Дмитрий ТЫМЧУК
6 декабря Вооруженные силы Украины отметили свое 20-летие. В одном из праздничных интервью министр обороны Украины Михаил Ежель заметил, что «безопасность государства – это вопрос не численности армии, а ее эффективности». Трудно спорить с такой констатацией очевидного. Но, в то же время, как раз по поводу эффективности украинской армии возникают очень большие вопросы. И начинаются они с одного из самых важных аспектов, определяющих облик армии – с имеющихся у нее вооружений и боевой техники.
Украинские Вооруженные силы на сегодня ярко демонстрируют интересный парадокс: при серьезной в мировых масштабах мощности оборонно-промышленного комплекса
страны, ее армия и флот в основном оснащены вооружением и военной техникой (ВВТ) еще советского производства. Собственно украинские разработки, вполне удовлетворяющие современным требованиям, за 20 лет существования ВС Украины составляют малую толику всего оружия, которым оснащены украинские военные. Остальное – советские образцы, прекрасно известные и в ВС России. Разве что иногда украинские оружейники предлагают различные модернизационные ноу-хау.При этом по видам Вооруженных сил складывается следующая картина.
Сухопутные войска
Наиболее многочисленный вид ВС имеет в качестве костяка механизированные и танковые войска, имеющие на вооружении танки Т-64Б, Т-64БМ, Т-72, Т-84 «Оплот», боевые машины пехоты и десанта БМП-1, БМП-2, БМП-3, БМД-2, бронетранспортеры БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-80, бронированные тягачи МТЛБ, боевые разведывательно-дозорные машины БРДМ-2.
Из всего этого добра официально именуются «новыми» танки Т-64БМ «Булат» и украинские танки Т-84 «Оплот», хотя и по ним есть вопросы. Например, танк Т-64БМ, не смотря на мощный пиар со стороны Минобороны, все же далеко не новый, база его в виде танка Т-64 - разработки 60-х годов прошлого века, на которую по разработанной конструкторами КП «Харьковское Конструкторское Бюро по Машиностроению им. А.А.Морозова» схеме модернизации устанавливаются новые узлы. В частности, «превращение» старого Т-64Б в «новый» Т-64БМ «Булат» состоит в том, что на машине производят замену двигателя 5ТДФ на двигатель 5ТДФМ мощностью 850 л.с., устанавливают новый воздухоочиститель с увеличенным расходом воздуха для питания двигателя, и дорабатывают выпускную систему. Также устанавливается новый комплекс управления огнем и усиливается бронезащита.
Но главный вопрос по поводу танков Т-64БМ и Т-84 – это перспективы их поступления в войска. Так, в прошлом, 2010 году, в отдельную танковую бригаду в Черниговской области поступили десять модернизированных танков Т-64БМ «Булат». В этом году армия получила еще 10 штук этих машин – «целую» танковую роту. Точнее, еще не получила: харьковский Завод имени Малышева 20 декабря 2011 года только передаст их Министерству обороны Украины. В общей сложности, вооруженные силы Украины должны получить 29 таких машин. А в декабре 2010 года министр обороны Украины Михаил Ежель заявил, что до 2016 года на вооружение планируется принять 24 танка БМ «Булат», не считая поставленных в октябре того же 2010 года десяти машин.
Что касается вполне современных «Оплотов», то тут картина и того хуже. В 2009 году танк был принят на вооружение, однако программа закупки этой машины затормозилась из-за недостатка средств, и до конца года она была профинансирована лишь на 14% от суммы контракта. Эти танки Т-84, в количестве 10 штук уже даже побывали в Сухопутных войсках. Еще на 10-ю годовщину независимости Украины (10 лет назад!), во время грандиозного военного парада, была продемонстрирована эта десятка машин производства ПО «Завод имени Малышева». Но тогда Т-84, хотя и представлялись в колонне армейской техники, самой армии они не принадлежали.
Кабинет министров, обязавший тогда Министерство обороны своим постановлением приобрести для начала десять новых танков, позабыл указать — за какие средства. А с деньгами у военных всегда, как известно, не густо. Тогда Минобороны решило вопрос с харьковской бронетанковой корпорацией на тех условиях, что сразу после парада десятка новых танков отправится в войска, а там, дескать, как-нибудь сочтемся. И вот танковая рота на новеньких танках несколько лет служила украшением 72-й отдельной мехбригады в Белой Церкви, но все это время Минобороны никак не могло рассчитаться с производителем, и танки вернулись на завод.
Добавим, что на сегодня в Вооруженных силах насчитывается 774 танка всех типов. Согласно проекту Стратегического оборонного бюллетеня на период до 2025 года, их планируется оставить 660 единиц. Понятно, что на этом фоне нынешние шесть десятков «новых» танков Т-64БМ – не очень много.
Что касается иной бронетехники (БТР, БМД, БМП, БРДМ, МТЛБ – а их в войсках на сегодня 2332 единицы с перспективой уменьшения до 1900 машин), то здесь ситуация и вовсе печальная. Вся эта техника – советского производства разных периодов, но практически вся морально или технически устаревшая. А чаще всего - и то и другое вместе.
Но практически все эти машины могут модернизировать украинские предприятия, и соответствующие схемы модернизации давно разработаны! Однако модернизационные работы у военного ведомства традиционно нет средств. И найдет ли оно их в обозримом будущем – еще вопрос.
Ракетная мощь Сухопутных войск представлена ракетными комплексами «Точка» и «Точка-У» с дальностью пуска 70-120 км. Техника старая и не особо грозная. С нынешней ликвидацией комплексов 9К72 (знаменитый «Скад») Украина, по сути, лишается ракетной мощи, которую можно было считать «оружием сдерживания» (что столь необходимо в условиях провозглашенной Киевом внеблоковости). Ситуацию с успехом мог бы исправить разрабатываемый многофункциональный ракетный комплекс «Сапсан» с дальностью 280 км.
В самом конце прошлого года начальник Генерального штаба Главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал-полковник Григорий Педченко заявил, что на фоне тяжелого экономического положения государства Украина на время замораживает разработку новых образцов вооружений и военной техники, но не этого, имея в виду ракетный комплекс «Сапсан».
«В первую очередь нам необходимо сегодня иметь многофункциональный ракетный комплекс. Мы определили как приоритет создания к 2016 году практического образца ракетного комплекса «Сапсан», а, следовательно, к 2020 году Вооруженные силы будут иметь батарею «Сапсанов», – отметил тогда начальник Генерального штаба.
На сегодня этот проект «разморозили», и его финансирование прописано в военном бюджете-2012. Однако реально прогнозировать, когда «Сапсан» появится в войсках, – невозможно.
Украинская наземная артиллерия – это 122 мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», 152 мм самоходная гаубица 2С3 «Акация», 152 мм самоходная гаубица 2С19 «МСТА-С», 152 мм САУ 2С5 «Гиацинт», 203 мм САУ 2С7 «Пион», 152 мм гаубица Д-20 и 122 мм гаубица Д-30. Оружие по сути своей хорошее и надежное, но все это – чисто советское наследство, как и противотанковые орудия Т-12 и МТ-12 «Рапира».
Что касается реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град», 9К57 «Ураган», 9К58 «Смерч», то здесь есть новшества. В частности, системы «Град» в войсках нынче встречаются как на традиционных для них автомобилях «Урал», так и на отечественных «КрАЗах». Следует заметить, что в войсках нынешняя переустановка систем вооружений на отечественную базу — общая тенденция, хотя и не всегда удачная.
Средства противовоздушной обороны Сухопутных войск – это ЗРС С-300В1, ЗРК «Тор», ЗРК «Куб-М3», ЗРК «Бук-М», ЗРК «Оса-АК», зенитный пушечно-ракетный комплекс «Тунгуска» и ЗСУ «Шилка», а также переносные ПЗРК «Игла». Зенитные вооружения в основном требуют модернизации, но здесь у украинских военных также особых перспектив нет.
Интересная ситуация сложилась с противотанковыми ракетными комплексами. Сегодня в войсках они представлены советскими ПТРК «Штурм-С», «Конкурс», «Фагот». Вместе с тем на вооружение поставлены и украинские ПТРК «Комбат», выпускаются ПРТК «Скиф» и «Корсар». В октябре 2010 года Министерство обороны Украины заказало у киевского конструкторского бюро «Луч» десять новых противотанковых ракетных комплексов «Стугна-П», в 2011 году проведены их испытания. Но как скоро украинские комплексы заменят нынешние советские – сказать сложно.
Армейская авиация – это вертолеты Ми-2, Ми-8, Ми-26, Ми-24. Эту технику в Украине пытаются понемногу модернизировать (в первую очередь – штурмовые Ми-24, устанавливая на них новые силовые установки ТВЗ-117ВМА-СБМ1В компании «Мотор Сич»), однако и здесь все упирается в нехватку средств. Правда, со скрипом и в единичных экземплярах, но проблема решается.
Кстати, под самый праздник стало известно: в Крыму на базе Государственного научно-испытательного центра ВС Украины, который возглавляет заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Украины генерал-майор Юрий Тишков, продолжаются государственные испытания модернизированного вертолета Ми-24П.
Впрочем, сегодня речь идет даже не о том, чтобы модернизировать вертолеты, а хотя бы отремонтировать и поставить в строй имеющиеся машины (сегодня их в армейской авиации Сухопутных войск и в Воздушных силах – 180 ед.).
Воздушные силы
На сегодня авиация в составе Воздушных сил – это фронтовые бомбардировщики Су-24М, истребители МиГ-29 и МиГ-29МУ1, Су-27, штурмовики Су-25 и Су-25М1, разведывательные Су-24МР, учебно-боевые Л-39 и Л-39М1, транспортные Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ту-134, Ил-76МД, вертолеты Ми-8МТ. Вся эта техника – советская. Официально еще в 2000 году принят на вооружение Ан-70, но его в войсках видели только на испытаниях.
ПВО в составе Воздушных сил вооружены ЗРК «Бук»-М1, ЗРС С-300В1, ЗРК С-300ПС, ЗРК С-200В, ЗРК С-200В. Также в Воздушных силах имеются комплексы беспилотной воздушной разведки ВР-2 «Стриж» и ВР-3 «Рейс».
На предприятиях украинского оборонно-промышленного комплекса разработаны схемы модернизации большинства типов самолетов, но, как и в армейской авиации, у Воздушных сил главная проблема – отремонтировать и поставить в строй имеющиеся 212 боевых самолетов (кстати, до 2025 года их будет 200). Аналогичная ситуация и с транспортными самолетами. В целом до конца 2011 года должен быть продлен ресурс или модернизировано 40-45 самолетов разных типов.
Что касается средств ПВО, то здесь – та же ситуация, что и с ПВО Сухопутных войск. Помимо устаревшей техники есть еще одна проблема – подготовка личного состава. После трагедии над Черным морем, когда расчет украинских ПВО сбил российский самолет Ту-154, на территории Украины запрещены учебные пуски из самого дальнобойного комплекса С-200. По договоренности с Россией украинские военные ежегодно проводят учебные пуски на российских полигонах, но в украинских ПВО уже «выросла» целая смена «специалистов», которые умеют обращаться с этим вооружением лишь в теории.
Военно-морские силы
На сегодня ВМС Украины – это 26 боевых кораблей различных типов. Но это число условно, если говорить о боеготовности (по некоторым данным, готовы к выполнению боевых задач порядка 7% от всего количества кораблей!).
Напомним, что в силу исторических условий украинский военно-морской флот создавался не по какому-то задуманному образцу, а был сформирован из тех кораблей и судов, которые Украина смогла получить из состава Черноморского флота СССР при его разделе. При этом брали то, что могли взять, а не то, что нужно для какого-то определенного состава кораблей, с помощью которого можно было бы выполнять боевые задачи.
В дальнейшем пополнение боевого состава ВМС осуществлялось также без особой системы. Например, корабль управления «Славутич» ВМС Украины был разработан в свое время в севастопольском ЦКБ «Черноморец» на базе большого морозильного рыболовного траулера как специальное судно - база по разгрузке и обезвреживанию атомных реакторов подводных лодок, отслуживших свой срок. Уже потом «Славутич» начали использовать для сбора разведывательной информации и координации боевых действий соединения кораблей, т.е. стал кораблем управления. Корветы «Луцк» и «Тернополь», вошедшие в состав ВМС за годы независимости, также были достроенными кораблями проектов советской поры (для обох корветов прототипом явился малый противолодочный корабль проекта 1124-М «Альбатрос»).
Вместе с тем, для того чтобы определить, какой состав ВМС нужен Украине и к выполнению каких задач их необходимо готовить, видимо, стоит сначала определить эти самые задачи. На сегодня ясно, что к выполнению как минимум одной актуальной задачи наши ВМС не особо готовы – это борьба с пиратством. С актуализацией этой угрозы (в частности, особо резонансной эта тема стала после захвата пиратами в 2008 году судна «Фаина» с украинским экипажем) можно было прийти к выводу: основная причина того, что Украина не посылает свои корабли бороться с пиратами, состоит в том, что у нее попросту нет такой возможности.
Это становится понятным, если учесть, что в составе ВМС Украины находятся в основном корабли ближней зоны, способные действовать лишь в пределах Черноморского региона (с автономностью порядка 14 суток, тогда как дойти от побережья Украины до Аденского залива для борьбы с пиратами – составляет не менее 15 суток). Специалисты ВМС отмечают, что технические характеристики нынешних украинских кораблей, например фрегата «Гетьман Сагайдачный», позволяют достичь Аденского залива, но для дальнейших действий необходимо их сопровождение судами обеспечения для дозаправки, пополнения запасов продовольствия и технической поддержки. В 90-е годы в составе украинских ВМС были корабли комплексного снабжения, но впоследствии их все распродали.
Проблема еще в том, что, когда в Украине только начинал обсуждаться вопрос строительства собственных военных кораблей, ставку решили сделать на корветы – корабли прибрежной зоны, способные действовать на небольшом удалении от своих баз и предназначенные для обороны своего побережья. Действительно, Украина, заявляя о своем внеблоковом статусе, вроде бы не стремится вести морские баталии близ иных континентов или в океанической зоне, или захватывать побережье других стран, для чего нужны были бы прежде всего фрегаты, десантные корабли, крейсеры и пр. Исходя из этих соображений, первый украинский проект для ВМС и стал проектом именно корвета, а не какого иного корабля.
Но именно на примере проекта украинского корвета и видна сложность и глубина проблемы. Ведь еще на стадии составления технического задания первого украинского боевого корабля стало ясно, что участие Украины в международных антипиратских операциях проблематично, да и вообще, ставка на корвет существенно ограничивает «морские амбиции» Киева, предполагавшего возможность действий украинских ВМС далеко за пределами Черного моря. Здесь уже нужны как минимум фрегаты.
Поэтому уже в ходе реализации программы создания украинского корвета сформулированное техническое задание неоднократно менялось. То есть было решено, что, в условиях скудного финансирования оборонного ведомства в Украине, дай бог, довести до ума проект одного корабля, - на параллельный проект денег в обозримой перспективе никто не даст. А потому стоит постараться объединить в одном проекте все необходимые качества. Так и получился нынешний «гибрид» корвета с фрегатом, в котором уже на стадии проектирования водоизмещение возросло с 1 500 тонн до 2 500 тонн и изменился комплект вооружения (российские эксперты украинский корвет часто называют «малым фрегатом»).
На этом примере стало совершенно очевидным, что нельзя «интуитивно» строить Военно-Морские Силы, это можно делать только на основе научного анализа и точных расчетов. То есть Украине, задекларировавшей себя «морской державой», прежде всего необходимо определиться, какие задачи должны выполнять ее ВМС. Ведь только тогда можно ответить на вопрос, какой флот, в каком составе нам нужен. И тогда уже, соответственно, заказывать у судостроения корабли нужных типов и классов.
Остается добавить, что на следующий год на корветную программу будет выделено около 464 млн грн. Не бог весть что (учитывая общую стоимость программы в 16 млрд грн), но украинским военным стоит радоваться, очевидно, и этой сумме…
Кстати, легко подсчитать, что при таких темпах финансирования ВМС Украины получат свои 4 корвета аж через 37 лет!
А как же быть с известным еще с советских времен лозунгом «Все, что создано народом, должно быть надежно защищено»? Или он в нынешних условиях для Украины уже не актуален?
Толку с того, что у Союза на момент развала была сильная и боеспособная армия. Если оборотни у власти... Горько все это осознавать, и понимать, что взяли нас голыми руками, и все немыслимые жертвы наших отцов и дедов были напрасны. Хотя, есть и положительный момент - евреи до сих пор компенсации получают. Так порадуемся за них, у кого еще это получается.
ОтветитьУдалитьПока мы живы ничего смертельного и необратимого не произошло. Надо налаживать связи и искать компромис. Всё-таки 50 млн. родни "за рубежом", это не шутки и читать такие статьи обидно, это правда. Как не крути, но в России действительно сохранился потенциал НИОКР, а на Украине успехи намного более скромные, братья - без обид.
ОтветитьУдалить