Меню блога

25 июля 2011 г.

За коррупцию - смертную казнь!


Эксперты не считают идею ротации чиновников разумной мерой
Виктор Мартынюк
Тема борьбы с коррупцией в рядах российских чиновников уже давно стала неким общим местом, а разговоры о ней постепенно превратились в ритуал, исполнение которого обязательно в любом приличном обществе. Однако эта самая церемониальность пока что не идет, увы, во благо самому процессу борьбы. За болтовней разной степени шумности нет-нет да и посадят пару-тройку неудачников...

Потому градус было решено накалить дополнительно. И вот в Думу торжественно внесли законопроект, предусматривающий ни много ни мало тотальную ротацию региональных чиновников. Теперь, каких бы семи пядей во лбу ты ни был, тебя попросят с насиженного места спустя несколько лет (от трех до пяти – в зависимости от важности исполняемых функций). Именно так предполагается поступать с пухлым бюрократическим аппаратом в случае превращения законопроекта в закон.
Замысел авторов данной меры, в принципе, незатейлив: чиновника предполагается постоянно держать «на коротком поводке». Лишь только принял дела, вошел в курс всего, осознал все схемы, и вот уже – самое время начать всерьез «дружить» с местной элитой... но тут тебя снимают (не за что-то, а именно по закону!) и направляют на другую работу. И все начинается снова. Авторам законопроекта в этом «круговороте», судя по всему, вполне искренне видится настоящая панацея от хронических заболеваний отечественной бюрократии.
Предполагается, что уже с 2013 года данный механизм начнет действовать в отношении госслужащих в территориальных органах власти. В их числе – Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная службы по надзору в сфере транспорта и другие. При этом для чиновников будут установлены госгарантии, включающие в себя в т. ч. и обеспечение жильем по месту работы: на эти цели планируется тратить ежегодно по 322,5 млн руб.
Стоит обратить внимание на то, что механизмы ротации для рядовых чиновников и их руководителей предусмотрены совершенно разные. Так, в предложенном законопроекте указано, что президент и премьер-министр должны издать свои перечни ротируемых должностей – по ведомствам, которые находятся в их непосредственном подчинении (в случае с президентом это, например, все силовые ведомства). Уже можно предвидеть, что такая разительная дифференциация на «тех» и «этих» породит множество самых конспирологических толкований и гарантированно обеспечит определенную живость впавшему в усталый послевыборный штиль политическому процессу.
Перспективу избавления российской чиновничьей братии от коррупции в свете внесенного законопроекта о ротации кадров для KM.RU прокомментировал генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин:
– Систему ротации чиновников придумали достаточно давно, и особенно на ее эффективности настаивал в свое время бывший глава Минобороны Сергей Иванов, который предлагал ограничивать срок пребывания на должности военных чинов тремя годами. Но если в военном ведомстве эта мера выглядит вполне логично и нормально, то для российских чиновников она видится мне довольно бессмысленной. Если военный не привязан к дому, жилье у него, как правило, казенное, то гражданский чиновник привязан к месту работы по месту жительства. И фактически такая ротация представляет собой обычное тасование одной и той же карточной колоды. Смысла в этом нет, поскольку чиновник, переходя на другую должность, переносит с собой и все свои коррупционные связи.
Кроме того, для обеспечения процесса ротации потребуется создавать специальный орган, т. е. мы имеем дело с попыткой в очередной раз увеличить поголовье чиновников. Потому что для того, чтобы следить за ротацией чиновников, по всей России потребуются значительные ресурсы, так что неминуемо будет создана отдельная структура с хорошими полномочиями и хорошим же бюджетом. Т. е. принятие данного законопроекта выльется в значительное увеличение численности чиновников. Это, само собой, ляжет дополнительной нагрузкой на бюджет, увеличив его дефицит. Может быть, просто стоит их сажать? Меры действеннее, чем неотвратимость наказания, еще не придумали. И не надо бояться, что это повлечет за собой какую-то их дискредитацию. Российские чиновники дискредитированы настолько, что дальше уже некуда. Как говорил как-то наш премьер, если где-то есть мохнатая лапа, которая гребет, – надо эту лапу отрубать. А не перемещать ее по горизонтали и вертикали.
В свою очередь, председатель Народного собрания России и внучатый племянник поэта Михаил Лермонтов, согласившись с тем, что лучшей мерой для проштрафившегося чиновника станет неотвратимость наказания, отметил, что возмездие тут должно быть самым строгим:
– Я считаю, что нужно не просто сажать, но и вводить самые строгие меры наказания, вплоть до смертной казни, за коррупцию и за нарушение интересов нации. Любое коррупционное действие является прежде всего предательством своего народа, и любое предательство должно расцениваться по законам военного времени. Если уж паникеров расстреливают, то предателей и подавно нужно. С моей точки зрения, любое предательство интересов народа достойно применения самых жестких и даже жестоких мер пресечения. В нашей нынешней ситуации особенно актуальным становится вопрос о диктатуре национальных интересов.
Ситуация, с моей точки зрения, выглядит катастрофичной. Чиновники должны отчитываться не только о доходах, но и, что даже важнее, о своих расходах. И это должно быть так или иначе стать частью антикоррупционного механизма – возможно, в рамках этой ротации, если уж ее собрались все же вводить. Однако эта мера, на мой взгляд, совершенно неэффективна, потому что бюрократ – как бы критично ни относиться к этому слову – это профессия. И быть профессиональным бюрократом сложнее, пожалуй, чем быть профессиональным рабочим или другим специалистом. Бюрократия – это очень долгая школа исполнения функций управления, тем более если мы хотим действительно достичь некоей слаженной системы осуществления определенных действий в рамках нынешнего властного механизма.
Поэтому менять человека, который только приспосабливается и учится быть профессиональным бюрократом (т. е. исполнять свои прямые обязанности), совершенно неразумно (мы тут не говорим, например, о двух президентских сроках или о сроке созыва Госдумы). Но если власть не в состоянии обеспечивать борьбу с коррупцией и избегать своей зависимости от интересов олигархии, то, конечно, можно придумывать различные самые нелепые способы борьбы с этими явлениями, тем самым еще дальше загоняя саму проблему... Данное решение о введении системы ротации чиновничьих кадров показывает, на мой взгляд, неспособность власти решать проблемы комплексно.
Источник: KMnews

0 comments :

Отправить комментарий

Для того, чтобы ответить кому-либо, нажимайте кнопку под автором "Ответить". Дополнительные команды для комментария смотрите наведя мышку на надпись внизу формы комментариев "Теги, допустимые в комментариях".

Тэги, допустимые в комментариях