Печальное будущее ожидает российское здравоохранение, а с ним
и всех нас после вчерашнего обсуждения в правительстве госпрограммы
«Развитие здравоохранения до 2020 года». А именно: никакого развития
здравоохранения в России ожидать не стоит, поскольку денег в бюджете на
него нет. Вместо «модернизационного» власти рекомендуют реализовывать
«бюджетный» вариант развития (если здесь вообще уместно это слово) нашей
медицины – с постоянно снижающейся долей расходов на здравоохранение в
госбюджете и в структуре ВВП. Но при этом премьер Дмитрий Медведев
утверждает, что ориентироваться власти будут все-таки на
модернизационный сценарий развития: «иного наши люди не поймут».
Между тем заранее известна «себестоимость» проявленной кабинетом экономии – более миллиона жизней наших граждан. «Различие реализации госпрограммы по бюджетному или модернизационному сценарию состоит в числе сохраненных жизней: к 2020 году различие составляет один миллион сто тысяч жизней россиян», – пояснила глава Минздрава Вероника Скворцова, представляя правительству разработанный ее ведомством документ. Ведь какую задачу ставил президент Владимир Путин одним из своих инаугурационных указов? Существенно увеличить продолжительность жизни. А она, как известно, во многом зависит от качества медицины. Так вот, при реализации бюджетного сценария вместо модернизационного, по оценкам Минздрава, к 2020 году более миллиона наших граждан могут попросту «досрочно» умереть.
Но министра финансов Антона Силуанова такая «арифметика» ничуть не тронула. «Нам нужно бюджетный сценарий взять за базу, подкорректировать показатели программы с учетом необходимости реализации задач, поставленных в указах президента, и на нем базироваться», – заявил он. При этом он фактически обвинил главу Минздрава в том, что та чуть ли не саботирует указ Путина: «Конечно, показатели достижения к 2018 году эффективности программы и наличие бюджетных средств – связанные между собой показатели, но достаточно условные. Многое зависит не только от бюджетного финансирования... Есть и другие цели: это административные ресурсы, создание стимулирующих механизмов, создание механизмов кнута и пряника. Поэтому, безусловно, можно решить любые задачи как заливкой бюджетного финансирования, так и все-таки административным воздействием и стимулирующими факторами».
После этого, правда, Силуанов примирительно добавил: «В случае, если мы видим возможности дополнительного финансирования (а все-таки здравоохранение – действительно государственный приоритет), то, естественно, будем увеличивать и дальше поддержку этой отрасли».
Спору нет, эффективность (если здесь опять-таки уместно это слово) расходования средств бюджета давно стала притчей во языцех. С каждым днем из скандальных разоблачений мы узнаём всё новые способы «отъема денег у государства», которые выдумывает погрязшее в коррупции чиновничество, начиная с самых верхних его этажей. И все же нельзя не согласиться с тем, что без бюджетного финансирования наша медицина – напомним, по Конституции общедоступная и бесплатная! – развиваться не может.
Наша система здравоохранения буквально задыхается и деградирует от недостатка финансирования, и подтверждения тому регулярно – чуть ли не ежедневно – приходят из самых разных регионов страны. Вот 17 ноября (то есть завтра), например, медики Брянска проводят митинг против развала местного здравоохранения. Врачи, даже несмотря на угрозу увольнения, выступают против развала брянского здравоохранения, которому поставлен диагноз «катастрофическое снижение качества медицинской помощи на фоне хронического дефицита кадров». По словам организаторов митинга, мизерные зарплаты врачей стали причиной оттока медиков из системы здравоохранения, что, в свою очередь, привело к перегрузкам оставшихся специалистов и снижению доступности и качества медпомощи для населения.
Другой пример – ситуация в Лазовском районе Приморья. Там врачам уже четыре месяца не выплачивают зарплату. Реорганизация, в результате которой к больнице присоединили четыре фельдшерско-акушерских пункта, имеющих крупные задолженности за услуги ЖКХ, стала для больницы началом конца, пишут в открытом письме губернатору Владимиру Миклушевскому местные медики. Счета больницы арестованы за долги, телефон отключен, медперсонал остался без зарплаты. Техническое оснащение больницы тоже находится в плачевном состоянии: рентген-аппарат 1987 года свое давно отработал, автоклав не работает, флюорографический аппарат списан. Роддом и кухня закрыты, а машины скорой помощи заправляются в долг. Пациентов отвозят в соседние города, нередко роды приходится принимать на дому или в дороге.
Медработники Лазовского района, кстати, уже обращались в прокуратуру, к депутатам краевого заксобрания, в департамент здравоохранения Приморского края. Но курирующая местную сферу здравоохранения вице-губернатор Ирина Василькова посоветовала каждому работнику больницы подать исковое заявление о выплате зарплаты индивидуально, а жителям района порекомендовала обращаться в другие больницы. Если учесть, что ближайшая больница расположена в 150 км от Лазовского района, то иначе как издевательством эту отписку и назвать-то нельзя.
И вот на фоне такой деградации медицины наши власти по-прежнему не выделяют ей необходимых средств. Более того, финансирование здравоохранения чем дальше, тем все больше сокращается, если считать его в процентах от бюджета и ВВП. Бюджетный сценарий «развития», который так пришелся по душе Минфину, предполагает как раз последовательное снижение расходов на здравоохранение: если в проекте бюджета на 2013 год эти расходы заложены в размере 2,32 трлн рублей (3,4% ВВП страны), то к 2015 году они должны составить 2,48 трлн рублей (3% ВВП), а к 2020 году – 3,4 трлн рублей (2,5% ВВП).
Модернизационный же сценарий, предложенный Минздравом, предполагает хоть и медленное, но все же относительное увеличение расходов на здравоохранение: до 3 трлн рублей (3,7% ВВП) к 2015 году и до 6,5 трлн рублей (4,7% ВВП) – к 2020 году. И даже этот конечный (к 2020 году) результат по меркам развитых стран нужно считать очень скромным: даже в Эстонии сейчас расходы на медицину превышают 6% от ВВП. Но наши власти сочли модернизационный сценарий излишне затратным.
Тем не менее (вот иезуитство-то!) формально они его даже не отвергли, заявив, что будут придерживаться модернизационного сценария в качестве ориентира. Но финансировать-то его намерены в размере бюджетного сценария!
Ну а верхом «мудрости» стало вчера заключение, которое по итогам обсуждения проекта госпрограммы дал премьер Дмитрий Медведев: он поддержал и твердость Минфина в отстаивании бюджета, и одновременно… модернизационный проект Минздрава. При этом премьер признал, что модернизационный сценарий при текущих параметрах бюджета невыполним, но не дал никаких конкретных поручений их пересмотреть. А это значит, что наше здравоохранение так и останется на голодном пайке и обречено на дальнейшую деградацию.
ИСТОЧНИК
Между тем заранее известна «себестоимость» проявленной кабинетом экономии – более миллиона жизней наших граждан. «Различие реализации госпрограммы по бюджетному или модернизационному сценарию состоит в числе сохраненных жизней: к 2020 году различие составляет один миллион сто тысяч жизней россиян», – пояснила глава Минздрава Вероника Скворцова, представляя правительству разработанный ее ведомством документ. Ведь какую задачу ставил президент Владимир Путин одним из своих инаугурационных указов? Существенно увеличить продолжительность жизни. А она, как известно, во многом зависит от качества медицины. Так вот, при реализации бюджетного сценария вместо модернизационного, по оценкам Минздрава, к 2020 году более миллиона наших граждан могут попросту «досрочно» умереть.
Но министра финансов Антона Силуанова такая «арифметика» ничуть не тронула. «Нам нужно бюджетный сценарий взять за базу, подкорректировать показатели программы с учетом необходимости реализации задач, поставленных в указах президента, и на нем базироваться», – заявил он. При этом он фактически обвинил главу Минздрава в том, что та чуть ли не саботирует указ Путина: «Конечно, показатели достижения к 2018 году эффективности программы и наличие бюджетных средств – связанные между собой показатели, но достаточно условные. Многое зависит не только от бюджетного финансирования... Есть и другие цели: это административные ресурсы, создание стимулирующих механизмов, создание механизмов кнута и пряника. Поэтому, безусловно, можно решить любые задачи как заливкой бюджетного финансирования, так и все-таки административным воздействием и стимулирующими факторами».
После этого, правда, Силуанов примирительно добавил: «В случае, если мы видим возможности дополнительного финансирования (а все-таки здравоохранение – действительно государственный приоритет), то, естественно, будем увеличивать и дальше поддержку этой отрасли».
Спору нет, эффективность (если здесь опять-таки уместно это слово) расходования средств бюджета давно стала притчей во языцех. С каждым днем из скандальных разоблачений мы узнаём всё новые способы «отъема денег у государства», которые выдумывает погрязшее в коррупции чиновничество, начиная с самых верхних его этажей. И все же нельзя не согласиться с тем, что без бюджетного финансирования наша медицина – напомним, по Конституции общедоступная и бесплатная! – развиваться не может.
Наша система здравоохранения буквально задыхается и деградирует от недостатка финансирования, и подтверждения тому регулярно – чуть ли не ежедневно – приходят из самых разных регионов страны. Вот 17 ноября (то есть завтра), например, медики Брянска проводят митинг против развала местного здравоохранения. Врачи, даже несмотря на угрозу увольнения, выступают против развала брянского здравоохранения, которому поставлен диагноз «катастрофическое снижение качества медицинской помощи на фоне хронического дефицита кадров». По словам организаторов митинга, мизерные зарплаты врачей стали причиной оттока медиков из системы здравоохранения, что, в свою очередь, привело к перегрузкам оставшихся специалистов и снижению доступности и качества медпомощи для населения.
Другой пример – ситуация в Лазовском районе Приморья. Там врачам уже четыре месяца не выплачивают зарплату. Реорганизация, в результате которой к больнице присоединили четыре фельдшерско-акушерских пункта, имеющих крупные задолженности за услуги ЖКХ, стала для больницы началом конца, пишут в открытом письме губернатору Владимиру Миклушевскому местные медики. Счета больницы арестованы за долги, телефон отключен, медперсонал остался без зарплаты. Техническое оснащение больницы тоже находится в плачевном состоянии: рентген-аппарат 1987 года свое давно отработал, автоклав не работает, флюорографический аппарат списан. Роддом и кухня закрыты, а машины скорой помощи заправляются в долг. Пациентов отвозят в соседние города, нередко роды приходится принимать на дому или в дороге.
Медработники Лазовского района, кстати, уже обращались в прокуратуру, к депутатам краевого заксобрания, в департамент здравоохранения Приморского края. Но курирующая местную сферу здравоохранения вице-губернатор Ирина Василькова посоветовала каждому работнику больницы подать исковое заявление о выплате зарплаты индивидуально, а жителям района порекомендовала обращаться в другие больницы. Если учесть, что ближайшая больница расположена в 150 км от Лазовского района, то иначе как издевательством эту отписку и назвать-то нельзя.
И вот на фоне такой деградации медицины наши власти по-прежнему не выделяют ей необходимых средств. Более того, финансирование здравоохранения чем дальше, тем все больше сокращается, если считать его в процентах от бюджета и ВВП. Бюджетный сценарий «развития», который так пришелся по душе Минфину, предполагает как раз последовательное снижение расходов на здравоохранение: если в проекте бюджета на 2013 год эти расходы заложены в размере 2,32 трлн рублей (3,4% ВВП страны), то к 2015 году они должны составить 2,48 трлн рублей (3% ВВП), а к 2020 году – 3,4 трлн рублей (2,5% ВВП).
Модернизационный же сценарий, предложенный Минздравом, предполагает хоть и медленное, но все же относительное увеличение расходов на здравоохранение: до 3 трлн рублей (3,7% ВВП) к 2015 году и до 6,5 трлн рублей (4,7% ВВП) – к 2020 году. И даже этот конечный (к 2020 году) результат по меркам развитых стран нужно считать очень скромным: даже в Эстонии сейчас расходы на медицину превышают 6% от ВВП. Но наши власти сочли модернизационный сценарий излишне затратным.
Тем не менее (вот иезуитство-то!) формально они его даже не отвергли, заявив, что будут придерживаться модернизационного сценария в качестве ориентира. Но финансировать-то его намерены в размере бюджетного сценария!
Ну а верхом «мудрости» стало вчера заключение, которое по итогам обсуждения проекта госпрограммы дал премьер Дмитрий Медведев: он поддержал и твердость Минфина в отстаивании бюджета, и одновременно… модернизационный проект Минздрава. При этом премьер признал, что модернизационный сценарий при текущих параметрах бюджета невыполним, но не дал никаких конкретных поручений их пересмотреть. А это значит, что наше здравоохранение так и останется на голодном пайке и обречено на дальнейшую деградацию.
ИСТОЧНИК
"О наше долгое терпенье! Когда же кончится оно?" Голос народа и мой!
ОтветитьУдалитьДа нет, это пожалуй не терпение, а равнодушие и апатия большинства, причем когда буквально в твоем доме "шурует" ворьё............
ОтветитьУдалить