Бен Бернанке, глава ФРС, традиционно в июле выступает перед палатами парламента США (Конгресса). Первое, перед комитетом по финансовым услугам Палаты представителей США, состоялось в среду и, естественно, в нынешней напряженной ситуации, вызвало острый интерес. Особенно с учетом того, что Бернанке считает, что для стимулирования экономики эмиссионные программы нужно продолжать, а добиться согласия на новую эмиссию он пока не может. И было мнение, что он может попробовать «нажать» на Конгресс, сильно его напугав, с целью получить все-таки вожделенное право на эмиссию.
Кроме того, экономическая статистика в США в последнее время, прямо скажем, не самая хорошая, а события в Европе показывают, что, судя по всему, в ближайшее время могут произойти другие крупные неприятности для всей мировой экономики. Опять же, бюджетный конфликт между Республиканской партией, контролирующей как раз Палату представителей и демократической администрацией Обамы, очень усилил внимание общественности к словам руководителя американского центробанка. Что же он сказал?
Прежде всего, Бернанке повторил свои обычные тезисы о том, что ФРС США готова предпринять шаги по дальнейшему смягчению монетарной политики, если экономика США продолжит расти замедленными темпами, а инфляционные риски ослабнут. "Существует вероятность того, что слабость экономики, отмеченная в последнее время, может оказаться более продолжительной, чем ожидается, и что могут снова возникнуть риски дефляции, подразумевая необходимость дополнительной поддержки экономики", - сказал Бернанке. Он также указал, что центробанк располагает инструментарием для такой поддержки, хотя применение некоторых возможных средств будет носить экспериментальный характер.
Тут, разумеется, расшифровки не было, но особого смысла в нем нет, поскольку весь инструментарий ФРС, в общем, известен, как и желание руководства этой организации им воспользоваться. Другое дело, что нет никаких аргументов в пользу того, что эти методы дадут результат, о чем, кстати, сказал конгрессмен Рон Пол, главный критик ФРС, в дискуссии с Берданке.
Дальше, собственно, началась уже профессиональная демагогия. По словам Бернанке, в целях дальнейшего улучшения финансовых условий ФРС может начать предоставлять более конкретные и эксплицитные ориентиры по срокам, в течение которых ФРС планирует удерживать на текущем уровне базовую ставку и объем ценных бумаг на своем балансе. В настоящее время ФРС лишь указывает, что учетная ставка будет сохраняться на сверхнизком уровне "в течение продолжительного периода".
Ну, если эмиссии не будет, то, может быть, темпы инфляции и уменьшатся (хотя тот же Бернанке неоднократно объяснял, что два этих явления никак не связаны, вопреки, кстати, монетаристской догматике), но, вообще говоря, на фоне падающего спроса и роста издержек бизнеса, это не очевидно. Так что тут есть некоторый простор для воображения – поскольку программа QE2 закончилась только к началу июля, более или менее объективные данные появятся не раньше августа, а то и сентября.
Вместе с тем глава ФРС допускает прямо противоположное развитие событий, при котором состояние экономики потребует сворачивания экстраординарных мер. По его словам, Федеральная резервная система уже продумала основные принципы нормализации денежно-кредитной политики, предполагающие сокращение баланса ФРС и повышение базовой ставки, когда экономические условия будут тому сопутствовать. Это такая оптимистическая оговорка. Все конгрессмены, как и сам Бернанке, понимают, что этого «не может быть, потому что не может быть никогда», но для широкой публики такая оговорка необходима – издержки большой политики. Отметим, что рынки восприняли речь главы ФРС двояко. С одной стороны, фондовые рынки выросли (к концу дня, правда, этот рост сильно уменьшился), с другой – резко выросло золото, достигнув очередных исторических максимумов, что само по себе весьма показательно.
Аналогично - по-разному - отнеслись к речи Бернанке финансовые аналитики. Одни его хвалили, другие ссылались на то, что речь была полна банальностей и лишь подтвердила, что пока у ФРС нет политического ресурса, чтобы начать программу QE3. При этом некоторые эксперты отметили, что Бернанке обошел стороной вторую сторону мандата ФРС - безработицу. Последние данные в этой сфере в США выглядят крайне негативно: если в начале 2011г. компании в среднем ежемесячно нанимали на 215 тыс. человек больше, чем увольняли, то в мае этот показатель снизился до 25 тыс. человек, а в июне - до 18 тыс. человек. При этом за первый летний месяц общий уровень безработицы вышел на максимальный с начала 2011г. уровень в 9,2%. В реальности, если учитывать тех, кто от безнадежности перестал искать работу и тех, кто занят частично лишь потому, что не смог найти работу постоянную, уровень безработицы приближается к отметке 20%. И в этой ситуации отказ главы ФРС обсуждать меры, направленные на стимулирование рынка труда и повышение занятости выглядит весьма симптоматично.
Ну и в заключение отмечу, что «закошмаривать» рынки с целью выбить политическое решение о необходимости начала новых эмиссионных программ Бернанке тоже не стал. Тут можно делать разные спекулятивные выводы, оттого, что дела настолько плохи, что он испугался «раскачивать лодку», до того, что они напротив, не настолько плохи, чтобы нельзя было еще немножко подождать, но мы этого делать не будем. Во-первых, подождем его второй речи, во-вторых, посмотрим на свежие данные по первичным обращениям безработных. В любом случае, к этой теме я завтра точно вернусь.
0 comments :
Отправить комментарий
Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".
Тэги, допустимые в комментариях