Меню блога

6 марта 2013 г.

Михаил Делягин: России нужна инфраструктура!

Экономист Михаил Делягин — о том, может ли Россия избежать негативных последствий «сланцевой революции»
Михаил Делягин. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

«Сланцевая революция» ставит жирный крест на дремотной маниловщине «энергетической сверхдержавы». Невыносимую тень этого креста ощущают на себе даже захлебывающиеся от денег «жирные коты» (по китайской терминологии) «Газпрома».
Идею дезавуировала очевидная стратегическая лживость: сверхдержава может быть лишь передовой, то есть технологической, а не энергетической. А тотальная коррупция не совместима не то что со сверхдержавой, но даже с суверенитетом. Воровство — простое занятие и ведет потому к падению не только морали, но и интеллекта.
Но «сланцевая революция» подвела черту. Ее роль не видят из-за того, что она преобразовала не столько бурение или геофизику, сколько обработку данных, — а в России в жерновах либеральных реформ уцелели в основном специалисты докомпьютерной эпохи. Отсутствие же конкуренции делает получение новых знаний ненужным.


Действительно, «в обозримом будущем», как указывает руководство Минэкономразвития, сланцевый бум не повлияет. Все дело в критериях «обозримости»: после 2016 года достройка экспортных терминалов и танкеров, по оценкам, снизит экспортные цены «Газпрома» не менее чем в полтора раза, и это без учета почти неизбежного к 2018 году срыва в глобальную депрессию!

Воровать станет нечего и не у кого, и это разрушит неформальный «гражданский договор». Старая идеология грабежа советского наследия и легализации разворованного в фешенебельных странах умирает, причем вместе с некоторыми из этих стран, не выживающих в глобальном кризисе.

На повестке дня — вопрос о новой идеологии нового правящего класса, которая придет взамен идеологии воровства. Эта идеология будет прямым следствием главного дела общества.
Понятно, что в условиях Смуты, — неважно, вызванной межклановой сварой, коррупционным гниением или же обесценением сырья, — главным делом станет выживание.
Для выживания нужно восстановление инфраструктуры: мы не Украина, способная пережить любые времена, кормясь «с огорода». А ограниченность ресурсов (накопленные резервы частью будут украдены, частью сгорят в аду глобального кризиса) не даст восстановить советскую инфраструктуру: понадобятся новые, дешевые и гибкие технологии.

Потому, если ключом к современной России является воровство элит, кощунственно возведенное (подобно демократии на Западе) в ранг почти религии, ключ к нашему будущему прост и прозаичен: модернизация инфраструктуры.

Все, помогающее решению этой задачи, даже уродливое, — расцветет и продолжится; все мешающее, даже законное и гуманное, — будет убито.

Здесь нет выбора: от грядущего можно увернуться лишь в могилу.

Единственный способ выживания в глобальной депрессии — модернизация инфраструктуры, которая резко снизит издержки и не просто повысит деловую активность, но и сменит все «правила игры». Ведь придется подавлять коррупцию и произвол монополий, сталинско-мичуринскими методами прививая правящему классу ответственность, а требуемый масштаб деятельности в принципе изменит лицо нашей Родины.

Легко сказать «модернизация инфраструктуры» и радоваться, что это единственная сфера, в которой государство гарантированно — из-за высокой капиталоемкости и длительной окупаемости проектов — не вступит в недобросовестную конкуренцию с бизнесом.
Но ведь эта «сфера» всеобъемлюща!

Она включает не только автодороги, плата за проезд по которым должна компенсировать ремонт, но и строительство (слишком дорогой проезд затормозит развитие), и ЖКХ, гарантированная доходность модернизации которого делает его естественным объектом вложения страховых и пенсионных взносов. Это еще и энергосистема, железные дороги, неэкспортное судоходство, гидротехнические и мелиоративные сооружения, аэродромное хозяйство и даже почта!

Масштаб требуемых под страхом смерти работ колоссален и сам по себе изменит все нормы поведения.

А законность и даже демократия вырастут позже — из благосостояния, которое несет с собой дешевая и качественная инфраструктура.

Ведь свобода, что бы ни твердили теоретики, — прежде всего избыток инфраструктуры.
Свобода передвижения стоит в царстве бездорожья не больше свободы потребления в царстве нищеты, свободы собраний — в царстве произвола, свободы совести — в царстве мракобесия.
России нужна инфраструктура!

Стране откроет будущее не тот, кто приятнее скажет или жестче изнасилует, а тот, кто начнет ее созидать.

Не на словах, а на деле.

Источник

2 comments :

  1. Александр 19588 марта 2013 г. в 17:39

    Добрый день! Никто и не спорит , что нужна инфраструктура, а производственный сектор что не нужен? А оборонка? Список можно продолжать.. Впечатление такое , что Делягину заплатили денежку за лоббирование интересов указанных в статье выгодополучателей

    ОтветитьУдалить
  2. Инфраструктура: мосты, дороги, энергосети, ... В стране таких масштабов со специфически удлинёной формой и с малозаселённой огромной частью Азии трудно еффективно оправдать затраты на стройку, ведь дороги по самим продвинутым технологиям сегодня не только дорогостоящие на этапе стройки. Их содержание очень дорого, особенно потому, что страна расположена в зоне экстремальных температур. Сибиръ летом доволно жаркая, асфальтик становится мягким как мёд, а машина не спрашивает как твоё здоровье дорожка? и добивает её. Зимой замерзайущая в верхних слоях вода тоже разваливает. Природа сама как видим активно разлагает дороги, а транспорт тоже делает своё, особенно в жаркие дни. В добавку асфальт черный, поглощает лучи и распухает..
    В том то и дело, что дороги если уже построены, то и грех будет не удержать, а цена содержания очеь высокая. Обновление поверхности даже раз в 10 лет большая работа. Европейская, довольно густо населённайа часть оправдывает затраты, но самое важное -это развитие хорошо спланированного общественного транспорта. Оставить авто дла тех, кто без них никак не обойдётся. И воздух будет чистше и вода тоже. Выхлопы дождик приносит на растущие ягоды, фрукты и овощи. До недавнего времени осады плюмбум были очень высокими. А сколько асфальтной пыли попадает в воду, а сколько азбестной пыли с торможения. Тоже раконосно.

    Плохая инфраструктура - это боль, а отсутствие промышленности и подготовки научных кадров (качество и доступность среднего и выжшего образования) - это перспектива на смерть страны.

    Промышленность и сельское хозяйство как минимум должны покрыть нужды внутреннего рынка (САМОДОСТАТОЧНОСТЬ, особенно в стратегическич отраслях). Всего понемножку, а не гигантские заводы для трудно доступных рынков сбыта. Сбросить с себя внушённую необходимость погони за высоким экспортом. Надо проснуться. Какой смысл строить дорогостоящие заводы или фабрики, а потом выпускать гигантскую продукцию и сбывать за копейки?

    Если есть самодостаточность, то углеводороды приносят премию на покупку технологий или товаров. В таком соотношении можна выжить и не плохо В СТОРОНЕ ОТ глобализма, ВТО и фискальных увязанностей, которые не только порабощают, но и обезценивают долголетние накопления с помощью спланированных кризисов (грабеж в белый день!). Отказаться от глобализма, ВТО, фискальной зависимости!

    Промышленнось, наука, научно-интеллектуальный потенциал, высокие технологии, инновации - Ключ к успеху на будущее общества и оборонки.

    Удержать сильно конкурентные (они же и стратегические) отрасли : ВПК, атомно-нуклеарную, может и космос , если ещё потянет и ещё все остальное что достигнуто.

    Развитие дирижабль-транспорта дла труднодоступных (горы, болота) районов (наука сделает это высокооплачиваем если сосредоточится над проблемой), а потом дороги и только там где экономично и надёжно...

    ОтветитьУдалить

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях