Андрей Раковский
Прежде
чем пытаться ответить на этот вопрос, необходимо разобраться с самими
терминами «тоталитаризм», «тоталитарное государство»
1. Определение термина
Казалось бы, что тут сложного? Ведь термин используется очень широко. Однако большинство авторов предпочитают его просто не расшифровывать [2], а прочие вкладывают в этот термин совершенно разный смысл [3], причем смыслы у разных авторов зачастую совершенно противоположный.
По меткому замечанию А. Штейнзальца: «Слова-клише,
широко используемые в обыденной жизни, в том числе в средствах массовой
информации, в результате частого употребления обычно постигает
печальная участь: их начинают применять либо неточно, либо вовсе
неправильно»[4]
«Тоталитаризм
(от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне
широким (тотальным) контролем государства над всеми сторонами жизни
общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их
организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население
государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и
его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов
над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, —
например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии — ограничиваются или
запрещаются. Роль традиции в определении норм морали отвергается,
вместо этого этика рассматривается с чисто рациональных, «научных»
позиций» [1].
Как можно видеть,
такое определение является столь общим и противоречивым, что, используя
его, к тоталитарным можно отнести множество самых разных стран. К
примеру, первый ваххабитский султанат саудитов, времена правления
Кальвина в Женеве и многое-многое другое. Сказанное нисколько не
является преувеличением. Так, Поппер постоянно использовал понятие
«тоталитаризм», как синоним «закрытого общества». И рассматривает при
этом как такое общество… древнюю Спарту, напрямую употребляя выражения
вроде «тоталитарный полис». Чем породил довольно оживленную современную
дискуссию о том, считать все же Спарту тоталитарным государством или нет
[5].
Еще больше неясности
возникает, когда слово «тоталитаризм» используется как прилагательное.
Так, в носителей «тоталитарного сознания» записывают десятки философов
совершенно разных направлений — от Платона с Аристотелем до Гегеля с
Марксом. И Достоевский, получается, тоталитарный философ, и Данилевский
[6]. И даже такие историки, как Ф. Бродель, тоже под подозрением [7].
Не случайно, констатирует историк А.И. Фурсов: «Тоталитаризм везде и всегда! При такой широте само понятие «тоталитаризм» оказывается бессодержательным и неработающим» [8].
Следовательно, термин настоятельно требует уточнения.
И нельзя сказать, что такие уточнения не пробовали делать.
2. Попытки уточнения термина временными рамками
«Теория тоталитаризма широко распространена среди антикоммунистов и исходит из того, что фашизм и советский режим 1930-40-х гг. имели в своей основе много общего — с точки зрения их идеологических противников (либералов, социал-демократов, христианских демократов, анархистов и т. д.) — и вместе с тем качественно отличались от прежних диктатур. В силу этого обстоятельства, термин «тоталитаризм» не является точным синонимом тирании, и потому его не вполне корректно применять к деспотичным режимам, существовавшим до XX века» [1].
2. Попытки уточнения термина временными рамками
«Теория тоталитаризма широко распространена среди антикоммунистов и исходит из того, что фашизм и советский режим 1930-40-х гг. имели в своей основе много общего — с точки зрения их идеологических противников (либералов, социал-демократов, христианских демократов, анархистов и т. д.) — и вместе с тем качественно отличались от прежних диктатур. В силу этого обстоятельства, термин «тоталитаризм» не является точным синонимом тирании, и потому его не вполне корректно применять к деспотичным режимам, существовавшим до XX века» [1].
!['Мне!' - итальянский плакат 1920-х гг 'Мне!' - итальянский плакат 1920-х гг](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjIChP7DWSM1gOmpdcWOkzCcwRlidH-Ha-6tcG5gxh8bcREfWUimiWuNtYgt1QJY96IYmgWC8y_9Blr3G3wvSfHeMv4412SFZC2g2Z-8Z5NluliuIMbYxwAn-fp_WmUN-pZAw_iG-BdO1jX/s1600/phpThumb_generated_thumbnailjpg.jpg)
Однако
для использования понятия «тоталитаризм» как научного термина такой
подход не допустим. Должны быть указанны причины, на основании которых
устанавливается ограничение. Иначе получается, что если что-то
происходило до 31 декабря 1901 г. — это еще авторитаризм, а вот, начиная
с 1 января 1902, уже и тоталитаризм получился.
Кроме того, появляется вопрос — так все же «фашизм» или «нацизм»? И как поступать с утверждениями «Ирония
истории, однако, заключалась в том, что даже в лучшие для режима
Муссолини годы Италия оказалась далека от тоталитарного идеала»[9]? То есть даже родина фашизма с трудом попадает под предписанные ей тоталитарные определения.
3. Попытки уточнения термина с помощью дополнительных признаков
Такие попытки также предпринимались.
3. Попытки уточнения термина с помощью дополнительных признаков
Такие попытки также предпринимались.
«Каталог
особых черт тоталитарной системы впервые был составлен 40 лет назад
американским политологами К. Фридрихом и З. Бжезинским… Впоследствии он
многократно модернизировался и существует во множестве вариантов…
Перечисление 6 или даже 12 и более признаков, однако их в принципе
недостаточно ни для раскрытия сущности явления, ни тем более для
выяснения причин его появления и динамики развития… Эти признаки
по-разному работают уже в двух основных подтипах тоталитарных режимов –
фашистко-нацистском и коммунистически-сталинском. Они по-разному
действовали в странах первой тоталитарной волны 20-30-х годов и в
странах второй волны военных и послевоенных лет» [10].
Составители
указанного сборника честно пытались подобрать и отработать определение
тоталитаризма. Но вынуждены были грустно констатировать: «Понятие не пригодно для универсального объяснения событий и явлений».
Более того, они вынуждены и констатировать не самостоятельность этого понятия. «Понятие “тоталитаризм” … применение или отвержение изменяется в зависимости от международной конъюнктуры, интересов и пристрастий».
4. Возвращаясь к первоначальным истокам
Но, может быть, искажено только нынешнее понимание тоталитаризма, а вот впервые выдвинувшие этот термин, имели в виду что-то вполне конкретное и ясное?
4. Возвращаясь к первоначальным истокам
Но, может быть, искажено только нынешнее понимание тоталитаризма, а вот впервые выдвинувшие этот термин, имели в виду что-то вполне конкретное и ясное?
Что ж, посмотрим.
В
качестве основных исследователей, широко использовавших данный термин,
обычно называют [1] Джованни Джентиле, Карл Поппера, Ханну Арендт,
Людвига фон Мизеса, Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского. Рассмотрим
же, что говорил каждый из них.
Джованни Джентиле
Почти
во всех источниках Джованни Джентиле упоминают как человека,
выдвинувшего и обосновавшего термин «тоталитаризм», разделяющего и
пропагандирующего идею тоталитаризма. Авторы только путаются, был ли он
соавтором Муссолини при написании статьи «Фашизм» в энциклопедии или
лишь его вдохновителем. Однако чем же похожа идея вроде «Истинное
государство, напротив, не ограничивает, а расширяет; не подавляет, а
возвышает личность гражданина; не угнетает, а освобождает ее»[13] на концепцию тоталитаризма?
Джованни Джентиле
![Джованни Джентиле Джованни Джентиле](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjsnLl9YEKkrZtN5A8uEnhJlGlzcrUNT6slpQVMqXzaG6fq637lm5MPbxiptSIqWNsJQsI0Emuguo2VKBfkBU-ZrlNAVnzC_xul9qUxJk4pdKZ8kGp3c5Id5O1VV6H6BdfMZaL4hgUePa27/s1600/jentile.jpg)
Дело в том, что Джентиле непрерывно подчеркивает связь государства и свободной личности. «Государство
[...] Это — сам человек, поскольку он реализуется универсально,
специфицируя свою универсальность в определенной форме».
Главное
внимание Джентиле обращает на этический характер государства, особенно
подчеркивая, что непризнание подобного характера государства заводит все
рассуждения в тупик. Что механическое понимание государства, как силы, «которая является не свободой, но ограничением свободы» и ведущей деятельность «направленную
на повелевание материальными благами, т. е. определяющую посредством
права исключительно экономическую жизнь человека» приводит к
абсурдным надеждам. Но тот, кто пользуется этим механическим и
экономическим понятием государства (являющимся традиционным католическим
понятием), склонен затем — с противоречием, которое есть явная и
решительная самокритика — желать, чтобы само государство одухотворялось и
поднималось к высшим моральным и религиозным идеалам. Абсурдное
подчинение! — если тот, кого побуждают подчиняться, не был бы в
состоянии оценить эти идеалы — и, стало быть, не обладал бы уже
моральным и религиозным сознанием. Так отнимают одной рукой то, что
отдают другой. В действительности непризнание этического характера
государства осуществляется лишь посредством противопоставления
государству, которое не является этическим, этического государства
(последнее чувствует реализующимся даже тот, кто не признавал этичность
государства).
Отметим это важное рассуждение, к нему еще придется вернуться.
Кроме того, позиция Джентиле прямо противоречит обсуждаемому определению тоталитаризма. В Википедии сказано: «Роль традиции в определении норм морали отвергается» [1], однако в подписанном Джентиле «манифесте фашисткой интеллигенции» «подчеркивалось, что фашизм — движение исключительно итальянское, неразрывно связанное с культурной и исторической традицией Италии, движение политическое и моральное, даже религиозное» [14]. И дело не только в Джентиле, апелляция к традиции, так или иначе, представлена во всех фашистских движениях.
Карл Поппер
Наиболее полно Поппер выразил свои взгляды в знаменитой работе «Открытое общество и его враги» [11].
Кроме того, позиция Джентиле прямо противоречит обсуждаемому определению тоталитаризма. В Википедии сказано: «Роль традиции в определении норм морали отвергается» [1], однако в подписанном Джентиле «манифесте фашисткой интеллигенции» «подчеркивалось, что фашизм — движение исключительно итальянское, неразрывно связанное с культурной и исторической традицией Италии, движение политическое и моральное, даже религиозное» [14]. И дело не только в Джентиле, апелляция к традиции, так или иначе, представлена во всех фашистских движениях.
Карл Поппер
![Карл Поппер Карл Поппер](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjsnLl9YEKkrZtN5A8uEnhJlGlzcrUNT6slpQVMqXzaG6fq637lm5MPbxiptSIqWNsJQsI0Emuguo2VKBfkBU-ZrlNAVnzC_xul9qUxJk4pdKZ8kGp3c5Id5O1VV6H6BdfMZaL4hgUePa27/s1600/jentile.jpg)
Даже
на первый беглый взгляд бросаются в глаза нестыковки в тексте. Скажем,
Поппер неоднократно клеймит Платона как тоталитарного философа. «Мой анализ и моя критика будут направлены против тоталитаристских тенденций политической философии Платона». И из этой критики видно как Поппер представляет себе тоталитарное государство «Платон
верил как в существование общей исторической тенденции упадка, так и в
возможность остановить политический развал путем задержки всех
политических изменений. В этом и заключалась цель, к которой он
стремился. Добиться ее он пытался при помощи установления такого
государственного устройства, которое было бы свободно от пороков всех
других государств: такое государство не вырождается, потому что оно
вообще не изменяется. Государство, свободное от пороков, связанных с
изменением и загниванием, есть наилучшее, совершенное государство. Это —
государство Золотого века, не знающее изменений. Это — государство,
находящееся в задержанном, остановленном состоянии».
Это
высказывание является главным в последующих размышлениях Поппера.
Собственно говоря, это и есть его определение «закрытого общества»,
тоталитаризма.
Но справедливо ли оно?
Заглянем в критикуемого Платона:
«— Я ничего не могу к этому добавить. Но какое из существующих теперь государственных устройств ты считаешь для нее подобающим?
— Нет такого. На это-то я и сетую, что ни одно из нынешних государственных устройств недостойно натуры философа.»[12].
— Нет такого. На это-то я и сетую, что ни одно из нынешних государственных устройств недостойно натуры философа.»[12].
В этом высказывании ярко проявляется реализм Платона, понимание недостижимости идеала (как он понимал этот идеал).
Итак,
с одной стороны Платон со своим реализмом, а с другой стороны — Поппер,
со своим бинарным мышлением. Черное — белое, открытое общество —
закрытое общество. Вот и спрашивается, кто же из них обладает
«тоталитарным мышлением»? Риторический вопрос…
Термину
«тоталитаризм» Поппер не дает собственного определения, а выводит его
как синоним «закрытого общества». Которое, в свою очередь, является
антиподом «открытого общества». Однако и понятие «открытого общества»
Поппер не определяет, так же как и более-менее ясной онтологической его
картины. Круг замыкается. Один термин объясняется с помощью ввода
другого термина, который также не раскрывается, а попытки прояснить его
возвращают нас к первому термину. Над подобным «методом» злобно
издевался С. Лем в «Путешествия Иона Тихого», когда его герой захотел
найти в энциклопедии ответ на вопрос — «а что же такое сепульки»?
Закрытое
общество, описанное у Поппера, это просто слепок темных сторон самой же
западной цивилизации. Очень шаржированный. Так, Поппер видит устройства
Афины и Спарты, как олицетворение двух универсальных типов обществ,
проходящих через всю историю. Но различия между Афинами и Спартой можно
объяснить гораздо проще и логичнее, как различия между аграрным и
торгово-ремесленым полисом. При этом, несмотря на ряд различий, общего у
этих полисов больше...
Применительно
к незападным обществам шарж становится еще менее отвечающим реальности.
Описание Поппера не имеет никакого отношения ни к органическому
обществу традиционного типа (исламскому, конфуцианскому и т. д., которые
гораздо более свободны, открыты и демократичны, чем представляет
Поппер), ни даже к общественному устройству первобытных племен.
Ханна Арендт
При
всем обширном использовании термина «тоталитаризм», термин у Арендт так
и не расшифровывается.[15]. Грубо говоря – с использованием термина
проблем нет, они возникают, как только попытаешься термин определить…
Ханна Арендт
![Ханна Арендт Ханна Арендт](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjgxZK1QE1f3pvPTQcIHsxswhhWEamYoYCw33untupfiTrqHFP2IcZB-LezPUZWki6oLm-d_gcQtR9BJWZ6VnO-2krplgzMmcNmt_QPkypHsgRm3_zq9DPxMf90c9PMcrTtTAa3XoQx7vbx/s1600/arendt-hannah.jpg)
Можно
и нужно критиковать Арендт за то, что почти все, что она пишет о СССР,
является мифами массового сознания. Арендт и сама понимает, что
пользуется сомнительными источниками: «о Советской России мы не имеем почти ничего, кроме спорных источников». И вот такие слухи и домыслы становятся «доказательствами» ее концепции.
Тем
не менее, Арендт очень примечательна тем, что ее критика тоталитаризма
полностью противоположна многим другим критикам. Практически все они
(Поппер, Мизес, Фридрих, Бжезинский и т. д.) используют термин
«коллективизм», чуть ли не как бранное слово, противопоставляя ему
«индивидуализм». Тогда как Арендт видит причину возникновения
тоталитарных обществ в атомарности его членов. «Тоталитарные движения — это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов».
В
этом Арендт внезапно оказывается в одном лагере с такими
неомарксистами, как Э. Фромм, который прекрасно показывает [16], что
именно изоляция индивидуумов и приводит к беспомощности человека перед
окружающим миром, в следствии чего человек спасается бегством к
авторитаризму или «либо к вынужденному конформизму, вследствие
которого индивид превращается в робота, теряет себя, но при этом
убежден, что он свободен и подвластен лишь собственной воле».
Именно
этот процесс сейчас идет по всему миру — но особо сильно в т. н.
демократических странах, что прекрасно демонстрирует в своих работах
английский социолог Бауман[17]. И масштабы этой разрушающей
индивидуализации гораздо шире, чем могли представить Фромм и Арендт, а
корни — гораздо глубже, чем те явления, которых они опасались.
В
свете сказанного, получаем, что концепция Арендт использует термин
«тоталитаризм» как указание на ситуацию возникновения массового
человека, где «массы выросли из осколков чрезвычайно
атомизнрованного общества, конкурентная структура которого и
сопутствующее ей одиночество индивида сдерживались лишь его
включенностью в класс. Главная черта человека массы не жестокость и
отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных
взаимоотношений». И в рассмотрение с использованием такого подхода можно включить большую часть современных обществ. То есть тоталитарны все…
Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский
Несмотря
на то, что данные авторы начали свою работу независимо друг от друга, о
более или менее полной концепции можно говорить лишь после объединения
их работ и выпуска исследователями совместной книги «Тоталитарная
диктатура и автократия».
Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский
![Збигнев Бжезинский Збигнев Бжезинский](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgCYRvtaww3ZlDE5OMr3seXJvtzqsllmCER8apNZ_L9ziWu5KJjvIFDYLhwo2WMzxYU2w8JPJGebIPQTW5Jrw5mxeusueqRAu435iHIle0e2oK0nlVmkW-7bqbRsTvtUhlhqjsmxIVfNnPw/s1600/bjezinsky.gif)
Основное в этой работе — это то, что авторы впервые действительно попытались дать определение термину «тоталитаризм».
Изначально ими было выдвинуто 6 таких системных признаков:
— господство одной массовой партии с харизматическим лидером;
— унитарная идеология;
— монополия массовой информации;
— монополия на вооружение;
— террористический полицейский контроль;
— централизованный контроль экономикой.
Как уже говорилось ранее, данный набор признаков, едва появившись, сразу же не выдержал ни малейшей критики оппонентов. Критики резонно указали, что строй в СССР меняется. В ответ на эту критику количество признаков тоталитаризма добавлялось, а их формулировка их постоянно менялась. В общем, дело доходило до абсурда. Сей абсурд был слегка закамуфлирован «академическим» стилем авторов — но тем интереснее, как же прочитанное поняли другие…
— господство одной массовой партии с харизматическим лидером;
— унитарная идеология;
— монополия массовой информации;
— монополия на вооружение;
— террористический полицейский контроль;
— централизованный контроль экономикой.
Как уже говорилось ранее, данный набор признаков, едва появившись, сразу же не выдержал ни малейшей критики оппонентов. Критики резонно указали, что строй в СССР меняется. В ответ на эту критику количество признаков тоталитаризма добавлялось, а их формулировка их постоянно менялась. В общем, дело доходило до абсурда. Сей абсурд был слегка закамуфлирован «академическим» стилем авторов — но тем интереснее, как же прочитанное поняли другие…
Вот как пересказывают Бжезинского его сторонники: «Для
З. Бжезинского очевидно, что низкий образовательный уровень является
одной из причин иррационализма в политике… Он отметил, что одной из
важнейших особенностей тоталитарных режимов, определяющих их низкую
экономическую эффективность, является существенное снижение
интеллектуально-образовательного уровня всего общества, особенно
властных структур… власть при6надлежала политикам, чей образовательный
уровень соответствовал системе среднего образования и ниже» [19].
Здесь, собственно, просматривается обычное сетование старой элиты на
прорыв к власти масс. Как заметил Хосе Ортега-и-Гассет, «прорыв массовидного человека к власти сопровождается уничтожением культурной элиты».
Все
это понятно, но при чем здесь собственно тоталитаризм? Разве не по
такому пути идут и те страны, которые считаются демократическими?
Есть ли то, на чем все авторы сходятся?
Как было показано, концепции полностью противоречивые. Возникает вопрос — а может быть, есть нечто, объединяющее их?
1. Обращает особое внимание, что многие сторонники концепции тоталитаризма обвиняют в тоталитаризме тех, кто в принципе считает государство несовершенным, и идеал — недостижимым. Так Поппер обвиняет Платона, много грязи вылито на Джованни Джентиле, который прямо заявляет: «Государство, разумеется, никогда не является совершенным государством»[13].
2. Практически все концепции уделяют особое внимание вмешательству государства в сферу культуры.
3. Линейное представление государства и общества. Во многом эти «теоретики» представляют общество плоскостным. Есть враждебное государство (которое всегда неправо). И есть свободные граждане, которые во всем правы, так как любое ограничение свободы — зло. Более того, всякая практика злоупотребления властью, всякая длительная несправедливость клеймится как тоталитаризм… Даже столь либеральные авторы, как Фукияма [20] только устало иронизируют над экономистами, до которых так и не дошло, что социум — это не вертикаль, а совокупность социальных сетей, что настолько вырожденной структуры, которая бы представляла бы собой пирамиду, не существовало и не могло бы существовать. Что всё гораздо сложнее.
Выводы
Представляется, что концепция «тоталитаризма» является идеологическим описанием мира в терминах манихейского противостояния между «современной западной системой» с ее исторической «прогрессивностью» и «закрытым» обществом, противостоящим любым попыткам развития на пути к большей свободе и сознанию морали.
Есть ли то, на чем все авторы сходятся?
Как было показано, концепции полностью противоречивые. Возникает вопрос — а может быть, есть нечто, объединяющее их?
1. Обращает особое внимание, что многие сторонники концепции тоталитаризма обвиняют в тоталитаризме тех, кто в принципе считает государство несовершенным, и идеал — недостижимым. Так Поппер обвиняет Платона, много грязи вылито на Джованни Джентиле, который прямо заявляет: «Государство, разумеется, никогда не является совершенным государством»[13].
2. Практически все концепции уделяют особое внимание вмешательству государства в сферу культуры.
3. Линейное представление государства и общества. Во многом эти «теоретики» представляют общество плоскостным. Есть враждебное государство (которое всегда неправо). И есть свободные граждане, которые во всем правы, так как любое ограничение свободы — зло. Более того, всякая практика злоупотребления властью, всякая длительная несправедливость клеймится как тоталитаризм… Даже столь либеральные авторы, как Фукияма [20] только устало иронизируют над экономистами, до которых так и не дошло, что социум — это не вертикаль, а совокупность социальных сетей, что настолько вырожденной структуры, которая бы представляла бы собой пирамиду, не существовало и не могло бы существовать. Что всё гораздо сложнее.
Выводы
Представляется, что концепция «тоталитаризма» является идеологическим описанием мира в терминах манихейского противостояния между «современной западной системой» с ее исторической «прогрессивностью» и «закрытым» обществом, противостоящим любым попыткам развития на пути к большей свободе и сознанию морали.
Остается только согласиться с З. Бауманом [18]: «Эта система успешно вытеснила все альтернативы, кроме одной».
Или современное западное общество, или «тоталитаризм», о котором
«заранее известно», что он — хуже. Все люди (с их идеями), которые
принципиально критически относятся к западному обществу, вытесняются в
маргиналы и нарекаются «поклонниками тоталитаризма».
Данный
подход лишь уводит нас от попыток понимания того, что и как
происходило, а также, в каком мире мы живем сейчас. Собственно говоря,
на изучение советского периода неявно накладывается табу (оно сейчас в
полнейшем тупике).
Да и не только советского: «Спустя
девяносто лет после своего появления и полвека после своего
исчезновения фашизм все еще представляется загадочным явлением, не
поддающимся ясному и рациональному историческому определению, несмотря
на посвященные ему десятки тысяч книг и статей и множество дискуссий» [21].
Кроме
того, стоит отметить, что на подобное манихейское восприятие мира
накладывается еще одно явление, бытующее уже внутри самой западной
культуры: страх, ужас ее нынешней культурной элиты перед пришествием
человека масс. Анализ такого восприятия представляет большой интерес:
как создаются и работают социально-компенсаторные механизмы у ряда
групп, какие при этом срабатывают комплексы и т. д.
Все
это интересно и должно заслуживать ряда исследований. Однако, чтобы
подобные исследования состоялись, надо вначале признать: само понятие
«тоталитаризм» — антинаучно, и попытки им оперировать ведут нас в
описанный выше манихейский мирок, с наукой, обществом и реальной жизнью
не совместимый. А уж в политике — и вовсе опасный.
Что
же касается главного вопроса, ради которого и писалась эта статья: «Был
ли СССР тоталитарным государством?» — то на надо отдать четкий ответ:
«Не был». Более того, ни одно государство мира ни в один из периодов
истории не были тоталитарными. Трудно принадлежать тому, чего в природе
не существует и не существовало.
________________________________________________________________
1. Тоталитаризм (Википпедия)
2. Можно посмотреть, для примера, «Есть всюду свет... Человек в тоталитарном обществе (советский период). Хрестоматия для старшеклассников»//Издательство: М., Возвращение, 2001, 480 c. ISBN: 5–7157–0127–9. По этой книге, как видите, предлагается преподавать. Правда составитель так и не дает ответа на вопрос, что же собой представляет подобное общество, но зато отдает много сил повествованию о том, как плохо в нем было жить.
3. Не требует доказательств, что А. Дугин в книге «Основы геополитики», используя термин «тоталитарный либерализм», понимает тоталитаризм совсем по иному, чем Поппер в «Открытое общество и его враги». И оба они понимают термин совсем иначе, чем В. Сорокин в интервью «Тоталитаризм — растение экзотическое и ядовитое, крайне редкое и опасное».
4.А. Штейнзальц «Взгляд» 5. Обзор дискуссии и библиографию можно найти Л.Г. Печатнова «История Спарты (период архаики и классики)» Спб.: Гуманитарная Академия, 2001. 510 с. ISBN 5–93762–008–9, Чернышов Ю.Г. «К вопросу о «спартанском тоталитаризме» / «Исследования по всеобщей истории и международным отношениям». Барнаул: изд-во АГУ, 1997.
6. А. А. Захаров «Н. Я. Данилевский как тоталитарный философ»/Тоталитаризм и тоталитарное сознание. Томск: Томский областной антифашистский комитет, 1996.
7. И. Н. Ионов «На пути к теории цивилизаций (познавательные предпосылки и трудности исторического синтеза)» «Однако уже в 1970-е гг. стало переживать кризис наиболее мощное направление, связанное с изучением истории цивилизаций — школа «Анналов». Оказалась под ударом концепция «целостной истории» Ф. Броделя, трактуемая как «тоталитарная»».
8. А. И. Фурсов «Коммунизм как понятие и реальность»// Русский исторический журнал 1998 том 1 № 2 стр. 13–63.
9. Ладыгина О.В «Тоталитаризм»: содержание понятия.
10. Тоталитаризм в Европе ХХ века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М.: Памятники исторической мысли, 1996.
11. Карл Поппер «Открытое общество и его враги».
12. Платон «Государство».
13. Джованни Джентиле. «Введение в философию»
14. Т. П. Нестерова. Культура в идеологии и практике итальянского фашизма / Известия уральского государственного университета № 45(2006) Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 20.
15. Х. Арендт. Истоки тоталитаризма.
16. Э. Фромм. Бегство от свободы. 17. 17. Бауман З. Индивидуализированное общество.
18. Бауман З. Свобода М., Новое издательство, 2006, ISBN 5-98379-051-X.
19. Хмылев В.Л. З. Бжезинский о природе тоталитаризма. Томск, ТГУ, 1995.
20. Френсис Фукияма. Великий разрыв. Перевод с английского под общей редакцией А. В. Александровой. — М.: Эксмо, 2003.
21. В.П.Любин (ИНИОН РАН) Тоталитаризм: Новые подходы. Доклад на IV Всероссийском конгрессе политологов, 20–22.10.06.
Источник
1. Тоталитаризм (Википпедия)
2. Можно посмотреть, для примера, «Есть всюду свет... Человек в тоталитарном обществе (советский период). Хрестоматия для старшеклассников»//Издательство: М., Возвращение, 2001, 480 c. ISBN: 5–7157–0127–9. По этой книге, как видите, предлагается преподавать. Правда составитель так и не дает ответа на вопрос, что же собой представляет подобное общество, но зато отдает много сил повествованию о том, как плохо в нем было жить.
3. Не требует доказательств, что А. Дугин в книге «Основы геополитики», используя термин «тоталитарный либерализм», понимает тоталитаризм совсем по иному, чем Поппер в «Открытое общество и его враги». И оба они понимают термин совсем иначе, чем В. Сорокин в интервью «Тоталитаризм — растение экзотическое и ядовитое, крайне редкое и опасное».
4.А. Штейнзальц «Взгляд» 5. Обзор дискуссии и библиографию можно найти Л.Г. Печатнова «История Спарты (период архаики и классики)» Спб.: Гуманитарная Академия, 2001. 510 с. ISBN 5–93762–008–9, Чернышов Ю.Г. «К вопросу о «спартанском тоталитаризме» / «Исследования по всеобщей истории и международным отношениям». Барнаул: изд-во АГУ, 1997.
6. А. А. Захаров «Н. Я. Данилевский как тоталитарный философ»/Тоталитаризм и тоталитарное сознание. Томск: Томский областной антифашистский комитет, 1996.
7. И. Н. Ионов «На пути к теории цивилизаций (познавательные предпосылки и трудности исторического синтеза)» «Однако уже в 1970-е гг. стало переживать кризис наиболее мощное направление, связанное с изучением истории цивилизаций — школа «Анналов». Оказалась под ударом концепция «целостной истории» Ф. Броделя, трактуемая как «тоталитарная»».
8. А. И. Фурсов «Коммунизм как понятие и реальность»// Русский исторический журнал 1998 том 1 № 2 стр. 13–63.
9. Ладыгина О.В «Тоталитаризм»: содержание понятия.
10. Тоталитаризм в Европе ХХ века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М.: Памятники исторической мысли, 1996.
11. Карл Поппер «Открытое общество и его враги».
12. Платон «Государство».
13. Джованни Джентиле. «Введение в философию»
14. Т. П. Нестерова. Культура в идеологии и практике итальянского фашизма / Известия уральского государственного университета № 45(2006) Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 20.
15. Х. Арендт. Истоки тоталитаризма.
16. Э. Фромм. Бегство от свободы. 17. 17. Бауман З. Индивидуализированное общество.
18. Бауман З. Свобода М., Новое издательство, 2006, ISBN 5-98379-051-X.
19. Хмылев В.Л. З. Бжезинский о природе тоталитаризма. Томск, ТГУ, 1995.
20. Френсис Фукияма. Великий разрыв. Перевод с английского под общей редакцией А. В. Александровой. — М.: Эксмо, 2003.
21. В.П.Любин (ИНИОН РАН) Тоталитаризм: Новые подходы. Доклад на IV Всероссийском конгрессе политологов, 20–22.10.06.
Источник
1
ОтветитьУдалить