала, написал несколько книг. Особо выделяются книги о действиях судей К. Паркера, О-Гон-Квона, Я. Бономи, прокуроров МакФарлена и К. Даль. Эти книги показывают деятельность МТБЮ во всей её красе – и делают это подробно, на документах. По сути – эта самая полная летопись деятельности МТБЮ последних лет. Конечно, сочинительство подсудимого вызывает страшное раздражение у судей, но поделать они ничего не могут –
книги Шешеля состоят практически только из документов самого МТБЮ. Тогда было найдено весьма изуверское решение проблемы. Шешеля обвинили в том, что он в своих книгах раскрыл имена засекреченных свидетелей. На самом деле это не так, и Шешель это доказал на слушаниях в суде: в его книгах называются имена людей, но не говорится, что они и есть засекреченные свидетели по его делу.То, что прокуратура засекретила их имена, – это проблема прокуратуры, а не Шешеля. Однако повод был найден, и против подсудимого выдвинули сначала одно, а потом и второе обвинение. По первому обвинению Шешеля приговорили к 15 месяцам тюрьмы, а по второму – к 18 месяцам. Помимо того судебный процесс по основному обвинению всё ещё продолжается. И продолжается с не меньшими проблемами: прокуратура так и не смогла ничего доказать, свидетели обвинения проваливались один за другим. С целью сорвать представление защитной части процесса Шешелю отказываются финансировать его защиту. И вот 4 ноября трибунал выдвинул новое обвинение против него в неуважении к суду – на этот раз за то, что он не подчиняется требованиям убрать его книги со своего интернет-сайта. (1)
Вырисовывается тактика Гаагского трибунала. Во-первых, бесконечные обвинения в неуважении к суду заполняют вакуум на основном процессе: вроде бы заседания суда продолжаются. Вроде бы Шешеля судят… На самом же деле по основному обвинению процесс не проводится уже почти три года! За 2009 год было проведено всего двадцать два заседания, за 2010 – двадцать одно заседание, за 2011 год – восемь. Кроме того, большая часть этих заседаний была не заслушиванием свидетелей, а административными слушаниями. Таким образом, последние три года прокуратура не знает, что можно представить против Шешеля по основному процессу. Во-вторых, почти девять лет, которые политик уже провёл в тюрьме, видимо, решили «освятить» назначением ему постфактум наказания по искусственным параллельным процессам и таким своеобразным образом оправдать уже отнятые у него годы свободы.
Если внимательно ознакомиться с приговором Шешелю, можно ясно увидеть, что трибунал на самом деле волнует не столько раскрытие имён засекреченных свидетелей, сколько раскрытие совсем другой информации. Например, информации о том, что свидетель З. Ранкич изменил своё решение и отказался быть свидетелем обвинения, заявив, что будет свидетельствовать в защиту Шешеля. (2) Или о том, что свидетеля DS-2 прокуратура МТБЮ пыталась заставить дать ложные показания против Шешеля, несмотря на то что он предупредил трибунал, что будет свидетелем защиты. (3) Тем же угрозам подверглись и другие свидетели, в частности Н. Йович, Й. Гламошанин и ряд других. (4) Таким образом, Шешель раскрыл не секретные имена, а тёмную сторону деятельности МТБЮ.
Последний приговор от 31 октября в целом ставит ряд важнейших вопросов права. Главные из них – это использование секретных свидетелей и различное отношение к давлению на свидетелей в различных делах. Первая проблема – одна из главных для всего процесса Шешеля. Дело в том, что значительное число свидетелей обвинения были засекреченными. Их имена, лица и голоса (а порою и сами показания) неизвестны для публики. Официально это объясняется необходимостью «защиты» свидетелей. Однако возникает вопрос: защитой от кого? От Шешеля? Но он имена свидетелей знает. От его юридических помощников? Им имена также известны. От кого же тогда? Ответ ясен: от общественности, прежде всего сербской, от общественности государств бывшей Югославии. Ведь если свидетель скажет неправду, например то, что он присутствовал тогда-то в таком-то месте, то обязательно найдутся реальные свидетели, которые скажут: этот человек лжёт, его там не было, всё было по-другому. Именно этого и боятся в Гаагском трибунале, засекречивая всех подряд.
Кроме того, постоянная игра в «засекреченных» свидетелей создаёт у мировой общественности ложное представление об опасности обвиняемого, который якобы может мстить свидетелям, давшим показания против него, или оказывать на них давление через своих сторонников, находящихся на свободе. Однако за всю историю процесса Шешеля и даже за все время деятельности МТБЮ ни один свидетель, давший показания против обвиняемых-сербов, не пострадал. Ни один! Совершенно иная ситуация складывается на процессах в отношении обвиняемых – не сербов, прежде всего албанцев. Здесь свидетели находятся под постоянной угрозой смерти. В ходе процесса бывшего боевика ОАК Р. Харадиная было убито более десяти свидетелей, причём убивали так, чтобы не оставалось сомнений в том, какова причина убийства (прикалывали к телам записки соответствующего содержания). Однако сам Харадинай не только не был привлечён к ответственности за это, но даже, в отличие от обвиняемых-сербов, находился на свободе! Более того, по результатам процесса он был оправдан. Это означает, что не только свидетели, но и судьи МТБЮ боятся албанских боевиков, тем более их главарей. Это признаёт в своей книге и бывший главный прокурор МТБЮ К. дель Понте, которая прямо писала, что албанских обвиняемых боятся даже судьи.
Выдвинув 4 ноября против Шешеля новое обвинение в неуважении к суду – в связи с тем, что он отказывается снять свои «преступные» книги со своего сайта в Интернете, - трибунал решил оказать давление на семью Шешеля, в частности на его сына, который осуществляет оперативное управление сайтом отца. Распоряжение трибунала требует от Николы Шешеля снять книги с сайта и прямо угрожает ему в случае неповиновения наказанием в виде 7 лет тюрьмы и штрафом до 100 тысяч евро. (5) В трибунале знают, что самого Шешеля им не победить, поэтому и решено действовать посредством угроз его семье.
Наконец, ещё одним шагом на этом пути стало решение секретариата МТБЮ о лишении В. Шешеля привилегированного общения со своими юридическими советниками. Это решение - образец внеправовой расправы. Секретарь суда утверждает, что у него якобы имеются основания подозревать, что подсудимый использует привилегированные встречи со своими советниками для «облегчения распространения секретной информации на своём сайте в Интернете». (6) Это грубейшее нарушение норм международного права. В соответствии с рядом международно-правовых актов каждый обвиняемый имеет право свободного общения с адвокатом без присутствия каких бы то ни было иных лиц. Это право является минимальным, и никто не может лишить человека данного права. Даже суд, тем более секретарь! Аргументация, представленная секретарём МТБЮ, является не только внеправовой, а демонстративно внеправовой. Шешель лишается минимального права обвиняемого, гарантированного международным правом, только на том основании, что его подозревает секретарь трибунала. Разумеется, это не личная инициатива секретариата МТБЮ. Это общая политика трибунала.
Так всё-таки до каких пор Гаагскому трибуналу будет позволено издеваться над В. Шешелем и международным правом?
_______________________________
(1) Интернет-сайт Воислава Шешеля: http://www.vseselj.com/index.php?c=10.
(2) Prosecutor v. Vojislav Seselj, Public Redacted Version of "Judgement" Issued on 31 October 2011. Параграф 55.
(3) Там же. Параграф 61.
(4) Там же. Параграфы 60, 62, 63.
(5) In The Matter of Vojislav Seselj, Public Edited Version of “Second Decision on Failure to Remove Confidential Information From Public Website and Amended Order in Lieu of Indictment” Issued on 21 October 2011, 28 October 2011. Параграф
(6) См. пресс-брифинг МТБЮ: http://www.icty.org/sid/10842
И он, и Слободан Милошевич - преступники. И это совершенно ясно и без решения Гаагского трибунала. Они, как правители, несут ответственность за события, происходящие в их государстве и за действия своего государства на международной арене. Правда, таких и им подобных преступников пруд пруди и в Хорватии, и в Албании, и в Косово. Жалко только, что у трибунала до всех руки не дотянулись. Или силёнок не хватило разобраться по существу?
ОтветитьУдалить