Посол Исламской Республики Иран в РФ Сейед Махмуд Реза САДЖАДИ: «Народы осознают, кто им друг, а кто враг»
Иран является важнейшим партнером России в Каспийском регионе и на Среднем Востоке в целом. США и их союзники в последнее время активно пытаются оказать давление на иранскую сторону с целью прекращения программы ядерных исследований. При этом отсутствие общепризнанных доказательств военной направленности программы, а также позиция России и Китая не позволяют Вашингтону мобилизовать для оправдания своих действий возможности ООН. Своим мнением о ситуации в этой сфере и о других проблемах региона с изданием «ВВП» поделился Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации Сейед Махмуд Реза САДЖАДИ.
– Ваше Превосходительство, политические и экономические отношения между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией динамично развиваются. Для наиболее полноценного развития сотрудничества необходимо, прежде всего, решение вопросов безопасности. Поэтому наш первый вопрос: какова, с точки зрения ИРИ, ситуация с безопасностью, в том числе ядерной, в регионе Среднего Востока?
– Я полагаю, что пока в нашем регионе присутствуют НАТО и западные страны, с обеспечением безопасности у нас будут проблемы. Поэтому благоприятные условия для сотрудничества наступят тогда, когда в регионе не будет никакого присутствия западных военных контингентов. Причина их присутствия заключается в том, что Запад хочет изменить ситуацию в регионе в целях обеспечения своих интересов. Яркий пример этому – то, что сделали американцы и коалиционные силы в Ираке и в Афганистане. Мы наблюдаем, что производство наркотиков в Афганистане с присутствием военных контингентов коалиционных сил увеличилось в сорок раз.
Поэтому мы считаем, что надо приложить не только двусторонние, но и многосторонние совместные усилия для вывода из региона сил иностранных государств. Их интересы несовместимы с интересами народов нашего региона. К счастью, в этом направлении удачно (до определенных пределов) развивались события в Египте, в Тунисе. Начались перемены в Йемене и в Бахрейне. Поражения американцев в Ираке и в Афганистане привели к тому, что западные страны покидают эти две страны.
И поэтому, невзирая на то что нынешняя ситуация является достаточно опасной, мы оцениваем перспективы положительно и в определенной мере считаем их обнадеживающими. Потому что народы нашего региона пробуждаются и осознают, кто им друг, а кто враг.
– В этой связи не могли бы вы прокомментировать положение дел в области сотрудничества в сфере мирного использования атомной энергии между Россией и Ираном?
– Запуск Бушерской АЭС не только показал высокий уровень взаимного доверия между нашими странами, но и одновременно определил новый этап нашего сотрудничества. Ведь согласно первоначальному проекту Бушерская АЭС должна была состоять из четырех энергоблоков по тысяче мегаватт. Но, опираясь на большой опыт «Росатома», мы очень надеемся, что договоримся относительно строительства второй очереди АЭС. Кроме того, были проведены очень плодотворные переговоры относительно сотрудничества в области радиационной медицины, что имеет важное гуманитарное значение.
Я исхожу из того, что специалисты Ирана и России сегодня понимают друг друга, причем очень хорошо понимают. Так что это очень хороший базовый капитал, очень хорошие возможности для развития нашего сотрудничества в мирном атоме.
– Ряд иностранных государств выступили с угрозами нанесения ударов по Исламской Республике Иран. Естественно, у наших читателей вызывает большой интерес вопрос, готов ли Иран отразить наступление в военном отношении?
– И Америка, и Израиль неоднократно угрожали нанести удар по Ирану. Но я полагаю, что военные специалисты в Америке достаточно квалифицированны, чтобы осознать последствия такого шага.
Видите ли, мы считаем, что начать военную акцию – это несложно. Но возникает вопрос, кто и как будет заканчивать войну. Ведь Ирак, иракский народ, за десять лет борьбы с оккупантами, можно сказать, сумел поставить Соединенные Штаты Америки на колени.
И поэтому нападение на Иран – страну гораздо более мощную, с гораздо более сплоченным народом – приведет к совсем другим последствиям для Америки. Есть поговорка: тому, кто живет в стеклянном доме, не следует бросать камни в других. Нападение на Иран может произойти по воле других стран, но завершение этой войны будет зависеть уже от воли Ирана. Я лично считаю, что американцы не так наивны, не так мало знают про Иран, чтобы допустить такой промах. Можно сказать, что степень невежества Америки не так велика, чтобы допустить такую войну.
– Последние сообщения свидетельствуют об интенсификации и потеплении отношений между Ираном и Россией, не только двусторонних, но и в рамках региональных организаций. В чем причины такой позитивной динамики?
– Региональное экономическое процветание зависит от политики государств региона, особенно наиболее сильных государств региона. Можно говорить о том, что размеры, масштабы и размах нашего сотрудничества потенциально безграничны.
Перед Ираном и Россией стоят общие вызовы, у нас есть общие угрозы в районе Средней Азии, в Ираке, Афганистане, в каспийской зоне, на Кавказе. Такие беды, как наркотики, терроризм, экстремизм, нанесли очень большой урон и нам и вам. И поэтому самым естественным образом мы можем и должны сотрудничать по всем фронтам, по всем направлениям политической, экономической, культурной жизни, а также в области безопасности.
– Не могли бы вы прокомментировать сообщения некоторых СМИ об уголовном деле, связанном с мошенничеством с использованием поддельных документов для получения кредита от иранских банков?
– Вы знаете, два года тому назад мир пережил финансовый и экономический кризис. Нам рассказывали, что его причина заключалась в некачественном финансовом и экономическом надзоре. Это происходило в условиях, когда во многих странах мира уже в течение двух столетий накоплен разносторонний банковский опыт. А наш опыт в этой части насчитывает только 32 года; естественно, наша финансовая система имеет и недостатки. «Способные» люди, «талантливые» люди не всегда применяют свои таланты в правильном направлении, иногда они проявляются и в таком искаженном, девиантном направлении.
Сейчас весь государственный механизм мобилизован и чтобы наказать нарушителей, и чтобы исправить недостатки финансово-экономической системы. Для обеспечения устойчивого, надежного экономического роста необходимо поправить кое-какие устаревшие нормы, поэтому иногда в ряд вопросов вмешивается правительство. В данном случае правительство как раз поддержало этого «талантливого» человека в его попытках получить кредит для строительства новых заводов, организации нового производства.
Он же злоупотребил доверием правительства. Всегда, во всех обществах бывают нарушители и нарушения. Важно то, кого поддерживает система или государственный строй – нарушителей или добропорядочных людей. Здесь нет никаких политических мотивов.
В этом деле выявилось много нарушителей закона. Некоторые арестованы, некоторые находятся за границей. Сейчас происходит расследование, а по итогам следствия будет проведен судебный процесс. Западные страны стремятся преувеличить масштаб того, что произошло в Иране. На самом деле, аналогичные ситуации очень часто происходят и в других странах. Это довольно пустые попытки очернить Иран; в западных странах – часто на уровне министров – такие сцены совершенно нередки. В эту историю вовлечено не правительство страны, а представители частного бизнеса.
– Ну, правительство правительством, а вот банки Ирана, они связаны со скандалом?
– Следствие еще не закончено. Что-то говорят про комиссионные органам надзора, этот «талантливый» представитель частного бизнеса (те, кто допускают нарушения, они вообще очень «способные») подвел начальника отделения банка (филиал коммерческого банка в городе Ахваз). Руководитель отделения гарантировал платежеспособность этого человека, и на основе этой гарантии он получил кредит в других банках. Видите ли, человек, который мог иметь платежеспособность для кредита в размере ста миллионов долларов, смог получить гораздо больше, около миллиарда. Причем получил он этот кредит по поддельным документам.
– Международные экономические и финансовые организации единодушно отмечают экономические успехи ИРИ. Однако информация о бюджетной сфере распространена в гораздо меньшей степени. Какова в Иране ситуация с государственными финансами?
– У нас в бюджетной сфере осуществлено очень важное с экономической и юридической точки зрения изменение. Мы сняли субсидирование в области энергоносителей и в области обеспечения питьевой водой и хлебом. Ранее правительство субсидировало для населения цены на бензин, газ и электроэнергию ежегодно в размере 100 млрд долларов, водоснабжение – 5 млрд долларов, хлеб – 2 млрд долларов.
Сейчас же правительство страны, исходя из принципов обеспечения социальной справедливости, пришло к выводу, что эти субсидии лучше убрать. Выгоды от них получали более богатые люди, которые больше потребляли. Естественно, это вызвало очень сильный экономический шок. В некоторых странах, когда удваивается цена на энергоносители, свергается правительство. А мы в семь раз увеличили стоимость бензина, в пять раз электроэнергии, а люди на площади не вышли.
У нас бюджет делится на две части: текущий бюджет и бюджет развития. В результате сокращения субсидий в текущем бюджете вырос профицит. Соответственно, вырос бюджет развития, который служит благоденствию иранского народа и экономическому развитию.
И поэтому если международные финансовые институты говорят о том, что иранская экономика развивается, то это идет от увеличения бюджета развития. А насколько иранская экономика и бюджет зависят от продажи нефти, у меня точной статистики сейчас нет, но я думаю где-то около 60%. Но 60 нефтяных процентов в этом году отличаются от 60% двухлетней давности, в том числе и потому, что увеличился бюджет развития. Ну и прямая экономия за счет отмены субсидирования – более 100 млрд долларов.
– А готов государственный бюджет к тому, что цены на нефть могут упасть?
– Мы пережили время, когда воевали с режимом, который поддерживал весь мир, а стоимость одного барреля нефти западные страны снизили тогда до 10 долларов. Так что мы имеем опыт тяжелой экономической ситуации и управления бюджетом. Справимся.
– Иран не только крупнейшая нефтедобывающая страна: здесь имеются и огромные запасы газа. Очень важный для нас вопрос – сотрудничество РФ и ИРИ в газовой области. В том числе и политические аспекты этого сотрудничества в условиях, когда в Европе и США хотят устроить передел мирового газового рынка.
– Это стратегический вопрос, требующий более подробных и целенаправленных консультаций между Ираном и Россией. В этой части мы уже начали кое-какое сотрудничество, полтора года назад была подписана дорожная карта между соответствующими ведомствами двух стран. Увы, на практике эти консультации не получили того размаха, который ожидался.
Надо отметить, что у иранской стороны есть заинтересованность в этом. Нам кажется, что свидетельством роста заинтересованности России является появление нового человека в качестве руководителя российской части рабочей группы по энергетике. Это господин Дан Беленький – заместитель министра энергетики России. Эта рабочая группа играет важную роль в организации деятельности по дорожной карте, но, к сожалению, около года ее заседания не проводились. Сейчас иранская сторона, министр нефти Ирана выразил свою готовность к проведению очередной встречи рабочей группы в Тегеране.
– Когда?
– Стороны договорятся.
– И в этой же связи еще один вопрос: Россия и Иран – активные участники Форума стран – экспортеров газа. Совсем недавно состоялся саммит в Дохе. Создается впечатление, что между Россией и Ираном больше понимания по некоторым политическим вопросам, чем между Россией и Катаром или Ираном и Катаром.
– Безусловно. Оценки Ирана и России по многим вопросам международного и регионального масштаба либо совпадают, либо схожи. Однако ряд чисто экономических вопросов в России тесно связан с вопросами политическими. И мы очень часто видим, что во многих экономических вопросах пока нет политического подтверждения сверху, нет никаких подвижек. В то же время мы понимаем, что у РФ очень много международных обязательств, и поэтому в нашем двустороннем сотрудничестве у России нет той степени гибкости, которая есть у нас.
– Каковы перспективы торгово-экономического сотрудничества между Ираном и Россией, включая инвестиционные вопросы?
– В конце ноября прошла конференция по возможностям инвестирования в иранскую экономику, мы пригласили представителей российских компаний. А когда соответствующие конференции проводятся в России, мы приглашаем представителей частного бизнеса Ирана. Пока из-за недостаточной информированности инвесторов – как иранских, так и российских – солидных проектов еще нет. Но, разумеется, налицо очень много сфер для инвестиций.
У иранской стороны имеется стремление к росту экономического сотрудничества. Но надо признать, что Россия старается улучшать и исправлять свои отношения с Западом, у которого отношения с Ираном сложные, поэтому Москва двигается в сторону Тегерана осторожно и с опаской не испортить свои отношения с Западом. Но фактом является то, что у Запада есть определенная постоянная стратегия по отношению к России, и поэтому он хочет обуздать отношения России с Ираном.
– Как Россия и Иран сотрудничают по вопросам Каспийского моря, включая транспортные и экологические вопросы?
– В некоторых вопросах идет очень гладкое и целенаправленное сотрудничество, например в области морского транспорта, что связано с деятельностью российского Федерального агентства морского и речного транспорта, уделяющего внимание этому вопросу. Но, например, в области рыбного промысла сотрудничество развивается недостаточно, потому что на рыбное хозяйство в России смотрят несколько свысока. И поэтому отношения в области рыбного промысла, рыбного хозяйства холодные и неактивные. Недавно в Россию был приглашен заместитель министра, руководитель иранского рыбного хозяйства, а когда он приехал в Москву, ему сообщили, что руководитель принимающей стороны отсутствует в городе, его заместитель есть, но занят, и в итоге к встрече с заместителем министра Ирана был готов только советник заместителя руководителя рыбного хозяйства России. Это не очень профессиональный подход.
Я полагаю, что экономическое сотрудничество естественно улучшает, углубляет взаимопонимание двух сторон. В настоящее время дверь экономического сотрудничества с Ираном приоткрыта. Не совсем открыта – приоткрыта. Мы, например, не получаем, к сожалению, необходимых банковских услуг от российских банков, хотя эти услуги не имеют никакого отношения к санкциям. Слишком там осторожничают, говорят, что у них нет санкции или подтверждения Центрального банка.
Первый вице-президент Исламской Республики Иран Мохаммед Реза Рахими является представителем президента Ирана по развитию экономического сотрудничества с Россией. Если господин Путин создаст более благоприятные условия для общения, тогда уровень нашего экономического сотрудничества, несомненно, возрастет, ведь именно господин Рахими отвечал за развитие наших отношений с Китаем, в рамках которых товарооборот вырос с 3 млрд долларов до 40 млрд. И, например, с Турцией – в результате его деятельности объем торгового оборота тоже увеличился в пять раз.
– Дипломатия – это в очень большой степени искусство. И, конечно, то улучшение отношений между Ираном и Россией, которое мы видим, связано с объективными моментами, но важную роль играют и личные качества посла. Нам хотелось бы поздравить Ваше Превосходительство с успешной деятельностью: как говорят в России, у каждой победы и у каждого поражения есть фамилия, имя и отчество.
– Русские говорят правильно. Но в этом контексте мне бы очень хотелось того, чтобы сбылись ваши слова о дальнейшем улучшении отношений, а не того, чтобы была отмечена и моя роль в этом. Может быть, я сыграл роль в публичном общении между нашими двумя народами, но, что касается сближения наших двух государств, они имели другие, более веские и объективные причины.
Источник
Иран является важнейшим партнером России в Каспийском регионе и на Среднем Востоке в целом. США и их союзники в последнее время активно пытаются оказать давление на иранскую сторону с целью прекращения программы ядерных исследований. При этом отсутствие общепризнанных доказательств военной направленности программы, а также позиция России и Китая не позволяют Вашингтону мобилизовать для оправдания своих действий возможности ООН. Своим мнением о ситуации в этой сфере и о других проблемах региона с изданием «ВВП» поделился Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации Сейед Махмуд Реза САДЖАДИ.
– Ваше Превосходительство, политические и экономические отношения между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией динамично развиваются. Для наиболее полноценного развития сотрудничества необходимо, прежде всего, решение вопросов безопасности. Поэтому наш первый вопрос: какова, с точки зрения ИРИ, ситуация с безопасностью, в том числе ядерной, в регионе Среднего Востока?
– Я полагаю, что пока в нашем регионе присутствуют НАТО и западные страны, с обеспечением безопасности у нас будут проблемы. Поэтому благоприятные условия для сотрудничества наступят тогда, когда в регионе не будет никакого присутствия западных военных контингентов. Причина их присутствия заключается в том, что Запад хочет изменить ситуацию в регионе в целях обеспечения своих интересов. Яркий пример этому – то, что сделали американцы и коалиционные силы в Ираке и в Афганистане. Мы наблюдаем, что производство наркотиков в Афганистане с присутствием военных контингентов коалиционных сил увеличилось в сорок раз.
Поэтому мы считаем, что надо приложить не только двусторонние, но и многосторонние совместные усилия для вывода из региона сил иностранных государств. Их интересы несовместимы с интересами народов нашего региона. К счастью, в этом направлении удачно (до определенных пределов) развивались события в Египте, в Тунисе. Начались перемены в Йемене и в Бахрейне. Поражения американцев в Ираке и в Афганистане привели к тому, что западные страны покидают эти две страны.
И поэтому, невзирая на то что нынешняя ситуация является достаточно опасной, мы оцениваем перспективы положительно и в определенной мере считаем их обнадеживающими. Потому что народы нашего региона пробуждаются и осознают, кто им друг, а кто враг.
– В этой связи не могли бы вы прокомментировать положение дел в области сотрудничества в сфере мирного использования атомной энергии между Россией и Ираном?
– Запуск Бушерской АЭС не только показал высокий уровень взаимного доверия между нашими странами, но и одновременно определил новый этап нашего сотрудничества. Ведь согласно первоначальному проекту Бушерская АЭС должна была состоять из четырех энергоблоков по тысяче мегаватт. Но, опираясь на большой опыт «Росатома», мы очень надеемся, что договоримся относительно строительства второй очереди АЭС. Кроме того, были проведены очень плодотворные переговоры относительно сотрудничества в области радиационной медицины, что имеет важное гуманитарное значение.
Я исхожу из того, что специалисты Ирана и России сегодня понимают друг друга, причем очень хорошо понимают. Так что это очень хороший базовый капитал, очень хорошие возможности для развития нашего сотрудничества в мирном атоме.
– Ряд иностранных государств выступили с угрозами нанесения ударов по Исламской Республике Иран. Естественно, у наших читателей вызывает большой интерес вопрос, готов ли Иран отразить наступление в военном отношении?
– И Америка, и Израиль неоднократно угрожали нанести удар по Ирану. Но я полагаю, что военные специалисты в Америке достаточно квалифицированны, чтобы осознать последствия такого шага.
Видите ли, мы считаем, что начать военную акцию – это несложно. Но возникает вопрос, кто и как будет заканчивать войну. Ведь Ирак, иракский народ, за десять лет борьбы с оккупантами, можно сказать, сумел поставить Соединенные Штаты Америки на колени.
И поэтому нападение на Иран – страну гораздо более мощную, с гораздо более сплоченным народом – приведет к совсем другим последствиям для Америки. Есть поговорка: тому, кто живет в стеклянном доме, не следует бросать камни в других. Нападение на Иран может произойти по воле других стран, но завершение этой войны будет зависеть уже от воли Ирана. Я лично считаю, что американцы не так наивны, не так мало знают про Иран, чтобы допустить такой промах. Можно сказать, что степень невежества Америки не так велика, чтобы допустить такую войну.
– Последние сообщения свидетельствуют об интенсификации и потеплении отношений между Ираном и Россией, не только двусторонних, но и в рамках региональных организаций. В чем причины такой позитивной динамики?
– Региональное экономическое процветание зависит от политики государств региона, особенно наиболее сильных государств региона. Можно говорить о том, что размеры, масштабы и размах нашего сотрудничества потенциально безграничны.
Перед Ираном и Россией стоят общие вызовы, у нас есть общие угрозы в районе Средней Азии, в Ираке, Афганистане, в каспийской зоне, на Кавказе. Такие беды, как наркотики, терроризм, экстремизм, нанесли очень большой урон и нам и вам. И поэтому самым естественным образом мы можем и должны сотрудничать по всем фронтам, по всем направлениям политической, экономической, культурной жизни, а также в области безопасности.
– Не могли бы вы прокомментировать сообщения некоторых СМИ об уголовном деле, связанном с мошенничеством с использованием поддельных документов для получения кредита от иранских банков?
– Вы знаете, два года тому назад мир пережил финансовый и экономический кризис. Нам рассказывали, что его причина заключалась в некачественном финансовом и экономическом надзоре. Это происходило в условиях, когда во многих странах мира уже в течение двух столетий накоплен разносторонний банковский опыт. А наш опыт в этой части насчитывает только 32 года; естественно, наша финансовая система имеет и недостатки. «Способные» люди, «талантливые» люди не всегда применяют свои таланты в правильном направлении, иногда они проявляются и в таком искаженном, девиантном направлении.
Сейчас весь государственный механизм мобилизован и чтобы наказать нарушителей, и чтобы исправить недостатки финансово-экономической системы. Для обеспечения устойчивого, надежного экономического роста необходимо поправить кое-какие устаревшие нормы, поэтому иногда в ряд вопросов вмешивается правительство. В данном случае правительство как раз поддержало этого «талантливого» человека в его попытках получить кредит для строительства новых заводов, организации нового производства.
Он же злоупотребил доверием правительства. Всегда, во всех обществах бывают нарушители и нарушения. Важно то, кого поддерживает система или государственный строй – нарушителей или добропорядочных людей. Здесь нет никаких политических мотивов.
В этом деле выявилось много нарушителей закона. Некоторые арестованы, некоторые находятся за границей. Сейчас происходит расследование, а по итогам следствия будет проведен судебный процесс. Западные страны стремятся преувеличить масштаб того, что произошло в Иране. На самом деле, аналогичные ситуации очень часто происходят и в других странах. Это довольно пустые попытки очернить Иран; в западных странах – часто на уровне министров – такие сцены совершенно нередки. В эту историю вовлечено не правительство страны, а представители частного бизнеса.
– Ну, правительство правительством, а вот банки Ирана, они связаны со скандалом?
– Следствие еще не закончено. Что-то говорят про комиссионные органам надзора, этот «талантливый» представитель частного бизнеса (те, кто допускают нарушения, они вообще очень «способные») подвел начальника отделения банка (филиал коммерческого банка в городе Ахваз). Руководитель отделения гарантировал платежеспособность этого человека, и на основе этой гарантии он получил кредит в других банках. Видите ли, человек, который мог иметь платежеспособность для кредита в размере ста миллионов долларов, смог получить гораздо больше, около миллиарда. Причем получил он этот кредит по поддельным документам.
– Международные экономические и финансовые организации единодушно отмечают экономические успехи ИРИ. Однако информация о бюджетной сфере распространена в гораздо меньшей степени. Какова в Иране ситуация с государственными финансами?
– У нас в бюджетной сфере осуществлено очень важное с экономической и юридической точки зрения изменение. Мы сняли субсидирование в области энергоносителей и в области обеспечения питьевой водой и хлебом. Ранее правительство субсидировало для населения цены на бензин, газ и электроэнергию ежегодно в размере 100 млрд долларов, водоснабжение – 5 млрд долларов, хлеб – 2 млрд долларов.
Сейчас же правительство страны, исходя из принципов обеспечения социальной справедливости, пришло к выводу, что эти субсидии лучше убрать. Выгоды от них получали более богатые люди, которые больше потребляли. Естественно, это вызвало очень сильный экономический шок. В некоторых странах, когда удваивается цена на энергоносители, свергается правительство. А мы в семь раз увеличили стоимость бензина, в пять раз электроэнергии, а люди на площади не вышли.
У нас бюджет делится на две части: текущий бюджет и бюджет развития. В результате сокращения субсидий в текущем бюджете вырос профицит. Соответственно, вырос бюджет развития, который служит благоденствию иранского народа и экономическому развитию.
И поэтому если международные финансовые институты говорят о том, что иранская экономика развивается, то это идет от увеличения бюджета развития. А насколько иранская экономика и бюджет зависят от продажи нефти, у меня точной статистики сейчас нет, но я думаю где-то около 60%. Но 60 нефтяных процентов в этом году отличаются от 60% двухлетней давности, в том числе и потому, что увеличился бюджет развития. Ну и прямая экономия за счет отмены субсидирования – более 100 млрд долларов.
– А готов государственный бюджет к тому, что цены на нефть могут упасть?
– Мы пережили время, когда воевали с режимом, который поддерживал весь мир, а стоимость одного барреля нефти западные страны снизили тогда до 10 долларов. Так что мы имеем опыт тяжелой экономической ситуации и управления бюджетом. Справимся.
– Иран не только крупнейшая нефтедобывающая страна: здесь имеются и огромные запасы газа. Очень важный для нас вопрос – сотрудничество РФ и ИРИ в газовой области. В том числе и политические аспекты этого сотрудничества в условиях, когда в Европе и США хотят устроить передел мирового газового рынка.
– Это стратегический вопрос, требующий более подробных и целенаправленных консультаций между Ираном и Россией. В этой части мы уже начали кое-какое сотрудничество, полтора года назад была подписана дорожная карта между соответствующими ведомствами двух стран. Увы, на практике эти консультации не получили того размаха, который ожидался.
Надо отметить, что у иранской стороны есть заинтересованность в этом. Нам кажется, что свидетельством роста заинтересованности России является появление нового человека в качестве руководителя российской части рабочей группы по энергетике. Это господин Дан Беленький – заместитель министра энергетики России. Эта рабочая группа играет важную роль в организации деятельности по дорожной карте, но, к сожалению, около года ее заседания не проводились. Сейчас иранская сторона, министр нефти Ирана выразил свою готовность к проведению очередной встречи рабочей группы в Тегеране.
– Когда?
– Стороны договорятся.
– И в этой же связи еще один вопрос: Россия и Иран – активные участники Форума стран – экспортеров газа. Совсем недавно состоялся саммит в Дохе. Создается впечатление, что между Россией и Ираном больше понимания по некоторым политическим вопросам, чем между Россией и Катаром или Ираном и Катаром.
– Безусловно. Оценки Ирана и России по многим вопросам международного и регионального масштаба либо совпадают, либо схожи. Однако ряд чисто экономических вопросов в России тесно связан с вопросами политическими. И мы очень часто видим, что во многих экономических вопросах пока нет политического подтверждения сверху, нет никаких подвижек. В то же время мы понимаем, что у РФ очень много международных обязательств, и поэтому в нашем двустороннем сотрудничестве у России нет той степени гибкости, которая есть у нас.
– Каковы перспективы торгово-экономического сотрудничества между Ираном и Россией, включая инвестиционные вопросы?
– В конце ноября прошла конференция по возможностям инвестирования в иранскую экономику, мы пригласили представителей российских компаний. А когда соответствующие конференции проводятся в России, мы приглашаем представителей частного бизнеса Ирана. Пока из-за недостаточной информированности инвесторов – как иранских, так и российских – солидных проектов еще нет. Но, разумеется, налицо очень много сфер для инвестиций.
У иранской стороны имеется стремление к росту экономического сотрудничества. Но надо признать, что Россия старается улучшать и исправлять свои отношения с Западом, у которого отношения с Ираном сложные, поэтому Москва двигается в сторону Тегерана осторожно и с опаской не испортить свои отношения с Западом. Но фактом является то, что у Запада есть определенная постоянная стратегия по отношению к России, и поэтому он хочет обуздать отношения России с Ираном.
– Как Россия и Иран сотрудничают по вопросам Каспийского моря, включая транспортные и экологические вопросы?
– В некоторых вопросах идет очень гладкое и целенаправленное сотрудничество, например в области морского транспорта, что связано с деятельностью российского Федерального агентства морского и речного транспорта, уделяющего внимание этому вопросу. Но, например, в области рыбного промысла сотрудничество развивается недостаточно, потому что на рыбное хозяйство в России смотрят несколько свысока. И поэтому отношения в области рыбного промысла, рыбного хозяйства холодные и неактивные. Недавно в Россию был приглашен заместитель министра, руководитель иранского рыбного хозяйства, а когда он приехал в Москву, ему сообщили, что руководитель принимающей стороны отсутствует в городе, его заместитель есть, но занят, и в итоге к встрече с заместителем министра Ирана был готов только советник заместителя руководителя рыбного хозяйства России. Это не очень профессиональный подход.
Я полагаю, что экономическое сотрудничество естественно улучшает, углубляет взаимопонимание двух сторон. В настоящее время дверь экономического сотрудничества с Ираном приоткрыта. Не совсем открыта – приоткрыта. Мы, например, не получаем, к сожалению, необходимых банковских услуг от российских банков, хотя эти услуги не имеют никакого отношения к санкциям. Слишком там осторожничают, говорят, что у них нет санкции или подтверждения Центрального банка.
Первый вице-президент Исламской Республики Иран Мохаммед Реза Рахими является представителем президента Ирана по развитию экономического сотрудничества с Россией. Если господин Путин создаст более благоприятные условия для общения, тогда уровень нашего экономического сотрудничества, несомненно, возрастет, ведь именно господин Рахими отвечал за развитие наших отношений с Китаем, в рамках которых товарооборот вырос с 3 млрд долларов до 40 млрд. И, например, с Турцией – в результате его деятельности объем торгового оборота тоже увеличился в пять раз.
– Дипломатия – это в очень большой степени искусство. И, конечно, то улучшение отношений между Ираном и Россией, которое мы видим, связано с объективными моментами, но важную роль играют и личные качества посла. Нам хотелось бы поздравить Ваше Превосходительство с успешной деятельностью: как говорят в России, у каждой победы и у каждого поражения есть фамилия, имя и отчество.
– Русские говорят правильно. Но в этом контексте мне бы очень хотелось того, чтобы сбылись ваши слова о дальнейшем улучшении отношений, а не того, чтобы была отмечена и моя роль в этом. Может быть, я сыграл роль в публичном общении между нашими двумя народами, но, что касается сближения наших двух государств, они имели другие, более веские и объективные причины.
Источник
0 comments :
Отправить комментарий
Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".
Тэги, допустимые в комментариях