Сергей Ес
Ну, во первых, должен сразу сказать, что я не хотел из него выходить. Меня вытолкнули в эрэфию вопреки моей воле. В начале 90-х году я до хрипоты спорил с коллегами по работе, пытаясь убедить их не голосовать за Ельцина. Тогда – еще в Советском Союзе – я говорил им о том, что с приходом к власти демороссов нас ждет безработица, платная медицина, платное образование, рост преступности и так далее. Предсказывал даже, что мы будем травиться продуктами, покупаемыми в магазинах. Надо мной смеялись, крутили пальцем у виска, поскольку никто в такое не верил. Допускали разве что безработицу и то – такую, которая именно их, разумеется, не коснется, которая будет где-то там, в необъятной стране и которая принесет стране большую пользу. Наш начальник лаборатории разглагольствовал о том, что безработица это благо, что пострадают от капитализма где-то около тридцати процентов населения (запросто так говорил, будто о марсианах), но это оздоровит страну, и она начнет наконец развиваться.
Против аргументов авторитетного человека я был просто бессилен. Все, соглашаясь, вторили ему: "Пусть пострадают тридцать процентов!". Спустя пару лет наш начальник лаборатории сам оказался на бирже труда, а поборники капиталистических реформ нищие и униженные при встречах со мной опускали глаза. Пострадали не тридцать процентов, а все девяносто. Когда говорят, что наше поколение виновато в том, что профукало СССР, я эту вину на свой счет принимать не соглашаюсь – сделал максимально возможное, что было в силах обычного инженера. Кто-то захотел капитализма – так пусть и давится им! Но остальные-то за что страдают?!
Затеянный М. Петровым опрос "Хотите ли вы вернуться в Советскую власть?" совершенно очевидно затевался с целью поиздеваться над "фанатствующими и ностальгирующими". Однако то, что 57 процентов пожелали в его опросе вернуться в СССР, думаю, стало неприятным сюрпризом для организатора выходки. Сразу же в комментариях (которые на следующий день были удалены) зашипели, что это старперы гайдпарка никак не могут угомониться. Вообще бытует (и навязывается) представление о том, что возврата СССР хотят исключительно выживающие из ума пенсионеры. Хочу на этом остановиться особо. Разные исследования выборных компаний говорят о том, что за коммунистов голосуют в основном люди старше сорока, но не глубокие старики. С последними ситуация на выборах складывается вообще удручающая. Мне не раз во время выборных компаний приходилось ходить с урной по домам неходячих пенсионеров. Приведу один характерный эпизод. Заходим к одной бабушке. Она берет бюллетень. Сама найти нужный квадратик не в состоянии, просит помочь домочадцев. Ее спрашивают, за кого будет ставить. Она отвечает следующее: "Я всегда была убежденная коммунистка, поэтому хочу проголосовать за Медведева!" (Это были президентские выборы, когда Путин временно уступил Медведеву свое кресло). В другом случае глава администрации района перед выборами собрал ветеранов на чаепитие. Теплая атмосфера, баян, песни, танцы. После мероприятия ветераны расходятся в слезах умиления и приговаривают, что голосовать теперь будут непременно за "Единую Россию". Старые люди – верный электорат действующей власти, хотя, как видите, их просто обманывают, и на таком обмане обеспечивают себе голоса.
Вернусь к феномену сорокалетних избирателей. В девяностых их приверженность советскому строю еще можно было объяснить ностальгией или особой любовью к советской системе. Тридцатилетние голосовали за "демократическую" власть. Однако приходят нулевые годы и опять среди основного электората коммунистов сорокалетние – обратите внимание – это как раз те, кто в девяностых были тридцатилетними, то есть, голосовали против левых. Что произошло? Что за чудесная (или кому-то роковая) черта – сорок лет, перевалив через которую, люди кардинально меняют взгляды. Говорят, что сорок лет – такой рубеж, когда человек проходит через серьезное переосмысление своей жизни. И вот здесь хочется привести один любопытный факт. Недавно ученые выяснили, что мозг человека полностью заканчивает свое формирование только после этих загадочных сорока лет. В нем достраиваются участки, отвечающие за стратегическое и социальное мышление. В обиходе говорят, что человеку с возрастом приходит мудрость, но судя по такому открытию, мудрость приходит не просто потому, что в голове человека накапливается большой жизненный опыт, и многое переосмысливается, но также и потому, что мозг человека просто иначе начинает мыслить. Сорокалетним становятся доступны истины, которые молодым просто непостижимы. Сорокалетние иначе видят общественную жизнь, глубже видят ее корни, им приходит более обширное понимание общественных процессов, причем независимо от уровня образования, а чисто интуитивно. И, видимо, это мы и наблюдаем в электоральных исследованиях.
Но есть в нашей жизни еще одно уникальное явление, которое помогает понять причины популярности советской эпохи у населения (а также, с другой стороны и то, почему все-таки не все сорокалетние становятся "левыми").
Все чаще тяга к СССР проявляется у молодых – тех, кто родился уже после его распада. По всей логике нынешней действительности такого происходить не должно. На промывку мозгов подрастающего поколения работает мощнейшая гебельсовская машина – начиная с тенденциозных школьных учебников и кончая многочисленными грязными киноподелками об истории страны. Однако факт советизации молодежи все равно имеет место.
Объяснение можно найти в особенностях социального мышления человека – точнее говоря, в том, что человек вкладывает в понятие "справедливость". Грубо можно выделить два подхода – с одной стороны обществом высшей справедливости человек может считать общество, где нет обделенных, где все делится поровну, а другой подход подразумевает, что справедливость торжествует тогда, когда каждому достается только заслуженное им. Причем под понятие "заслуженное" не обязательно могут подпадать результаты труда, а вообще любые успехи. То есть, ты "вправе требовать" большего, если ты сильнее, умнее, красивее. Ты можешь быть выделен из общей массы и по праву рождения – по общественному весу родителей и по тому, что ты, например, родился и (или) живешь в Москве, а не Урюпинске, либо родился и (или) живешь в Урюпинске, а не деревне Гадюкино. Нетрудно догадаться, что грубо граница между этими представлениями о справедливости совпадает с границей между людьми левых и правых взглядов. (Нетрудно вычислить и классы, которые являются носителями разных подходов, но в рамках этой заметки не будем углубляться далеко в теорию). Отсюда следует, что левая идеология неистребима в принципе, какой бы лживой не была бы атмосфера, в которой выращивается молодое поколение. У молодого человека голова может быть напичкана всякими гулагами и прочими страшилками об СССР, но если он внутренне убежден, что "честно – это когда поровну", ему, бывает, нужен только толчок, чтобы все школьные и киношные страшилки о коммунизме развеялись в его сознании, как дым, и Советский Союз начал его притягивать потому, что при всех недостатках социалистической системы та была в перспективе направлена на решение задачи "От каждого по способностям, каждому по потребностям". И наоборот, если человек, живя в СССР, всю свою жизнь страдал от того, что у соседа была такая же зарплата, как у него, то какими бы бесплатными благами он не пользовался от системы, и какой партийный стаж у него бы не был, он будет с радостью топтаться по истории страны, "давившей" любую возможность подняться ему "над толпой" (и над соседом, в особенности).
И наконец, самое, может быть, неожиданное. Одним из вариантов ответа в опросе было желание вернуться в такой СССР, в котором были бы все блага социализма, но не было бы его недостатков, вроде дефицитов, партаппарата и других подобных "ужасов". Хочу заявить, что имею желание вернуться в СССР со всеми его плюсами и минусами. С тем, чтобы продолжить борьбу с его минусами и все-таки их одолеть. Как-то нехорошо мы покинули СССР, не доделав свои дела. Конечно, очень классно было бы вернуться в страну типа СССР, но другую – на все готовенькое, чтобы только пользоваться всякими благами. Но не хочу возвращаться в страну самодовольных потребителей – на халявное. Именно эта потребительская психология и сгубила нас в свое время. Хочу Советский Союз таким, каким он был. Хочу сделать его прекрасным сам!
И, самое главное. Я хочу в СССР потому, что люблю его. А люблю потому, что просто люблю. Но этого всяким здешним М. Петровым не понять. Не мозгами это понимается – даже сорокалетними… Здесь бы мне сказать пару теплых слов о той стране, пропеть ей оды, но это уже делается в Гайдпарке многими и не один раз. Да и не только в Гайдпарке. Всего семьдесят с небольшим лет просуществовал Советский Союз, а говорить о нем можно до бесконечности. Огромной глыбой поднимается он из уходящего времени и чем дальше, тем сильнее и сильнее притягивает к себе. (Впрочем, оды у меня есть. Не даю здесь ссылки, но если возникнет желание, поищите в интернете разные мои рассказы на эту тему. Напр. фантастический "Виток жизни")(Под влиянием опроса на http://gidepark.ru/content/1358765?digest "Хотите ли вы вернуться в Советскую власть?")
Источик
Назад в СССР,назад в коммунизм.. Хорошая манящая утопия о всем хорошем... Чтоб туда попасть нужно стать роботами,автоматами,чтоб не было ничего личного в голове...Ибо свое Я всегда превалирует над всем другим,которое, это другое, содержит в себе саму суть коммунизма. Как только попал в чиновники, так и пошло - поехало - как себя милого не забыть и свою семью
ОтветитьУдалитьКоментарий просто убивает,иногда лучше жевать,чем писать подобный бред.Статья классная,чувства понятны,но количество уродов,выросших в СССР удручает,где-то система подтекала.
ОтветитьУдалитьУвы, но это всего лишь ностальгическая песнь, а нужен реванш.
ОтветитьУдалитьОчень много "хочу" и ни одного "надо".
Хорошо что уже подросло поколение которое понимает разницу между этими словами, и вместо этого нытья, готовится, учится борьбе и собирает силы.