Меню блога

27 мая 2013 г.

«Мотор Сич», «Вертолеты России»: кооперация, ресурсы, рынок

 Дмитрий ТЫМЧУК

Украинская двигателестроительная компания «Мотор Сич» договорилась с российским холдингом «Вертолеты России» о совместной модернизации многоцелевых вертолетов Ми-8. Сообщая об этом, президент «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев уточнил, что украинское предприятие добивалось такого соглашения не один год (1).

Поначалу подробности соглашения не оглашались. Тогда как для самой Украины вопрос модернизации имеющегося вертолетного парка Ми-8 (в основном в составе армейской авиации Вооруженных сил) хоть и стоит весьма остро, но не делает особой погоды для российских и украинских производителей. В частности, по некоторым данным, на вооружении Украины стоят 30 многоцелевых вертолетов Ми-8. Контракт на их модернизацию от украинского Минобороны был бы неплохим подспорьем для «оборонщиков», но явно не заслуживал бы звания «контракта века». К тому же с украинскими военными иметь дело непросто, учитывая хроническое недофинансирование армии, а также положение дел с обеспечением реализации программ развития вооружений и военной техники.


 Но вот в ходе недавно прошедшей в Москве вертолетной выставки HeliRussia-2013 стало понятным, о чем идет речь в случае с договоренностями между «Мотор Сич» и российским холдингом. Украинские двигателестроители сообщили, что Министерство обороны России проявило заинтересованность в ремоторизации вертолетов Ми-8Т украинскими двигателями нового поколения ТВ3-117ВМА-СБМ1В. Замена двигателя позволяет значительно улучшить летно-технические характеристики вертолета - статический и динамический потолок повышаются на 30% и 40% соответственно, увеличивается дальность полета, уменьшается часовой расход топлива (2). По некоторым данным, сумма контракта с Россией  составит от 240 до 320 млн. долл.

Стоит заметить, что по своим характеристикам двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В соответствует современным техническим требованиям и сертифицирован Авиационным регистром МАК. В 2009 году двигатель принят на вооружение Вооруженных сил Украины. В 2012 году эти двигатели успешно прошли летные испытания в составе опытного вертолета Ми-8МТВ завода «Миля» (в рамках программы Министерства обороны России в городе Торжке).
Оптимизм, с которым украинские двигателестроители рассказывают о договоренностях с российской стороной, вполне понятен. Ведь «Мотор Сич»,  при всем имеющемся потенциале в ремоторизации вертолетов Ми-8, не имеет больших возможностей в его реализации.

Еще в начале 2011 года сообщалось, что компания начала переговоры с Винницкой облгосадминистрацией об организации производства транспортных вертолетов Ми-8Т на Винницком авиационном заводе. Позднее стало также известно, что компания получила сертификат разработчика вертолетной техники от авиационной администрации Украины и сертификат на вертолет Ми-8МСБ. На данный момент вертолет Ми-8МСБ (модернизированный на «Мотор Сич» Ми-8) проходит испытания. В апреле сего года в Крыму прошли летные испытания этой машины на обледенение. Согласно информации предприятия, испытания проходили успешно. Но остается вопрос перспективы продаж модернизированной машины – без российского разработчика Украина не может выходить с ним на внешний рынок, а внутренний спрос довольно ограничен.

Потому и возникает вопрос тесного сотрудничества с Россией, которая обладает авторскими правами на машину, да и давно продвигает вертолеты на внешнем рынке. Притом что техника эта весьма востребована в мире. Согласно экспертным данным, наиболее крупные объемы продаж на мировом вертолетном рынке, как по количеству поставляемых машин, так и по стоимостному объему, приходятся именно на многоцелевые вертолеты, к которым и принадлежит Ми-8. По оценке российского ЦАМТО, в предстоящий 4-летний период (2013-2016) объем продаж новых многоцелевых вертолетов составит 1436 машин на сумму 30,82 млрд. долл. (в случае выполнения графиков поставок по текущим контрактам, заявленным намерениям и проводимым тендерам). А в прошедший 4-летний период (2009-2012) было поставлено на экспорт или произведено по лицензии не менее 1189 новых многоцелевых вертолетов на сумму 18,855 млрд. долл. Тенденция к серьезному росту продаж налицо.
При этом в мировом рейтинге поставщиков многоцелевых вертолетов Россия за прошедшие 4 года занимает второе место (584 машины на сумму 8,153 млрд. долл.), уступая Франции в количестве проданных машин. При этом российский портфель заказов на экспорт вертолетной техники на сегодняшний день составляет около 5,8 млрд. долл.

Об этом, в частности, недавно сообщил начальник Департамента экспорта вертолетной техники и услуг компании «Рособоронэкспорт» Григорий Козлов, отметив, что «за 12 лет объем поставок вертолетной техники за рубеж вырос более чем в десять раз: в 2001 году компания поставила 12 вертолетов, в 2013 году «Рособоронэкспорт» планирует поставить 140 вертолетов». Кроме того, сейчас российской стороной проводится предконтрактная работа по поставкам вертолетной техники на сумму около 9 млрд. долл. «Это наш потенциал, неподписанный объем, который может с большой долей вероятности перерасти в подписанные контракты», – указал представитель «Рособоронэкспорта» (3).

Но является ли украинский производитель желанным партнером для российских вертолетостроителей? Ответ на этот вопрос могут дать недавние события вокруг другой российской машины – Ми-17, модернизированной на украинском предприятии. В конце мая этого года вертолет Ми-17, оснащенный новыми двигателями производства компании «Мотор Сич», совершил уникальный перелет через Анды в Перу, поднявшись с грузом на высоту более 6 300 метров. Как отмечают на предприятии, «еще ни один вертолет туда не долетал». В частности, перуанские летчики проводили эксперимент, организуя перелет на двух вертолетах: Ми-17 со старыми двигателями и Ми-17 с новыми двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В [двигатели, которые устанавливаются и на Ми-8 в ходе ремоторизации на «Мотор Сич»]. И вертолет, оснащенный старыми двигателями, поднявшись на высоту 6 км, не смог лететь дальше и вернулся на аэродром взлета. Тогда как вертолет с новыми двигателями совершил посадку на другой стороне Анд (4).

Интересно, что в тот же день, когда стало известно об этом эксперименте, на выставке HeliRussia-2013 в Москве было подписано соглашение о взаимном признании сертификатов летной годности между Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета и авиационными властями Перу. Как заявили представители российской стороны, это соглашение расширит сферу использования российских вертолетов в Перу и даст российским производителям возможность выхода на новый рынок. В частности, в Перу получат возможность коммерческой эксплуатации вертолетов Ми-8 и Ми-171. Компания Helisur, эксплуатирующая в Перу 19 таких вертолетов, уже сообщила, что данная техника весьма востребована в нефтегазовой отрасли страны. А потому в компании предполагают до конца года увеличить парк российских машин до 21 борта (5).

Возможная совместная работа специалистов Украины и России в Перу – лишь небольшой пример выхода на перспективные рынки вертолетной техники.  Как заявляют в холдинге «Вертолеты России», заинтересованность в организации постоянного обслуживания и модернизации вертолетов марки «Ми» сегодня проявляют порядка 20 стран.

Даже США не остались в стороне. Так, в середине мая этого года стало известно, что США могут заключить с Россией соглашение о дополнительной закупке военно-транспортных вертолетов Ми-17В5 для Афганистана сверх уже законтрактованных 33 машин.

Украинским двигателестроителям Россия интересна не только как партнер в продвижении совместной продукции в третьи страны, но и как важный самостоятельный потребитель подобной продукции. Стоит напомнить: российская военная авиация должна получить за ближайшие 7 лет 800–900 вертолетов (согласно Госпрограмме развития вооружений на 2011–2020 гг.) Это – колоссальные заказы. Кстати, стоимость данной программы по всем видам вооружений составляет $633 млрд. (это 3,5 годовых номинальных ВВП Украины!). И если украинские двигателестроители найдут в этой программе свою «нишу», то для заказов откроются просто поразительные перспективы.

Но есть в этой истории и серьезный проблемный вопрос. Как известно, еще в декабре прошлого года ОАО «Климов» начало типовые испытания вертолетного двигателя ВК-2500 для вертолетов Ка-52, Ми-28, Ми-8 и Ми-17, полностью собранного из российских деталей. Это был последний этап проверки двигателя, после которого начинается его серийное производство. Пока что основным поставщиком деталей для двигателей, собираемых на «Климове», является «Мотор Сич». Но российское предприятие в рамках программы импортозамещения планирует полностью (до 2015 года)  преодолеть зависимость от иностранных комплектаторов. В 2013 году «Климов» намерен выпустить 50 сугубо «российских» двигателей. А на полную производственную мощность (500 единиц)  планирует выйти к 2015 году и покрыть весь российский рынок вертолетных двигателей.
Нынешние переговоры между производителями «Мотор Сич» и «Вертолеты России» свидетельствуют о том, что у украинских производителей пока есть время убедить российскую сторону в возможности взаимовыгодного сотрудничества.

Кстати, одна из претензий, которая ранее выдвигалась российской стороной (и стала одной из причин стремления к созданию собственного замкнутого производства), состояла в том, что украинские двигателестроители неоправданно завышают цену на свою продукцию. Очевидно, производителям из Украины стоит взвесить, стоит ли стремиться к большим барышам и легкой прибыли сейчас, если в итоге можно упустить долговременные и выгодные контракты.

Тем более жизнь убеждает: настоящих партнеров для украинских двигателестроителей в мире не так уж много. Вот летом 2012 года представители американской вертолетостроительной компании «Сикорски эйркрафт» предложили руководству «Мотор Сич» полномасштабную программу сотрудничества, чтобы американские вертолеты «Сикорски» S-61 оснащались двигателями производства украинской авиадвигателестроительной компании.
Как сообщал в июле прошлого года Вячеслав Богуслаев, «мы уже провели несколько встреч с Игорем Сикорским с тем, чтобы обсудить вопрос установки на вертолеты S-61 двигателей производства “Мотор Сич”».  Прошел почти год, но о продолжении этих радужных планов ничего не слышно. И мало надежды, что история с «Сикорски» вообще получит продолжение. Этот случай для украинских «оборонщиков» - хороший повод задуматься и определиться с настоящими и перспективными партнерами.

1. http://lenta.ru/news/2013/05/17/mi8/
2. http://www.biztass.ru/news/id/69988
3. http://armstrade.org/includes/periodics/news/2013/0517/133018471/detail.shtml
4. http://interfax.com.ua/news/economic/153140.html
5. http://www.aviaport.ru/news/2013/05/17/255222.html
Фото: 2000.net.ua

0 коммент. :

Отправить комментарий

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях