Меню блога

23 марта 2015 г.

Детский сад - опыт социализации или "тюрьма для детей"?

Анализ высказываний протоиерея Димитрия Смирнова о детских садах.
Детские сады - это явление, давно обычное для России и мира в целом, с ним встречаются практически все люди нашего времени в процессе своей жизни. В России детский сад является одним из видов детского дошкольного учреждения.
Какие преимущества имеет учреждение "детский сад"? В детском саду ребёнок учится доверять не только своим родителям, но и другим людям. Он начинает получать позитивную обратную связь о себе в гораздо большем объёме, нежели получал до этого в своей семье. У него повышается самооценка. Он начинает испытывать удовольствие от общения со сверстниками и взрослыми, от совместных игр с ними. Ребёнок в детском саду делает для себя радостные открытия. Например, он с радостью понимает, что если его мама не может внимательно выслушать его детские фантазии, считая это глупостью, то в садике есть несколько человек, которые поддерживают его воображение и фантазию, с которыми он может поделиться своим внутренним миром.


«Само существование детского коллектива, где собираются 20-25 детей одного возраста, - это ситуация, для ребёнка невыносимая. Она совершенно противоречит замыслу Божию. Если Бог даёт матери девятнадцать детей, то она рожает их постепенно… Все дети разных возрастов, там есть младшие, старшие…», - так выразил своё отношение к детским садам священник Русской Православной Церкви Дмитрий Смирнов в прямом эфире телепрограммы «Беседы с батюшкой» (т/к «Союз»).


На мой личный взгляд, позиция о. Дмитрия в данном вопросе необъективна. Прежде чем подвергнуть анализу этот взгляд на детские сады, скажу немного о собственном детсадовском опыте.

Я посещал детский сад, по меньшей мере, четыре года, и многое из тех лет помню. Так получилось, что я практически всегда попадал в группы не моего возраста. Когда мне было 4 года, меня записали в среднюю группу, в которой были преимущественно пятилетние дети. Всем известно, как трудно бывает в детском коллективе быть самым младшим. Когда же я сменил эту группу на другую среднюю группу, то оказался в прямо противоположной ситуации: здесь я был одним из самых старших. Разница между первой и второй группой для меня была в том, что в первой я чувствовал себя чужим среди своих, а во второй я чувствовал себя, как в своей тарелке, хотя и там, и там я отличался возрастом от коллективного большинства. И тем не менее в обеих этих группах я смог приспособиться к окружающим меня условиям. Если в той группе мне это давалось непросто, то в новой мне это удалось достаточно быстро. Я общался как со своими одногодками, так и с теми, кто был младше меня, и не чувствовал при этом никакой существенной разницы.

Вернёмся к позиции протоиерея Дмитрия Смирнова о детских садах, которая не исчерпывается только вышеприведённым высказыванием. Рассмотрим другие цитаты.

«Ребёнок, когда идёт в детский сад, испытывает стресс, его это ломает».

Данное высказывание можно подвергнуть критике с помощью непререкаемых мировых авторитетов в области педагогики.
В XVIII веке идею совместной коллективной жизни осуществил в детских приютах швейцарский педагог И. Г. Песталоцци. Во второй половине XIX века П. Ф. Каптерев, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и другие российские педагоги указывали на особый характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в групповом общении, подчеркивали необходимость поддерживать атмосферу товарищества, взаимопомощи, общности интересов. По мнению, немецкого педагога В. Лая совместная практическая деятельность воспитанников в школьной общине способствует их социализации.

Проблема воспитания личности в коллективе являлась центральной в педагогике советского периода. В 20-е годы прошлого века Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, С. Т. Шацким и другими педагогами были разработаны основы теории воспитания в коллективе.
Макаренко принципиально по-новому осмыслил роль коллектива в воспитании детей, разработав вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания детей в коллективе, создания воспитывающих традиций, формирования сознательной дисциплины. Уникальность педагогического наследия Макаренко в том, что оно являет собой пример того, как даже в коллективах детей-беспризорников при участии педагога формировались личности.

В. А. Сухомлинский целью воспитания считал личность, а коллектив рассматривал в качестве инструмента, средства достижения этой цели. Сухомлинский определял детский коллектив как сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная, организаторская общность.

О формировании личности в детском коллективе я знаю и по собственному опыту. В детском саду я, как и все дети, делил своих одногруппников на тех, с кем «я дружу», а с кем «я не дружу», на что моя воспитательница всегда говорила: «Дружить надо со всеми». По сути, тем самым она повторяла мысль, которую высказывал святой апостол Павел: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18).

«Это… изобретение этой ВОНЮЧЕЙ советской власти, будь она трижды не помянута к вечеру!», - этим эмоциональным высказыванием о. Дмитрий охарактеризовал детский сад как социальное учреждение.

Во-первых, батюшка сам не понял, что продемонстрировал этим высказыванием незнание истории появления детских садов. По данным Большой советской энциклопедии, «Первое детское учреждение типа детского сада - школа для малышей - было организовано в 1802 в Нью-Ланарке (Шотландия) Р. Оуэном. Впервые название "детский сад" было дано Ф. Фребелем бошкольному учреждению в Германии в 1837 г. В России первые детские сады были открыты в 60-х гг. 19 в. В 1914 г. их насчитывалось 150 (4000 детей)". В России первый детский сад был открыт 27 сентября 1863 (то есть ещё в Российской Империи) года в Тифлисе педагогами Аделаидой Семёновной Симонович и Яковом Мироновичем Симоновичем. Причём же тут советская власть?

Что же касается характеристики советской власти как «вонючей», то такое выражение, конечно же, нисколько не красит речь о. Дмитрия, тем более как публичное лицо, представляющее Церковь Христову. Более того, учитывая тот факт, что по статистике большинство жителей России уважительно относятся к советскому прошлому, высказывания такого духа со стороны представителей Церкви могут служить поводом к подрыванию авторитета оной в народе.

Свой тезис о детских садах как изобретении «вонючей» советской власти о. Дмитрий дополняет следующим высказыванием: «А у них деньги шли на что? У этих, которые нам «новую жизнь» строили? Уничтожили всю страну и весь народ, изуродовали. И стала страна первой в мире по числу абортов, которые есть самоубийства народа, и детский сад туда включался…».

Здесь о. Дмитрий оперирует двумя ложными тезисами.

1) Советская власть уничтожила «всю страну» и изуродовала «весь народ».

Вспомним такой документ, принятый при советской власти, как декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). А что было в дореволюционной России, до прихода к власти большевиков? Накануне революции свыше 70% взрослого населения оставалось неграмотным, и это общеизвестный факт.

На мой взгляд, хотя бы этого факта достаточно для того, чтобы не спешить с выводами о русском народе, якобы изуродованном советской властью.

2) Детский сад как социальное учреждение есть следствие массовых абортов, которые, в свою очередь, есть плод советской власти.

Во-первых, не стоит забывать, что аборты, действительно легализованные в 1920 г., были запрещены в 1936 г. и вновь легализованы в 1954 г., после смерти И. В. Сталина. Если даже эти 14 лет запрета ничего не решили и Советский Союз всё-таки поднялся на одно из первых мест по количеству абортов, то явно дело не в советской власти, а в человеческой психологии. В этом можно окончательно убедиться, углубившись в историю дореволюционной России. Аборты в Российской Империи были запрещены, но при этом легально и в большом количестве существовали публичные дома, которые, к тому же, облагались налогом (проституция в РИ была одной из официальных профессий). Коротко говоря, массовые аборты есть следствие духовно-нравственного разложения человека, которое коренится явно не в советских временах.

Свою длительную и эмоциональную речь протоиерей Димитрий завершил следующим высказыванием: «Ничего хорошего советская власть не принесла нашему народу. И пожалуйста, пусть кто оспорит!».

Да ещё как оспорят это утверждение, и очень многие люди, в том числе верующие, церковные.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в интервью газете «Культура» высказал несогласие с теми, кто называет советский период «чёрной полосой», и более того – высказался о том, что «большинство людей в нашей Церкви – значительная часть духовенства старшего возраста и многие прихожане – видят в советском времени немало хорошего». «Нынешнюю реальность, - по словам протоиерея Всеволода, - эти люди во многих ее аспектах оценивают гораздо хуже, чем советскую. В особенности – состояние общественной нравственности, молодежи, заботу государства о человеке».

  Глава Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл называл распад СССР негативным событием. По его мнению, «никакие ссылки на неудовлетворительное управление, неправильную идеологию не подталкивали людей к тому, чтобы разрушить государственность».
Можно вспомнить и знаменитые слова Патриарха Сергия Страгородского: «Мы хотим быть православными и в то же время считать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости которой – наши радости и беды которой – наши беды».
Резюмируя всё вышесказанное, можно прийти к следующему выводу: рассмотренная речь протоиерея Дмитрия Смирнова представляет собой информационно-психологическую атаку, в которой применяется метод изменения матрицы любви: нечто, ценимое тобой за те или иные качества, за то же самое становится тобою же ненавидимым. В данном случае атака направлена на:
1) детский сад как социальное учреждение (Посыл: Детский сад – это тюрьма для детей);
2) и советскую власть (Посыл: Советская власть не принесла ничего хорошего русскому народу).

В качестве субъекта этой информационно-психологической войны выступает священник Русской Православной Церкви, медийная личность.

Объект: православные верующие.

Результат, ожидаемый субъектом: всепожирающая агрессия (по отношению к советской власти и к детским садам как якобы её изобретению), массовый психоз. Человек, ранее воспринимавший детский сад как учреждение, полезное для социализации ребёнка, теперь, после информационно-психологической атаки, видит данное явление как нечто, ломающее ребёнка, как изобретение «вонючей» советской власти. Человек, ранее уважительно относившийся к советской власти и её достижениям, теперь, в результате ИПА, ненавидит эту власть за эти же достижения, в частности, детские сады и аборты в огромном количестве.

Стоит отметить немаловажный факт: на протяжении практически всей своей речи протоиерей Димитрий уделяет много внимания своему личному жизненному опыту, и в этом очень неприкрыто прослеживается личная неприязнь о. Димитрия к детским садам как социальному учреждению и к советской власти, которую он эмоционально называет «вонючей». Такой подход, содержащий личную неприязнь, по сути, полностью перекрывает реальность и является недопустимым, особенно если учитывать ранее упомянутый факт уважения большинством россиян (в т. ч. верующими людьми) советского прошлого.


Другие статьи по теме:

Есть проблема картины мира – вернее, её отсутствия

Церковь, наука и просвещение в России XIX

Источник

4 comments :

  1. Не надо смешивать кислое с пресным.

    ОтветитьУдалить
  2. Вспомнила свои годы в детском садике, и единственное всплывшее чувство - отвращение. Мало того, что вставать надо было рано утром (я любитель поспать подольше), так еще и воспитатели были из тех, что "работу работали". И да, отношения с другими детьми не ладились. В общем, согласна я с батюшкой, что детсад ломает ребенка.

    ОтветитьУдалить
  3. А у меня отличные воспоминания,воспитательницу помню до сих пор,а мне 60. И воспитательницы дочки тоже помню,замечательная женщина была

    ОтветитьУдалить
  4. Поп конечно не прав!
    Детские сады,нужны и крайне необходимы.Другое дело что они переполнены и являются инкубатором для выращивания различных инфекционных болезней..В Советское время в детских садах были медработники,которые вели осмотр детей.Сейчас больные дети находятся в непосредственном контакте со здоровыми.Для мам это настоящая трагедия.Ребёнок без конца болеет,а на работе жмут-мы не намерены терпеть ваше отсутствие на работе!

    ОтветитьУдалить

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях