Гитлер скрывал от своего союзника – Муссолини, подготовку к войне с СССР до самого нападения 22 июня 1941 года. Только в ночь перед нападением Рим известили об этом событии. Итальянский вождь (дуче) тут же поручил главе МИД Чиано Галеаццо сообщить советскому посланнику, что Италия, в соответствии с имеющимся у нее с Третьим рейхом т. н. «Стальным пактом» (германо-итальянский Договор о союзе и дружбе, подписанный в мае 1939 года), объявляет войну Советскому Союзу. Письмо А. Гитлеру с предложением послать итальянские войска на Восточный фронт Бенито Муссолини написал лично. Одновременно он отдал приказ о подготовке итальянского военного контингента для войны с СССР.
Муссолини был не против войны с СССР – «Крестовый поход» был его излюбленной идеей. Но дуче считал, что Италия будет готова к такой войне не раньше 1945-1950 гг., когда должны были завершиться программы перевооружения войск, вырасти их боеспособность. Удар Германии, при участии Венгрии, Румынии, Финляндии, когда Рим даже не предупредили, не говоря о предложении принять участие в войне, наносил удар по статусу Муссолини, Италии. К тому же итальянский вождь хотел получить свою долю в дележе «шкуры медведя», а без участия итальянских войск в войне, это было сомнительно.
Гитлер не рассчитывал на серьёзную помощь итальянских войск, прекрасно зная их цену – вермахту уже приходилось выручать итальянскую армию из трудного положения. И поэтому предложил сосредоточить все внимание Рима на Средиземноморском регионе, в Северной Африке.
Но Муссолини настаивал: «Италия не может отсутствовать на новом фронте и должна активно участвовать в новой войне, – сообщил он своим министрам. Интересен тот факт, что дуче, как и многие другие западные политики, считали, что Германия победит быстро в ходе «молниеносной войны» и опасался, что итальянские части не успеют хоть немного повоевать. Согласие об отправке итальянских частей на Восточный фронт Берлин дал только 10 июля 1941 года. Для войны с СССР было создано специальное подразделение: «Экспедиционный итальянский корпус в России» (по итал. Corpo di Spedizione Italiano in Russia, CSIR). В его состав входили 3-и дивизий: 52-я автотранспортируемая пехотная дивизия «Торино»; 9-я автотранспортируемая пехотная дивизия «Пасубио» и 3-я подвижная дивизия «Имени принца Амедео, герцога д’Аосты» (иногда называют дивизия «Челере»). Слово «автотранспортируемая» означало тот факт, что вместо специальной армейской техники в дивизии использовались разнообразные гражданские автомобили. Автотранспортируемые дивизии состояли из 2-х пехотных полков и 1-го моторизованного артполка, плюс вспомогательные подразделения. В состав 3-й подвижной дивизии входили: 2 кавполка (3-й драгунский кавполк «Савойя», 5-й уланский кавполк «Наварра»), 1-н артиллерийский полк, 1-н полк берсальеров (с итал. bersaglieri — элитные стрелки, они были снабжены велосипедами и мотоциклами), танковая группа «Сан Джорджио» - на вооружении незначительное количество танкеток L3/35, лёгких танков Fiat L6/40 и противотанковых самоходных артиллерийских установок Semovente 47/32. В корпус также входили 63-й легион «Тальяменто» из т. н. «Добровольной милиции национальной безопасности» (их ещё называли «чернорубашечники»). Всего в корпусе было 62 тыс. человек (3 тыс. офицеров и 59 тыс. солдат), 5,5 тыс. моторных транспортных средств. Командовал корпусом генерал Джованни Мессе, сменивший заболевшего генерала Франческо Зингалеса.
Командующий Итальянским экспедиционным корпусом в России
генерал Джованни Мессе (второй справа) инспектирует транспортную часть дивизии "Торино".
Корпус прибыл на фронт в июле-августе 1941 года: сначала его передали под командование 11-й немецкой армии фон Шоберта, в середине августа включили в 1-ю танковую группу (потом армию) фон Клейста, ему итальянский корпус подчинялся до начала июня 1942 года, затем итальянские части передали в состав 17-й армии генерала Р. Руоффа. Воевал корпус на юге России – в Украине.
В войну части корпуса вступили в августе 1941 года – в составе 11-й армии пытался препятствовать отводу советских войск, которые находились между реками Южный Буг и Днестр. В составе танковой группы Клеста итальянцы участвовали в захвате города Сталино (ныне г. Донецк) и оккупации близлежащих городов Горловка и Орджоникидзе (ныне г. Енакиево). Некоторые подразделения корпуса участвовали в оккупации территории вокруг Одессы. Первоначально у итальянцев был высокий моральный дух – вермахт одерживал победу за победой, они были «победителями» в «лёгкой кампании». Но вскоре – к зиме, начался упадок боевого духа, стала ощущаться нехватка обмундирования, артиллерии, других вооружений. Снабжение шло через вермахт, который сам не был готов к длительной войне, поэтому итальянский корпус снабжали по остаточному принципу. В итоге итальянцы стали мародёрствовать, причём грабили даже немецкие склады. В отношении к местному населению, итальянцы были наиболее «толерантными», не были отмечены в зверствах, как немцы, венгры, румыны. Так генерал Мессе, даже создал свою квалификацию по зверству и имела следующую градацию жестокости к местному населению: «1-е место – русские белогвардейцы; 2-е место – немцы; 3-е место – румыны; 4-е место – финны; 5-е место – венгры; 6-е место – итальянцы».
Итальянские солдаты с прихожанами и священником на крыльце церкви.
Павлоград, осень-зима 1941 года.
Автор Самсонов Александр
мой дед как то воевал во время ВВ с итальянцами и говорил, что против немцем это были детишки по тактике и обороне.
ОтветитьУдалить